Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы работы над курсовой работой

Курсовой работы

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Основные требования к написанию курсовой работы

Объем курсовых работ

Этапы работы над курсовой работой

Последовательность разделов курсовой работы

Оценка курсовой работы

  1. Обязанности научного руководителя
  2. Обязанности студента
  3. Список использованных источников

Основные виды носителей научной и учебной информации

Способы поиска литературы

Виды конспектов

  1. Защита курсовой работы
  2. Оформление работы

Шрифт, интервал

Исправление опечаток

Поля страницы

Нумерация разделов

Заголовки

  1. Оформление титульного листа
  2. Оформление приложений
  3. Оформление таблиц
  4. Иллюстрации
  5. Нумерация страниц
  6. Оформление библиографических ссылок
  7. Структура Введения
  8. Структура основной части
  9. Оформление списка литературы
  10. Цитирование
  11. Стиль изложения

 

 

Курсовая работа представляет сбой законченное исследование междисциплинарного характера, выдвигаемое автором для публичной защиты.

Курсовая работа - это самостоятельное исследование. Которое имеет преимущественно реферативный характер, т.е. ориентировано не только на получение каких-либо новых научных результатов, сколько на изучение и описание уже имеющих данных по конкретной и достаточно узкой проблеме. Тема курсовой работы должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, анализ материала. примеры, выводы. Таким образом, курсовая работа сводится, в основном, к анализу литературы по выбранной частной проблеме и комментированию уже разработанных положений по этой проблеме с привлечением собственных иллюстративных примеров.

Курсовые работы выполняются по окончании изучения дисциплин, определенных учебными планами, и являются, также как экзамены и зачеты, одним из видов текущей аттестации.

Курсовая работа носит исследовательский характер и способствует развитию умения самостоятельно работать и формировать определенные научно-исследовательские навыки, а именно:

- способствует систематизации, закреплению, расширению знаний по определенной дисциплине;

- помогает развивать навыки самостоятельного поиска информации, умение работать как с печатными источниками информации, так и в сети Интернет;

- способствует развитию умения реферировать, пользоваться библиографическим и справочным аппаратом, в том числе уметь правильно цитировать необходимую научную литературу.

В процессе изучения теоретического материала по определенной теме студент учится сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и осуществлять выбор наиболее подходящей для себя точки зрения (наилучшим образом объясняющей явления, которые исследуются).

Курсовые работы помогают овладеть методиками и общими принципами научного исследования, учат делать обоснованные выводы, формировать научные результаты работы и практические рекомендации.

Курсовые работы - эффективный способ научиться исследовательским умениям (например, вести наблюдения, анализировать явления, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты и интерпретировать их результаты, обобщать и конкретизировать и т.д.).

Курсовые работы учат грамотно и логично излагать реферируемый материал и собственные научные изыскания, развивать культуру научной речи.

Курсовые работы вырабатывают навыки осуществления общего оформления научной работы: выделения в ней разделов и подразделов, употребления цитат и ссылок на имеющиеся публикации, составление библиографии.

Защита курсовой работы приобщает студента к публичным выступлениям.

Основные требования к написанию курсовой работы

 

Объем курсовых работ:

На 1 курсе – 20-25 страниц.

На 2 курсе – 25-30 страниц.

На 3 курсе – 30-35 страниц.

На 4 курсе – 35-40 страниц

 

Курсовая работа должна быть завершена, оформлена, сдана и защищена к дате, определяемой деканатом факультета.

Темы курсовых работ должны отвечать современным требованиям и уровню развития науки, экономики, культуры и образования.

Тематика курсовых работ определяется и утверждается. на заседаниях кафедр факультета и вносится в протокол заседания кафедр.

Тема должна быть сформирована таким образом, чтобы в ней содержалась конкретная исследовательская задача, и желательно отражался практический материал исследования, поэтому темы типа «Изучение синонимии» или «Заимствования из английского языка» слишком обширны и неконкретны, следовательно, неприемлемы. Более целесообразно озаглавить работу «Функционирование синонимических рядов в произведениях Р. Киллинга и особенности их перевода на русский язык» или «Особенности функционирования и способы перевода заимствований из английского языка на русский в экономических текстах».

Примерный список предлагаемых тем и основные направления в современном языкознании приводятся в Приложении А.

 

Последовательность разделов курсовой работы

Страницы курсовой работы должны быть скомпонованы в следующем порядке:

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение;

4. Основная часть (1-3 раздела, которые могут состоять из подразделов, включающих пункты и подпункты);

5. Заключение;

6. Список использованных источников;

7. Приложения (необязательно).

 

Оценка курсовой работы

Курсовые работы оцениваются по четырех балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Окончательная оценка выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

При вынесении окончательной оценки работы учитывается:

- её содержание;

- качество использованных материалов (как теоретических источников, так и иллюстративного материала);

- умение грамотно и корректно их анализировать и представить анализ в форме реферата, с указанием собственной позиции;

- актуальность;

- степень самостоятельности и новизны научных изысканий;

- достоверность и оригинальность выводов материала;

- выполнение требований, предъявляемых к оформлению;

- сроки выполнения;

- выступление на защите.

Несоблюдение заранее обговоренных сроков сдачи частей работы и готовой работы влечет за собой снижение оценки, выставляемой за курсовую работу.

Критерии конкретных оценок рассматриваются в Приложении Б.

 

Обязанности научного руководителя:

Научный руководитель:

-знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам в соответствии с установленными стандартами;

- ориентирует студента в направлениях поиска необходимой литературы и источников по теме;

- совместно со студентом разрабатывает этапы выполнения работы;

- помогает в разработке предварительного плана работы, который может уточняться в процессе работы;

- регулярно консультирует студента и контролирует его работу;

- дает внеплановые консультации по возникающим в процессе работы вопросам;

- проверяет выполняемую работу (по частям и целиком);

- предоставляет отзыв о курсовой работе;

- готовит студента к защите курсовой работы.

 

Обязанности студента:

 

Невыполнение студентом указаний руководителя, уклонение от предоставления информации о ходе работы, неявка без уважительной причины на консультации дают преподавателю основание для отказа от руководства курсовой работы.

План курсовой работы составляется совместно руководителем и студентом на основе предварительного ознакомления студента с литературой и другими источниками по теме исследования.

Источниками для формирования библиографического списка (литературы по теме исследования) могут быть:

- список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины;

- библиографические списки в учебниках и монографиях;

- списки литературы из тематических статей энциклопедий и словарей;

- предметные каталоги библиотек;

- Интернет;

- рекомендации преподавателя;

Основные источники информации:

1. Печатные:

а) периодические издания (газеты, журналы),

б) книжные издания;

2. Электронные источники информации (теле- и радиовещание, Интернет).

 

Способы поиска литературы

1. По вышедшим публикациям.

В этом случае необходим некоторый исходный список литературы, в котором обсуждается данная проблема. Его можно получить у научного руководителя, найти в литературоведческом энциклопедическом словаре (список литературы приводится в конце каждой словарной статьи), можно собрать его по систематическому каталогу в справочном отделе библиотеке и т. д. Самые свежие публикации по теме выведут и на другие работы.

Составив некоторый исходный список работ по выбранной теме. необходимо приступить к тщательному изучению данных работ, преследую при этом три цели:

а) уяснить, как понимается учеными интересующее явление. Какие на него существуют точки зрения;

б) заменить, как тот или иной автор излагает в работе свои мысли;

в) установить, на какие публикации опирались авторы рассматриваемых работ.

С определившимися в процессе работы новыми публикациями необходимо поступить таким же образом. В итоге список публикаций. относящихся к избранной теме будет всё более и более расширяться.

2. По специальным обзорам.

Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) (http:// www. inion. ru) периодически издает сборники научно-английских обзоров по различным дисциплинам (http://ani-books.ru/vcd-31/catalog.html). Эти обзоры обычно посвящаются какой-либо одной общей теме, потому уже по их названию можно судить, насколько значимых (т.е. близким избранной теме) может быть тот или иной их выпуск.

ИНИОН издает также сборники рефератов наиболее значимых работ в различных областях общественных наук – «Реферативные журналы» (РЖ).

2. По библиографическим указаниям.

ИНИОН издает библиографический указатель «Новая литература по специальным и гуманитарным наукам. Языкознание». Указатель выходит ежемесячно. Каждый из этих выпусков имеет собственный предметный указатель, который организован по алфавитно-гнездовому принципу. Цифра после конкретной позиции указателя – это порядковый номер в данном выпуске библиографического описания той работы, которая тематически связана с указанным в позиции ключевым понятием. Сам справочник (каждый его выпуск) разбит на те же тематические разделы, что и РЖ. Библиографическое описание публикации может сопровождаться и краткой аннотацией, которая дает дополнительные сведения о её ориентированности и содержании.

Поиск литературы в библиотеке легко осуществить с помощью каталогов.

Каталоги - этокартотека книг и периодических изданий, имеющихся в фондах библиотеки. Существует несколько видов каталогов.

К алфавитному каталогу целесообразно обращаться в том случае, если вы знаете фамилию автора книги и её название.

В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по отраслям знаний. Рубрики расположены по системе дисциплины. Код филологических наук «Ш»:

- английский язык – Ш 14.21;

- немецкий язык – Ш 147.24;

- французский язык – Ш 147. 11

Картотеки новых поступлений содержат названия изданий, поступивших за последние годы.

Реферативные журналы очень удобны для поиска литературы.

Полезно обращаться к электронным каталогам. С их помощью можно найти книгу, не только зная фамилию автора или название, но и по ключевому слову, году издания и другим параметрам. Ниже приводятся ссылки на электронные библиотеки некоторых ведущих научных учреждений.

- Российская Государственная библиотека (http;\\www.rsl.ru)

- Государственная публично научно-техническая библиотека (http://www.gpntb.ru)

- Российская национальная библиотека (http:// www.nlr.ru)

- Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (http:// www.lib.msu.ru).

Многие научные журналы представлены в Интернет на сайтах издательства, которые их выпускают, таким образом, обратившись к серверу издающей организации. Можно найти журнал.

Приступая к работе, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности по разделам учебника, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность «не потеряться» в обилии материала.

Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного, обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.

Виды конспектов

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические:

1. Плановый конспект – конспект книги по её содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

2. Свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

3. Текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые перелают основное содержание книги через авторское высказывание наиболее важных идей.

4. Тематический конспект – конспект. В котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

Работы, не требующие детального изучения, просматриваются в тех случаях. Когда мысли, идеи, высказывания для раскрытия содержания исследуемой темы, и делаются выписки. Выписки следует делать на отдельных листках со ссылкой на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата.

 

Защита курсовой работы

 

Защита курсовой работы осуществляется в присутствии комиссии, состоящей из двух-трех преподавателей. Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзаменов.

Процедура защиты курсовой работы заключается в следующем:

К моменту защиты должен быть готов окончательный вариант работы. Он проверен и подписан научным руководителем и самим студентом, выполнившим работу. Эти документы представляются комиссии.

На защите студент кратко (в течение 5-7 минут) излагает содержание работы, актуальность, цель, задачи, называет основные источники теоретического материала и базу, на которой проводилось исследование, т.е. источники примеров, обозначает выбранные методы исследования с пояснением их применения в выполненной работе. Особый акцент студент делает на собственном вкладе в исследуемую проблему и на выводах, к которым он пришел в ходе исследовании. Студент должен быть готов продемонстрировать владение соответствующим теме понятийным и терминологическим аппаратом и дать исчерпывающие ответы на вопросы членов комиссии и адекватно реагировать на их замечания и комментарии.

Существует ряд рекомендаций для удачного выступления на защите.

- План выступления лучше заранее обговорить с научным руководителем.

- Выступление необходимо заблаговременно написать и неоднократно проговорить (не забывайте, что длительность выступления 5-7 минут).

- Особый акцент сделайте на собственном вкладе в исследуемую проблему и на выводах, к которым вы пришли в ходе исследования .

- В конце выступления поблагодарите слушателей за внимание, дав таким образом понять, что ваша речь окончена.

- Заранее составьте глоссарий основных терминов и понятий, использованных в работе.

- Подготовьте ряд примеров, иллюстрирующих тот или иной вывод, - раздаточный материал позволяет с большим интересом и вниманием слушать выступающего. Использование схем, диаграмм, раздаточных материалов не является обязательным, но они значительно облегчают восприятие информации слушателями и, следовательно, создают более благоприятное впечатление о работе.

- Учитывайте темп и ритм вашей речи. Считается, что самая благоприятная скорость для восприятия – приблизительно 100 слов в минуту.

- Надевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством.

- Не забывайте о мимике и жестах. Жестами вы можете сконцентрировать внимание на важности информации.

При жестикулировании существует три правила:

1. Не кладите руки в карманы;

2. Не прячьте их за спину;

3. Не занимайте их посторонними предметами.

Удерживайте зрительный контакт с аудиторий.

Если заданный вопрос вызывает у вас затруднения, поскольку он не рассматривался в вашем исследовании, скажите, что данная проблема находится за рамками вашего исследования и вы обратите на нее внимание в дальнейшей работе.

Старайтесь выглядеть уверенно, но не самоуверенно.

 

Оформление работы

Работу следует оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001.

Работа выполняется печатным способом (на компьютере) на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х 297мм).

Шрифт, интервал

Цвет шрифта – черный.

Размер шрифта – 14пт.

Интервал между строк – полуторный.

Тип шрифта - times New Roman.

Таким образом, в среднем на странице - 28-32 строки, в каждой строке -60-65 знаков, около 1800 знаков на странице.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.

По всему тексту необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения. В тексте не должно быть нечетких, расплывшихся линий, букв, цифр, знаков.

Опечатки

Опечатки, описки и графические неточности допускаются исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или тушью.

Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Поля

Левое поле – не менее 30 мм,

Правое поле – не менее 10 мм,

Верхнее поле – не менее 20 мм,

Нижнее поле – не менее 20 мм.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,27 мм.

Нумерация разделов

Разделы имеют порядковые номера в пределах вс6его документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа.

Подразделы имеют нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Например:

1 Название раздела

1.1

1.2 Нумерация пунктов первого раздела документа

1.3

2 Название раздела

2.1

2.2 Нумерация пунктов второго раздела документа

2.3

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта. разделенных точками, например:

3 Название раздела

3.1

3.2 нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа.

3.3

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Наименования структурных элементов работы («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ») Служат заголовками структурных элементов работы. Их следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами (двумя полуторными).

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый структурный раздел начинается с новой страницы. Это же относится и к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованной литературы, приложениям.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления ставится дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ( ё, з,о, ъ, й, ы, ь), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации используются арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Пример:

а)____________

б)___________

1) ___________

2)___________

в)_____________

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

Перечисления могут состоять из законченных и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающейся скобкой. Если перечисления состоят из отдельных слов или небольших фраз без знаков препинания внутри, они отделяются друг от друга запятой. Если перечисления состоит из развернутых фраз со своими знаками препинания, они отделяются друг от друга с запятой. В том случае , когда части перечисления включают в себя законченные фразы. Они начинаются с прописных букв. Отделяются друг от друга точкой.

Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе которая предшествует перечислению.

 

Оформление титульного листа

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

  • наименования министерства;
  • наименование учебного заведения;
  • наименования факультета;
  • наименование кафедры
  • название (тему) курсовой работы;
  • сведения о выполнившем курсовую работу студенте и его подпись;
  • сведения о научном руководителе работы и его подпись;
  • место и год выполнения.

Образец оформления титульного листа приведен в Приложении В.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованных источников и наименований с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы в работе. Справа указываются номера страниц.

Образец оформления содержания приводится в Приложении Г.

Оформление Приложений

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (прописными буквами) и его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» через пробел следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

Если в работе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Приложения имеют общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Все приложения перечисляются в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

В тексте документа на все приложения должны быть даты ссылки.

 

Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименования таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Его следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

 

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) могут быть расположены как по тексту документа (как можно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации , за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

 

Нумерация страниц

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения.

Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки.

На титульном листе номер страницы не ставится, хотя он входит в общее число страниц работы.

Иллюстрации и страницы, расположены на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Страницы приложений не входят в общее количество страниц курсовой работы.

 

Оформление библиографических ссылок

Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте курсовой работы другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.

По месту расположения в документе различают следующие библиографические ссылки:

- внутри текстовые, помещенные в тексте документа;

- подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);

- за текстовые, вынесенные за текст документа.

Внутри текстовую библиографическую ссылку размещают непосредственно в строке после текста, к которому они относятся и заключают в круглые скобки.

Например:

(Бахтин, 1993,с. 18).

В скобках указывается фамилия автора, год издания сочинения, страница. Точка в конце цитаты опускается и ставится после закрывающейся скобки. Другие знаки (вопросительный, восклицательный, многоточие) сохраняются перед кавычками.

Если текст цитируется по самой публикации источника, а по другому изданию, то ссылки следует начинать словами «Цит. по:».

Если делается подряд несколько ссылок на один и тот же источник на одной странице работы, то в сносках проставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

 

Структура Введения

Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы – проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование актуальности темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, методов исследования, краткого обзора литературы по теме, указания практического и иллюстративного материала, методов исследования, сферы практического применения материалов и выводов исследования.

Окончательную версию введения, как и заключения. Рекомендуется писать после полного завершения основной части.

Объем введения – не более 1,5-2,5 страниц.

Введение во введении автор характеризует актуальностьи социальную значимость рассматриваемой темы, под которыми понимается важность, современность, злободневность, практическая значимость темы для настоящего момента, а также ее новизна.

Пример:

Актуальность работы обусловлена тем, что в коммуникативной лингвистике проблема понимания и интерпретации текста занимает главенствующее место, она является одной из сложнейших в современной науке. Изучение влияния знаков препинания на понимание текста представляет интерес и является актуальным. В настоящем исследовании предпринята попытка описания пунктуационной системы в коммуникативно-прогматическом аспекте. На уровне текста, что обусловило рассмотрение пунктуации как конституента дискурса и элемента текстовой и интерпретационной деятельности, с чем связана новизна данной работы.

Далее указывается цель исследования. Цель – ответ на вопрос, который вы ставите, предпринимая исследование.

Пример:

Цель настоящего исследования – описание системы знаков препинания как функциональной системы, члены которой участвуют в организации текста и обладают богатым интерпретационным потенциалом.

После формулировки цели предпринимаемого исследования следует указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, провести анализ, рассмотреть, разработать и т.д.). Формулируя задачи, следует учитывать, что описание их решения должно составить содержание разделов курсовой работы.

Пример:

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать и описать структуру, свойства, типы и взаимоотношения знаков в знаковой системе и знаковом процессе;

2. Рассмотреть текст как семиотическую систему, описать его коммуникативную структуру и проанализировать информационное представление;

3. Описать систему пунктуации, а именно: выявить взаимосвязь и взаимодействие составляющих пунктуационной системы, провести анализ их назначения и функциональной нагрузки во взаимосвязи и выявить место пунктуационной системы в системе языка;

4. Установить основные функции знаков препинания и сферы их реализации;

5. Проанализировать и систематизировать функции пунктуации в тексте, в организации его синтаксической, семантической и прагматической структуры;

6. Проанализировать, описать роль и функции знаков препинания в дискурсах различного типа.

Обязательным элементом введения является указание объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это пространство, та область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучать.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, процесса или аспект проблемы, который собственно исследуется. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. На него и направлено основное внимания исследования. Именно предмет работы определят тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Пример:

Объект исследования – текст как знак наивысшего уровня в иерархии лингвистических знаков, единица коммуникативного акта и составляющая дискурса.

В качестве предмета исследования выступает пунктуация как конституент текста.

Необходимо сообщить о состоянии разработанности исследуемой проблемы в мировой теории и практике, для чего составляется краткий обзор литературы.

Теоретическая основа исследования (или обзор литературы) должна показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники информации, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определить главное в современном состоянии изученности темы. Обзор работ следует сделать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом .В обзор включается только та литература, с которой студент знакомился (знаком) лично.

Пример:

Теоретической основой исследования послужили работы крупных ученых по теории знака (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон, Ч. Моррис, Ч. Пирс, Р.Г.Пиотровский, В.Розин, U. Eco, F.Merrel), теории и дискурса (Т.ван Дейк, А.Г. Баранрв, Г. И. Богин,Т. М. Дридзе, Л. Н. Мурзин, Ю. С.Степанов, В. И. Шаховский), теории понимания и интерпретации текста (А. Г. Баранов, Г. И. Богин, Т. М, дридзе, А.А. Залевская).

Далее обозначается Практический материал исследования – тот материал, на котором проводилось собственно исследование и выполнялась цель работы. Необходимо указать общее количество примеров, их источники.

Пример:

Практическим материалом для исследования послужили художественные, рекламные тексты и тексты деловых писем на английском языке, созданные в 19-21 вв. (около 100 единиц).

Автор курсовой работы указывает методы с помощью которых он выполнял указанные задачи и достигал поставленную цель.

Метод – это система исследовательских приемов и процедур. Способствующих целенаправленному изучению объекта с той или иной точки зрения.

Существую общие и специальные методы познания. Обычно делятся на три большие группы:

1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3. Методы теоретического исследования (дедукция, моделирование, формализация и др.);

Рассмотрим некоторые (наиболее часто используемые) методы подробнее.

Описательный метод – это система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития. Используется для описания каких-либо явлений, например, для описания функционирования эллиптических конструкций.

Структурные методы используются для представления структуры языка и описания его системы.

Отбор примеров может осуществляться методом сплошной выборки (для анализа отбираются все встретившиеся примеры) или частичной выборки (не все случаи изучаемого явления рассматриваются и анализируются).

При изучении определенных явлений используются методы анкетирования (опроса группы людей) и эксперимент с последующей статистической обработкой (подсчетом) полученных результатов.

Метод компонентного анализа необходим для выделения компонентов значения, для разложения лексического значения на семы или изучения составляющих какой-либо структуры.

Метод текстового анализа используется с целью исследования интересующей категории на текстовом уровне, анне в словаре.

Метод контекстуального (контекстного) анализа применяется для изучения функционирования изучаемого явления в конкретном тексте.

Метод количественного анализа позволят выявить количественное соотношение изучаемых категорий.

Метод сравнительно- сопоставительного анализа применяется для сравнения изучаемой категории, например, в английском и русском языках.

Инструментальные методы помогает осуществлять исследование с помощью различных приборов, например, фиксирующих артикулярные и акустические параметры звуковых последовательностей.

Пример:

Основным метолом избран герменевтико - интерпретационный метод анализа текстовых структур. Использовались также описательный метод, методы сопоставительного, контекстного анализа.

Практическая значимость исследования обязательно указывается в конце введения. Под практической значимостью понимается сфера применения, дисциплина, предмет, при подготовке к которому могут пригодиться материалы и полученные результаты курсовой работы.

Образцы введения приведены в Приложении Д.

В заключении к ку

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...