Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Урок развития речи. Сочинение на лингвистическую тему «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи»1) Показать роль глагола и глагольных форм в тексте и особенности употребления в речи 2) Совершенствовать навыки анализа и конструирования текста и умения написания сочинения на лингвистическую тему. 3) Развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимовыручки, единения при работе в группе. Ход урока I. Определение темы и цели урока. Актуализация темы. Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА: будем писать сочинение на лингвистическую тему. Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поет, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит — Все расскажет нам ….. (глагол) — Как же мы сформулируем тему? (Роль глагола в речи) —Давайте определим: о роли каких частей речи наряду с глаголом мы можем сказать и почему? Чтобы найти ответ на этот вопрос, запишем предложение,подчеркнем глагол и те части речи, которые образованы от глагола.
—Назовите слова, которые образованы от глагола (существительные описание, представление, высказывание;причастие рисующие, деепричастия способствуя, внося)
— Какие из перечисленных слов имеют глагольные признаки?(Причастие и деепричастие) — Продолжите мою мысль: тема сегодняшнего сочинения звучит так: Роль глагола, … (причастия и деепричастия) в речи» Значит, сегодня мы будем говорить о роли глагола и глагольных форм в речи. Работу нашу организуем в группах. Но сначала повторим, как будем строить сочинение-рассуждение II. Повторение структуры сочинения-рассуждения. Задание:назовите, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение. Какие компоненты обязательны? Тезис. Теоретическое обоснование данного тезиса. 3. Аргументация (2 доказательства) Вывод. — Какое количество абзацев должно быть в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему? Композиция сочинения Схема 1 1) Тезис (высказывание). 2) Рассуждение о смысле высказывания 3) Аргумент, его роль. 4) Аргумент, его роль. 5) Вывод. Схема 2 1) Небольшое вступление о роли наречий в прояснении смысла сказанного. 2) Пример роли глагола в одном предложении. 3) Пример роли причастия и (или) деепричастия в другом предложении. 4) Вывод (фраза).
— Нужно ли соединять абзацы по смыслу? — Как это сделать? СКРЕПЫ между фразой и теорией или начало сочинения 1. Смысл этого высказывания я понимаю так: 2. Понять слова известного писателя (ученого, лингвиста…) Ф.И.О можно следующим образом: 3. На мой взгляд, это высказывание означает следующее: 4. Как мне кажется, смысл слов Ф.И.О состоит в том, что… 5, Нельзя не согласиться с точкой зрения ФИО. 6. Действительно, … СКРЕПЫ между теоретическим обоснованием и аргументами 1. Во-первых , — Во-вторых, 2. Например, — кроме этого, 3. Обратимся к предложению №…, в котором… — Также с помощью наречий (примеры)… СКРЕПЫ между аргументами и выводом 1. Таким образом, мы доказали, что… 2. Следовательно, рассмотрев два аргумента, мы поняли: … 3. Размышляя над тем, какую роль играют наречия в тексте, мы пришли к выводу, что… 4. Проанализировав аргументы, мы убедились в справедливости высказывания известного лингвиста… 5. Я думаю, мы убедились в том, что…
III. Выявление роли глагола и глагольных форм в речи Наблюдение над языковым материалом: роль глаголов и глагольных форм в тексте (запись в справочники) Текст 1 Прочитайте вначале текст про себя, потом выразительно вслух. Ночь пролетела над миром, Сны на людей навевая; С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. Радостно волны журчали, Образ ее отражая; Рожь наклонялась, сильнее Пахла трава луговая… Трепет чуть шепчущих листьев И соловьиные трели, В хоре хвалебном сливаясь, В воздухе тихом звенели. И улыбалася кротко Ночь, над землей пролетая; С темно-лазуревой ризы Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев) — Что вы себе представили, когда читали стихотворение? — Найдите в тексте глаголы, причастия и деепричастия. Подчеркните их в тексте. — Отметьте, какие глаголы поясняют деепричастия, признак какого существительного обозначает причастие? — Какой объект действует в предложении? — Какие части речи помогают автору описать картину ночи? Как? (Используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи. Причастие шепчущихсоздает образ листьев как живых существ. Глаголы –олицетворения оживляют описанную картину: ночь «пролетела», «рожь наклонялась», «улыбалася…ночь». Текст 2 Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши-маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька! — Подчеркните глагол и деепричастия. Сколько деепричастий употреблено в стихотворении и зачем? (Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живописную картину “действий” маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями) Выводы о роли глаголов, деепричастий и причастий в речи. 12 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |