Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ленинградский Большой драматический театр

БДТ имени Товстоногова

В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). В тот момент театр, который носил имя Максима Горького, переживал тяжёлый период, был в числе аутсайдеров ленинградской театральной жизни: с 1949 по 1956 год в нём сменилось четыре главных режиссёра; в сезоне 1953—1954 года в БДТ вообще работал без главного режиссёра, управлялся режиссёрской коллегией. В условиях, когда едва ли не каждый год у руля БДТ вставал новый человек, ни о каком плане развития театра, продуманной репертуарной политике не могло быть и речи. Всё это привело к тому, что в середине 50-х театр не имел «своего» зрителя; из-за крайне низкой посещаемости образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием.

 

Режиссёрская чехарда негативно сказалась и на управляемости театра, актёрская труппа просто «съедала» неугодных режиссёров. При том, что в БДТ в тот момент было немало талантливых актёров, штат был непомерно раздут. «…Семь лет этот театр, — вспоминала Д. М. Шварц, — практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его „съели“. Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр…».

Товстоногов, который за шесть лет на посту главного режиссёра Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола заставил говорить взыскательную ленинградскую театральную общественность о себе как о талантливом и успешном режиссёре, не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако для спасения «первого пролетарского театра», по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда, 13 февраля 1956 года Товстоногов всё же стал главным режиссёром БДТ имени Максима Горького.

Было очевидно, что для возвращения БДТ былой славы требуются быстрые, решительные и жёсткие меры. Товстоногову были предоставлены широкие полномочия. Для проведения административной реорганизации БДТ, директором театра был назначен Г. М. Коркин. «Он был жесток, он был беспощаден. Он мог всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию Александровичу каждый день». Из Ленинградского Ленкома Товстоногов пригласил в БДТ на пост заведующей литературной частью театра Д. М. Шварц. На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» труппой художественных руководителей театра, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».

В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его "первой сценой страны". В истории театра эту эпоху называли «золотой». «Товстоногов, — писал П. А. Марков в 1976 году, — занимает в нашей театральной жизни особое и чрезвычайно значительное место. Его не обойдешь нарочитым невниманием, не будешь отрицать его определяющее, твёрдо закреплённое влияние на советский театр». А. Смелянский, вспоминая один из программаных его спектаклей — «Пять вечеров», отмечал: «Простой володинской истории Товстоногов поставил историческое дыхание. Может быть, в этом была вообще сильнейшая сторона его режиссуры. Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть огромный кусок жизни, который служил этой пьесе источником. И тогда знаки на бумаге наполнялись ошеломляющими „случайностями“ и открытиями, которые к тому же добывались как бы изнутри самой пьесы, без открытой ломки её структуры. Режиссёрский приём как демонстрацию своей изобретательности Товстоногов презирал. Он не любил слово „концепция“, предпочитал другое слово — „разгадка“». О том же свидетельствовал П. А. Марков: «Театр Товстоногова лишен малейшего оттенка сенсационности… Успех подтверждает, что театр попадает в самую точку общественно-художественных интересов страны».

В 1966 году подписал открытое письмо деятелей науки, литературы и искусства в адрес Л. И. Брежнева о недопустимости частичной или косвенной реабилитации И. В. Сталина и о необходимости предания гласности фактов "совершённых им преступлений".

С шестидесятых годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960 года), написал две важные для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей».

 

Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений деятелей режиссуры. Он показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К. С. Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.

Георгий Товстоногов работал также на телевидении; кроме 5 телеспектаклей, поставленных в 1963—1973 годах, в его активе есть и созданный в 1961 году телефильм — «Гром на улице Платанов» по Г. Роузу и даже один радиоспектакль — «Верность» О. Берггольц (1961).

23 мая 1989 года в Большом драматическом прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на Суворовской площади и больше не тронулась с места. Г. А. Товстоногов был похоронен в Ленинграде в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Музыкальные спектакли Г.А.Товстоногова:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...