Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Владислав Лебедько, Евгений Найденов

Владислав Лебедько, Евгений Найденов

Магический Театр

Владислава Лебедько

Плата за вход – разум…

Глава 1.

Глава 2.

Драматизация и Работа Души.

 

 

В этом параграфе мы обратимся к одному из основных принципов и приемов Магического Театра – драматизации.

В основе дальнейших идей лежит феномен драматизма самой жизни. Наше восприятие мира дуально. С самого рождения мы сталкиваемся с огромным числом противоречий, которые неразрешимы с точки зрения обыденного сознания. Противоречия эти распространяются на все жизненные контексты, начиная от бытовых и заканчивая предельными человеческими и общечеловеческими, - такими, которые можно выразить, например, формулой «я – раб, я – царь, я – червь, я – бог»... Это неизбывное противоречие между механистичностью и обусловленностью психофизического существования и чем-то еще невыразимым, по чем дух томится...

Не имея сил и навыка принять противоречия и осознавать их, как одновременно сосуществующие, мы вытесняем большую их часть, что косвенно, так или иначе проявляется:

- на донормативном уровне через неадекватность поведения и разнообразную невротическую симптоматику;

- на нормативном уровне часть противоречий начинает обнажаться, представая то как нравственный конфликт, то как борьба мотивов; остальные замаскированы более или менее скрытыми механизмами защиты[4] или гиперкомпенсацией.[5].

- на уровне сверхнормативных задач идет обнажение противоречий и конфликтов, их принятие и либо занятие по отношению к ним особой позиции (об этом далее), либо творческое их преображение там, где это возможно. На этом уровне человек доходит до предельных общечеловеческих противоречий.

 

Итак: работа, направленная на решение задач развития на всех трех уровнях (донормативном, нормативном и сверхнормативном) состоит в обнажении противоречий и дальнейшем их принятии и интеграции[6] через работу души[7]. Спектр технических приемов, используемых для этого, мы и назовем драматизацией. Для того, чтобы постоянная драматизация не привела к срыву, ее целесообразно сочетать с техниками релаксации.

 

Здесь мы подходим к очень важному для понимания моменту. Дело в том, что обнаженные противоречия, с которыми первоначально (в детстве или когда-либо еще) душа не справилась, как раз и привели к формированию патологических защитных механизмов, и, как следствие, к неврозу и психосоматическим нарушениям. Поэтому очень важно, чтобы использование драматизации, как специального метода не привело к углублению невроза. Для этого Ведущему необходим опыт, позволяющий обеспечить такую именно драматизацию, чтобы она перешла в работу души, а далее, особенно на первых этапах, когда у человека только формируется собственный опыт и он не может самостоятельно справляться с усложняющимися жизненными обстоятельствами, важно определенным образом эту работу направлятьи фокусировать.. А практика показывает, что будучи запущенным, такой процесс, после какого-то рубежа начинает идти самостоятельно – уже не нужно создавать драматизацию специально – жизнь начнет усложняться и предлагать все более объемные и трудные задачи. Следующая после запуска этого процесса задача консультанта – подготовить человека к этому – к самостоятельной работе со все усложняющимися задачами жизни).

 

Среди различных направлений духовного развития можно выделить две полярные тенденции.

Первая тенденция – это стирание индивидуальных различий.

Вторая тенденция предполагает наоборот обострение индивидуальных особенностей, уникальность прохождения каждого сюжета жизни (что, кстати, не исключает стирание личностных особенностей, если под ними понимать невротические механизмы защиты).

Драматизация ведет к индивидуации и, таким образом, работа в Магическом Театре относится ко второй тенденции.

 

Подтверждение важности драматизации, ведущей к углублению противоречий можно найти в текстах Великих Арканов Таро:

«В самой индивидуальной монаде, поскольку она эманирует сознание в Мир Бытия, происходит раскол, и принцип индивидуальности выливается в принцип Великого Бинера духа человеческого – нарождения в нем двух типов души, дополняющих друг друга. Поскольку человек живет истинной жизнью личности, т.е. ощущает свою индивидуальность, поскольку в его в его духе происходит этот раскол; то чем больше человек убеждается в этом разделении в самых недрах существа своего, тем больше приближается он к своей конечной цели. Вместе с тем, каждый из этих двух типов души человека по отдельности есть нонсенс и, дополняя отрицанием друг друга, они друг друга утверждают. Соединение их в одно – это потеря личности, потеря индивидуальности и возврат в Целое для сна без грез и без сознания. Высшая степень раздробленности – это высший расцвет начала индивидуальности, это высший рост сознания, это слияние с Целым, оставаясь самим собой.[8]»

 

Обнажение каждого нового конфликта и противоречия и их интеграция приводит к значительному усложнению жизни человека. Теперь ему приходится принимать во внимание все больший круг жизненных обстоятельств, и это делает его ситуацию все более и более уникальной.

Проходя через новые противоречия и принимая их, расширяя свое сознание на все новые обстоятельства, человек каждый раз как бы рождается во все более и более объемный мир. И этот мир является более сложным, и нужно каждый раз учиться жить во все усложняющемся мире. Но, вместе с тем, работа души по интеграции каждого конфликта и противоречия порождает ресурс для того, чтобы быть готовому к обнажению все более глубоких и иногда все более и более болезненных или трагических противоречий. Все шире открываются глаза, но у тебя уже есть силы, чтобы не закрывать их более и видеть возвышенно и любить то, от чего раньше хотелось сбежать и забыться.

От глубины драматизации зависит степень накала жизни и богатства жизненных сюжетов. В случае вытеснения или стирания индивидуальных особенностей жизнь обедняется. На пути индивидуации накал наоборот возрастает. Уникальность прожитых таким образом минут, дней, лет сравнима с глубиной сюжетов классических произведений культуры. Такая глубокая жизнь сама по себе вносит значительный вклад в копилку общечеловеческой культуры и общечеловеческого опыта.

Душа обычного человека, в силу преобладания механизмов вытеснения и защит, делающих большинство жизненных выборов автоматическими, - приучена «спать». Драматизация ведет к пробуждению души, к ее активности. Причем, драматизация является необходимым, но не достаточным условием для работы души. После драматизации необходимо обеспечить фокусировку внимания на дальнейшее принятие и интеграцию конфликта, что первоначально является задачей Ведущего и группы. Постепенно, по мере накопления опыта работы души, человек приобретает возможность работать самостоятельно, уже без помощи Ведущего.

Работа души в нашем случае является и средством и целью Магического Театра для его участников. Научить свою душу постоянно работать и не засыпать, предъявляя ей постоянный материал для работы – вот, на наш взгляд, достойная человека задача.

Конфликт, безнадежность и безысходность, первоначально обрушивающиеся на человека, вследствие проникновения глубинных противоречий в сознание, превращаются, трансформируются посредством работы души в принятие Таковости жизни и Любовь.[9]

Работа души состоит в том, чтобы, несмотря на болезненность обнажающегося конфликта[10], не дать ему вытесниться опять, а сохранить его в восприятии, выработав по отношению к нему определенную позицию. Опыт показывает, что в большинстве случаев позицией, которая позволяет действительно принять Таковость реальности и совершить работу по ее трансформации, является Любовь[11].

Если в начале практики работа души может быть применена к уже случившимся событиям и сюжетам (что называется – «на коврике» или в кресле у консультанта), то постепенно, накапливая опыт пересмотра прошлого опыта «на коврике», человек приобретает возможность включаться в активную работу души по ходу текущего сюжета во все более сложных ситуациях. Постепенно расширяются и контексты, где душа может включиться в работу. Когда работа души начинает преобладать над автоматическим поведением и восприятием, можно говорить о переходе к решению задач сверхнормативного уровня, связанных с помощью другим людям решать задачи первого, второго и третьего уровня. Такая работа не обязательно связана с работой психотерапевта, консультанта или учителя, так же как и факт работы человека на должности консультанта или объявление себя учителем не означает, что у него происходит непрерывная работа души...

 

Жизненный путь, как совокупность нелинейных сюжетов.

 

В течение всей жизни человек проживает достаточно большой ряд сюжетов, связанных с разными контекстами и обстоятельствами. В разных сферах жизни происходит взаимодействие с разными людьми. Решаются многообразные задачи, зачастую, на первый взгляд, никак друг с другом не связанные. В семье, на работе, в творческой деятельности, в кругу друзей, на отдыхе, в неожиданных – нетипичных ситуациях... В каждой из этих сфер происходит развитие своей сюжетной линии. Это, к примеру, сюжетная линия поведения с родителями, сюжетная линия поведения с женой, с начальником, с другом... Причем каждая такая сюжетная линия, кроме того, что она связана, например, с конкретным человеком или видом деятельности, претерпевает изменения еще и по временным фазам. Эти линии могут претерпевать разрывы. Например, развод с женой, повышение по службе или переход на другое место работы прерывает течение той или иной сюжетной линии. Иногда происходят настолько сильные разрывы сюжетных линий, что меняется все окружение данного человека, все контексты, все «декорации» (характерный пример – эмиграция или даже просто переезд в другой город). По ходу каждой сюжетной линии, на нее как бы нанизаны отдельные сюжеты. Проживание каждого сюжета ведет к тому, что в большей или меньшей степени изменяются ведущие обстоятельства жизни по данной сюжетной линии и жизнь человека переходит в новую фазу. Масштаб перемен может быть очень значителен, а может быть слабо выражен, тем не менее, что-то меняется. Например, в жизни супругов, после измены одного из них, появляются, тем самым, новые обстоятельства, которые (в зависимости от их способности осмыслить эти обстоятельства и пережить конфликт ими внесенный – см. главу «драматизация») ведут к разным в различных случаях переменам: от развода на одном полюсе до новой волны влюбленности друг в друга на другой. Но, по-прежнему уже жить не получится (даже если внешне покажется, что ничего не изменилось).

Таким образом, сюжет представляет из себя совокупность событий, в результате которых происходит смена ведущих обстоятельств по данной сюжетной линии. Время развертывания сюжета - от нескольких минут до нескольких лет. Многообразие сюжетов говорит о богатстве внутреннего мира. Так у одного человека смена ведущих обстоятельств происходит лишь раз в несколько лет, в то время как другой испытывает коренные переломы чуть ли не каждый день. Как уже говорилось ранее, для человека, который работает над собой и познает себя, жизнь усложняется, то есть обстоятельства начинают меняться и усложняться все чаще и чаще, возрастает скорость и глубина проживания сюжетов, увеличивается их многообразие и уникальность.

Итак, сюжет определяется ведущим обстоятельством. Оно является тем главным условием, по которому начинается развитие событий: исходного, главного и заключительного событий данного сюжета. Для подробного описания особенностей рассмотрения сюжетов, необходимо знакомство со специальной литературой по Драманализу (теории постановки спектаклей, основанной на работах К.С.Станисавского и его последователей)[12], но, так как, во-первых, эта литература не всегда под рукой, а во-вторых, то, что мы предлагаем не является Драманализом – из него взяты основные понятия, которые удобно приложить к Практике, мы очень кратко дадим несколько определений.

Сюжет начинается исходнымсобытием, которое проявляет некое противоречие. Но, противоречие это только обозначается. Далее идет главное событие. Оно является кульминацией, после которой начинается качественно новый характер движения от того, что было, к тому, что будет. Сюжет завершается заключительнымсобытием. Рассмотрим развитие сюжета, на примере пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня»[13]. Исходным событием является намечающийся, но еще вялый и непроявленный конфликт дяди Вани и профессора Серебрякова, который просматривается с первых страниц пьесы. Но конфликт этот пока внутри. А вот семейный совет, который собирает Серебряков для объявления решения о продаже имения, является главнымсобытием. К этому моменту накал обстоятельств для каждого действующего лица пределен: Серебряков убедился в невозможности жить в деревне и решил продать имение, его жена Елена уже не может противостоять чувству доктора Астрова, и у этой ее тайны появился свидетель – дядя Ваня; сам дядя Ваня, застав их любовную сцену, убедился в крушении своих надежд (он тоже любит Елену); Соня только что узнала, что Астров ее не любит, и последние ее иллюзии разбиты. На этот уровень накала и приходится сообщение Серебрякова, становясь главным событием. Заканчивается все отъездом Серебрякова и его жены Елены, которые формально помирились с дядей Ваней. Уехал и, очевидно, навсегда, доктор Астров, унося последние надежды Сони. Вот это заключительное событие драмы с безысходной тоской, с полной безнадежностью что-то изменить, воплощено в монологе Сони о том, что надо терпеть, что награда и «небо в алмазах» будет не здесь, а уже за порогом земного бытия...

Конечно, не каждый сюжет обыденной жизни имеет такой накал, как драмы, описанные в классической литературе, тем не менее, построение и крупного и мелкого сюжета одинаково. Ведущему важно научиться это осознавать в каждом конкретном случае.

 

Несмотря на то, что внешняя форма каждого последующего сюжета может сильно отличаться от предыдущего, очень часто многие сюжеты объединяются неким общим механизмом сюжета. Его мы рассмотрим в следующем параграфе: «Культурно-информационная матрица личности». Этот механизм пронизывает обычно целую группу сюжетов, когда человек, образно говоря, «наступает на одни и те же грабли». Внешняя форма разная, а суть одна и та же.

 

Далее нам понадобится разделение понятия сюжета. С одной стороны мы имеем сценарные сюжеты, то есть те, которые определяются так называемым сценарием жизни (по Э.Берну). С другой стороны – сюжеты Миссии человека. Сценарные сюжеты механистичны и обусловлены жесткими связями в культурно-информационной матрице личности. Сюжеты Миссии проживаются осознанно и являются воплощениями Предназначения. Работа Ведущего большей частью состоит в помощи человеку найти и не пропустить тот ключевой сюжет, с которого происходит коренная трансформация жизни – переход от механического проживания сценария к осознанной реализации Предназначения. То есть, тот момент, когда противоречия перестают запускать защитные механизмы и, соответственно, сценарные сюжеты, а подвигают человека к работе души.

 

Лестница мотивации.

Давайте рассмотрим некую упрощенную модель восприятия. Представим, для наглядности, восприятие человека в виде нескольких ступенек или Пространств[18], каждое из которых является схемой регистрации и интерпретации сигналов от внешнего/внутреннего мира. Более высокие ступени восприятия – более высокие Пространства отличаются от нижележащих нарастающей сложностью, многосвязностью и новым качеством.

Если идти сверху вниз, то вначале мы имеем Пространство Миссии. Миссия это то, что определяет основной вектор жизни человека. Она оформляется и конкретизируется через иерархию ценностей. Ценности, в свою очередь, определяют события, которые с человеком случаются. События, отражаясь в образном и логическом мышлении, задают картину мира, т.е. тот «мир», в котором человек считает, что живет. В следующем Пространстве восприятия все вышеперечисленное находит чувственное, эмоциональное отражение, что ниже облекает форму разнообразных ощущений. И, наконец, трехмерной проекцией всех вышеперечисленных феноменов является физическое тело человека с его органами и системами.

 

Пространство Миссии

Пространство Ценностей

Пространство Событий

Пространство Мышления

Пространство Эмоций

Пространство Ощущений

Физическое Пространство

 

Если бы наша жизнь была цельной и непрерывной, то Предназначение (основной объект пространства Миссии) задавало бы поток упорядоченных системой ценностей событий, что находило бы адекватное отражение в мышлении, эмоциях и ощущениях, сопровождаясь соответствующими процессами в теле, и все это вместе осознавалось бы, как процесс раскрывающегося смысла, реализации Предназначения[19]. Такая жизнь, если рассматривать ее, как динамику внимания, была бы непрерывной и цельной.

Но мы с вами живем в социальной среде, наполненной множеством противоречий, которые, соответственно, отражаются в каждом из нас. К нашим собственным Предназнаению и ценностям навязываются ценности социальные, порождая внутренний конфликт. В результате примешивания к внутренним ценностям еще каких-то, навязанных извне, в системе ценностей нарушается исходная иерархия, служившая для реализации Предназначения и каждая отдельная ценность отграничивается и обособляется.

Каждая такая обособленная ценность является выразителем той или иной потребности или группы потребностей, а значит, - обладает энергетическим зарядом с определенной направленностью – Мотивацией. Все это находит отражение во всех нижележащих Пространствах. Реализация потребностей, выразителем которых является обособившаяся ценность, влечет характерные события и поступки, создается картина мира, отвечающая данной ценности (при этом, ввиду обособленности ценностей, появляется множество противоречивых картин мира у одного и того же человека); далее – появляются эмоции, приоритетные для данной ценности (часть общего эмоционального спектра человека, вследствие конфликта обособленных ценностей «вырезается» – появляются так называемые подавленные эмоции и чувства); раздробленность опускается и в нижние Пространства восприятия, – следствием этой раздробленности являются деформации в системе ощущений, появление блокировок, зажимов в теле, неосознаваемых участков тела и вообще всяческих нарушений в физиологических процессах, вплоть до выраженных патологий и болезней.

Каждой ценности соответствует определенные проявления во всех Пространствах восприятия. И так – от глобальных и до мельчайших проявлений человека – от общей направленности каких-то его действий до неких фиксированных микродвижений, жестов, мимики, интонаций, поз, специфики реакций, характерных для данной ценности.

Таким образом, мы видим, как единый организм распадается на множество обособленных частей – субличностей. Восприятие на всех уровнях оказывается разорванным, и границы субличностей могут переживаться как всевозможные телесные и психические напряжения, приводящие к искажениям, несоответствиям и неадекватности поступков, мыслительных процессов, эмоций, ощущений и движений. Как и говорилось выше, динамика внимания – собственно жизнь - превращается в хаотический набор точечных всплесков, то в одной, то в другой отграниченной области восприятия. «Трудолюбивый» ум человека, спасая себя от непосредственного столкновения с переживанием подобного хаоса, немного сглаживает ситуацию, создавая иллюзию логичности и некоторой связности происходящего.

Итак, - Мотивация была определена уже выше, как энергия, направленная на реализацию некоторой потребности, будь то актуальная потребность целостного организма (в идеальном случае), или потребность той или иной субличности. Как мы уже убедились, в жизни «нормального» человека преобладает следующая ситуация (схематично показанная на рисунке 1): - имеется множество обособленных субличностей, каждая из которых (кроме того, что может бороться за наше внимание) обладает своей Мотивацией. Так как между субличностями нет согласования, а напротив, весьма вероятен конфликт, векторы Мотиваций направлены, что называется кто куда. Образно говоря, различные субличности, подобно лебедю, раку и щуке тянут человека зачастую одновременно в противоположные стороны. Естественно, в реальной ситуации суммарный вектор Мотиваций разных субличностей не обязательно, как в басне, равен нулю. Так что человек не все время топчется на месте, а все же совершает какие-то действия. Но в процессе противодействия разных Мотиваций, их энергия в значительной степени расходуется (при этом психические и физические напряжения возрастают, а границы субличностей укрепляются), так что результирующее действие – достаточно бледно выглядит по сравнению с идеальным случаем, когда обособленных субличностей и их противодействий не было бы. Можно сказать, как это печально не покажется, что мы, в большинстве своем, буквально влачим жалкое существование. Мы обречены на такую жизнь, не имея сколько-нибудь существенной Мотивации, направленной на выход за пределы сложившейся ситуации, Мотивации, энергии которой хватило бы на то, чтобы перекрыть все остальные желания и стремления.

Возможна, однако, ситуация, когда человеку каким-то образом удалось сохранить или восстановить цельность и непрерывность своей жизни, стереть границы субличностей. При этом восстанавливается иерархия ценностей, направленная на реализацию Предназначения. В этом случае субличностей как выразителей обособленных ценностей не существует, а есть неделимый организм, наделенный целостным восприятием, то есть – нечто Единое. Это Единое руководствуется приоритетной ценностью – Предназначением, вокруг которого выстраиваются соответствующим образом остальные ценности, поддерживающие приоритетную, совершаются непротиворечивые поступки, мир качественно отражается в гибком, нестереотипном мышлении, чувства и ощущения согласованы с происходящим, тело адекватно реагирует. И нет никаких противоречий. Я и Жизнь - единое целое и в этом едином целом происходит действие, направленное на реализацию Предназначения, раскрытие смыслового потока через удовлетворение актуальной потребности в процессе взаимодействия Человека и Мира. Естественно, что величина и энергия этого действия могут быть существенно больше, чем в ситуации раздробленности (рисунок 2). Такое действие будет продуктивным и качественным, потому, что в каждый момент оно одно. В данный момент времени Я хочу чего-то одного и нет ничего, что мне мешает это сделать. В этом случае совпадают Хочу, Могу и Нужно. Подобное совпадение Хочу, Могу и Нужно как бы можно назвать Предназначением человека. Такое происходит, когда вы попадаете в ситуацию, в которой вы нужны этому миру и себе, как части мира, и нет никаких внутренних противоречий (а это означает, что и внешних противоречий не будет). Вы в данной точке пространства и времени – на своем месте и совершаете свое действие, что отражается переживанием предельной полноты и неразрывности восприятия, которое можно назвать счастьем (иногда, несмотря на болезненность и трагичность происходящего с точки зрения внешнего наблюдателя). В этом случае происходит то, что вы хотите или то, что происходит, - то вы и хотите (в каких-то случаях адекватнее сказать не хотите, а принимаете). При этом Мотивация уже направлена не на какую-то цель, а на соответствие Предназначению. Человек, живущий соответственно своему Предназначению, осознает свою жизнь в контексте судьбы всего человечества, всего Мира.

               
 
   
   
   
 
 
 

 

 


 
 

 

 


Рисунок 1 Рисунок 2

 

Обратимся теперь к тому, что же такое Творчество и какое отношение оно имеет ко всему вышеизложенному.

А Творчество – это процесс перехода человека от жизни, изображенной на рисунке 1 к жизни, изображенной на рисунке 2. Любое действие, которое способствует такому переходу или хотя бы намеку на таковой, назовем актом Творчества. Можно сказать по-другому: Творчество – это попытка восстановить утраченную Целостность[20] самого себя и или хотя бы намекнуть на эту Целостность.

 

Интересно то, что как только человеку удается занять позицию Жизнетворчества (занять не умозрительно, а, приняв ответственность за такой свой подход к жизни), он тем самым уже соответствует Предназначению. Это как раз та ситуация, когда Мотивация, Творчество и Предназначение соединяются воедино. И тогда ты просто ищешь, причем ищешь в себе и ищешь как раз то в себе, что ищет, и будет искать всегда. Искать для того, чтобы искать, а не находить; жить, для того, чтобы Жить…

 

Сразу же возникает вопрос КАК? Как сделать первый Творческий шаг, и как не успокоиться на этом и сделать следующий? – Ответ однозначен: – нужно захотеть, причем не умозрительно, а так захотеть, чтобы действительно сделать. То есть, – нужна Мотивация. Но выше говорилось о том, что «нормальный» человек обречен влачить жалкое – раздробленное существование, не имея сколько-нибудь существенной Мотивации, энергии которой хватило бы на выход из сложившейся ситуации. Где взять такую Мотивацию? Как захотеть выйти из замкнутого круга? – Можно, но очень сложно. Необходимо сочетание как минимум нескольких значимых для человека жизненных факторов, а часто для первоначального импульса нужна помощь грамотного человека. Чтобы понять, как это может происходить, рассмотрим некоторые механизмы формирования Мотивации.

Итак, на вопрос: - Хотите ли вы выйти из замкнутого круга обыденности и жить творчески, гармонично и целостно? – многие не раздумывая, ответят: - Да, конечно! И тут же встретятся с целым рядом барьеров.

Изучив эти барьеры, мы объединили их в модель, очень удобную для работы с Мотивацией. Модель эту назовем Лестница Мотивации. Она проиллюстрирована рисунком 3.

Первую ступеньку Лестницы можно условно назвать «А мне и так более - менее хорошо». Одолеть эту ступеньку не так-то просто – ведь при этом придется столкнуться с тем, что не так уж все хорошо, что внутри – сплошные противоречия и неразбериха, по большому счету – полный хаос, отсутствие свободы и обусловленность самыми разными факторами. Чтобы взобраться на эту ступеньку нужно набраться смелости – ведь придется лишиться многих иллюзий, поддерживающих состояние самоуспокоенности, и многократно, что называется «упасть лицом в грязь». Для этого необходимо либо чтобы «жизнь прижала», то есть, чтобы стечение обстоятельств вас в эту самую грязь окунуло, либо грамотный помощник, который спровоцирует необходимую встряску (при этом, обеспечивая страховку, на случай, если она понадобится).

Далее следует ступенька под названием «Все плохо, но так и должно быть» – такая уж у нас судьба, время, страна и правительство, трудное детство, да и вообще – все так живут, и ладно – доживу как-нибудь и я. Сделать шаг через эту ступеньку тоже непросто – ведь тогда нельзя уже будет списывать происходящее на то, что так и должно быть, придется отбросить иллюзию всеобщности такого несчастия и осознать, что можно таки жить и по-другому, вот только ты почему-то по-другому не живешь! Шаг наверх требует еще большей смелости и готовности преодолеть поджидающую на следующей ступеньке депрессию. Необходим доступ к внутренним ресурсам и силам или, опять же, грамотный помощник.

Следующая ступенька называется «Так не должно быть, но я не вижу альтернативы». Альтернатива всегда есть, но чтобы прозреть ее, придется изрядно попотеть, «протирая очки» - избавляясь от множества искажений восприятия. Чтобы одолеть эту ступеньку нужен опыт самостоятельной работы с искажениями восприятия, стечение обстоятельств, в результате которых появиться некий проблеск надежды или, как и ранее – опытный помощник.

Дальше идет ступенька «Альтернатива есть, но многое (или все) зависит не от меня». То есть – вроде бы и хочу, да держат меня со всех сторон – условия жизни, люди, обстоятельства и т.д. и т.п. Очень сложен этот шаг, – нужно осознать, что на самом деле никто и ничто, кроме тебя самого не влияет на то, как ты живешь. И если шаг этот сделать, то нельзя уже будет причитать: - «Да при моих-то троих детях (муже – пьянице, коммунальной квартире, материальном положении, болячках, непонимающих родителях, злом начальнике, положении в стране и в мире,…)». Здесь требуется принятие ответственности. Понятно, что если принять ответственность за себя и свою жизнь целиком, то дальнейшие шаги уже не потребуются, поэтому для перешагивания этой ступеньки, ответственность нужно будет принять хотя бы за те обстоятельства, которые мешали в данном конкретном случае – то есть осознать, что эти обстоятельства зависят от тебя.

Еще одна ступенька - под названием «У меня не хватает сил (энергии, возможностей, каких-то качеств,…)». На этом этапе нужен либо доступ к внутренним энергетическим ресурсам, либо целенаправленные действия по накоплению этих самых сил, качеств, возможностей. Это уже нормальная рабочая ситуация.

И, наконец, последняя ступенька «Хочу, но не знаю как». Здесь уже человек готов и ему нужна конкретная методика, технология, практика. Найдя требуемую информацию и реализовав, он подходит к рубежу, за которым созревшая Мотивация перетекает в действие.

Итак, последовательно шагая вверх, мы добрались до уровня «Хочу и Делаю».

 

7.Хочу и Делаю

6.Хочу, но не знаю КАК

5.Не хватает сил

4.От меня не зависит

3.Нет альтернативы

2.Плохо, но так и должно быть

1.Все и так хорошо

 
 


Выше описан очень упрощенный случай, считая, что по нашей лесенке продвигается кто-то один. При этом мы пока не учли, что этот один – на самом деле не один, а разделен на множество субличностей. Вводя их в нашу модель, мы увидим, что каждая из субличностей «сидит» на своей ступеньке, причем каждая – по какому-то своему поводу, а вовсе не по

 
 

поводу одной для всех цели. Например, у какого-то человека среди множества его субличностей выделим одну, по имени «Крутой». Такая субличность плотно окопалась в положении «Все и так хорошо» – какие у «Крутого» могут быть проблемы? Чтобы выбить «Крутого» из его окопчика и заставить бежать вверх по лестнице, нужна незаурядная встряска. У этого же человека есть, к примеру, такая субличность, как «Трус». У «Труса» уже есть проблемы и немалые, и сидит он где-то на второй или на третьей ступеньке. Есть еще и «Тот, кто жаждет мир перевернуть», но нет у него на это сил, и прозябает он на пятой ступеньке. И так на каждой ступеньке сидит много всяких субличностей. Только на последней «Хочу и Делаю» нет никаких субличностей, потому что добравшись до верха, субличность совершает действие и растворяется, превращаясь в процесс. Вся ситуация наглядно представлена на рисунке 4:

 

       
   
 
 

 

 


Рисунок 4

 

С одной стороны получилась (еще даже не вдаваясь в детали и подробности) очень сложная картина, не предвещающая быстрого и гарантированного результата. С другой стороны мы видим, что уже первые шаги по воспитанию необходимой нам Мотивации требуют Творческого подхода: Мотивация и Творчество соединяются не только в конце пути, – они неразрывны! Огромное количество предельно сложных задач встает перед нами в самом начале пути: - какую субличность начать двигать вверх в первую очередь, так, чтобы она расшатала остальные и вся система пришла бы в движение? – каким образом это сделать? – когда необходимо поставить себя в сложную ситуацию? – и в какую? – как задействовать тело и энергетические процессы? – какими технологиями и в какой последовательности? – как рассчитать силы и не передозировать нагрузки с одной стороны, и не схалтурить, с другой? – как осознать всю ситуацию в целом? – какие механизмы задействуются в том или ином действии? И многие другие…

 

Но все не так просто и однозначно, как мы описали выше. Далее, в главе, посвященной Мифологическому Сознанию мы приведем противоположный взгляд к тому, что мы написали уже о мотивации, творчестве, Предназначении и т.п. Это позволит увидеть ситуацию человеческого бытия в объеме и подходить к каждому конкретному случаю диалектически.

 

Вспоминание Силы.

Обратившись к собственному опыту и к опыту около тысячи людей, контактировавших с нами (семинары, Магические Театры, консультации), - у которых налицо такие результаты, как расширение восприятия, повышение качества жизни, возрастание творческой харизмы, умение ориентироваться в усложняющихся и более богатых сюжетах жизни, взросление (и иные знаки на Пути), мы увидели, что движение идет через два основных канала. Первый – это обучение, а второй – вспоминание. Причем основная работа во всех случаях происходила на девяносто процентов именно через канал вспоминания, которое часто шло междустрочно, запускаясь самым неожиданным образом. Теперь мы видим, как именно это происходит, как может запускаться и катализироваться, и что это, собственно, за вспоминание такое.

Само слово «вспоминание» отсылает нас к таким фундаментальным процессам, как память и внимание. Но оперировать ими мы будем в несколько ином разрезе, чем психология и психотерапия. Сразу же постулируем три координаты (три слоя) памяти и внимания: 1. Горизонтальный, 2. Вертикальный, 3. Архетипический. Вертикальный и архетипический, как будет показано далее, - совершенно разные слои памяти и внимания.

 

2) Начнем с горизонтального слоя и постараемся выяснить, что означают слова Вспомнить Силу, применительно к горизонтали.

Итак – горизонталь. Что мы здесь имеем? А имеем мы здесь огромное количество Силы, разбросанной и отданной кому-то или чему-то. Кому же и чему? Силы, которые мы сознательно, а чаще бессознательно вкладываем в заботы и страхи - оказаться нелюбимым, невостребованным,

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...