Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Главное отличие МСУ от государственной власти
ПРИРОДА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - обязанность местного сообщества (при поддержке органов МСУ) самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы обеспечения своей жизнедеятельности.
ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА - деятельность органов государственной власти по решению задач, установленных федеральным законодательством.
Природа и назначение государственной власти и местного самоуправления (сравнительный анализ)
Объект
| Местное самоуправление
| Государственная власть
| Природа
| Народно-деятельностный
характер
| Властно-деятельностный
характер
| Формула
| «Народовластие», рассматриваемое КС РФ как приоритет самостоятельного участия населения в осуществлении местной власти
| Выборность органов государственной власти
| +
Выборностьорганов МСУ,при этом:
- органыМСУ рассматриваются лишь как инструмент решения в вопросах, требующих профессиональных знаний (состав вопросов определяется по решению населения)
- а их структура и полномочия определены в Уставе (т.е. местным сообществом под конкретные задачи)
+
установленная закономобязанность населения самостоятельно решать вопросы местного значения,от которой нельзя отказаться и которую нельзя у населения отобрать.
| +
«Народовластие»как инструмент решения ключевыхвопросовжизни нации(состав этих вопросов определяется по усмотрению государства – в федеральных законах, например, при проведении референдумов).
| Назначение
| Решение вопросов обеспечения жизнедеятельности (= комплексное социально-экономическое развитие, в т. ч. решение вопросов местного значения).
| 1) Защита прав и свобод человека и гражданина,
2) Социальная справедливость (перераспределение доходов),
3) Экономическая стабилизация,
4) Экономический рост (понимаемый как «комплексное развитие»).
|
Тема 2. Устав муниципального образования: зачем и кому он нужен, типовая структура
2.1. Муниципальный правовой акт: понятие, назначение, система.
2.2. Устав муниципального образования (далее – МО) как главный муниципальный правовой акт: понятие, назначение, два основных подхода к написанию.
2.3. Структура Устава МО в целом (матрица для контроля).
2.4. Механизм участия населения в МСУ (модель народовластия): подходы с позиции ФЗ-131 и с позиции «совместного управления».
2.5. «Узловые» элементы механизм участия населения в МСУ: возможности, предоставленные населению законодательством РФ.
2.1. Муниципальный правовой акт(МПА): понятие, назначение, система
1. ПОНЯТИЕ: МПА - решения, принятые непосредственно населением МО (либо органом МСУ, должностным лицом МСУ) по ВМЗ, по вопросам осуществления отдельных госполномочий, переданных органу МСУ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом МО .. к полномочиям органов МСУ и (или) должностных лиц МСУ, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории МО, устанавливающие либо изменяющие обязательные правила или имеющие индивидуальный характер (ст. 2 ФЗ-131).
3. «ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ» ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ:
1) упорядочить общественные отношения: обеспечить стабильность и порядок в отношениях между людьми, группами людей, населением и органами власти, …
| 2) обеспечить
- законность и защиту общественных интересов, прав граждан
- эффективную и ритмичную деятельность органов власти.
|
2.2. Устав муниципального образования(МО) как главный муниципальный правовой акт: понятие, назначение, два основных подхода к написанию.
1. УСТАВ – базовый институциональный МПА, описывающий существенные вопросы (формы, механизмы, порядок, ответственность) организации МСУ в данном МО.
2. НАЗНАЧЕНИЕ УСТАВА - предоставить жителям и хозяйствующим субъектам цивилизованную возможность реализовать потребность в благоустройстве собственной жизни, описать их права, обязанности, ограничения и ответственность.
Наличие Устава МО - один из обязательных признаков МСУ. Обязательные условия вступления в силу Устава (Определение ВС РФ от 31.08.2005 по делу № 48-Г05-10):
(1) указано когда и каким органом МСУ принят; (2) наличие государственной регистрации; (3) обязательное опубликование.
ДЛЯ КОГО ПИШУТ УСТАВ?
Для населения (как налогоплательщики, как собственники муниципального имущества, как жители, как «заказчики» и пользователи услуг, как предприниматели, …)
2 подхода к написанию Устава
| достоинство
| недостаток
| развернутое изложение всех вопросов, перечисленных в ФЗ 131-ФЗ /РЕКОМЕНДУЕТСЯ/
| жители получают исчерпывающее представление об организации МСУ
| изменения ФЗ влекут частые изменения Устава
| короткий и устойчивый к конъюнктурным изменениям устав «конституционного» типа + пакет дополнительных правовых актов /для России – рано?/
| устойчивость текста к изменениям законодательства РФ
| значительная часть процедур оказывается разбросана по МПА и жители не имеют представления о системе МСУ
|
Структура Устава МО в целом (матрица для контроля).
1. ПРИНЦИП РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНОЙ МАТРИЦЫ ПО УСТАВУ:систематизированный по разделам типового Устава МО анализ требований законодательства
ТРЕБОВАНИЯ К УСТАВУ И СИСТЕМЕ «РАЗВИВАЮЩИХ» ЕГО МПА.
См. Приложение, столбцы 1, 2
3. ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ(хорошая практика).
(неформальный) Устав МО
| Казань, Астрахань, Красноярск, Ижевск
| Работа с гражданами как постоянная и отлаженная система форм и методов
| Астрахань, Красноярск, раб. пос. Ванино (Приморский край)
| Правовое просвещение населения (в т.ч. Центры правовой информации на базе мун. библиотеки)
| Малоярославец (Калужская обл.)
Омск (повыш. правовой культуры жителей)
| Возрождение традиций (воспитание чувства городского гражданства)
| Суздаль, Владимир (Владимирск. обл.), Красноярск
| Общественные консультативные органы
| В.Новгород, Астрахань,
| Правотворческая инициатива
| Красноярск
| Общественное участие в бюджетном процессе (в т.ч. публичные слушания)
| С.Петербург, Пенза (НО «Светоч»)
| Развитие ТОС
| Томск
| Повышение эффективности работы ОМСУ (административные регламенты)
| Республика Татарстан,
Сургут, Ростов-на-Дону, Пермь, Астрахань
| Участие населения в комплексном СЭР
| Екатеринбург, Малоярославец, МО Владимирской обл., Мышкин и Бор (Яросл. обл.)
| Организация муниципальной службы
| Красноярск, Тверь, В.Новгород, Ростов-на-Дону, Иркутск, Сургут
| Формирование кадрового резерва
| В.Новгород
| 2.4. Механизм участия населения в МСУ (модель народовластия): подходы с позиции ФЗ-131 и с позиции «совместного управления»
|