Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собеседование — не лекция на вольную тему

Не забывайте, что собеседование — это визит торгового представителя. Вы приходите па отборочное интервью не для того, чтобы пообщаться или что-то рассказать интервьюеру. Не разговаривайте — отвечайте, спрашивайте, слушайте и продавайте. Вы — торговый агент и одновременно товар, который пытаетесь продать, а в роли вашего клиента выступает интервьюер. Поскольку собеседование аналогично визиту коммивояжера, его необходимо хорошенько подготовить; вы должны тренироваться и проходить собеседования так, как это делают торговые представители, прежде чем нанести визит клиенту. Любой подобный визит имеет определенную цель, которую агент формулирует в письменном виде. Целью вашего первого собеседования является получение приглашения на вторую встречу или продление первого собеседования сверх запланированного интервьюером времени, или и то и другое. Наиболее успешные торговые агенты понимают, что в ходе визита 80 процентов времени должен говорить клиент, а сам агент — чутко ему внимать. Самые подготовленные торговые представители распределяют остальные 20 процентов разговора (свое «время говорения») таким образом, что они уходят на то, чтобы отвечать па вопросы клиента (в вашем случае — интервьюера) и ставить перед ним новые.

В ходе первого собеседования необходимо провести анализ потребностей клиента. Узнать о потребностях можно, задавая вопросы своему клиенту. Грамотная постановка вопросов заставляет вашего клиента-нанимателя говорить и позволяет вам делать какие-то заметки. Надеюсь, вы помните, что вопросы следует продумать заранее? Они должны базироваться на тщательных предварительных исследованиях.

Однако когда интервьюер задает вам вопрос, нужно отвечать на него конкретно, «не растекаясь мыслию по древу». Старайтесь предвидеть возможные вопросы интервьюера: следует наметить вероятные вопросы, составляя предварительный план собеседования. (Время, что вы потратили на подготовку к этому визиту, т.е. отборочному интервью, — это и есть время предварительного планирования.) На вопрос надлежит отвечать прямо, честно, коротко и исчерпывающе. Поскольку вопрос вы могли предугадать, ваш ответ должен продемонстрировать ваши умения и достоинства. Конкретно ответив на заданный вопрос, умейте вовремя остановиться. Не стоит ничего приукрашивать, отклониться от темы пли добровольно предлагать какую-то новую информацию. Спокойствие и только спокойствие! Ждите, пока интервьюер задаст все свои вопросы. Когда вопросы исчерпаны, будет уместным задать один из ваших заранее приготовленных вопросов, направленных на анализ потребностей клиент. Задав один из этих вопросов, замолчите и ждите ответа. Умные вопросы — редкость, и если вы их задаете, то это свидетельствует о вашем интеллекте. А умные компании как раз высоко ценят смышленых работников. Глубокие вопросы порождают вдумчивые ответы интервьюера, что тешит самолюбие последнего. Удачные собеседования возвышают интервьюера как нанимателя. После того как вы задали грамотный вопрос, ждите ответа интервьюера, причем ждите, пока он даст полный ответ. Лучше помолчите, пока интервьюер обдумывает свой ответ. Не следует пытаться отменить ваш вопрос, если интервьюер, как вам кажется, не отвечает на него достаточно быстро. Если наш клиент понял вопрос, то не следует говорить что-то до того, как он начал отвечать — перебивать невежливо. Если только интервьюер не начал клевать носом и не свалился на пол, услышав ваш вопрос, сидите смирно и слушайте, что он скажет.

Когда вы задаете вдумчивые вопросы, это позволяет вам выделиться на фоне остальных претендентов, которые только и делают, что сами говорят, говорят и говорят...

Дуглас МакАртур, легендарный армейский генерал времен второй мировой войны, однажды искал нового адъютанта. Пересмотрев все кандидатуры в своем штабе, МакАртур выделил из них наиболее, на его взгляд, достойных и провел с ними беседу. Одним из потенциальных адъютантов был молодой лейтенант. В начале разговора генерал поинтересовался у него: «Столкнулись ли вы с какими-нибудь трудностями при поиске места?» «Нет, сэр», — ответил тот. Затем лейтенант спросил у генерала: «Сэр, какова, с вашей точки зрения, роль армии в успехе военных действий в Тихом океане?» И в течение часа великий генерал все говорил и говорил; лейтенант же прерывал его лишь редкими «Угу-угу» и «Не могли бы вы рассказать поподробнее?».

В конце «собеседования» лейтенанту было предложено место адъютанта. Позже Дуглас МакАртур говорил одному из полковников, что молодой лейтенант оказался одним из самых умных офицеров, которых ему когда-либо доводилось встречать, и что тот задавал вопросы, выражающие весьма глубокое проникновение в существо дела. А все потому, что лейтенант занимался продажей, а не болтовней. Так следует поступать и вам.

 

Развейте опасения интервьюера

Так как ошибки при подборе персонала оборачиваются для фирмы экономическими и личными издержками, наниматели ведут себя очень настороженно. И всегда сомневаются, верное ли кадровое решение они принимают. В связи с этим наниматели могут проявлять слишком пристальный интерес к трудовой этике кандидата, к его опыту, энтузиазму в работе, находчивости, честности, умению общаться с людьми, сексуальной ориентации, возрасту, полу, семенному положению, происхождению, компетентности, способности достигать требуемых результатов и нравственности. Эти опасения могут быть совершенно банальными, неоправданными, неправомерными, существенными или ничего не значащими. Однако в любом случае заинтересованность всегда выражает именно то, что по-настоящему волнует нанимателей. И по разным причинам вопросы нанимателей могут отражать их скрытое беспокойство.

Вы должны вскрыть максимально возможное количество таких «болевых точек» и дать интервьюеру какие-то гарантии, чтобы уменьшить его беспокойство. Чтобы «управиться» со всеми волнующими компанию вопросами, начинайте готовиться к этому на этапе предварительного планирования: уже на этой стадии вы должны предугадать, что может помешать принять вас на работу. Определив возможные препятствия, вы можете приступать к разработке стратегий для их устранения.

 

Например, некоторые наниматели считают, что в следующих ситуациях кандидат, определенно, никуда не годится

• 50 лет — слишком стар;

• 21 год — никакого опыта;

• сменил 6 мест работы за 10 лет — «летун».

 

Развеять тревоги нанимателя проще, если он высказывает свои опасения вслух. Однако не стоит забывать о том, что существуют законы о дискриминации, которые запрещают людям задавать некоторые вопросы напрямую. В таком случае интервьюер попытается подойти к интересующему его предмету окольными путями. Чтобы получить ответ на вопросы, задавать которые запрещает некий закон или конвенция, используются шифрованные фризы. Например, но время собеседования по телефону интервьюер может спросить кандидата: «Сколько лет вашим детям?» Это подсказывает вам, что на самом деле нанимателя интересует ваш собственный возраст. Интервьюер может также спросить: «Какие ценности ваши родители стремились привить вам?» С помощью этой зашифрованной фразы интервьюер хочет узнать о вашем происхождении, а также о роде занятий ваших родителей. Если вас спрашивают: «Может ли что-то помешать вам уехать, скажем, на две недели?», то, очевидно, интересуются состоянием вашего здоровья, семейным положением (не мать/отец-одиночка ли вы) или вашей трудовой этикой. Кандидат, как это ни трудно, должен стараться внимательно слушать каждый такой вопрос, являющийся замаскированным выражением истинного интереса интервьюера. В такой момент кандидат должен дать заранее подготовленный ответ, который снимет возможные опасения нанимателя.

Например, кандидат подозревает, что его возраст (55 лет) может оказаться преградой для поступления на работу. Интервьюер спрашивает его: «Легко ли вы принимаете решения?» Данный вопрос (как и вообще любой вопрос, позволяющий перейти к заготовленному ответу) является для кандидата подсказкой.

Соискатель, который как следует подготовился к интервью и предвидел, что его возраст вызовет у нанимателя сомнения в его способностях, ответит так: «Мой подход к принятию решений развивался на протяжении многих лет практической работы, общения с разными людьми, разрешения всевозможных проблем при наличии разного объема фактов и данных. Сегодня мои знания намного шире, чем десять лет назад: я научился лучше слушать людей, отделять факты от вымысла и затем принимать решения. Для этого мне потребовалось (и, осмелюсь утверждать, то же требуется любому) выдержать не одни бой, и только после этого я научился принимать взвешенные, аргументированные, здравые решения. Ответил ли я на ваш вопрос, и хотели бы вы узнать еще о каких-то сферах моего обширного опыта?»

Рональд Рейган, приближаясь к концу седьмого десятка, выступил на президентских выборах в США соперником Уолтера Мондейла, который был намного моложе его. Г-н Рейган понимал, что его возраст несколько смущает общественность, и сделал мастерский ход. Участвуя в транслировавшихся на всю страну теледебатах, г-н Рейган привлек зрителей на свою сторону, словами: «Обещаю, что не стану использовать молодость и неопытность моего оппонента в этой предвыборной кампании». Явно заранее заготовленная и отрепетированная, эта шутливая реплика свела на нет потенциально опасный для Рейгана вопрос о возрасте. Позже в одном из интервью Мондейл отметил, что именно в этот момент отчетливо понял, что выборы им проиграны. И наоборот, в тот самый момент Рейган обеспечил себе место президента США. Таким образом, предварительное планирование и тренировка обеспечили успех.

Так и в случае заготовленного ответа на вопрос «Зачем этой компании меня нанимать?» — вы вооружены главным аргументом для того, чтобы выиграть дело. Когда вы знаете, какую выгоду получит фирма, если возьмет вас на работу, тогда при необходимой подготовке и находчивости вы сможете развеять любые сомнения нанимателя.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...