Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Понятие и структура национальной безопасностиТермин «национальная безопасность» впервые встречается в Послании президента США Т. Рузвельта Конгрессу 1904 года, в котором в лучших традициях этой страны был обоснован захват зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Современные авторы национальную безопасность рассматривают как синоним оборонной политики, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называют самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало бы защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни. В советский период понятие «безопасность» относилось к состоянию защищенности социалистического государства от планов буржуазного империализма. В период начала радикальных либеральных реформ в постперестроечной России в начале 1990-х появились работы, посвященные сущности безопасности личности, общества и государства. Соответственно в политологической литературе термин «национальная безопасность» появляется в 1993 году в Политологическом словаре как категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. В научной литературе предлагаются разные определения национальной безопасности. Одни авторы «национальную безопасность» определяют как «состояние защищенности таких качеств нации, которые обеспечивают её способность к самосохранению, самовоспроизводству и самосовершенствованию[1]», вторые как «состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечении суверенитета, единства и неделимости территории России, стабилизации и последующего социально-экономического и духовно-нравственного развития[2]». В Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» дано следующее понятие: «национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства[3]. Исходя из анализа приведенных определений, можно выделить следующие элементы структуры национальной безопасности: − безопасность личности; − безопасность общества; − безопасность государства. Так же из определений национальной безопасности можно выделить особенности, характеризующие данный феномен: − национальная безопасность – это специфическое состояние, которое при определенных условиях может рассматриваться как целевая установка; − национальная безопасность – состояние нормального функционирования и развития национальной политико-правовой системы, определяемое объективными (не зависящими от человеческого волеизъявления отсутствием угроз) и субъективными (целенаправленной защищенностью национальных интересов от угроз) факторами; − общим объектом национальной безопасности выступают национальные интересы, как совокупность гармонично сочетаемых интересов личности, общества и государства; − характеристика национальной безопасности предполагает дифференциацию качественного и количественного аспектов. Качественный аспект – это состояние, при котором отсутствуют или минимизированы внутренние и внешние угрозы, количественный – потенциальные и реальные угрозы плюс средства и методы противодействия этим угрозам. Вопрос 2. Понятие угрозы национальной безопасности и её Виды Современная цивилизация порождает массу угроз и вызовов национальной безопасности России. Прежде всего, этой угрозой является глобализация, осуществляемая по сценарию западных транснациональных корпораций. Их деятельность по уничтожению национальных государств и ликвидации национальных суверенитетов в последние годы весьма успешна: уничтожены через военную интервенцию Ирак, Ливия, Югославия, Афганистан. С помощью политических интриг, террористических, экономических акций полностью или частично ликвидирован суверенитет Грузии, Сирии, постсоветских государств. ХХI век станет и уже стал веком борьбы за природные ресурсы и глобальное доминирование трех цивилизаций: западной, во главе с англосаксонским миром; китайской; евразийской. В Стратегии под угрозой национальной безопасности понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Для угрозы национальной безопасности характерны следующие черты: − это стадия крайнего обострения противоречий, непосредственно предконфликтное состояние, когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении другого конкретного объекта для достижения своих политических и иных целей; − заключает в себе две компоненты: намерения и возможность нанесения ущерба интересам безопасности; − всегда носит персонифицированный, конкретно-адресный характер, что предполагает наличие явных субъекта (источника) угрозы и объекта (на который направлено её действие); − непосредственная возможность нанесения ущерба, от начала осуществления которой её отделяет лишь временной интервал, необходимый для принятия решения о реализации угрозы. Все множество источников угроз национальной безопасности можно классифицировать по следующим основаниям: 1) в зависимости от источника происхождения: − объективные (естественные), характеризующие воздействие на объект безопасности процессов, не зависящих от политического руководства страны. Наиболее распространенными естественными угрозами являются пожары, стихийные бедствия, аварии, технологические катаклизмы и т. д.; − субъективные, связанные с деятельностью политического руководства государства. Среди субъективных можно выделить: непреднамеренные, вызванные ошибочным действием руководства государством, например, начало в 1994 году войны в Чечне и умышленные, являющиеся результатом преднамеренных действий руководителя страны, например, развал Советского Союза в 1991 году[4]; 2) в зависимости от места зарождения источника угрозы: − внешние; − внутренние; 3) по масштабу источника угрозы: − глобальные; − региональные; − локальные; 4) по способу осуществления: − прямые; − опосредованные; 5) по вероятности осуществления: − реальная – это та, которая уже существует или возникнет в ближайшее время; − потенциальная – появление которой возможно в перспективе, в связи с неблагоприятным развитием событий. Источники угроз могут быть направлены на такие сферы национальной безопасности, как военная сфера и оборона, внутриполитическая и внешнеполитическая безопасность, экономика, социальная, культурная, нравственная, миграционная, демографическая, экологическая и др. В следующем вопросе рассмотрим источники угроз каждой из перечисленных сфер. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |