Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сочинение на лингвистическую тему (С 2): «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи»Урок русского языка в 7 классе Сочинение на лингвистическую тему (С 2): «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи» Тема: Урок развития речи. Сочинение на лингвистическую тему «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи» 1) Показать роль глагола и глагольных форм в тексте и особенности употребления в речи 2) Совершенствовать навыки анализа и конструирования текста и умения написания сочинения на лингвистическую тему. 3) Развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимовыручки, единения при работе в группе. Ход урока I. Определение темы и цели урока. Актуализация темы. Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА: будем писать сочинение на лингвистическую тему. Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поет, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит — Все расскажет нам ….. (глагол) — Как же мы сформулируем тему? (Роль глагола в речи) —Давайте определим: о роли каких частей речи наряду с глаголом мы можем сказать и почему? Чтобы найти ответ на этот вопрос, запишем предложение,подчеркнем глагол и те части речи, которые образованы от глагола.
—Назовите слова, которые образованы от глагола (существительные описание, представление, высказывание;причастие рисующие, деепричастия способствуя, внося)
— Какие из перечисленных слов имеют глагольные признаки?(Причастие и деепричастие) — Продолжите мою мысль: тема сегодняшнего сочинения звучит так: Роль глагола, … (причастия и деепричастия) в речи» Значит, сегодня мы будем говорить о роли глагола и глагольных форм в речи. Работу нашу организуем в группах. Но сначала повторим, как будем строить сочинение-рассуждение II. Повторение структуры сочинения-рассуждения. Задание:назовите, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение. Какие компоненты обязательны? Тезис. Теоретическое обоснование данного тезиса. 3. Аргументация (2 доказательства) Вывод. — Какое количество абзацев должно быть в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему? Композиция сочинения Схема 1 1) Тезис (высказывание). 2) Рассуждение о смысле высказывания 3) Аргумент, его роль. 4) Аргумент, его роль. 5) Вывод. Схема 2 1) Небольшое вступление о роли наречий в прояснении смысла сказанного. 2) Пример роли глагола в одном предложении. 3) Пример роли причастия и (или) деепричастия в другом предложении. 4) Вывод (фраза).
— Нужно ли соединять абзацы по смыслу? — Как это сделать? СКРЕПЫ между фразой и теорией или начало сочинения 1. Смысл этого высказывания я понимаю так: 2. Понять слова известного писателя (ученого, лингвиста…) Ф.И.О можно следующим образом: 3. На мой взгляд, это высказывание означает следующее: 4. Как мне кажется, смысл слов Ф.И.О состоит в том, что… 5, Нельзя не согласиться с точкой зрения ФИО. 6. Действительно, … СКРЕПЫ между теоретическим обоснованием и аргументами 1. Во-первых , — Во-вторых, 2. Например, — кроме этого, 3. Обратимся к предложению №…, в котором… — Также с помощью наречий (примеры)… СКРЕПЫ между аргументами и выводом 1. Таким образом, мы доказали, что… 2. Следовательно, рассмотрев два аргумента, мы поняли: … 3. Размышляя над тем, какую роль играют наречия в тексте, мы пришли к выводу, что… 4. Проанализировав аргументы, мы убедились в справедливости высказывания известного лингвиста… 5. Я думаю, мы убедились в том, что…
III. Выявление роли глагола и глагольных форм в речи Наблюдение над языковым материалом: роль глаголов и глагольных форм в тексте (запись в справочники) Текст 1 Прочитайте вначале текст про себя, потом выразительно вслух. Ночь пролетела над миром, Сны на людей навевая; С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. Радостно волны журчали, Образ ее отражая; Рожь наклонялась, сильнее Пахла трава луговая… Трепет чуть шепчущих листьев И соловьиные трели, В хоре хвалебном сливаясь, В воздухе тихом звенели. И улыбалася кротко Ночь, над землей пролетая; С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев) — Что вы себе представили, когда читали стихотворение? — Найдите в тексте глаголы, причастия и деепричастия. Подчеркните их в тексте. — Отметьте, какие глаголы поясняют деепричастия, признак какого существительного обозначает причастие? — Какой объект действует в предложении? — Какие части речи помогают автору описать картину ночи? Как? (Используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи. Причастие шепчущихсоздает образ листьев как живых существ. Глаголы –олицетворения оживляют описанную картину: ночь «пролетела», «рожь наклонялась», «улыбалася…ночь». Текст 2 Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши-маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька! — Подчеркните глагол и деепричастия. Сколько деепричастий употреблено в стихотворении и зачем? (Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живописную картину “действий” маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями) II. Работа в группах. Группа 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства» (пишите о глаголе и причастии) . Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Группа 2.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Алексея Кузьмича Югова «Глагол – самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Группа 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского ученого Владимира Ивановича Даля "Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного" Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Группа 4*. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказываний известного русского филолога Николая Ивановича Греча “Глагол придает речи жизнь — присутствием своим животворит отдельные слова» и русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича «...деепричастие дорисовывает движение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Группа 5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича «...деепричастие дорисовывает движение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Группа 6*. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказываний русского ученогоМихаила Васильевича Ломоносова о причастиях «Сии глагольные имена служат сокращением человеческого слова, заключаяв себе силу глагола и имени» и русского лингвиста Александра Матвеевича Пешковского «Глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Группа 7 -Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя «Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Исходный текст (1)У прославленного певца Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. (2)Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук. (3)В портфеле лежал небольшой ящичек. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом. (5)Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил его под кровать. (6)Это было таинственно и непостижимо. (7) После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик. (8)В нем оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. (9)Горсть родной русской земли. (По А.Лессу) Александр Лазаревич Лесс - писатель, журналист, фотокорреспондент и полярник. Ученические сочинения Группа 6 Высказывания М.В.Ломоносова и А.М.Пешковского чем-то похожи, и поэтому оба автора, раскрывая роль глагола и причастия, сходятся к одному и тому же мнению: причастие объединило в себе силу глагола и имени, а глагол сам является силой действия. За доказательствами обратимся к тексту Александра Лесса «Таинственный ящичек». Во-первых, в предложении 1 причастие «оклеенный» помогает автору дать точное описание портфеля Ф.И.Шаляпина. Данная часть речи характеризует признак предмета по действию: портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, свидетельствовал о том, что певец часто ездил по миру с гастролями. Во-вторых, глаголы «вынимал», «смотрел» и «ставил» в предложении 5 обозначают не только действия Федора Ивановича, но и выражают его отношение к этому «таинственному ящичку». Таким образом, мы доказали, что причастие и глагол играют огромную роль в речи, помогая нам точнее выразить свои мысли, описать свои действия. Осадченко Настя Группа 3 Владимир Иванович Даль говорил: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» На мой взгляд, это высказывание означает следующее: причастие образовано от глагола, но имеет признаки прилагательного, потому что обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и описывает его красочно и понятно. Например, причастие «прославленного» (предложение 1) позволяет нам понять, что Шаляпин был известен и знаменит. В этом слове спрятан глагол «прославить», в то же время оно изменяется по числам, родам и падежам так же, как и прилагательное, и обозначает признак предмета. Кроме этого, причастие «прожитые» (предложение 2), давая представление этого признака в динамике, характеризует годы, которые певец провел за границей. Персиянова Варя Урок русского языка в 7 классе Сочинение на лингвистическую тему (С 2): «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи» 12 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |