Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссеры музыкального театра 20-21 в.

Режиссеры музыкального театра 20-21 в.

К.С. Станиславский

Константи́н Серге́евич Станисла́вский (настоящая фамилия — Алексе́ев; 5 (17) января 1863, Москва — 7 августа 1938, Москва) — русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР (1936).

Сценические опыты начал в 1877 году в домашнем Алексеевском кружке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра, среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл в опереттах: «Графиня де ла Фронтьер» Лекока (атаман разбойников), «Мадемуазель Нитуш» Эрве (Флоридор), а также в комической опере «Микадо» Салливана (Нанки-Пу).

На любительской сцене в доме А. А. Карзинкина на Покровском бульваре в декабре 1884 года состоялось его первое выступление в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе». Также впервые молодой актёр работал под руководством артиста Малого театра М. А. Решимова, ставившего спектакль.

В 1886 году Константина Алексеева избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. М. Третьяков. Вместе с певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом Алексеев разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял для сцены фамилию Станиславский.

В 1888 году стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы. В 1898 году вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.

С весны 1918г. Станиславский приступил к организации Оперной студии при Большом театре для повышения сценического мастерства оперных артистов. В это же время Вл.И.Немирович-Данченко формировал ядро своей будущей музыкальной студии и принял участие совместно с Лужским В.В. в постановке на сцене Большого театра оперы «Снегурочка».

С осени 1919г. начались регулярные занятия в оперной студии с вновь набранной молодежью, к которой примкнула и группа артистов Большого театра.

1 декабря 1919г.- 1 акт «Евгений Онегин»

1920г.- - отдельные картины из «Русалка» , « Риголетто»

1 мая 1922г. – в новом помещении Оперной студии в Леонтьевском переулке - «Евгений онегин»

1925г. – «Тайный брак» Чимарозы

28 ноября 1926 года состоялось открытие Государственной студии-театра им.Станиславского- в помещении Димитровского театра. Первым спектаклем театра была опера Римского-Корсакова «Царская невеста».

1926г – «Царская невеста»

1927г- «Богема»

1928г – «Майская ночь»

1929г. – «Борис Годунов»

1932г. – «Золотой петушок» , опера-буффо «Севильский цирюльник»

1934г. – «Псковитянка»

1935г. – «Кармен»

1936г. – «Дон Паскуале» при участии Л.В.Собинова

1939г. – «Риголетто» ( спектакль выпущен на сцену уже после смерти Станиславского, он руководил лишь подготовительным этапом работы над оперой.

Замыслы, не осуществленные до конца- «Пиковая дама» , «Лед и сталь» , «Золотой петушок»

Оперно- драматическая студия.

Станиславский мечтал о создании театральной академии, воспитывающей актеров-мастеров. Как к подготовительному этапу в этом важном деле и для практической проверки своих новых идей приступил Станиславский в 1935 году к организации своей последней Оперно- драматической студии. Ближайшим помощником в этом деле была З.С.Соколова. Ею была по поручению брата (Станиславского) сформирована группа будущих педагогов и режиссеров студии из числа молодых актеров и режиссеров различных театров.

В результате приемных испытаний к осени 1935 года был сформирован оперный коллектив, в котором были представлены все оперные амплуа: от лирико-колоратурного сопрано до контральто и от лирических теноров до низкого баса.

Студенческий оперный коллектив ( около 30и человек) был разбит на две группы. В каждой группе огромное внимание уделялось актерскому мастерству певца-актера. Занятия проводил Г.Кристи и В.Батюшкова. На этих группах зародились два учебных спектакля «Чио-Чио-Сан» и «Виндзорские кумушки», поставленные на сцене уже после смерти Станиславского.

Позднее были созданы и оперно-драматические спектакли, например музыкальная комедия «Дуэнья», которая имела большой успех у зрителя.

На занятиях со студийцами и в общении с педагогами студии Станиславский говорил:

«Музыка должна питать и воображение оперного актера и помогать ему сосредотачивать внимание .не говоря уже о ритме, который связан с музыкой неразрывно»

«Нужно научиться слушать музыку и понимать её как ряд физических действий. Оперный актер должен не «вообще» уметь играть на сцене, но играть то, что написано композитором.»

« Воображение певца должно идти от музыки , в нем нужно воспитать музыкально-ритмическое воображение»

«Жест, не оправданный изнутри, есть штамп»

«Оперным певцам не хватает драмы , а драматическим актерам – музыкальности»

Имя Станиславского неразрывно связано с величайшим созданием его жизни - Московским Художественным театром. Но огромное место в его творчестве занимала и музыкальная деятельность . которой он посвятил значительную часть своей жизни и которая ознаменовала собой рождение двух музыкальных театров ,рождение новой оперной школы. Не случайно свою последнюю студию Станиславский организовал , соединив под одной крышей оперу и драму.

Подробная информация о работе К.С.Станиславского в опере в книгеГ.Кристи «Работа Станиславского в оперном театре» Изд. «Искусство» ,Москва 1952г.

В.Э. Меерхольд

Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold); 28 января (9 февраля) 1874, Пенза, — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР (1923)

Музыка занимала важное место в жизни и театральной практике В.Э.Меерхольда. В Пензе, в доме отца,часто звучала классическая музыка на специально устраиваемых вечерах. В автобиографической заметке Меерхольд писал: « Потоком разливается музыка , величественная ,строгая…» В раннем детстве Меерхольд обучался игре на фортепьяно, а в гимназические годы упорно занимался на скрипке. Будучи студентом юридического факультета Московского университета Меерхольд усердно посещал симфонические концерты ,на которых исполнялись произведения Бетховена, Берлиоза, Мендельсона, Шумана, Вагнера, Чайковского.

Позднее, будучи студентом ,а затем учеником Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, Меерхольд с жадным интересом посещал не только драматические, но и оперные театры.

Любовь к музыке сочетались у Меерхольда с любовью к её творцам и исполнителям. Он был близко знаком с А.К.Глазуновым, А.Н.Скрябиным, А.К.Лядовым, Э.Ф.Направником, И.А.Сацем, М.Ф.Гнесиным , С.С.Прокофьевым, Д.Д.Шостаковичем, Ф.И.Шаляпиным, С.А.Самосудом, Б.В.Асафьевым.

Имея за плечами пятнадцатилетний актерский и режиссерский опыт в драматическом театре, в 1907 году после завершения контракта с театром Комиссаржевской на Офицерской , Меерхольд был приглашен для переговоров к директору императорских театров В.А.Теляковскому. Эти переговоры стали поворотными в карьере Меерхольда ,как режиссера музыкального театра.

Приглашая Меерхольда в казенные .правительственные театры ( Александринский и Мариинский), Теляковский отдавал себе отчет в том, что это вызовет резкое недовольство наиболее влиятельных и знаменитых актеров, котрые будут опасаться диктата со стороны режиссера.Он также знал, что имя Меерхольда будет более чем холодно встречено и в придворных кругах. Тем не менее назначение ,хотя и с некоторой задержкой, все же состоялось.

С сентября 1908 года Меерхольд начал работать в Александринском театре и спустя несколько месяцев, параллельно и в Мариинском театре. В мариинском театре выбор Меерхольда пал на « Тристан и Изольда» любимого Вагнера.

Наблюдая работу Меерхольда в Мариинском театре И.И.Соллертинский говорил: «Меерхольд первый режиссер в оперном театре, который заговорил о том, что каждый оперный актер – всего лишь один из голосов грандиозной, строго упорядоченной музыкально-сценической полифонии, которую – в точном соответствии партитуре композитора – строит оперный режиссер на театральных подмостках.»

За Меерхольдом со времен «Тристана и Изольды» прочно утвердилась репутация режиссера, исходившего в своих оперных постановках из музыки как первоосновы спектакля.

Постановки в музыкальном театре.

1908 г – «Тристан и Изольда» Р.Вагнера ,Мариинский театр (декорации Головина)

1911г – «Борис Годунов» М.Мусоргского, Мариинский театр ( Борис -Ф. Шаляпин, декорации Головина)

1911г - « Орфей и Эвридика» Глюка, Мариинский театр (деклрации Головина ,хореография М.Фокин)

1913г. – «Электра» Р.Штрауса ,Мариинский театр ( декорации Головина)

( несмотря на противоречивую критику ,Р.Штраус был доволен постановкой и говорил о том , что хочет перевезти спектакль в Берлин)

1917г – «Каменный гость», Даргомыжский Мариинский театр

1918г – «Соловей» И.Стравинского ,Мариинский театр

1935г – «Пиковая дама» П.Чайковского , Ленинградский Малый оперный театр ( Михайловский т-р) ( При постановке спектакля Меерхольд ушел от либретто и вернулся к первоисточнику Пушкина , пушкинизировал образ Германа отчего натолкнулся на трудности с музыкой Чайковского. Был изменен текст в некоторых ариях и речитативах, некоторые музыкальные фрагменты были купированы. Критика была разноречивая и полярная. До сих пор спектакль представляет интерес для театроведов и режиссеров )

Подробная информация о работе Меерхольда в опере «Меерхольд и музыкальный театр» И.Гликман, изд. «Советский композитор»,Ленинград 1989г.

«В.Э.Меерхольд. «Пиковая дама».Замысел.Воплощение.Судьба.» изд.Композитор.СПб.1994г.

 

 

В.И.Немирович-Данченко

Влади́мир Ива́нович Немиро́вич-Да́нченко (11 (23) декабря 1858, Озургети, Кутаисская губерния — 25 апреля 1943, Москва) — русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко.

Творческая биография:

В 1877 году начал публиковаться как театральный критик: статьи и обзоры в журналах «Будильник», «Артист», «Стрекоза», газетах «Русский курьер» (был редактором газеты), «Новости дня» и других под псевдонимами В л., В ладь, Гобой, Нике и Кикс.

В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции».

 

В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах.

В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А. Чехова более достойна этой премии.

В 1891—1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра.

В 1898 году вместе с К. С. Станиславским Немирович-Данченко основал Московский Художественный театр и руководил им и рядом его студий.

В 1919 году он организовал при МХТ Музыкальную студию. В 1925 году студия отправилась на гастроли по Европе и Соединённым Штатам. «Такой группы актёров, — писала одна из американских газет, — мы не видели на нашей сцене с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии». Перед одним из представлений оперы «Кармен» к зрителям обратился дирижёр Леопольд Стоковский: «На этом спектакле зритель будет сидеть не как обычно в опере, откинувшись на спинку кресла, а внимательно следя за событиями, разворачивающимися на сцене».

После гастролей Немирович-Данченко полтора года работал по контракту в Голливуде. Группа артистов осталась в США — не вернулась на родину. По возвращении в Москву Музыкальной студии было отказано в помещении Художественного театра, фактически она оказалась на улице; однако вскоре для работы театру была предоставлена сцена Дмитровского театра (с 1922 года сцена Театра оперетты, Большая Дмитровка, 17).

В 1926 году Студия была преобразована в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко. В 1928 году статус театра получила и Оперная студия Станиславского, созданная в 1919 году. С 1926 года два театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными труппами и дирекциями, но имели единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошёл коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер. После начала Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся в июне на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября 1941 года Оперный театр Станиславского, который после смерти основателя возглавлял Михаил Кедров, был объединён с коллективом Немировича-Данченко в Московский государственный музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Режиссерские работы в музыкальном театре:

Л.В. Баратов

Леонид Васильевич Бара́тов (1895 — 1964) — выдающийся советский оперный режиссёр, педагог, профессор. Главный режиссёр Большого тетра СССР (1944—1949 гг.) Народный артист РСФСР (1958). Пятикратный лауреат Сталинской премии (1943, 1949, 1950, 1951, 1952).

Леонид Баратов родился 20 марта (1 апреля) 1895 года в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета.

С 1918 года актёр московских театров. В 1936—1938 годах главный режиссёр СвАТОБ имени А. В. Луначарского, в 1938—1943 годах главный режиссёр ЛАТОБ имени С. М. Кирова, в 1950—1959 годах главный режиссёр МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

В 1931—1936 и в 1944—1956 годах режиссёр (в 1944—1949 годах — главный режиссёр) ГАБТ.

С 1926 года занимался педагогической работой (в том числе в школе-студии МХАТ, во ВГИКе).

С 1947 года профессор ГИТИСа.

Л. В. Баратов умер 22 июля 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

Режиссёрские работы

1934 и 1953 — «Князь Игорь» А. П. Бородина

1934 и 1949 — «Мазепа» П. И. Чайковского

1939 — «В бурю» Т. Н. Хренникова

1942 — «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля

1946 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского

1948 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского

1950 — «Хованщина» М. П. Мусоргского

1951 — «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского

1952 — «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского

1957 — «Война и мир» С. С. Прокофьева

 

Лилия Ротбаум

Лилия Ротбаум – польский режиссер послевоенного времени, автор книги «Опера и её сценическое воплощение» .

Получила разностороннее и фундаментальное образование (Варшавский университет, Варшавская консерватория , Школа сценического танца, Государственный театральный институт имени Лунанарского А.В. в Москве) , приобрела ещё в бытность в Варшаве педагогический опыт ( класс сольфеджио, ритмики ,хорового дирижирования) и исполнительский ( танцовщица и хореограф ,совершенствовавшаяся в Берлине ,Вене, Париже). С горячей благодарностью Ротбаум вспоминала своих учителей, выдающихся советских ученых и художников сцены А.Дживилегова ,Н.Тарабукина, В.Вронскую, В.Топоркова, и в особенности непосредственного руководителя И.Берсенева ,открывших ей широкий мир познаний и укрепивших веру в избранную профессию.

В 1941 году( за два месяца до войны) Лилия Ротбаум окончила ГИТИС ,защитив диплом спектаклем по пьесе Бальзака «Жизнь холостяка» в Смоленском областном драматическом театре. Успех постановки Ротбаум подтверждает тот факт, что Смоленский театр сразу же предлагает ей место штатного режиссера. Вместе с этим коллективом она и эвакуируется за Урал, где не прерывает творческой работы.За годы войны на счету режиссера оказывается около пятнадцати спектаклей, в том числе таких, как «Анна Каренина»( в собственной композиции по Толстому), «Украденное счастье»И.Франко, «Модная лавка» И.Крылова, пьесы Флетчера, Гольдони, советских авторов- А.Арбузова, Л.Леонова, А.Гладкова, А.Успенского и других.

В 1946 году Лилия Ротбаум вошла в коллектив Свердловской музыкальной комедии, а затем стала главным режиссером Омского Театра оперетты( на сцене этого театра впервые увидел свет ряд произведений советских композиторов, в том числе «Огоньки» Г.Свиридова). В те же годы Ротбаум удачно дебютирует на сцене Свердловского театра оперы и балета, где ставит ряд спектаклей ,включая «Князя Игоря» Бородина и «Красный мак» Глиэра.

Придя в Московский театр оперетты, Ротбаум с большим успехом ставит «Парижскую жизнь» Оффенбаха и «Белую акацию» Дунаевского.

Вернувшись по семейным обстоятельствам в народную Польшу , Ротбаум в течении пятнадцати лет является главным режиссером Государственного оперного театра во Вроцлаве. Ей принадлежат интереснейшие постановки в Больших театрах Варшавы и Лодзи, в Бытоме, в Гданське и других городах в тесном содружестве с крупными дирижерами К.Вилкомирским, А.Копыцинским, М.Межеевским, З.Лятошевским, художниками А.Енджеевским, Я.Пшерадзской и другими.

В творческом активе Лилии Ротбаум насчитывается более пятидесяти спектаклей самых разных сценических жанров. Педагогический дар Ротбаум . так полно проявившийся в ее режиссерской работе, позволил ей готовить творческие силы оперного театра в качестве доцента музыкального вуза во Вроцлаве.

Режиссерские работы Ротбаум:

«Обручение в монастыре» С.С.Прокофьева

«Теодор Джентельмен» Т.шелиговского

«Гопляна» В.Желенского

«Манру» И.Падеревского

«Манон Леско» Пуччини

«Макбет» Верди

«Трубадур» Верди

«Виндзорские проказницы» Николае

«Так поступают все…» Моцарта

«Тоска» Пуччини

«Пиковая дама» Чайковского

«Дон Жуан» Моцарта

«Кавалер роз» Р.Штрауса

Актерские работы

Рудольф ("Богема" Дж. Пуччини)

Ленский ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского)

Бомелий ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова)

Труффальдино ("Любовь к трем апельсинам" С. С. Прокофьева)

 

Режиссерские работы:

Вальтер Фельзенштейн

Вальтер Фельзенштейн (нем. Walter Felsenstein; 30 мая 1901, Вена, — 8 октября 1975, Берлин) — австрийский и немецкий театральный режиссёр, основатель театра «Комише опер»

Вальтер Фельзенштейн родился в Вене, там же в 1921—1923 годах получил актёрское образование у Эрнста Арндта. В 1923—1924 годах был актёром Городского театра в Любеке. В следующем сезоне Фельзенштейн служил в Мангейме, где впервые попробовал себя в качестве режиссёра.

В 1927—1929 годах Фельзенштейн был актёром, литературным редактором и главным режиссёром руководимого Оскаром Вельтерлином Городского театра Базеля, где он поставил 37 драматических и оперных спектаклей, в том числе «Смерть Валленштейна» и «Разбойников» Ф. Шилера, пьесы А. Стриндберга и Ф. Ведекинда, «Силу судьбы» Дж. Верди, «Турандот» Дж. Пуччини.

В 1929—1932 годах Фельзенштейн был главным режиссёром Городского театра Фрайбурга, где также ставил как драматические, так и оперные спектакли. 1932 году он был назначен главным оперным режиссёром в Кёльне, в 1934 году перешёл на аналогичный пост во Франкфурте-на-Майне, где сенсационный успех имела его постановка оперетты И. Штрауса «Летучая мышь». В 1936 году он был смещён со своего поста, как женатый на неарийке. 1938—1940 годах Фельзенштейн был главным режиссёром оперетты в Городском театре Цюриха, где ставил также оперные спектакли, в том числе «Саломею» Р. Штрауса (под управлением автора) и «Пиковую даму» П. Чайковского; в общей сложности осуществил 12 постановок. Но в 1939 году он получил возможность работать в Германии и с марта 1940 года, в первое время параллельно своей работе в Цюрихе, ставил спектакли в руководимом Генрихом Георге Шиллер-театре в Берлине. Режиссёром этого театра Фельзенштейн оставался до 1944 года, одновременно ставил спектакли в других городах Германии, а также на Зальцбургском фестивале.

В послевоенном Берлине

В 1945—1947 годах Фельзенштейн в качестве режиссёра работал в первом открывшемся в послевоенном Берлине драматическом театре — Театре Геббеля (в американском секторе), одновременно ставил спектакли в венском Бургтеатре. В 1947 году он основал в восточном секторе Берлина театр «Комише опер», интендантом и главным режиссёром которого оставался до конца жизни. Под руководством Фельзенштейна «Комише опер» очень скоро получила международное признание и стала одним из лучших музыкальных театров Европы. Одновременно он ставил драматические и оперные спектакли в Западной Германии (в Гамбурге и Мюнхене), а также в Вене, Милане и Москве.

С 1951 года Фельзенштейн был членом, а с 1959 года — вице-президентом Академи искусств ГДР.

Творчество

Как отмечала в своё время Театральная энциклопедия, реформаторские устремления Фельзенштейна были близки принципам оперной режиссуры К. С. Станиславского: он утверждал на сцене органичное слияние музыки и драматического действия, при этом музыка оставалась основой спектакля и определяла все сценические выразительные средства. В работе с артистами он добивался единства вокальной интонации и пластического движения, такого их самочувствия на сцене, чтобы пение становилось естественным и необходимым способом драматического действия. Музыкальной драматургии Фельзенштейн подчинял и все декоративные элементы спектакля. Обращаясь к классическим операм и опереттам, он в каждом произведении искал черты современности; так, остро современной стала его постановка оперетты Ж. Оффенбаха «Синяя Борода» (1963) с гротескным образом кровожадного диктатора[2].

Театральные постановки

«Комише опер» (лучшие постановки)

1949 — «Летучая мышь» И. Штрауса

1949 — «Кармен» Ж. Бизе

1950 — «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (Национальная премия ГДР)

1951 — «Вольный стрелок» К. М. Вебера (Национальная премия ГДР)

1954 — «Волшебная флейта» В. А. Моцарта

1956 — «Лисичка-плутовка» Л. Яначека (Национальная премия ГДР)

1958 — «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха

1959 — «Отелло» Дж. Верди

1960 — «Бравый солдат Швейк» Курки

1960 — «Проданная невеста» Б. Сметаны (Национальная премия ГДР)

1961 — «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена

1963 — «Синяя Борода» Ж. Оффенбаха

1966 — «Дон Жуан» В. А. Моцарта

1971 — «Скрипач на крыше» Дж. Бока и Дж. Стайна

Наталия Сац

Ната́лия Ильи́нична Сац (14 [27] августа 1903, Иркутск — 18 декабря 1993, Москва) — советский театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог. Народная артистка СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1982), премии Ленинского комсомола (1985), премии Совета Министров СССР (1979). Член Союза писателей СССР (1962).

Наталия Ильинична Сац родилась в семье композитора Ильи Александровича Саца и оперной певицы Анны Михайловны Щастной. Племянница актрисы Н. А. Розенель. Сестра — поэтесса Нина Ильинична Сац (1904—1924).

В 1904 году семья переехала из Иркутска в Москву. Илья Сац тесно сотрудничал с Художественным театром, в 1906 году стал заведующим музыкальной частью, — друзьями дома были К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, В. И. Качалов и другие артисты МХТ, а также Сергей Рахманинов.

Наталия Сац играла в Драматической студии имени А. С. Грибоедова. Получила музыкальное образование — в 1917 году окончила музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина. Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа.

С 1918 года, с пятнадцатилетнего возраста, Наталия Сац заведовала детским сектором теамузсекции Моссовета. По её инициативе был создан первый театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета (1918). С 1920 года и до ареста в 1937 году была директором и художественным руководителем Московского театра для детей (с 1936 года — Центральный детский театр, с 1992 года — Российский академический молодёжный театр). В 1930-х годах Наталию Сац приглашали ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели её постановки опер «Фальстаф» Дж. Верди в берлинском театре «Кролль-опера» (1931, дирижёр Отто Клемперер), «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта в аргентинском Театре Колонн (1931).

Осенью 1937 года Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника Родины»: её муж, Израиль Яковлевич Вейцер, народный комиссар внутренней торговли СССР, был арестован 3 ноября по обвинению в контрреволюционной деятельности. В лагерях ГУЛАГ провела пять лет, освобождена в конце 1942 года. Однако разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в то время в эвакуации находились многие ведущие артисты того времени. В столице Казахской ССР Наталия Сац вновь принимается за своё любимое дело, и её усилиями в 1945 году открывается первый в Казахстане Алма-Атинский театр юного зрителя, который Н. И. Сац возглавляла в течение 13 лет.

В 1958 году Наталия Сац вернулась в Москву, руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады. В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (открыт в 1965 году). С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 года — профессор. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.

Наталия Ильинична Сац — основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей. Внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей, создатель целого направления театрального творчества для детей. Явилась инициатором и совместно с С. С. Прокофьевым создателем музыкальной сказки для симфонического оркестра «Петя и волк». Автор пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания.

Постановки:

Московский театр для детей

«Негритёнок и обезьяна» (1927)

«Алтайские робинзоны» (1928)

«Аул Гидже» (1929) Н. Шестакова

«Про Дзюбу» Н. Сац (1929)

«Серёжа Стрельцов» В. Любимовой (1935, совместно с В. Д. Королёвым)

«Золотой ключик» А. Н. Толстого (1936, совместно с Королёвым)

детская опера «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина

симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева.

Казахский театр оперы и балета

«Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини (1944).

Подробная информация:

Франко Дзеффирелли

Фра́нко Дзеффире́лли (итал. Franco Zeffirelli, настоящее имя Джанфранко Корси, итал. Gianfranco Corsi; 12 февраля 1923 года, Флоренция) — итальянский художник, режиссёр театра и кино, продюсер, сценарист, дважды номинировавшийся на премию «Оскар», получивший премию BAFTA, пять раз завоевавший премию Давида ди Донателло, дважды — премию «Эмми».

В 1941 году он закончил Академию изящных искусств и по совету своего отца поступил в Флорентийский университет для изучения изобразительного искусства и архитектуры.

Во время Второй мировой войны был партизаном до встречи с Британскими солдатами 1-го Гвардейского полка, став их переводчиком. В послевоенные годы он вернулся в Университет Флоренции для продолжения обучения, но когда он увидел фильм «Генрих V», то обратил свое внимание к театру.

Творческая карьера

Работал оформителем сцены в театре Флоренции. В 1947 году режиссёр Лукино Висконти, оказавший большое влияние на работу Дзеффирелли, пригласил его участвовать в съёмках фильма «Земля дрожит» в качестве своего ассистента. Затем Дзеффирелли работал с такими режиссёрами, как Витторио де Сика и Роберто Росселлини.

В 1953 году осуществил на сцене театра Ла Скала постановку оперы Джоаккино Россини «Золушка», имевшую большой успех. В 1960-е годы занимался театральными постановками в Лондоне и Нью-Йорке. Написал либретто к опере Самюэля Барбера «Антоний и Клеопатра» и в качестве режиссёра в 1966 году осуществил её премьерную постановку, приуроченную к открытию нового здания театра «Метрополитен-опера».

После этого Дзеффирелли всецело посвятил себя кинематографу: один за другим он снял два фильма по пьесам Шекспира: «Укрощение строптивой» со звёздами Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном (1967) и «Ромео и Джульетта» с дебютантами Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом (1968). После успешных киноадаптаций пьес Шекспира он обратился к религиозной тематике, сняв фильм «Брат Солнце, сестра Луна», посвящённый жизни Франциска Ассизского и затем — мини-сериал «Иисус из Назарета». Последний имел большой успех в прокате и часто демонстрировался по телевидению в последующие годы. Переключившись на современную тематику, он снял фильмы «Чемпион» (1979) и «Бесконечная любовь», которая подверглась серьёзной критике.

В 1980-х Дзеффирелли работал над кино-адаптациями классических опер: один за другим на экраны вышли «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата» и «Отелло», в съёмках которых участвовали такие певцы, как Пласидо Доминго, Тереза Стратас, Елена Образцова, Хуан Понс и Катя Ричарелли.

В 1990 году Дзеффирелли вновь обратился к Шекспиру, сняв «Гамлета» с Мелом Гибсоном в главной роли. Признание критиков получила его экранизация романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

Дзеффирелли нередко брал на главные роли молодых начинающих актёров, однако далеко не все они смогли продолжить свою карьеру: Леонард Уайтинг (Ромео, «Ромео и Джульетта»), Грэм Фолкнер (Франциск, «Брат Солнце, сестра Луна»), и Мартин Хевит («Бесконечная любовь») оставили кинобизнес, не будучи в состоянии получить главные роли подобного уровня у других режиссёров. В то же время, актрисы Оливия Хасси (Джульетта, «Ромео и Джульетта») и Шилдс Брук («Бесконечная любовь») успешно продолжили свои карьеры.

Театральные работы

Как художник оформлял театральные постановки своего учителя Лукино Висконти — «Трамвай „Желание“», «Три сестры» и др. Как режиссёр ставил на сцене как оперы, так и драматические спектакли.

Драматический театр

«Отелло»

«Гамлет»

«Много шума из ничего»

«Ромео и Джульетта» (1960)

«Кто боится Вирджинии Вульф?»

Оперный театр

1953 — «Золушка» Джоаккино Россини (театр Ла Скала, Милан)

«Аида» Джузеппе Верди (театр Ла Скала, Милан)

«Травиата» Джузеппе Верди (Даллас, в роли Виолетты — Мария Каллас)

«Турок в Италии» Джоаккино Россини (театр Ла Скала, Милан)

«Сельская честь» Пьетро Масканьи (Королевский театр, Лондон)

«Паяцы» Руджеро Леонкавалло (Королевский театр, Лондон)

«Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти (Королевский театр, Лондон)

«Тоска» Джакомо Пуччини

«Норма» Винченцо Беллини (в главной роли — Мария Каллас)

«Фальстаф» Джузеппе Верди

«Кармен» Жоржа Бизе

«Турандот» Джакомо Пуччини

«Дон Карлос» Джузеппе Верди

1966 — «Антоний и Клеопатра» Самуэля Барбера (Метрополитен-опера, Нью-Йорк)

«Отелло» Джузеппе Верди

«Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта (Метрополитен-опера, Нью-Йорк)

«Богема» Джакомо Пуччини

«Пуритане» Винченцо Беллини

Фильмография

1957 — Кемпинг / Camping

1965 — Богема / Bogema

1967 — Укрощение строптивой / The Taming Of The Shrew

1968 — Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet

1972 — Брат Солнце, сестра Луна / Brother Sun, Sister Moon

1977 — Иисус из Назарета / Jesus of Nazareth

1979 — Чемпион / The Champ

1981 — Бесконечная любовь / Endless Love

Паяцы / Pagliacci

Травиата / La Traviata

Отелло / Otello

1988 — Молодой Тосканини / Il giovane Toscanini

1990 — Гамлет / Hamlet

1993 — Воробей / Sparrow

1996 — Джейн Эйр / Jane Eyre

1999 — Чай с Муссолини / Tea With Mussolini

2002 — Каллас навсегда / Callas Forever

Б.А.Покровский

Бори́с Алекса́ндрович Покро́вский (1912 — 2009) — выдающийся советский и российский оперный режиссёр, педагог, профессор.

Народный артист СССР (1961). Лауреат Ленинской премии (1980), четырёх Сталинских премий (1947, 1948, 1949, 1950) и двух Государственных премий России (1995, 2004)

Родился 10 (23 января) 1912 года в Москве. С 10 лет занимался музыкой у Е. Ф. Гнесиной.

В 1933 году поступил на режиссёрский факультет Техникума театрального искусства. Учился вместе с Георгием Товстоноговым на курсе Юрия Завадского.

В 1938 году окончил ГИТИС имени А. В. Луначарского.

В 1937 году, после окончания института, был направлен в Горьковский государственный теат­р оперы и балета имени А. С. Пушкина. Дипломный спектакль — опера «Кармен» — стал в том же году его режиссёрским дебютом. В 1938—1943 годах был режиссёром (с 1940 — главным режиссёром) театра. Поставил в Горьком 12 опер и оперетт.

В 1943 году перешёл в Большой театр. В 1952, 1955—1963 и 1970—1982 годах — главный ре­жиссёр Большого театра, где поставил 41 спектакль.

Лучшие из них:

1944 - «Евгений Онегин» П. И. Чайковского 1944 (художник П. В. Вильямс, 1991 (художник В. Я. Левенталь) и 2000 (возобновление постановки 1944 года)

1949 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (художник Ф. Ф. Федоровский)

1947 - «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947, художник В. Ф. Рындин и 1981 (художник Н. Н. Золотарёв)

1948 — «Проданная невеста» Б. Сметаны

1953 — «Травиата» Дж. Верди (художник В. Ф. Рындин)

1954 — «Фиделио» Л. Бетховена (дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев)

1965 — «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (художник Н. А. Бенуа)[9]

1970 — «Семён Котко» С. С. Прокофьева (художник В. Я. Левенталь)

1973 — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (художник И. Г. Сумбаташвили)

1974 — «Игрок» С. С. Прокофьева (художник В. Я. Левенталь)

1977 — «Мёртвые души» Р. К. Щедрина (художник В. Я. Левенталь)

1978 — «Отелло» Дж. Верди (художник В. Я. Левенталь)

1980 — «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (художник В. Я. Левенталь)

1982 — «Обручение в монастыре» («Дуэнья») С. С. Прокофьева (дирижёр Г. Н. Рождественский)

1988 — «Млада» Н. А. Римского-Корсакова (художник В. Я. Левенталь)

1990 — «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (художник В. Я. Левенталь)

Всего поставил более 180 спектаклей.

Осуществил первую постановку оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Ленинграде (1946, Ленинградский академический Малый театр оперы и балета). По просьбе Покровского Сергей Прокофьев написал вальс Наташи Ростовой, ставший символом этой оперы.

С 1949 года преподает в ГИТИСе на кафедре музыкального театра. С 1954 года — профессор, с 1959 года — заведующий кафедрой музыкального театра.

В 1972 году основал московский Московский камерный музыкальный театр, получивший в 1997 году к 25-летию звание «Академического». Поставил здесь 75 произведений, из них — древнейшую русскую оперу XVII века «Ростовское действо» (1982) и одну из первых итальянских опер XVI века — «Эвридику» Якопо Пери (1994), а также «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского — первая постано<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...