Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подробная информация : В.Фельзенштейн «О музыкальном театре». Изд. «Радуга». Москва. 1984г.

Наталия Сац

Ната́лия Ильи́нична Сац (14 [27] августа 1903, Иркутск — 18 декабря 1993, Москва) — советский театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог. Народная артистка СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1982), премии Ленинского комсомола (1985), премии Совета Министров СССР (1979). Член Союза писателей СССР (1962).

Наталия Ильинична Сац родилась в семье композитора Ильи Александровича Саца и оперной певицы Анны Михайловны Щастной. Племянница актрисы Н. А. Розенель. Сестра — поэтесса Нина Ильинична Сац (1904—1924).

В 1904 году семья переехала из Иркутска в Москву. Илья Сац тесно сотрудничал с Художественным театром, в 1906 году стал заведующим музыкальной частью, — друзьями дома были К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, В. И. Качалов и другие артисты МХТ, а также Сергей Рахманинов.

Наталия Сац играла в Драматической студии имени А. С. Грибоедова. Получила музыкальное образование — в 1917 году окончила музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина. Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа.

С 1918 года, с пятнадцатилетнего возраста, Наталия Сац заведовала детским сектором теамузсекции Моссовета. По её инициативе был создан первый театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета (1918). С 1920 года и до ареста в 1937 году была директором и художественным руководителем Московского театра для детей (с 1936 года — Центральный детский театр, с 1992 года — Российский академический молодёжный театр). В 1930-х годах Наталию Сац приглашали ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели её постановки опер «Фальстаф» Дж. Верди в берлинском театре «Кролль-опера» (1931, дирижёр Отто Клемперер), «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта в аргентинском Театре Колонн (1931).

Осенью 1937 года Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника Родины»: её муж, Израиль Яковлевич Вейцер, народный комиссар внутренней торговли СССР, был арестован 3 ноября по обвинению в контрреволюционной деятельности. В лагерях ГУЛАГ провела пять лет, освобождена в конце 1942 года. Однако разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в то время в эвакуации находились многие ведущие артисты того времени. В столице Казахской ССР Наталия Сац вновь принимается за своё любимое дело, и её усилиями в 1945 году открывается первый в Казахстане Алма-Атинский театр юного зрителя, который Н. И. Сац возглавляла в течение 13 лет.

В 1958 году Наталия Сац вернулась в Москву, руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады. В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (открыт в 1965 году). С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 года — профессор. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.

Наталия Ильинична Сац — основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей. Внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей, создатель целого направления театрального творчества для детей. Явилась инициатором и совместно с С. С. Прокофьевым создателем музыкальной сказки для симфонического оркестра «Петя и волк». Автор пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания.

Постановки:

Московский театр для детей

«Негритёнок и обезьяна» (1927)

«Алтайские робинзоны» (1928)

«Аул Гидже» (1929) Н. Шестакова

«Про Дзюбу» Н. Сац (1929)

«Серёжа Стрельцов» В. Любимовой (1935, совместно с В. Д. Королёвым)

«Золотой ключик» А. Н. Толстого (1936, совместно с Королёвым)

детская опера «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина

симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева.

Алма-Атинский театр юного зрителя

«Красная шапочка» Е. Шварца (1945)

«Двенадцатая ночь» (1947)

«Два капитана» Каверина (1948)

«Молодая гвардия» (1948)

«Два веронца» У. Шекспира (1949)

Московский детский музыкальный театр

«Три толстяка» (1967), «Мальчик-великан» (1970), «Ма́стер Ро́кле» (1981), «Волк и семеро козлят» (1986), «Волшебная флейта» (1989), «Король Лир» (1991), «Золотой остров» (1993).

Саратовский театр оперы и балета

«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова (1954).

Казахский театр оперы и балета

«Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини (1944).

Подробная информация:

Викторов В. Наталия Сац и детский музыкальный театр. — СПб.: Композитор, 1993.

Сац Н.И. Дети приходят в театр. — М., 1961.

Сац Н.И. Новеллы моей жизни Т.1. — М.: Искусство, 1984.

Сац Н.И. Новеллы моей жизни Т.2. — М.: Искусство, 1985.

Сац Н.И. Жизнь — явление полосатое. — М., 1991.

Франко Дзеффирелли

Фра́нко Дзеффире́лли (итал. Franco Zeffirelli, настоящее имя Джанфранко Корси, итал. Gianfranco Corsi; 12 февраля 1923 года, Флоренция) — итальянский художник, режиссёр театра и кино, продюсер, сценарист, дважды номинировавшийся на премию «Оскар», получивший премию BAFTA, пять раз завоевавший премию Давида ди Донателло, дважды — премию «Эмми».

В 1941 году он закончил Академию изящных искусств и по совету своего отца поступил в Флорентийский университет для изучения изобразительного искусства и архитектуры.

Во время Второй мировой войны был партизаном до встречи с Британскими солдатами 1-го Гвардейского полка, став их переводчиком. В послевоенные годы он вернулся в Университет Флоренции для продолжения обучения, но когда он увидел фильм «Генрих V», то обратил свое внимание к театру.

Творческая карьера

Работал оформителем сцены в театре Флоренции. В 1947 году режиссёр Лукино Висконти, оказавший большое влияние на работу Дзеффирелли, пригласил его участвовать в съёмках фильма «Земля дрожит» в качестве своего ассистента. Затем Дзеффирелли работал с такими режиссёрами, как Витторио де Сика и Роберто Росселлини.

В 1953 году осуществил на сцене театра Ла Скала постановку оперы Джоаккино Россини «Золушка», имевшую большой успех. В 1960-е годы занимался театральными постановками в Лондоне и Нью-Йорке. Написал либретто к опере Самюэля Барбера «Антоний и Клеопатра» и в качестве режиссёра в 1966 году осуществил её премьерную постановку, приуроченную к открытию нового здания театра «Метрополитен-опера».

После этого Дзеффирелли всецело посвятил себя кинематографу: один за другим он снял два фильма по пьесам Шекспира: «Укрощение строптивой» со звёздами Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном (1967) и «Ромео и Джульетта» с дебютантами Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом (1968). После успешных киноадаптаций пьес Шекспира он обратился к религиозной тематике, сняв фильм «Брат Солнце, сестра Луна», посвящённый жизни Франциска Ассизского и затем — мини-сериал «Иисус из Назарета». Последний имел большой успех в прокате и часто демонстрировался по телевидению в последующие годы. Переключившись на современную тематику, он снял фильмы «Чемпион» (1979) и «Бесконечная любовь», которая подверглась серьёзной критике.

В 1980-х Дзеффирелли работал над кино-адаптациями классических опер: один за другим на экраны вышли «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата» и «Отелло», в съёмках которых участвовали такие певцы, как Пласидо Доминго, Тереза Стратас, Елена Образцова, Хуан Понс и Катя Ричарелли.

В 1990 году Дзеффирелли вновь обратился к Шекспиру, сняв «Гамлета» с Мелом Гибсоном в главной роли. Признание критиков получила его экранизация романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

Дзеффирелли нередко брал на главные роли молодых начинающих актёров, однако далеко не все они смогли продолжить свою карьеру: Леонард Уайтинг (Ромео, «Ромео и Джульетта»), Грэм Фолкнер (Франциск, «Брат Солнце, сестра Луна»), и Мартин Хевит («Бесконечная любовь») оставили кинобизнес, не будучи в состоянии получить главные роли подобного уровня у других режиссёров. В то же время, актрисы Оливия Хасси (Джульетта, «Ромео и Джульетта») и Шилдс Брук («Бесконечная любовь») успешно продолжили свои карьеры.

Театральные работы

Как художник оформлял театральные постановки своего учителя Лукино Висконти — «Трамвай „Желание“», «Три сестры» и др. Как режиссёр ставил на сцене как оперы, так и драматические спектакли.

Драматический театр

«Отелло»

«Гамлет»

«Много шума из ничего»

«Ромео и Джульетта» (1960)

«Кто боится Вирджинии Вульф?»

Оперный театр

1953 — «Золушка» Джоаккино Россини (театр Ла Скала, Милан)

«Аида» Джузеппе Верди (театр Ла Скала, Милан)

«Травиата» Джузеппе Верди (Даллас, в роли Виолетты — Мария Каллас)

«Турок в Италии» Джоаккино Россини (театр Ла Скала, Милан)

«Сельская честь» Пьетро Масканьи (Королевский театр, Лондон)

«Паяцы» Руджеро Леонкавалло (Королевский театр, Лондон)

«Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти (Королевский театр, Лондон)

«Тоска» Джакомо Пуччини

«Норма» Винченцо Беллини (в главной роли — Мария Каллас)

«Фальстаф» Джузеппе Верди

«Кармен» Жоржа Бизе

«Турандот» Джакомо Пуччини

«Дон Карлос» Джузеппе Верди

1966 — «Антоний и Клеопатра» Самуэля Барбера (Метрополитен-опера, Нью-Йорк)

«Отелло» Джузеппе Верди

«Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта (Метрополитен-опера, Нью-Йорк)

«Богема» Джакомо Пуччини

«Пуритане» Винченцо Беллини

Фильмография

1957 — Кемпинг / Camping

1965 — Богема / Bogema

1967 — Укрощение строптивой / The Taming Of The Shrew

1968 — Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet

1972 — Брат Солнце, сестра Луна / Brother Sun, Sister Moon

1977 — Иисус из Назарета / Jesus of Nazareth

1979 — Чемпион / The Champ

1981 — Бесконечная любовь / Endless Love

Паяцы / Pagliacci

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...