Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Понятие и структура национальной безопасности

Термин «национальная безопасность» впервые встречается в Послании президента США Т. Рузвельта Конгрессу 1904 года, в котором в лучших традициях этой страны был обоснован захват зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Современные авторы национальную безопасность рассматривают как синоним оборонной политики, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называют самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало бы защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни.

В советский период понятие «безопасность» относилось к состоянию защищенности социалистического государства от планов буржуазного империализма. В период начала радикальных либеральных реформ в постперестроечной России в начале 1990-х появились работы, посвященные сущности безопасности личности, общества и государства. Соответственно в политологической литературе термин «национальная безопасность» появляется в 1993 году в Политологическом словаре как категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.

В научной литературе предлагаются разные определения национальной безопасности. Одни авторы «национальную безопасность» определяют как «состояние защищенности таких качеств нации, которые обеспечивают её способность к самосохранению, самовоспроизводству и самосовершенствованию[1]», вторые как «состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечении суверенитета, единства и неделимости территории России, стабилизации и последующего социально-экономического и духовно-нравственного развития[2]».

В Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» дано следующее понятие: «национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства[3].

Исходя из анализа приведенных определений, можно выделить следующие элементы структуры национальной безопасности:

− безопасность личности;

− безопасность общества;

− безопасность государства.

Так же из определений национальной безопасности можно выделить особенности, характеризующие данный феномен:

− национальная безопасность – это специфическое состояние, которое при определенных условиях может рассматриваться как целевая установка;

− национальная безопасность – состояние нормального функционирования и развития национальной политико-правовой системы, определяемое объективными (не зависящими от человеческого волеизъявления отсутствием угроз) и субъективными (целенаправленной защищенностью национальных интересов от угроз) факторами;

− общим объектом национальной безопасности выступают национальные интересы, как совокупность гармонично сочетаемых интересов личности, общества и государства;

− характеристика национальной безопасности предполагает дифференциацию качественного и количественного аспектов. Качественный аспект – это состояние, при котором отсутствуют или минимизированы внутренние и внешние угрозы, количественный – потенциальные и реальные угрозы плюс средства и методы противодействия этим угрозам.

Вопрос 2. Понятие угрозы национальной безопасности и её

Виды

Современная цивилизация порождает массу угроз и вызовов национальной безопасности России. Прежде всего, этой угрозой является глобализация, осуществляемая по сценарию западных транснациональных корпораций. Их деятельность по уничтожению национальных государств и ликвидации национальных суверенитетов в последние годы весьма успешна: уничтожены через военную интервенцию Ирак, Ливия, Югославия, Афганистан. С помощью политических интриг, террористических, экономических акций полностью или частично ликвидирован суверенитет Грузии, Сирии, постсоветских государств. ХХI век станет и уже стал веком борьбы за природные ресурсы и глобальное доминирование трех цивилизаций: западной, во главе с англосаксонским миром; китайской; евразийской.

В Стратегии под угрозой национальной безопасности понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Для угрозы национальной безопасности характерны следующие черты:

− это стадия крайнего обострения противоречий, непосредственно предконфликтное состояние, когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении другого конкретного объекта для достижения своих политических и иных целей;

− заключает в себе две компоненты: намерения и возможность нанесения ущерба интересам безопасности;

− всегда носит персонифицированный, конкретно-адресный характер, что предполагает наличие явных субъекта (источника) угрозы и объекта (на который направлено её действие);

− непосредственная возможность нанесения ущерба, от начала осуществления которой её отделяет лишь временной интервал, необходимый для принятия решения о реализации угрозы.

Все множество источников угроз национальной безопасности можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от источника происхождения:

− объективные (естественные), характеризующие воздействие на объект безопасности процессов, не зависящих от политического руководства страны. Наиболее распространенными естественными угрозами являются пожары, стихийные бедствия, аварии, технологические катаклизмы и т. д.;

− субъективные, связанные с деятельностью политического руководства государства. Среди субъективных можно выделить: непреднамеренные, вызванные ошибочным действием руководства государством, например, начало в 1994 году войны в Чечне и умышленные, являющиеся результатом преднамеренных действий руководителя страны, например, развал Советского Союза в 1991 году[4];

2) в зависимости от места зарождения источника угрозы:

− внешние;

− внутренние;

3) по масштабу источника угрозы:

− глобальные;

− региональные;

− локальные;

4) по способу осуществления:

− прямые;

− опосредованные;

5) по вероятности осуществления:

− реальная – это та, которая уже существует или возникнет в ближайшее время;

− потенциальная – появление которой возможно в перспективе, в связи с неблагоприятным развитием событий.

Источники угроз могут быть направлены на такие сферы национальной безопасности, как военная сфера и оборона, внутриполитическая и внешнеполитическая безопасность, экономика, социальная, культурная, нравственная, миграционная, демографическая, экологическая и др. В следующем вопросе рассмотрим источники угроз каждой из перечисленных сфер.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...