Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания по проведению преддипломной практикиМетодические указания по проведению преддипломной практики по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом Квалификация (степень) – бакалавр Курган Методические указания составлены: - с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 38.03.03 «Управление персоналом»; - на основании учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению.
Рабочую программу разработали: - к.п.н., доцент Р.Ф. Пинегина___________ - доцент А.И.Роговой ________________
Программа утверждена на заседании кафедры экономики и управления Протокол № от« » 2016г.
Заведующий кафедрой экономики и управления ________________________________________________/А.В.Дудник/
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Практика – индивидуальная форма обучения студентов. Являясь центральным звеном в системе подготовки специалистов, практика помогает студентам проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учёбы, а также приобрести практические навыки. Программа преддипломной практики подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.03 – Управление персоналом. В соответствии с ФГОС и учебным планом практика проводится согласно графикам учебного процесса по каждой форме обучения. Продолжительность практики составляет 6 недель. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целью преддипломной практики является углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности в сфере управления персоналом. Основными задачами преддипломной практики являются: – закрепление приобретенных теоретических знаний в реальной практической деятельности; – углубление профессиональных знаний, опыта и навыков, полученных в ходе обучения в вузе и при прохождении учебной практики; – приобретение опыта самостоятельной работы в постоянных и временных коллективах при решении организационных, управленческих, исследовательских, аналитических и прогностических вопросов; – сбор, изучение и обработка документов и информации, анализ литературы и источников, необходимых для выполнения выпускной квалификационной работы. МЕСТО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ООП ВО Проведение преддипломной практики опирается на изучение студентами дисциплин, разделов учебного плана, предшествующее прохождению практики. Перечень дисциплин, разделов, которые являются основой для производственной практики: «Управление персоналом организации», «Маркетинг персонала», «Трудовое право», «Развитие персонала», «Экономика управления персоналом», «Управленческий учет и учет персонала», «Основы безопасности труда», «Основы организации труда» и других. Во время прохождения практики происходит закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса, а также приобретение практического навыка для их применения. Данная практика логически связана с углублением знаний профессионального цикла ООП. Студент в ходе практической работы может применить знания, освоенные как из гуманитарного, экономического и социального циклов (например, используя знания таких дисциплин как «Правоведение», «Психология», «Культура речи и деловое общение»), так и части профессионального («Основы безопасности труда», «Этика деловых отношений», «Организационное поведение»). МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ Направление студентов на преддипломную практику осуществляется на основании приказа директора Курганского филиала ОУП ВО «АТиСО» по представлению заочного деканата и выпускающей кафедры экономики и управления в соответствии с договорами, заключенными с базовыми объектами практики, а также гарантийными письмами. Преддипломная практика студентов организуется преимущественно в структурных подразделениях в различных организациях по направлению подготовки. Студенты, обучающиеся в рамках целевой подготовки и заключившие трехсторонние договоры с организацией – местом будущей работы, как правило, практику проходят в этих организациях. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В процессе выполнения практики у студентов формируются следующие компетенции: знание основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике (ПК-1); знание основ кадрового планирования и контроллинга, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умение применять их на практике (ПК-2); знание основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владением методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике (ПК-3); знание основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала, разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умением применять их на практике (ПК-4); знание основ научной организации и нормирования труда, владением навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умением применять их на практике (ПК-5); знание основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм и методов обучения персонала и умением применять их на практике (ПК-6); знание целей, задач и видов аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации, умение разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала и владение навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала (ПК-7); знание принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала (в том числе оплаты труда), порядка применения дисциплинарных взысканий, владение навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (документов о поощрениях и взысканиях) и умением применять их на практике (ПК-8); знание нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владением технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике (ПК-9); знание Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, процедуры приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и владением навыками оформления сопровождающей документации (ПК-10); владение навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках и пр.) (ПК-11); знанием основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем функциональных взаимосвязей между подразделениями, основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающей документации (ПК-12); умение вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знанием основ кадровой статистики, владение навыками составления кадровой отчетности, а также навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами, умением обеспечить защиту персональных данных сотрудников (ПК-13); владение навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умение применять их на практике (ПК-14); информационно-аналитическая деятельность: владение навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации, умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-15); владение навыками анализа и мониторинга конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала и умение применять их на практике (ПК-16); знание основ разработки и внедрения профессиональных, в том числе корпоративных стандартов в области управления персоналом, умение составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции, положения о подразделениях) (ПК-17); владение методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков, методами анализа травматизма и профессиональных заболеваний, знание основ оценки социально-экономической эффективности разработанных мероприятий по охране труда и здоровья персонала и умением применять их на практике (ПК-18); владение навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала, навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области управления персоналом, а также навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала (ПК-19); умение оценить эффективность аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала (ПК-20); знание основ оценки качества обучения, управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-21); умение формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение), владение навыками контроля за использованием рабочего времени (ПК-22); знание основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умением использовать их на практике (ПК-23); знание и умение применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации (ПК-24); способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-25); знание основ проведения аудита и контроллинга персонала и умение применять их на практике, владением важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей, методами бюджетирования затрат на персонал (ПК-26); владение методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы при решении задач управления персоналом (ПК-27); знание корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владение навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций (ПК-28); социально-психологическая деятельность: владение навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации, способность целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом, участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации (ПК-29); знание основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умением применять их на практике (ПК-30); способность и готовность оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат), умение применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива (ПК-31); владение навыками диагностики организационной культуры и умение применять их на практике, умение обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-32); владение навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовностью транслировать их своим коллегам, обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-33); проектная деятельность: знание основ организационного проектирования системы и технологии управления персоналом (в том числе с использованием функционально-стоимостного метода), владение методами построения функциональных и организационных структур управления организацией и ее персоналом исходя из целей организации, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-34); знание основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом, способность вносить вклад в планирование, создание и реализацию инновационных проектов в области управления персоналом (ПК-35); знание основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала (ПК-36); способность участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, знание технологии преодоления локального сопротивления изменениям и умением использовать их на практике (ПК-37); владение навыками организации и ведения взаимодействия по кадровым вопросам с Национальным союзом кадровиков, Национальным союзом организаций по подготовке кадров в области управления персоналом (Национальный союз «Управление персоналом»), Ассоциацией организаций управленческого образования, профсоюзами, другими общественными организациями и трудовым коллективом (ПК-38). Практика считается успешно пройденной, если у обучающегося сформированы все вышеперечисленные профессиональные компетенции.
6 Структура и содержание преддипломной практикиОбщая трудоемкость практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часов (12 недель).
В течение данной практики используются индивидуальные формы контроля. Содержанием практики является выполнение заданий, связанных с составлением общей характеристики организации — базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявлением проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации и с анализом содержания и организации процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме выпускной квалификационной работы проблеме, его влиянием на результаты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом. РУКОВОДСТВО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТОВ Прохождение преддипломной практики предусматривает назначение двух руководителей – руководителя ВКР от Курганского филиала ОУП ВО «АТиСО» и руководителя практики от организации на месте прохождения практики. Преподаватели кафедры (руководители): – знакомят с программой практики; – оказывают помощь студентам в составлении календарного плана прохождения практики и подготовки ВКР в соответствии с полученными теоретическими знаниями; – осуществляют методическое руководство практикой студентов; – определяют и конкретизируют задания в соответствии с программой в зависимости от специфики базового объекта практики; – при необходимости вызывают студентов-практикантов для консультаций и проверки их работы на кафедру; – регулярно консультируют студентов по вопросам программы практики, оказывают помощь при решении возникающих в ходе практики проблем, проверяют периодически отдельные разделы отчета о работе; – оказывают помощь студентам в систематизации, обработке и оценке собранного эмпирического материала, необходимого для подготовки и написания выпускной квалификационной работы, а также поиске дополнительной информации; – по окончании практики проверяют наличие у студентов пакета необходимых документов; – перед защитой практики оказывают студентам необходимую помощь и консультацию. Руководители из числа штатных работников базовых объектов практики по месту ее прохождения: – знакомятся с программой прохождения практики; – создают необходимые условия для выполнения студентами программы преддипломной практики; – оказывают помощь студенту в составлении календарного плана прохождения практики и следят за его выполнением, оказывают помощь при решении вопросов по возникающим проблемам; – предоставляют практикантам возможность знакомиться с нормативными актами, инструкциями, положениями, другими документами и статистическими материалами, базами данных, позволяющими выполнять программу практики и индивидуальное задание; – по результатам практики готовят отзыв на студента-практиканта. Студенты, направляемые на практику, обязаны: – явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики, получить программу практики и индивидуальное задание на преддипломную практику; – детально ознакомиться с программой практики; – своевременно прибыть на место прохождения практики, имея при себе документ, удостоверяющий личность и программу практики; – соблюдать режим работы, выполнять указания руководителя практики и программу практики; – изучить и выполнять правила техники безопасности; – регулярно вести дневник практики; – своевременно подготовить отчет по практике. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ Форма промежуточной аттестации – зачет. Для получения зачета по практике студент должен: – полностью выполнить программу практики и работы, предусмотренные индивидуальным заданием; – продемонстрировать компетенции по будущей специальности; – строго соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка принимающей организации, правила техники безопасности и охраны труда; – нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты; – своим поведением и отношением к работе соответствовать образу студента высшего учебного заведения. По окончании практики студент обязан сдать руководителю практики от кафедры оформленный отчет практики с дневником и отзывом о его работе, подписанным руководителем принимающей организации или ее подразделения и заверенные печатью. Отчет является основным документом, характеризующим работу студента во время практики. В отчете должны быть отражены изученные во время практики вопросы и результаты практической деятельности студента. Требования к отчету Отчет по преддипломной практике представляется в напечатанном и электронном виде. Ориентировочный объем отчета по практике 45-50 страниц при размере шрифта кегель 14 через 1,5 интервала и при сквозной нумерации текста с иллюстрациями. Дополнительно даются приложения. Структура отчета должна быть четкой и обоснованной - такой, чтобы была отражена логика написания. В нем не должно быть противоречий, повторений, устаревших сведений, грубых грамматических и стилистических ошибок. Отчет по преддипломной практике должен иметь следующее: титульный лист, содержание, текст отчета, список использованной литературы, документов и других источников. Наименования разделов отчета по тексту и по содержанию должны быть одинаковыми. Отчет должен состоять из введения, основной части, заключения и списка практических документов, литературы и других источников. Основная часть, как правило, разбивается на два-три подраздела. Во введении отчета следует отразить значение прохождения практики, особенности деятельности организации, в которой студент проходит практику, главные и второстепенные направления деятельности. В этой части отчета необходимо указать границы сбора информации. Отделы выбираются Студентом в первые дни прохождения практики совместно с руководителем от организации. Это зависит от специфики организации, в котором проходила практика, и особенностей развития того или иного направления работы. Объем введения составляет примерно 4-5 страниц. Первый раздел – эта теоретическая часть работы, которая предполагает освещение первоисточников и должна содержать глубокий анализ исследуемых вопросов с привлечением научной литературы и практического материала. Фактической задачей первого раздела является изучение основных источников, связанных с проблематикой, выбранной студентом. Необходим анализ источников, то есть трудов основных теоретиков, занимающихся соответствующей проблемой. Составление классификации общетеоретических и методологических подходов является важнейшей задачей первого раздела. В конце теоретического раздела нужно выразить собственную точку зрения и дать ее обоснование либо поддержать кого-либо из теоретиков. 2. Второй раздел работы охватывает организационно – экономическую характеристику, анализ качественного и количественного состава персонала, системы управления и кадровой политики в целом 2.1. Краткая, общая или организационно-экономическая характеристика организации (история создания и этапы развития компании, форма собственности, организационно-правовая форма предприятия, виды деятельности, анализ основных экономических показателей деятельности) 2.2. Анализ и оценка кадрового состава организации или количественных и качественных показателей персонала организации. Результаты производственно-хозяйственной деятельности, динамика выполнения плана производства во многом определяются степенью использования трудовых ресурсов. В основные задачи анализа использования персонала входят: - в области использования кадров - оценка обеспеченности организации необходимыми кадрами по численности, составу, структуре, уровню квалификации; установление соответствия профессионального состава и уровня квалификации работающих требованиям производства; - изучение форм, динамики и причин движения персонала, анализ влияния численности работающих на динамику продукции; проверка данных об использовании рабочего времени и разработка мероприятий по лучшему использованию рабочего времени и устранению его непроизводительных затрат; - в области производительности труда – установление уровня производительности труда по структурным подразделениям; сопоставление полученных показателей с показателями предыдущих периодов; определение экстенсивных и интенсивных факторов роста производительности труда; оценка факторов, влияющих на рост производительности труда; - выявление резервов дальнейшего роста производительности труда и их влияние на динамику выпуска продукции. Цель анализа трудовых ресурсов состоит в том, чтобы вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих, их рабочего времени. Изучение показателей трудовых ресурсов начинается с анализа обеспеченности предприятия персоналом. К основным объектам такого анализа относятся: - изучение состава и структуры персонала; -обеспеченность хозяйствующего субъекта рабочими, административно-управленческим персоналом и специалистами; - обеспеченность квалификационного и профессионального состава рабочих; - изучение движения рабочей силы, и его причин 2.2.1 Анализ учетных регистров Таблица 1 - Среднегодовая численность и структура персонала на предприятии
В выводах к таблице 1 указать сложившуюся структуру работающих на предприятии, а также отметить тенденции ее изменения за исследуемый период. Для более глубокого анализа использования кадрового потенциала предприятия рекомендуется привлекать источники первичной документации и оформить данные в форме таблиц. На основании исследования данных сформулировать предложения по улучшению использования трудового потенциала предприятия и повышению производительности труда. Таблица 2- Использование рабочего времени
Таблица 3- Анализ причин потерь рабочего времени
Таблица 4 - Структура персонала предприятия по категориям
Таблица 5 - Структура персонала предприятия по полу
Таблица 6-Образовательный уровень персонала
Таблица 7- Возрастной состав персонала
Таблица 8-Квалификационный состав рабочих, чел
Таблица 9 - Распределение персонала по стажу работы
Таблица 10 - Анализ движения кадров
Таблица 11 -Анализ причин текучести кадров в организации, %
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |