Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Источники угроз национальной безопасности

 

Официальным документом, в котором определены основные источники угроз безопасности страны, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12.05.2009.

Согласно Стратегии, основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются:

Разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств; терроризм и экстремизм. Рассмотрим подробнее названные источники угроз.

Разведку можно определить как разновидность информационной работы. Разведывательная деятельность (шпионаж) – явление столь же древнее, как и сама наша цивилизация.

Разведывательная деятельность иностранных государств – это разновидность внешнеполитической деятельности иностранного государства, проводимой системой специальных служб в целях обеспечения безопасности своей страны. В отличие от дипломатической деятельности она проявляется в том, что с позиций иностранного государства, которое проводит разведывательную деятельность, она не является противоправной, а с позиций государства, в отношении которого эта деятельность осуществляется, она является таковой.

Разведывательная деятельность определяется стратегией национальной безопасности иностранного государства, которая формирует ее основные цели и задачи.

В настоящее время многие иностранные государства пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения войны. Во-первых, специальные службы иностранных государств все активнее стали использовать возможности коммерческих организаций. Во-вторых, рассматривают информационное пространство в качестве сферы ведения военных действий Информационное превосходство является необходимым условием для достижения победы в конфликте. Акции разведывательно-информационного воздействия, осуществляемые спецслужбами иностранных государств осуществляют в военной, политической и экономической сферах. Разновидностями таких воздействий являются: идеологическое и психологическое воздействие.

Идеологическое воздействие осуществляется путем оказания идейно-политического влияния на граждан страны, в отношении которой осуществляют разведку, с целью побуждения их к совершению противоправных и антиобщественных действий по ослаблению и подрыву политического и общественного строя своей страны. Оно может осуществляться по-разному. Например, разрушением устойчивых взглядов и убеждений граждан и навязыванием чуждой им идеологии, выгодных для иностранного государства стереотипов мышления и поведения; возбуждением антиобщественных, враждебных настроений и эмоций. В акциях идеологического воздействия могут быть задействованы различные государственные и негосударственные организации, политические партии, издательства, средства радиовещания и телевидения, печати, научные, общественные, культурные и благотворительные организации, а также отдельные лица.

Психологическое давление осуществляется путем воздействия на психику конкретных объектов посредством угроз и запугивания возможностью наступления неблагоприятных или нежелательных для них событий с целью деморализации и побуждения к совершению действий, отвечающих интересам иностранной разведки. Задачи психологического давления заключаются в том, чтобы сломить волю к сопротивлению, вызвать апатию и пассивность, неуверенность в исходе борьбы, возбудить страх и посеять панику, вызвать недовольство и возмущение действиями руководства и т.п. Объектом психологического давления является психика отдельных лиц или группы людей.

Задачи, агрессивность и интенсивность разведывательного воздействия, общая направленность проводимых разведывательных акций обусловлены и напрямую зависят от волевых и политических решений высшего военно-политического руководства иностранного государства.

Всплеск террористических актов в развитых странах мира вызвал крах иллюзий об иммунитете к ним «общества потребления». Произошедшие теракты в разных городах России и очевидная угроза их продолжения ставят перед политическим руководством России серьезные вопросы, связанные с разработкой системы предотвращения террористических атак, своевременное установление очагов террористической активности, выявление каналов финансирования. Для того чтобы конкретные меры были эффективны в долгосрочной перспективе, они должны основываться на глубоком понимании социальной природы этого негативного явления. Террористическая атака является вызовом, на который в силах ответить лишь общество, знающее и видящее перед собой пути социальной консолидации.

Терроризм, как сложное социально-политическое явление аккумулирует в себе социальные противоречия, достигающие уровня конфликта. Криминализация экономических отношений перерастает в криминализацию политических отношений в борьбе за государственную власть. Причинами, порождающими терроризм, являются: внутренние противоречия в экономической сфере; растущая социальная дифференциация граждан; коррумпированность части государственного аппарата; утрата нравственных, моральных ценностей, правовой нигилизм; рост насилия и агрессии.

В настоящее время терроризм стоит рассматривать как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества, государства. При этом терроризм приобретает политическую направленность. Как социально-политическое явление терроризм представляет собой совокупность преступлений, совершаемых с использованием насилия отдельным лицам и обществу. Он направлен на расширения влияния определенных сил в обществе, ликвидацию или подчинение политических оппонентов, захват и установление своей политической власти. Сущность терроризма заключается в применении крайних мер насилия с целью устрашения политических противников, принуждения органов власти и населения к определенным действиям.

Проблема противодействия терроризму имеет важное практическое значение. «Перспективными» мишенями для терроризма нового поколения является техносфера. Суть этого подхода не в разрушении объектов, а в приостановлении их основной деятельности посредством средств радиоэлектронного подавления. Заманчивой целью для террористов могут стать центры обработки информации, компьютеризированные банковские учреждения. Террористический акт, приостанавливающий деятельность финансовой системы, способен лишить общество доверия к современным технологиям денежного рынка.

Под технологическим терроризмом понимается использование или угроза использования ядерного, химического и биологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных веществ. Наибольшую опасность могут представлять акты ядерного терроризма. Это актуализирует проблему предупреждения таких актов, ввиду их опасности для общества. Необходимо признать опасным состояние падения жизненного уровня персонала ядерных и ряда других объектов, уязвимостью мест их хранения.

Источниками угроз общественной безопасности помимо терроризма и экстремизма считаются: рост преступлений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и коррупция.

В деле борьбы с коррупцией первой задачей нашего государства является формирование государственной идеологии, где целью развития государства стала бы не выгода, а более значимые идеалы. Тогда государственный служащий будет мотивирован не только юридически, но и морально. У нас, к сожалению, государственная служба представляется как особый вид менеджмента. В деле идеологического обеспечения борьбы с коррупцией необходимо опереться на традиционного союзника нашего государства – Русскую православную церковь.

В борьбе с коррупцией была эффективной необходимо серьезно ужесточить уголовную ответственность за взяточничество, вернуть конфискацию имущества. В отношении государственных служащих должна существовать абсолютная прозрачность расходов и как предлагают ряд авторов он сам и его близкие родственники в течение десяти лет после ухода с занимаемой должности должны отчитываться за все виды деятельности и получаемые доходы. Ну и конечно усовершенствование системы отбора кадров, введение поощрения гражданской активности населения в части информирования о коррупции среди должностных лиц.

Незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. В последние годы в России и других странах массовые перемещения населения стали рассматриваться в определенных случаях как источник угрозы национальной безопасности. Миграция, протекающая в правовых рамках, представляет собой нормальное явление. Источником угрозы является незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, являясь одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации[5].

С целью осуществления незаконной трудовой деятельности в Россию хлынул поток трудовых мигрантов. В результате происходит интеграция национальных диаспор с теневыми, криминальными структурами, для которых незаконная трудовая миграция становиться важнейшим источником преступных доходов. Следствием неконтролируемой миграции из стран СНГ стало ухудшение криминогенной ситуации. Особенно сильное влияние миграция оказывает на криминогенную обстановку в Москве.

Незаконная миграция становится источником формирования и дальнейшего существования транснациональных преступных формирований. Высокий уровень преступности иностранцев наблюдается в Центральном, Приволжском, Северо-Западном и уральском федеральных округах.

Определенные силы внутри нелегальной миграции ведут подрывную и разведывательную деятельность против России, оседая под видом мигрантов для выполнения подрывной террористической деятельности.

Россия нуждается в квалифицированной рабочей силе, мигранты из Центральной Азии, как правило, никакой квалификацией не обладают, а их массовый приток не только снижает уровень зарплат коренного населения, но и ведет к общему сокращению производительности труда.

Мигранты являются почвой для культивирования экстремистских и ксенофобских идей, в критический момент они могут стать мощной силой в этносепаратистских конфликтах, этномиграция приводит к изменению состава региона и несет угрозу вытеснения коренного населения, его дискриминации. Мигранты предпочитают создавать землячества, диаспоры, а не интегрироваться в местное сообщество. В экономической сфере незаконная миграция способствует процветанию теневой экономики, изъятию из финансового оборота огромных денежных средств путем вывоза за пределы России.

Источники угроз информационной безопасности России подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам угроз относятся: деятельность иностранных экономических, политических, военных, разведывательных и информационных структур, направленных против интересов России; стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве; разработка рядом государств концепции информационных воин. К внутренним источникам относится: критическое состояние отечественных отраслей промышленности; возможность получения конфиденциальной информации криминальными структурами; недостаточная координация деятельности государственных органов в области обеспечения информационной безопасности.

Одним из источников угроз российского общества являются информационные и близкие к ним сетевые войны, которые сопровождаются созданием системы управления и контроля над гражданским обществом и властными структурами со стороны сетевых общественных организаций правозащитного толка; информационным программированием населения; террористическими атаками; экономическими войнами, санкциями, финансовыми спекуляциями.

Средства массовой информации обладают возможностью подмены реального мира вымышленным. Социальная реальность конструируется по той схеме, которая выгодна технологам – социальным инженерам. Новейшие технологии обмена информацией, блогосфера, электронная переписка позволяют создать фиктивный мир, который целые народы воспринимает как реальный. Информация из СМИ может приводить в негодование или радость, инициировать войну и межэтнические конфликты.

Официальные взгляды на цели, задачи и основные направления информационной безопасности России изложены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина указывает на особую значимость информационной безопасности в жизни страны. В ней говорится, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности страны[6]. В качестве главных источников угроз национальной безопасности в экономической сфере выделяют:

− сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентноспособности;

− недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, сокращение доходных статей бюджета;

− замедление перехода к инновационному развитию;

− принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных источников угроз. Вхождение России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах рассматривается в качестве стратегических целей. Санкции в отношении России показали необходимость обеспечения экономического суверенитета государства. Экономический суверенитет означает самостоятельность и независимость государства во внутренней и межгосударственной экономической политике. Экономический суверенитет позволяет защищать национальные интересы в мировой экономике и торговле. Он понимается и как возможность самостоятельно реализовывать свои права на ресурсы.

Современная геоэкономическая политика Запада предусматривает множество способов ограничения экономических суверенитетов стран. В условиях глобализации экономические механизмы господства позволяют без военного вторжения получить контроль над слабым в экономическом смысле государством, добиться и навязать свою конфигурацию экономических отношений, собственную выгоду. Экономика России оказалась особенно уязвима в силу преобладания добывающих отраслей и сырьевой направленности, а также неготовности конкурировать в условиях открытого мирового рынка. Причиной уязвимости России ученые называют такие факторы, как: зависимость от иностранных инвестиций; зависимость банковского сектора от иностранного капитала; сложности в получении кредитных ресурсов для реального сектора экономики; коррупция и бюрократия среди государственных служащих; отсутствие высокотехнологичных отраслей экономики.

Одним из главных механизмов государственного воздействия на экономику является допуск инвесторов. Существенный урон экономической безопасности наносит лоббизм интересов отдельных кампаний. Крупные транснациональные корпорации выделяют большие денежные средства для давления на органы власти через политиков, политические партии, прессу, правозащитные фонды, посредством которого достигаются определенные цели. Процесс лоббирования ведется с целью принятия того или иного правового акта, документа правоприменительного решения.

Угрозам глобализации можно эффективно противостоять с помощью создания экономически и стратегически выгодных альянсов для процветания наших стран. В рамках ЕврАзЭС создана зона свободной торговли, готовится к завершению оформление Таможенного союза, в перспективе – полная свобода передвижения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Все это в совокупности призвано обеспечить экономическую безопасность России и её дружественных стран.

Главной целью экономической безопасности России является обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз[7].

С экономической тесно связана продовольственная и энергетическая безопасность. Продовольственная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от продовольственных кризисов, сбоев в обеспечении продовольствием населения, от не стабильности на продовольственных рынках и от поставок продовольствия из-за рубежа. Продовольственная безопасность является важнейшим сегментом национальной безопасности любого государства. От её состояния зависит прежде всего независимость в случае экономической блокады. От качества продуктов зависит уровень и продолжительность жизни, здоровье граждан, а значит, и демографическая безопасность страны.

Основные источники угроз продовольственной безопасности представляют: истощение земельных ресурсов и сокращение сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захват национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов.

Важнейшим условием обеспечения продовольственной безопасности является: эффективная работа агропромышленного комплекса; квотирование импортной продукции; развитие перерабатывающей промышлености и торговли; улучшение общего состояния экономики государства.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности России являются:

− своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, формирование стратегических запасов пищевых продуктов;

− устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

− достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов;

− обеспечение безопасности пищевых продуктов[8].

Среди источников угроз энергетической безопасности главным является дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов. Развитие современной экономики в России немыслимо без потребления колоссального объема энергии. Отсюда актуализация проблемы энергетической безопасности государства. Энергетические ресурсы жизненно необходимы для современной технологически развитой промышленности и торговли: компьютерные сети, системы связи и слежения, коммерческие и бытовые инфраструктуры, военные системы управления и оповещения, системы жизнеобеспечения населения основаны на потреблении энергии. В условиях глобализации энергетические ресурсы имеют как экономическое, так и правовое и политическое значение.

С целью обеспечения энергетической безопасности необходимы: энергетический суверенитет страны, её независимость от внешних поставщиков энергии, рациональная разработка и использование природных источников энергии, обеспечение сохранности энергетической инфраструктуры, благоприятная международная политика.

В современном мире возросло число источников угроз религиозной безопасности. Государство без помощи традиционных религий не в состоянии обеспечить религиозную безопасность нации, поскольку оно бессильно в таких вещах, как религиозное образование. Поддержание благочестивых и миролюбивых религиозных традиций, проведение религиозных праздников, богословских конференций.

Потеря авторитета традиционных религиозных организаций приводит к нарушению религиозного суверенитета нации, к пропаганде различных радикальных религиозных учений, деятельности сект, расколам и конфликтам. В итоге религиозные конфликты кладут начало революциям и гибели государства.

Для России в силу её особой полиэтничности и поликонфессиональности характерны напряжение и конфликты между Русской православной церковью и иными христианскими конфессиями 9протестанами, католиками); христианами и неоязычниками; традиционными религиями христианского направления и деструктивными религиозными течениями нового типа. С целью предотвращения религиозных конфликтов следует и государству, и религиозным объединения проводить линию деполитизации религии; проповедовать религиозную терпимость; совершенствовать формы религиозного образования. Одним из важнейших средств обеспечения религиозной безопасности является религиозное образование, обеспечение религиозной грамотности, которое может осуществляться и в светских школах.

В сфере культурной безопасности источниками угроз являются: засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры; попытка пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

К сожалению, Россия стала на путь разрушения традиционных ценностных устоев еще в ХIХ веке. Начало этому положили русские западники, либерал-демократы, а продолжили большевики, которые предпочли материальные ценности и земные блага вечным ценностям. Построение общества сытости и достатка не удалось и в результате кризиса коммунистической идеи в 90-е годы прошлого века возник ценностный вакуум. В последние два десятилетия Россия в законодательстве закрепила ценности общества потребления, руководствуясь идеей заимствования достижений западной цивилизации, построенной на ценностях материальных, а не духовно-нравственных.

Для национальной безопасности духовные ценности являются основными. Конфликт ценностей, возникающий в случае разрушения традиций, гораздо опасней чем тотальный контроль над ценностно-нормативной системой общества. Дальнейшее вытравление духовности общества может привести к неожиданной социальной революции, последствия которой будут значительно катастрофичнее, чем в Украине и Грузии. В русском характере, наряду с нестяжательством заложена болезненная восприимчивость социального неравенства, неправды: реакция на несправедливость неожиданна и стихийна.

В России традиционно на первом месте стояли идеалы сострадания, милосердия, добра и красоты. Система ценностей русской государственности определяется религиозным смыслом и вечными ценностями православного христианства. В современных условиях только духовное развитие нашего народа может стать основой для экономической и политической стабильности и безопасности.

Экологическая безопасность зависит от экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности. Источниками угроз в экологической сфере являются истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов; сохранение значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса.

В современный период вопросы экологической безопасности во многих странах занимают главенствующее значение. Обеспечение экологической безопасности рассматривается в качестве самостоятельной функции государства. Особенно актуально это для России – страны с сырьевой и энергетической доминантой экономического развития. Основные формы влияния добычи сырья и энергетики на окружающую среду состоят в загрязнении атмосферы, гидросферы и литосферы; загрязнение радиоактивными и токсичными отходами окружающей среды; изменение гидрологического режима рек гидростанциями; создание электромагнитных полей вокруг линий электропередачи; извлечение и использование невозобновимых ресурсов; образование масштабных отходов; вырубка лесов; изменение природных ландшафтов флоры и фауны целых регионов.

Бурный рост промышленного производства, хозяйственная деятельность человека, рост населения вызывают возрастающий дефицит пресной воды, которая также относится к невозобновляемым ресурсам. Одной из причин возрастающего дефицита пресной воды является её расточительное использование. Например, около 50% воды, используемой на орошение, по разным причинам не достигает растений.

Качество атмосферного воздуха существенно ухудшается. Воздушный бассейн Земли испытывает техногенное давление. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 5 миллиарда тонн углекислого газа. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленно развитые страны. Ситуация усугубляется исчезновением лесов и опустыниванием больших территорий Земли. По некоторым оценкам, 15 % всей мировой суши уже деградировано в результате вмешательства человека. Ежегодно исчезает около 16,8 млн. гектар лесных массивов, что приводит к расширению водной и ветровой эрозии почв, изменению климата, повышению концентрации углекислого газа в атмосфере.

Проблема экологической безопасности постепенно приводит к большим миграционным сдвигам, угрожающим миграционной безопасности государства. Окружающая среда определяет здоровье и продолжительность жизни человека, что отражается на демографической безопасности нации.

Подводя итог, стоит отметить, что экология – категория не только природная, но и духовная, отражающая отношение человека к окружающему миру, к своим потребностям. Чем аскетичнее человек, чем меньше в нем эгоизма, тем меньше вреда причиняет он природе в целом.

 

 

Заключение

Национальную безопасность можно определить как состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечении суверенитета, единства и неделимости территории России, стабилизации и последующего социально-экономического и духовно-нравственного развития.

Исходя из определения можно выделить элементы структуры национальной безопасности:

− безопасность личности;

− безопасность общества;

− безопасность государства.

Под угрозой национальной безопасности понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Для угрозы национальной безопасности характерны следующие черты:

− это стадия крайнего обострения противоречий, когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении другого конкретного объекта;

− заключает в себе две компоненты: намерения и возможность нанесения ущерба интересам безопасности;

− всегда носит конкретно-адресный характер, что предполагает наличие явных субъекта (источника) угрозы и объекта (на который направлено её действие);

− непосредственная возможность нанесения ущерба, от начала осуществления которой её отделяет лишь временной интервал.

Официальным документом, в котором определены основные источники угроз безопасности страны, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12.05.2009.

Согласно Стратегии, основными источниками угроз национальной безопасности являются:

– политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение превосходства в военной сфере;

– разведывательная и иная деятельность специальных служб, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности России;

– экстремистская деятельность и деятельность террористических организаций;

– сохраняющийся рост преступных посягательств;

– кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы;

– экспортно-сырьевая модель развития национальной экономики, снижение конкурентноспособности;

– незаконная миграция;

– возникновение масштабных эпидемий, пандемий, распространение ВИЧ-инфекций, туберкулеза, наркомании и алкоголизма;

– засилье продукции массовой культуры, ориентированной на маргинальные слои общества;

– нарушение экологического баланса.

Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиальное согласие, добиться роста национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать механизмы их взаимодействия с гражданским обществом.

Библиографический список

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...