Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности реализации политики устойчивого развития в Норвегии

Первая Национальная стратегия устойчивого развития Норвегии была принята правительством в 2002 г. и в 2004 г. введена в политический курс как Национальный план устойчивого развития. Обновленный вариант стратегии был представлен норвежскому парламенту в 2008 году в качестве части Национального бюджета, после чего ежегодно расходы на устойчивое развитие составляют отдельную статью бюджета. Последнее обновление стратегии произошло в 2011 г. в процессе совместной работы правительства, муниципалитетов, неправительственных организаций и коммерческих компаний.[64]

Изначально стратегия структурно была разделена на 5 частей. В первой части отмечается, что в понимании Норвегии устойчивое развитие интерпретируется аналогично определению, данному Брундтландской комиссией, а так же обрисовывается общий ряд документов, положивших основу стратегии, к которым относятся Повестка дня на 21 век, Цели развития тысячелетия, Стратегия устойчивого развития северных стран, а также ряд отдельных договоров. Кроме того, указывается, что стратегия была разработана при широком участии муниципалитетов, саамского парламента, общественных деятелей и коммерческих организаторов. Во втором разделе прописываются главные цели Норвегии в области устойчивого развития в рамках общей перспективы достижения устойчивого развития в области охраны окружающей среды, в экономической и социальной сферах, к которым относятся международное сотрудничество в целях продвижения устойчивого развития; стабильное экономическое развитие с упором на здоровое развитие окружающей среды; личная безопасность и развитие; эффективная, в том числе с точки зрения затрат, защита окружающей среды; развитие системы долгосрочного управления природными ресурсами. Третий раздел, “Статус, тенденции и проблемы” посвящен анализу состояния устойчивого развития в Норвегии и в мире: в частности, рассматриваются процессы, происходящие в рамках реализации Повестки дня на 21 век, а также на пространстве Европы, северных стран и территорий, расположенных в непосредственной близости к северному региону. Кроме того, в данном разделе кратко описывается состояние экономической системы Норвегии, процессов, связанных с вопросами личностной безопасности, окружающей среды и в области управления природными ресурсами, а также перечисляются основные проблемы, с которыми сталкивается страна при решении данных вопросов. В четвертом разделе, “Действие на долгосрочную перспективу”, раскрываются основные методы и уровни реализации политики устойчивого развития. Здесь же указывается, что для измерения эффективности стратегии устойчивого развития будет применяться группа из 17 показателей, на основе которых публикуются ежегодные отчеты и анализируется состояние окружающей среды, а также исследуются факторы, которые приводят к изменениям в обществе. Общая система оценки стратегии основана на так называемом “подходе капитала”, в центре которой находится концепция “национального благополучия” в широком смысле.

Однако в новом варианте стратегии представлен несколько измененный набор целей устойчивого развития. С 2011 г. к ним относятся международное сотрудничество в области устойчивого развития и борьба с бедностью; борьба с изменением климата, озоновыми дырами и трансграничным загрязнением атмосферы; сохранение биоразнообразия и культурного наследия; рациональное использование природных ресурсов; борьба с выбросами опасных отравляющих веществ; устойчивое экономическое и социальное развитие; защита саами в процессе управления ресурсами и реализации мер по защите окружающей среды.

Институциональная среда, обеспечивающая проведение политики устойчивого развития, развита относительно слабо. В 1992 г. была учреждена Национальная комиссия по устойчивому развитию, также сформирован Комитет по вопросам международного сотрудничества в области ораны окружающей среды, но оба органа прекратили свою деятельность к 1995 г.[65] На данный момент в структуре Министерства финансов функционирует секретариат, который отвечает за реализацию политики устойчивого развития, как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества. Для проведения оценки результатов стратегии, как правило, приглашаются внешние эксперты: так, в 2007 г. в разработке новой стратегии принимала участие шведская экспертная группа при поддержке представителя по торговле и помощи из Уганды.[66]

Реализация принципов устойчивого развития на региональном и локальном уровнях до 2010 г. достигалась через структуру “Важные муниципалитеты” (“Vital municipalities”), охватывающую почти половину муниципалитетов и представляющую собой соглашение о сотрудничестве между Национальной ассоциацией местных и региональных властей Норвегии и Министерством окружающей среды.[67] Кроме того, с 2007 г. действует дополнительное соглашение под названием “Green Energy Municipalities” между правительством, представленным Министерством местного самоуправления и регионального развития, Министерством нефти и энергетики и Министерством окружающей среды, 21 муниципалитетом и 1 округом, направленное на повышение эффективности использования энергии и защиту окружающей среды, в частности снижение выбросов парниковых газов в атмосферу.[68]

Все 19 округов Норвегии были одними из первых в мире, присоединившихся к инициативе Локальной повестки 21; некоторые из них, в том числе Нурланн и Акерсхус, также разработали местные повестки и стратегии на уровне округа. Кроме того, около 70% муниципалитетов подписало Фредрикстадскую декларацию, фактически заменившую собой Местную повестку 21. В основном, процессы реализации местных повесток были заморожены после закрытия национальных программ поддержки в 2001 г.[69]

В целом, существует сеть партнерства внутри бизнес-сектора, образовательных учреждений, неправительственных организаций, а также платформы для обмена опытом и образовательных процессов, как на национальном, так и на местном уровне, но до сих пор она мало формализована и представляет собой скорее сеть индивидуальных соглашений и связей, чем последовательную политику правительства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...