Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА ДАЕТ ЖИЗНЬ ИСТИННУЮ

 

Общее изложение главы пятой.

И Иисусу жалко было людей за то, что они погибают, не зная того, в чем

истинная жизнь, и мечутся и мучаются, сами не зная зачем, как заброшенные

овцы без пастуха. И Иисус говорит людям: вы все заботитесь о плотском благе,

заложились в такой воз, какой вам не свезти, и надели на себя ярмо такое,

какое не по вас сделано. Поймите мое учение, следуйте ему, и вы узнаете

покой и радость в жизни. Я даю вам другое ярмо и другой воз -- жизнь

духовную. Запрягитесь в нее, и вы научитесь от меня спокойствию и

блаженству. Надо быть смирным и кротким сердцем и найдете блаженство в жизни

вашей. Потому что мое учение -- это ярмо для вас сделано, и исполнение моего

учения -- это воз легкий, по вашим силам. И Иисус ходил по городам и селам и

всех учил блаженству жизни по воле Божией. Потом он выбрал из своих близких

70 человек и послал их в те места, где хотел сам побывать.

Он сказал им: много людей не знают блага настоящей жизни, всех мне

жалко и всех желаю научить, но как хозяина не хватает на жатву своего поля,

так и я не успею. Идите вы по разным городам и везде разглашайте пришествие

Бога и закон Бога. Говорите, что для блаженства нужно быть бродягой, что

закон весь в пяти правилах против зла: 1) не сердиться; 2) не распутничать;

3) не присягать, не обещаться ни в чем; 4) не противиться злу, не судиться;

и 5) не делать различия между людьми и считать ни во что царей и царства. И

потому во всем сами исполняйте эти правила. Первее всего будьте нищие,

бродяги, ничего не берите с собою: ни мешка, ни хлеба, ни денег. Только

платье на теле да обувь. Вы разглашаете

(стр.119)

 

 

блаженство нищих, и потому прежде всего сами будьте примером нищенства.

Не выбирайте хозяев, куда вам заходить, а в какой первый придете дом, в том

и оставайтесь. Когда придете в дом, поздоровайтесь с хозяевами. Если примут

вас -- ладно, а не примут, уйдите в другой. За то, что вы будете говорить,

вас возненавидят и будут на вас нападать и гонять. И когда выгонят, вы идите

в другую деревню, а из той выгонят, идите еще в другую. Будут вас гонять,

как волки гоняют овец, но вы не робейте и не слабейте до последнего часа. И

будут на суды водить вас и судить, и будут сечь вас, и будут водить вас к

начальникам, чтобы вы оправдывались перед ними. И когда вас будут водить на

суды, вы не робейте и не придумывайте, что вам сказать. Дух Божий скажет в

вас, что нужно сказать. Не обойдете еще всех городов, как уже поймут люди

ваше учение и обратятся к нему.

Так и не бойтесь; то, что скрыто в душах людей, то выйдет наружу. То,

что вы скажете двоим или троим, то разойдется между тысячами. А главное, не

бойтесь тех, которые могут убить ваше тело. Ну что ж, убьют ваше тело,

душам-то вашим они ничего не могут сделать. Так и не бойтесь их. А бойтесь

того, чтобы не уничтожились тела и души, если вы отступите от закона, вот

чего бойтесь.

За копейку пять воробьев отдают, а и те не помрут без воли Божией. И

волос с головы не падет без воли Божией, так чего же вам бояться, если вы в

воле Божией? Кто перед людьми будет заодно с волей Божией, с тем и будет

Бог; а кто перед людьми откажется от воли Божией, от того откажется и Бог. В

мое учение, о том, что нужно быть нищим, бродягой, не сердиться, не

распутничать, не клясться, не судить и не судиться, не воевать -- все не

поверят. А те, кто не поверят, возненавидят его потому, что оно лишает того,

что они любят, и сделается раздор.

Учение мое как огонь запалит мир. И оттого должен сделаться раздор в

мире. Сделается раздор в каждом доме. Отец с сыном, мать с дочерью и

семейные сделаются ненавистниками того, кто поймет мое учение. И будут

убивать их. Потому что тот, кто поймет мое учение, для того не будет ничего

значить ни отец, ни мать, ни жена, ни дети, ни все его имущество. Кому отец

или мать дороже моего учения, тот не понял учения. Кто на всякий раз не

готов на всякие мучения плоти, тот не мой ученик. Тот, кто будет заботиться

об этой плотской жизни, тот погубит истинную жизнь, а кто погубит эту

плотскую жизнь по моему учению, тот спасет свою жизнь.

Семьдесят учеников пошли по городам и селам и сделали то, что велел

Иисус. Когда они вернулись, то с радостью сказали Иисусу: бесовское учение о

гневе, прелюбодеянии, клятве, судах, войнах -- везде уступает нам.

И Иисус сказал им: не радуйтесь тому, что зло уступает вам, радуйтесь

тому, что вы в воле Божией.

И тогда возрадовался Иисус о силе духа и сказал: в том, что ученики мои

поняли меня и что зло покоряется им, вижу, что ты дух высший, -- начало

всего, истинно Отец людей, -- потому что то, что не могли понять мудрецы и

ученые всей ученостью своей, то поняли несмысленные только тем, что признали

себя сыновьями Отца. И ты, как Отец, любовью между Отцом и сыном, открыл им

все. Все, что нужно знать человеку, все это открыто ему любовью Отца к сыну

и сына к Отцу. Только тот, кто признает себя сыном, только того признает

Отец.

И после этого пришел Иисус с учениками в один дом, и набилось столько

народа, что нельзя было им и пообедать.

И пришли домашние его и хотели его взять, потому что думали, что он

взбесился.

И книжники и фарисеи пришли из Иерусалима и говорили: он взбесился, он

большим злом хочет исправить меньшее зло. Чтобы не было нищих, он хочет всех

сделать нищими, и чтобы никого не наказывали, и чтобы разбойники всех

перебили, и чтоб не воевать, и тогда всех перебьют враги.

И он сказал: вы говорите, что мое учение есть зло и вместе с тем

говорите, что я уничтожаю зло. Этого не может

(стр.120)

 

 

быть, злом нельзя уничтожить зло. Если я уничтожаю зло, то учение мое

не может быть зло, потому что зло не может пойти само на себя. Если бы зло

пошло само на себя, то и не было бы зла. Вы сами по своему закону изгоняете

зло. Чем вы изгоняете зло? Законом Моисея, а закон этот от Бога. Я же

изгоняю зло духом Бога, тем самым, который всегда был и есть в вас. Только

от этого я могу изгонять зло. И то, что зло изгоняется, это вам и

доказательство, что учение мое истинно, что дух Бога есть в людях и сильней

плотской похоти. Если бы этого не было, то нельзя бы было победить похоть

зла, как нельзя войти в дом сильного и разграбить его. Чтобы разграбить дом

сильного, надо прежде связать сильного. И так связаны люди духом Божиим.

Тот, кто не заодно со мной, тот противник мне. Кто в поле не собирает,

тот только обсыпает, потому что тот, кто не заодно со мною, тот не заодно с

духом Божиим, тот противник духу Божьему.

И потому говорю вам, что всякая ошибка людская и всякое ложное

толкование не взыщется, но ложное толкование о духе Божием -- скажется

людям. Если кто скажет слово против человека, то это еще ничего, но если кто

скажет слово против того, что есть святого в человеке -- о духе Божием, то

это не может пройти ему даром; меня браните сколько хотите, но не называйте

злом то добро, которое я делаю. Не может пройти даром человеку то, что он

добро называет злом, т.е. те дела, которые я делаю. Надо быть заодно с духом

Божиим или против него.

Или вы считайте дерево хорошим и плод его хорошим, или вы считайте

дерево дурным и плод его дурным, потому что по плоду ценится дерево. Вы

видите, что я изгоняю зло, стало быть, учение мое -- добро. Всякий, кто

изгоняет зло, тот, какое бы ни было его учение, не может быть против нас, а

он с нами, потому что изгонять зло можно только духом Божиим.

После этого пришел Иисус на праздник в Иерусалим. И была тогда в

Иерусалиме купальня. И говорили про эту купальню, что будто сходит в нее

ангел, и от этого вода в купальне начнет играть, и кто, если первый после

того, как вода взыграется, окунется в купальню, тот, чем бы ни был болен,

выздоровеет.

И были поделаны около купальни навесы. И под навесами этими лежали

всякие больные и ждали, когда взыграется вода в купальне, чтобы окунуться в

нее.

Иисус пришел к купальне и видит под навесом лежит человек. Иисус

спросил его, что он? Человек и рассказал, что он уже 38 лет хворает и все

ждет, чтобы попасть в купальню первому, когда вода взыграется, да все не

попадет, все прежде его войдут в купальню и выкупаются.

Иисус посмотрел на него и говорит: напрасно ты ждешь здесь чуда от

ангела; чудес не бывает. Одно чудо есть, что дал Бог людям жизнь и надо жить

всеми силами. Не жди тут ничего у купальни, а собери свою постель и живи по

- Божьему, сколько тебе Бог силы дает. Хворый послушал его, встал и пошел.

Иисус и говорит ему: ну, вот видишь, силы есть у тебя, смотри же,

вперед не верь во все эти обманы, не ошибайся так вперед, а живи, сколько

тебе Бог силы дал.

И пошел человек и рассказал всем, что с ним было. И рассердились все

те, кто затеял обман купальни и наживались от нее, и не знали, как свое зло

выместить и придраться к хворому и к Иисусу за то, что обличил их обман.

Придрались они к тому, что это было в субботу, а в субботу по их закону

нельзя работать. Они прежде пристали к хворому и говорят: как ты смел свою

постель собирать в субботу. В субботу нельзя работать.

Хворый им говорит: кто меня поднял, тот велел мне и постель собрать...

Они говорят: кто тебя поднял?

Он сказал: не знаю. Подходил человек и ушел.

Фарисеи добрались до Иисуса и нашли его и говорят: как ты мог велеть

человеку встать и собрать постель в субботу?

На это Иисус отвечал им: Отец мой Бог никогда не перестает работать, и

я никогда не перестаю работать, и в будни

(стр.121)

 

 

и в субботу. Не суббота сделала человека, а человек сделал субботу.

Тогда евреи еще пуще напустились на него, как он смеет называть отцом

своим Бога. И они стали нападать на него, и Иисус отвечал им: человек ведь

ничего не мог бы делать сам собою, если бы Бог, Отец - дух Бога в человеке,

не указывал ему то, что должно делать. Бог, Отец человека, всегда живет и

действует, и человек всегда живет и действует. Бог, Отец, для блага людей,

дал им смысл, показав, что хорошо и что дурно.

Так же как отец дает жизнь, так и дух Божий дает жизнь. Бог, Отец, не

выбирает, не решает сам ничего, а, научив человека тому, что хорошо и что

дурно, он предоставляет самому человеку делать, -- затем, чтобы люди чтили

дух Божий, повиновались ему в себе так же, как они чтут Бога и повинуются

ему. Кто не чтит в себе духа-Бога, тот не чтит и Бога. Вы поймите, что тот,

кто вполне отдался моему учению, возвысил в себе дух и в нем полагает свою

жизнь, тот имеет жизнь невременную и уже избавлен от смерти. Ясно, что

теперь мертвые, поняв смысл своей жизни, что они сыны Божий, будут жить.

Потому что, как Отец жив собою, так и сын жив сам собою. Свобода выбора есть

то, что и есть дух Бога в человеке -- это весь человек.

Не удивляйтесь этому учению; теперь пришло время, что все смертные

разделятся. И одни, те, которые делают добро, найдут жизнь, а те, которые

делают зло -- уничтожатся.

Я ничего не могу выбирать сам собою. А то, что понял от Отца, то и

выбираю. Выбор мой справедлив, если я держусь не своего желания, а того

смысла, который я понял от Отца. Если бы я один уверял, что я прав, потому

что я так хочу, вы могли бы мне не верить. Но другой еще уверяет обо мне,

что я делаю правду. Это дух Божий, и вы знаете, что уверение его истинно.

По делам моим вы видите, что Отец послал меня. И Отец-Бог показывал и

показывает обо мне и в душах ваших и в писании. Вы голоса его не понимали и

не понимаете, и не знали и не знаете его. И твердого разумения его не имеете

в себе, потому что не верите тому, кого он послал, духу Божию в душах ваших.

Вникните в ваши писания; вы думаете найти в них жизнь, вы найдете там о

духе Божием в вас самих.

А вы не хотите верить мне, что будете иметь жизнь.

Я не считаю того, что вы молитесь в своих храмах и соблюдаете посты и

субботы по человеческим правилам, но истинной любви к истинному Богу в вас

нет.

Я учу вас от Отца моего и вашего, и вы не понимаете меня, а если кто

вас будет учить от себя, вы тому поверите. На что вы можете положиться,

когда друг от друга речи принимаете, а учения от такого же, как Отец, сына

не ищете? Я не один показываю вам, что вы не правы перед Отцом вашим. Тот

самый Моисей, на которого вы надеетесь, он показывает вам, что вы не правы и

не понимаете его. Если бы вы полагались на то, что говорил Моисей, то вы бы

полагались на то, что я говорю. Если не полагаетесь на его писание, то и

моему учению не поверите.

И еще для того, чтобы они поняли это и не думали, что войти в волю

Божию можно без усилия, он сказал им притчу: царь один получил царство. Для

того, чтобы ему получить это царство, надо было этому царю отлучиться из

царства на время. Вот царь и уехал.

Но перед отъездом он подданным своим роздал свое имение, каждому по

силе: кому пять гривен, кому две, кому одну, и каждому велел без него

работать и наживать на эти гривны, сколько кто может.

Вот как уехал царь, и стал без него каждый с хозяйским имением делать,

что хотел. Одни стали работать, и кто на пять гривен заработал еще пять

гривен, кто на одну гривну заработал десять гривен, кто на две заработал две

гривны, кто на одну заработал пять гривен, кто на одну гривну заработал одну

гривну, а еще другие ничего не работали над хозяйскими деньгами, взяли и

зарыли в землю то, что получили от царя, и ничего не работали. Кто взял

(стр.122)

 

пять гривен, так и осталось у него пять гривен. Кто взял две и одну,

так и остались две и одна. А еще третьи мало того, что не работали над

хозяйским добром, еще не хотели показаться царю, и послали ему сказать, что

они не хотят быть под его властью.

Вот пришло время и вернулся царь в свое царство и позвал всех своих

подданных к отчету, что кто сделал с тем, что ему дано.

И пришел один работник, тот, кому дано было пять гривен, и говорит: вот

на пять гривен я заработал еще пять. И пришел другой, кому дана была одна

гривна, и говорит: вот на одну гривну я заработал десять. Пришел тот, кому

даны две гривны; и принес еще две, и тот, кому дана одна, и принес еще пять.

Тот, кому дана одна, принес еще одну.

И всех и ровно похвалил и ровно наградил хозяин. Он всем равно сказал:

вижу, вы добрые и верные работники, вы работали над моим добром, и за то я

вас всех принимаю равными участниками в моем имении. Будем владеть всем

вместе.

После этих пришли те подданные, какие не работали над хозяйским добром.

И один сказал: господин! ты дал мне гривну, когда уехал. Я знаю, что ты

строгий человек и хочешь брать с нас то, чего не давал, я и боялся тебя и от

страха перед тобой спрятал твою гривну. Вот она цела. Что дал мне, то и

возьми назад. И другой из этих такой, что получил пять гривен, такой, что

получил десять гривен, принесли назад хозяйские гривны хозяину и сказали ему

то же.

Тогда царь сказал им: глупые люди. Говорите, что вы от страха передо

мной запрятали свои гривны в землю и не работали на них. Если вы знали, что

я строг и возьму то, что не давал, так зачем же вы не попытались сделать то,

что я велел.

Если бы вы работали на мою гривну, именья бы прибавилось, и все-таки

исполнили бы, что я велел, и, может быть, я помиловал бы вас и хуже бы вам

не было. А теперь вы все-таки не ушли от моей власти.

И отобрал хозяин гривны у тех, кто не работал на них, и велел слугам

отдать тем, кто больше заработал.

И тогда слуги сказали: хозяин! у тех и так много. А царь сказал: дайте

тем, кто мне заработал, потому что тому, кто блюдет то, что есть, тому

прибавится, а у того, кто не блюдет, последнее отнимется.

А этих глупых и ленивых работников выкиньте вон, чтобы их не было, и

тех, что посылали за мною сказать, что не хотят быть в моей власти, тоже

выкиньте вон, чтобы их не было.

Царь -- это начало жизни -- дух. Мир -- это его царство, но он не

управляет сам царством, а, как мужик, посеял зерно и оставил его одно. Оно

самородно родит былку, колосья и зерна. Гривна -- это разумение в каждом

человеке. Бог дух вложил в людей разумение и оставляет их жить одних по их

воле.

Бог не решает сам ничего, а, научив человека всему, предоставляет

самому человеку решать. Не всем равно дано гривен, но каждому по силе его.

Не всем равно дано разумения, но оно дано, и для Бога нет большего и

меньшего. Для Бога нужна только работа над разумением. Одни работают над

хозяйской гривной, другие не работают для хозяина, третьи и не работают и не

признают хозяина. Одни люди живут разумением, другие не живут им, но оно

мертво лежит в них, третьи не признают его. Хозяин вернулся и спрашивает

отчета. Это смерть временная и расчет жизни. Одни приходят и говорят, что

они работали над гривной, те входят в жизнь хозяина. И хозяин не считает,

кто больше, кто меньше заработал. Все одинаково делаются участниками жизни

хозяина. Кто примет разумение, тот и имеет жизнь.

Кто имеет разумение и положился на пославшего его, тот имеет жизнь

невременную и не знает смерти, а перешел в жизнь. Другие приходят и говорят,

что они не работали над гривной, не отказываются от гривны, но говорят, что

незачем работать, потому что работай не работай, их ждет казнь. Они знают

жестокость хозяина. Другие люди имеют разумение, но не полагаются на него.

Они говорят себе: работай -- не работай, все равно умрешь и ничего не

останется, поэтому нечего с ним делать. На это царь говорит: если ты знаешь,

что я жесток, то тем больше надо было делать мою волю. Зачем же ты не

попытался делать, а? Если люди знают, что смерть временная неизбежна, то

почему же не попытаться жить исполнением воли Божией -- разумением. И царь

говорит: отнимите у них гривну и дайте тем, у кого

(стр.123)

 

есть. Царю все равно, у кого гривны, только бы они были. Так же как

мужику все равно, из какого зерна выйдет колос, только бы был урожай. Если

разумение дает жизнь людям по воле их, то люди, которые не держат его, не

могут жить и становятся вне жизни. И после смерти временной от них ничего не

останется. А тех людей, которые не признают власти царской, царь говорит:

тех тоже выкиньте вон. Еще другие люди -- те не только не работают над

разумением и жизнью, но презирают того Отца духа, который дал его, -- те

тоже не могут жить и также уничтожаются со смертью.

(стр.124)

 

 

Глава шестая

 

ПИЩА ЖИЗНИ - НЕ ХЛЕБОМ СЫТ

 

О РОДСТВЕ ПЛОТСКОМ И ДУХОВНОМ.

 

(Мф. XII, 46-50)

И когда он говорил, мать и братья подошли и стали вдалеке, хотели с ним

поговорить.

Один человек увидал их и говорит ему: вот мать твоя и братья твои стоят

поодаль, хотят с тобой поговорить.

А он сказал: кто моя мать и кто мои братья?

И показал рукой на учеников и сказал: вот и мать и братья мои.

Потому что, кто исполняет волю Отца моего Бога, тот мне и брат, и

сестра, и мать.

Перед этим сказано, что для жизни истинной не может быть места, не

может быть заботы другой, кроме жизни, не может быть соображений о том, что

сделано, о прошедшем, о временном; теперь говорится, что и общения между

людьми не может быть иного, как соединения в единой для всех воле Бога.

Близость людей к царству Бога зависит только от единения в воле Бога.

 

(Лк. XI, 27, 28)

И случилось, что когда он говорил это, взвела голос женщина одна из

народа и говорит ему: блаженно чрево то, что носило тебя, и блаженны соски

те, что ты сосал.

Он же сказал ей: бывает блажен тот, кто понимает разумение Бога и

держит его.

Благо жизни не может зависеть ни от кого; никто не может передать

своего блага другому. Благо есть только жизнь разумения.

(Лк. IX, 57, 58)

И на пути сказал Иисусу один человек: повсюду пойду за тобой, государь

мой.

И сказал ему Иисус: у лис есть норы, и у птиц есть гнезда, а у сына

человеческого нет приюта.

Значение стиха этого двояко: одно то, что сын человеческий, в смысле

человека, не должен заботиться о месте, в котором он находится. Где бы он ни

был -- все равно, только бы он не считал какого-нибудь места свойственным

себе. Он должен быть бродягой.

(стр.125)

 

 

Другое, что сын человеческий -- дух Бога в человеке -- вне

пространства, и что быть там, где сын человеческий, нельзя, потому что он

везде и нигде.

 

БУРЯ НА ОЗЕРЕ

 

(Лк. VIII, 22-24 /Мф. VIII, 26/; Лк. VIII, 25)

И случилось, в один день вошел он в лодку и ученики его, и сказал им:

переплывем на ту сторону озера, и поплыли.

И когда они плыли, вот сделалась большая буря, и нашла на озеро, и

заливало их, и пришла им беда, а он на корме спал.

И подошли ученики его и разбудили его и сказали: наставник, наставник,

пропадаем!

Он же, проснувшись, сказал им: отчего вы робеете, маловерные, и он

укорил ветер и волнение воды; и ветры затихли, и стала тишина.

И сказал им: где вера ваша?

Иисус не выказывает никакого страха перед опасностью земною, он спит

тогда, когда буря бьет лодку и заливает ее. Когда его будят и говорят, что

они погибают, он удивляется и делает им упрек. Они говорили, что верят

истинной жизни вне времени и пространства, а при первом случае они своею

робостью перед земными бедствиями показали, что не верят в нее. Как заботы о

похоронах отцов и о домашних распорядках, как кровные связи, как отношения к

другим людям не могут влиять на жизнь духа, так и опасность смерти земной и

самая смерть земная не могут помешать жизни духа. И Иисус спит и,

возбудившись, также остается спокоен.

 

(Мф. VI, 34; Лк. IX, 59, 60)

Не заботьтесь о будущем; довольно для настоящего своего зла.

И другому Иисус сказал: иди за мною. А тот сказал: только прикажи мне

прежде сходить отца похоронить.

И сказал ему Иисус: оставь мертвых хоронить мертвым, а ты иди за мной и

возвещай благовестие Божие.

Опять два значения: одно, все заботы мирские, даже самые важные, какими

кажутся похороны, суть дела смерти и тьмы. Одно дело жизни -- это жизнь,

распространение жизни.

Другое значение и главное: для того, кто живет жизнью, -- нет смерти.

(Лк. IX, 61, 62)

И сказал еще один человек: я пойду за тобою, но пусти меня прежде дома

распорядиться.

И сказал ему Иисус: кто взялся за соху да назад глядит, тот не годится

в царство Бога.

Это последнее изречение включает в себя смысл и первых двух, и в нем

главная мысль всего места. Смысл его тот, что кто познал жизнь в царстве

Бога -- жизнь духа, и при этом заботится о чем-нибудь плотском, тот этой

заботой о плотской жизни признает то, что он не живет жизнью духа. Если

человек, живя жизнью духа, заботится о плотской жизни, то он также мало

успеет в жизни духа, как и тот, кто будет пахать, глядя не перед собой, а

позади себя.

Сравнение это имеет еще одно значение. Человек, воображающий, что он

живет духом, и вместе с тем соображающий то, какие последствия будет иметь

то, что он делает в

(стр.126)

 

 

жизни, подобен тому пахарю, который, чтобы провести борозду, смотрит не

вперед, на то, что он делает, а назад, на то, что он сделал.

(Лк. XII, 31)

Ищите только того, чтобы быть в воле Бога, а все остальное будет у вас.

ИИСУС У МАРФЫ И МАРИИ

 

(Лк. X, 38-42; Лк. IХ, 23-26)

Случилось, что шел раз Иисус с учениками и зашел в одну деревню.

Женщина одна, Марфа, зазвала его в свой дом.

И была у нее сестра Мария. Мария села в ногах Иисуса и слушала учение

его.

А Марфа хлопотала о большом угощении и подошла к Иисусу и говорит:

тебе, видно, и нужды нет, что сестра моя меня одну оставила служить. Скажи

ей, чтобы она помогла мне.

А Иисус на ответ и говорит ей: эх! Марфа, Марфа, ты кручинишься и

тужишь о многих делах.

А только ведь одно нужно. И Мария выбрала то, что лучше; то, что она

выбрала, уж никто не отнимет от нее.

И сказал всем: хочешь следовать мне, откажись от самого себя и будь

готов на все на каждый час и тогда следуй за мной.

Кто хочет живот свой спасти, тот погубит его. А кто погубит свой живот

для меня, тот спасет его.

Какая польза человеку, если и мир весь заберет, а себя погубит или

повредит?

Кто моих слов постыдится, того и сын человеческий постыдится, когда

окажется в смысле Отца и сил Божиих.

Слово крест я перевожу в том значении, которое всеми толкователями

придается ему.

Не употребляю же самого слова крест, потому что оно и исторически не

имеет в устах Иисуса смысла. Если бы он и знал, что ему быть распятым, то

ученики не могли знать этого, и потому слово это для них не имело смысла.

ПРИТЧА О БОГАТОМ

 

(Лк. XII, 15-21; Лк. XIII, 1-3)

И сказал им: смотрите, берегитесь от всякого избытка, потому что не

может быть жизнь в излишестве того, чем владеешь.

И сказал им притчу: был человек богатый, и родилось у него много хлеба.

И подумал он: что бы сделать? некуда мне собрать плодов моих.

И говорит: вот что сделаю: сломаю амбары и построю новые и свезу туда

весь хлеб и все добро мое.

И скажу душе своей: ну, душа! есть у тебя добра много -и на много лет.

Спи, ешь, пей и радуйся.

И сказал ему Бог: безумный! нынче ночью возьмут от тебя душу; куда же

твои запасы?

Так-то бывает с тем, кто копит сам в себя, а не богатеет в Бога.

(стр.127)

 

 

Случились тут люди и рассказали ему о галилеянах, которых убил Пилат.

И на ответ сказал им Иисус: или вы думаете, что галилеяне эти были

грешнее всех, что с ними это случилось.

Нисколько. Если же вы не обдумаетесь, все точно так же погибнете.

ПРИТЧА О СМОКОВНИЦЕ

 

(Лк. XIII, 4-9)

Или те 18, каких задавила башня, когда завалилась, полагаете ли вы, что

они больше того заслуживали из всех жителей Иерусалима?

Нисколько. Но если не обдумаетесь, все точно так же погибнете.

И сказал им такую притчу: у одного человека росла в саду яблоня. И

пришел и посмотрел, нет ли на ней плода, и не нашел.

И сказал садовнику: вот три года хожу, смотрю плода на этой яблоне, и

все нет. Сруби ее. Что ей место портить.

А садовник сказал: хозяин! оставь ее еще на лето, я окопаю ее и обложу

навозом;

авось будет с плодом. А уж и после не родит, ну, так и сруби ее.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

 

Смерть, лишение возможности жить истинной жизнью, разумением Бога,

всякую минуту перед нами, как она пришла к богатому человеку в ту ночь, как

он собирался жить более, как она

пришла к людям, убитым Пилатом, убитым башнею. Всякий час жизни нашей

есть счастливая случайность, как просьба садовника погодить рубить, не

принесет ли плода.

Иоанн Креститель еще говорил это людям, призывая их к перемене жизни

(Лк. III, 9)

(Лк. XII, 54-57)

И сказал народу: когда видите тучу с запада, тотчас говорите: дождь

будет, и так и бывает.

И когда с юга дует, говорите: жара будет, - и сбывается.

По виду земли и неба умеете догадываться; как же о настоящем своем

положении не догадаетесь?

Как в самих себе не видите, что верно?

Место это повторяется здесь в другом значении. У Матфея оно отвечало на

вопрос фарисеев о доказательствах. Здесь оно указывает на то, что погибель

смертью для человека так же очевидна, как и пришествие грозы по признакам.

Как же знаете и помните, что будет гроза, а не знаете и не помните, что

будет смерть?

(Лк. XIV, 25-35)

И шло с ним много народа. И, обратившись, сказал им:

Кто идет ко мне и не считает ни во что отца своего, и мать, и жену, и

детей, и братьев, и сестер, и еще свою плотскую жизнь, тот не может быть

научен мною.

И кто не волочет свой крест и не делает то же, что я, того нельзя

научить.

Потому что всякий из вас, если хочет построить дом, прежде ведь сядет и

сочтет

(стр.128)

 

расходы, станет ли докончить,

для того, чтобы не случилось, что, начав, да не докончив, не стали бы

смеяться над ним.

Не сказали бы: вот человек начал строиться, а не может кончить.

И царь, если хочет воевать с другим царем, то прежде сядет да подумает:

может ли он с десятью тысячами воевать против двадцати.

Если же нет, то еще издалека пошлет послов, чтобы замириться.

Так и всякий из вас, если не сочтется со всеми своими делами, не может

быть научен мною.

Соль -- хороша. Но если она не солона, нечем ее исправить.

Ни она земля, ни она навоз. Надо выбросить ее. У кого есть смысл, тот

поймет.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

 

Иисус говорит: для того чтобы быть наученным мною истинной жизни,

спасающей от смерти, необходимо отречься от всего. А чтобы не жалеть то, от

чего отрекаешься, нужно только расчесть выгоды и невыгоды плотской и

духовной жизни. Обдумай свое положение здесь, на этом свете, так, как

обдумывают его строящий дом и царь, собирающийся воевать.

Ну, хорошо, ты любишь своего отца, мать, детей, свою жизнь. Ну, хорошо:

можешь ты достроить эту жизнь, как дом, можешь ты противостать смерти,

которая идет на тебя с своими силами; можешь или думаешь, что можешь, так

строй свою жизнь. Если же увидишь, что не можешь, что дом твой останется

недостроенным, что царя того, который идет войной на тебя, тебе не победить,

так брось строить, замирись и иди за мной к той жизни, которую я показываю

вам. И потому середины не может быть. Веришь, что только та жизнь, которая

дает разумение, есть жизнь, живи разумением, и тогда не только не будешь

ничего жалеть, но с радостью будешь отдавать плотскую жизнь, а не веришь и

жалеешь плотскую жизнь, то лучше и не ходи за мной. Смысл моего учения есть

отречение от плотской жизни. Если хочешь быть моим учеником, и не отрекся от

всего, жалеешь что-нибудь, то ты, как соль несоленая, никуда уже не

годишься.

ПРИТЧА О ПИРЕ

 

(Лк. XIV, 15-18)

И услышав это, один из тех, кто был с ним, сказал ему: блажен кто ест

хлеб в царствии Божием.

Иисус сказал: один человек приготовил большой пир и позвал многих.

И послал слугу сказать гостям: время ужина. Идите, уже готово.

И начали по одному все отказываться. Первый сказал: я землю купил, надо

идти поглядеть.

Значение этого стиха -- сомнение в самом царстве Божием. Человек этот

говорит: хорошо, мы разделим все, а что как нет царства Бога?

Притча эта похожа на притчу Матфея, но имеет другое значение. Чтобы не

ошибаться в ее значении, надо ясно понимать случай, по которому она сказана.

Выражено сомнение о том, будет ли еще это царство Бога, для которого нужно

отдать плотскую жизнь. Притча выражает ответ на это сомнение. Иисус говорит:

сомнения не может быть. Вас зовут, и вы знаете, что есть пир, но вы не идете

не потому, что заняты, что сомневаетесь, а потому, что увлечены ложным

богатством.

(стр.129)

 

(Лк. XIV, 19-24)

Другой сказал: я купил цабан быков, пойду попытать их, пожалуйста,

извини меня.

Третий сказал: я только женился, и потому мне никак нельзя.

И пришел работник и рассказал все это хозяину; хозяин рассердился и

говорит работнику: так иди же сейчас на улицы и на площади и приведи сюда

нищих, убогих, хромых, слепых.

И сказал работник: хозяин! я сделал все по твоему приказу, а все еще у

нас место есть.

И сказал хозяин работнику: поди же по улицам и площадям и всех

уговаривай, чтобы шли и чтобы полон дом у меня был.

Потому что, говорю вам, никто из тех званых не будет есть моего обеда.

Значение притчи прозрачно и просто. Сказано в Нагорной проповеди:

блаженны нищие, горе богатым. И теперь объясняется, почему нищих позвали, и

они рады и пришли: им больше не о чем думать. А богатым мешает забота: кому

поле, кому быки, кому свадьба. Нищие все пришли, но место еще есть для тех,

кто хочет прийти. А чтоб прийти, сказано, что нужно сделать: нужно оставить

заботы о житейском, о богатстве; место всегда есть для тех, кто хочет

прийти, т.е. отдать богатства; но те, кто не хочет этого сделать, занят

быками, полем и женою, тем нельзя прийти, и им не видеть ужина.

(Мф. XXII, 2-12)

Царство Божие вот к чему приравнять: царь затеял свадьбу сына.

И послал работников звать гостей на гулянье. А гости разгадали идти.

Опять послал других работников, говоря: скажите гостям, обед готов,

кормленные все быки убиты. Все готово, приходите на гулянье.

Но гости не приняли зова -- кто пошел на поле, кто на торг.

А другие еще ухватили работников, надругались над ними и побили их.

Царь оскорбился, послал воинов на них и погубил их и город их сжег.

Потом и говорит царь работникам: обед был готов, да гости не были

согласны.

Подите же по проулкам и кого встретите, того зовите на гулянье.

И пошли работники по дорогам и собрали всех, кого нашли, худых и

добрых, и стали полны хоромы гостей.

Вошел и царь полюбоваться на гостей и увидал -- один гость не одет в

свадебное платье.

Он и говорит ему: ты, дружок, как сюда вошел без свадебного платья?

Кто входил на свадьбу, должен был надевать платье от хозяина. А кто не

надевал, тот показывал презрение хозяину и не исполнял его волю.

(Мф. XXII, 12-14)

Гость смолчал.

Тогда сказал царь слугам: свяжите ему руки и ноги и возьмите его,

бросьте во тьму вон отсюда.

(стр.130)

 

Потому что много званых, но мало избранных.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

 

"Никто не может соединиться со мной, если тот Отец, что послал меня, не

тянул бы его к себе. И я подниму его до последнего дня". (Ин. VI, 44.)

"Не тот, кто говорит мне: господи, господи, получит царствие Божие, а

тот, кто творит волю пославшего меня Отца, который на небесах". (Мф. VII,

21.)

Притча о свадьбе царя есть только разъяснение этих мыслей. Притча о

браке или о пире повторена у Луки. Несмотря на близкое сходство самых притч,

приложение их различно. Как идолопоклоннические церкви, так и свободные

мыслители одинаково признают это. Но как те, так и другие, видят в обеих

притчах этих только указание на то, что евреи не спасутся, а спасутся

язычники. Мне кажется, что мысль эта так проста и бедна, что если бы такая

мысль и была у Иисуса, он бы не дал себе труда разъяснять ее притчами.

Для читающего Евангелие прямо, как оно написано, притчи эти есть

разъяснение все той же одной мысли, которая выражена в притче о талантах, во

всем учении и во всех притчах, но с новыми оттенками. Притча о свадьбе царя

особенно близка к притче о талантах. Новое в ней то, что притча о талантах

разъясняет стих о том, что "воля Отца та, чтобы не погубить ничего из того,

что он дал мне", а эта разъясняет мысль о том, что "никто не может прийти ко

мне, если бы Отец не тянул его к себе". Отец тянет к себе, как царь зовет

всех на ужин, и желает иметь как можно больше гостей. Отец призывает к себе,

тянет к себе всех. Если не идут одни, то придут другие. Если одни зерна

упадут на дорогу, камень и терние, то другие попадут на добрую землю, и плод

будет. Отец мало того, что посеял поле и ждет, но он приготовил благо и

зовет на него. Но одним людям кажется, что те дела, какие занимают их,

важнее этого, и они не идут просто, а другие, как те жители города, в притче

о талантах, которые вовсе не хотят признавать царя, -- даже ругаются над

работник

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...