Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техническое описание прохождения маршрута.

 

7.1. Техническое описание Реки Теректы.

Сплав планировали начать от села Тополевка. Куда и прибыли вечером 30.04. Уровень воды в реке большой. Берега затоплены. Начало сплава на высоте 900 м над ур.м. расход воды примерно 25-30 м. куб. Дороги есть по обоим берегам, но удобней подъехать по левому берегу. Берега заболочены. Трудно найти сухое место для стоянки непосредственно у реки. Растительности на левом берегу мало. Редкие тополя и кустарник. С дровами для костра тяжело. Леса для строительства рам нет вообще.

01.05. Солнечно, ветер.

В. Лукьянов с водителем с утра уехали в Текели забирать пропуска и проштамповывать миграционки. Остальные занялись постройкой судов. (Ф13) Затем двигаясь по л.б. произвели разведку ущелья реки Теректы. Разведка дело не простое. Троп в ущелье нет. Берега сильно заросли кустарником и деревьями. Есть несколько очень неприятных облазов, на которых желательно использовать страховочную веревку. (Ф11) Перед ущельем река принимает еще один мощный левый приток. Во время разведки были трудности с переправой через этот приток. (Ф10)

Ширина реки в ущелье приблизительно 12-15 м. расход около 30 м. куб. За ночь Р. поднялась см. на 20-25. Если с вечера мы наблюдали оч. большую воду, то утром увидели картину реального паводка.

Ущелье начинается на крутом правом повороте реки.(Ф1-3) На входе, мощная шивера. Очень высокая скорость течения. В русле много больших камней, мощные бочки. Через 450м после начала ущелья остров, за ним левый поворот и первый порог ориентировочно IV-V к.с, затем шивера 200м и еще один порог V к.с. На входе сложный маневр, затем несколько бочек и навал на выступающую скалу правого берега - этот порог сильно напоминает порог «Аврора» на реке Коргон, только в зеркальном отражении. Скала, на которую наваливает, находится на правом берегу и этот порог в разы мощнее «Авроры». Затем 100м быстротока и очень мощный порог 6С к.с. Это ключевое место ущелья Теректы. Порог, представляет собой, каскад из нескольких сливов среди огромных камней на грани габаритного прохода. Все сливы заканчиваются мощными бочками или навалами на огромные камни. Сложность увеличивается за счет близости предыдущего порога и большой скорости течения. Скорее всего, это две ступени одного порога. Чалка между ними в нашу воду очень проблематична. Отсутствие уловов и вследствие этого полная невозможность организации более или менее внятной страховки. (Ф4-7)

Далее в ущелье на протяжении двух километров идет мощная шивера с обилием камней и бочек, два порога V к.с. (Ф8,9)

Р. Теректы из дома смотрелась как самая благоприятная для раскатки, но суровая правда жизни расставляет свои акценты. Лезть после длинной сибирской зимы во вряд ли проходимый порог, да ещё в паводок.

Принимаем решение переезжать на Б.Баскан, может там обстановка получше.

 

7.2. Переезд на Баскан.

В верховья реки Большой Баскан дорога идет из деревни Екиаша (Покатиловка). Двигаясь из Сарканда нужно переехать через мост на Малом Баскане, затем, не переезжая мост через Большой Баскан повернуть направо и ехать мимо разрушенной фермы вдоль реки по левому (орографически) берегу. Далее дорога поднимается высоко вверх обходя ущелье Кара-Мула и идет по водоразделу Большого и Малого Басканов. (Ф14,15) Затем опять спускается к Б.Баскану и идет по левому берегу. В том месте, где дорога вплотную подходит к Реке стоит дом лесников. (Ф16) Они могут спросить разрешение на право нахождения на территории заказника. От деревни Екиаша до дома лесников около 15 км. Дальше дорога все также идет по левому берегу Б.Баскана и через 2 км переходит на правый берег. В этом месте пешеходный мост и автомобильный брод. Далее дорога идет по правому берегу около 6 км до погранзаставы.

7.3.Техническое описание Реки Баскан.

7.3.1.Техническое описание первого участка Реки Б.Баскан.

02.05. Участок от стрелки (45° 14.025'С 80° 19.478'В) до домика лесников (45° 17.032'С 80° 15.864'В).

Старт в 11.45, финиш в 16.55. Ночью был снег. Днём солнечно, но не жарко. (Ф17) Примерно через 500м от стрелки река расширяется, появляются острова и протоки шириной до 10м. В протоках возможны завалы. Нужно быть осторожными.

Сложных препятствий на этом участке нет. Большой Баскан позволяет хорошо раскатиться перед сложными порогами. (Ф18-20) От начала сплава до первого порога около 5 км. Этот участок мы прошли походной колонной с попеременной страховкой и разведкой мест, которые не просматривались с воды.

Пр.№1. порог Кочерга IV к.с. Расположен на левом повороте реки. Через 500м после дугообразного правого поворота. Ориентиром служит правый приток с небольшим водопадом. Дорога идет прямо по берегу реки. Очень удобный просмотр. Протяженность порога около 300 м, на входе небольшой слив около полуметра, затем слалом между полуобливными камнями на выходе крутой левый поворот и два больших камня с навалом на них. Есть несколько вариантов прохода.

Предварительно просмотрели и прошли по очереди с взаимной страховкой.

Пр.№2 порог Взглядки. III к.с.Расположен через 300 м. после порога Кочерга, на правом повороте. Прижим к скальной стенке левого берега с горкой и бочкой в конце, затем несколько небольших валов. Порог хорошо просматривается с воды, прошли с ходу.

Дальше до моста идет почти непрерывная шивера.

Мост через Б.Баскан(45° 16.418'С 80° 16.723'В). Виден издалека, есть время для чалки, но можно обойтись и без неё, проходы под мостом нормальные.

У моста сделали небольшой перекус. Участок с место старта до моста не представляет опасности, но требует внимания.

Ориентиром следующего порога служит остров. Примерно через 800м после моста.

Пр№3 порог Прямой IV к.с. Длинна порога 200м. Порог находится в левой основной протоке русла. Хорошо просматривается с воды. Слалом между полуобливными камнями, бочки.

Прошли походной колонной с попеременной страховкой с воды. Через 1 км домик лесника. Встали на ночевку. Лесники казахи, вели себя очень доброжелательно, пригласили погреться и попить чаю. У домика нас ждал наш водитель на «шишиге». Решили разделиться. Часть группы осталась ставить лагерь, а часть отравилась на разведку в ущелье Кара-Мула. Дорога идет высоко по верху. На машине подъехали к месту начала ущелья. Попытались, спустится с дороги в ущелье и что-нибудь там увидеть. Склоны сильно заросли колючим кустарником. Шипы в сантиметр длиной. Ощущение такое, что это не кусты, а колючая проволока. В начале была еле заметная тропа, потом и она потерялась. Без троп движение по таким склонам не возможно. Время и силы были потрачены зря, разведка ничего не прояснила. Что, находится в ущелье, осталось загадкой.

Вернулись в лагерь, пытались прояснить ситуацию у лесников. Как обычно ничего вразумительного. «Плохое место мы туда не ходим. Троп нет, скалы, водопады. Вода уходит под камни».

03.05 Старт в 09.30 финиш в 19.00. Солнечно. (Ф21)

Утром в целях экономии времени, учитывая также физическую подготовленность, и желание подвергнуть свою тушку риску, решили разделиться на две группы. Первая в составе: Снегирь, Аверина (К1); Пикинский, Тихонов (К2); Сакаев, Нестеренко (К3); идёт на прохождение к-она «Кара-мула». Вторая в составе: все остальные. Под руководством зам. рук-ля В. Лукьянова с обострившейся старой, недолеченной травмой руки, но с бодрыми ногами едет на 66-ом разведывать Нижний к-он. Первая гр. в случае не прохода в к-оне выходит на пр. берег, по нему вблизи к-она проходит дорога.

На подучастке от домика лесника до ущелья Кара-Мула находится один порог. (Ф22)

Пр№4. порог Хохловский IV к.с.. (45° 17.945'С 80° 15.351'В) Назван так по названию правого притока р.Хахлатская впадающего перед порогом. Хорошо просматривается с воды. Слалом между камнями, бочки. Прошли походной колонной с взаимной страховкой.

Далее река расширяется местами до 40 метров в русле несколько островов. Завалов в протоках нет. Перед ущельем чувствуется подпор воды.

7.3.2.Каньон «Кара-мула».

Вход в каньон (45° 19.376'С 80° 14.685'В) – быстроток, через 50м. в начале прямого участка, после плавного левого поворота Пр№5пор. «Входной» (4С). Между двумя большими камнями слив 1,5м. с обливным камнем в пр. части. Сразу после него плоский камень в русле, разделяющий Р. на две струи – правая узкая для кат., левая упираясь в выступающую плиту л.б. поворачивает вправо. (Ф23-29) Короткий уч-ток быстротока, чалка вправо для организации работы на основном пр-вии 1-го каньона - пороге «Конь» (5С). Длина пор. 70м. На входе в пор. гряда камней справа перегораживает Р. на 2/3, отжимая струю влево под скальный бом с карманом, отразившись от бома струя наваливается на плоский камень в л. части Р. за камнем начинается затяжка в кульминационную часть пор. зажатую с обоих берегов скалами. Два огромных камня верхний у пр.б. нижний у левого сжимают Р. до четырёх метров позволяя ей течь слева на право пологим сливом разделённым на выходе ребром полуобливного камня. Левая струя не габарит, да и попасть в неё не реально, правая лупит в карман в скале пр.б., выйти из него можно только при помощи нижней страховки. Далее Р. устремляется под скалы л.б. Короткий слалом между камнями, возможность чалки на пр.б.

Затянувшись в каньон в удобном месте зачалились для разведки входного уч-ка каньона. Выход из пор. «Конь» (пр №6) не просматривается, пришлось подняться до верха гребня по кустам и скалам чтобы обойти скалу пр.б. мешающей проходу вдоль берега. Просмотрели выход из пор. и кульминацию снизу. К3 карман не вдохновил – обнос, к1 настроен на прохождение, к2 думает. Решили рюкзаки экипажа к3 и выделенного в помощь для организации страховки Пикинского занести за пор. через верх, к3 провести через карман пр.б. при помощи верхней и нижней морковок. Посмотрев пор. ещё раз экипаж к2 принял решение отказаться от прохождения не очень интересного, но очень кривого пор. После того как к2 и к3 были успешно переправлены ниже кармана (Ф30), страховка заняла свои места (Ф31) к1 стартанул. Во время проведения разведки внимание экипажа, да и всей группы было приковано к кульминационной части пор. прижим в карман л.б. и навал на камень ниже него с берега абсолютно не читается, нет никаких признаков мотивирующих задуматься над прохождением первой половины пор. Сказывается не вкатанность в Реку. п. «Конь» - первое серьёзное пр-вие маршрута. В результате экипаж к1 отчалив из прекрасного улова не просчитал силы основной струи, был сброшен ею на гряду камней идущую от пр.б., просочившись через них вновь вышел на основную струю и тут же был запулён ею в карман л.б., где его немедленно стало ложить в прижиме. Правый боец разгрузил свою гондолу переместив центр тяжести на левую, для этого ему пришлось вылезть из колен. Путём сложных манипуляций через некоторое время к1 выбрался из кармана. Правый попытался сразу же занять своё штатное место, предвкушая вход в кульминацию, но Р. не позволила ему сделать это прижав кат. к плоскому камню лежащему в левой части русла Правый вновь перескочил на левую гондолу, в это время Р. продёрнула кат. из прижима, времени на занятие правильного положения на кат-не не оставалось, прозвучала команда: выпрыгиваем. Капитан выскочил на камень и выдернул из колен матроса. Кат. в гордом одиночестве отправился на прохождение пор. Страховка не видевшая развитие событий была несколько удивлена, увидев летучего голландца, который прошел слив и закружился в темпе вальса в кармане пр.б. Тихонов находящийся на пр.б. перед карманом поднялся выше большого правобережного камня заслоняющего обзор, увидев экипаж к1 загорающий на камне бросил морковку (Ф32). По одному при помощи морковки спортсмены перебрались на пр.б. Затем Снегирь прыгнул в карман на свой кат. вместе с которым при помощи морковок был вытянут вниз по течению. Оставшиеся выше кармана водники вынуждены были вновь подниматься на самый гребень и спускаться с него для воссоединения с большей часть группы.

За пор. «Конь» сто метровый уч-ток четвёрочного слалома. Далее виден стоящий по центру «Петух». (пр№7) (4С). Разведка порога слева донесла что ни справа, ни слева он не обходится вариант один - попытаться пробить его. Время было близкое к критическому. Решили пробивание петухов оставить на завтра, а сегодня падать, где придётся. Где придётся - это на склоне пр.б. покрытом кустарником. Ночевали по-экипажно на более менее плоских участках склона, благо привязываться не пришлось.

04.05. Старт в 9.00. Финиш в 19. Солнечно.

В лучах утреннего солнца, после просмотра справа, оказалось что, петух вчера показавшийся очень грозным, легко обходится справа. Гребень, стоящий над камнем, заткнувшим слив, не опасен, да и название своё сохранил благодаря вчерашним впечатлениям (Ф33-37).

Далее фоновый сплав 4-ой к.сл. (Ф38-43) Из-за того, что он проходил в условиях настоящего каньона, где, то один, то другой берег – скала уч-ток можно оценить как 4С. Т.к. серьёзных ярко выраженных порогов нет, нет и смысла дробить участок на более мелкие. До конца к-на два локальных обноса негабаритов (Ф44-47-первый, Ф64-67-второй)). Весь к-он работается по пр.б., левый либо скала, либо очень крутой склон. Завалов, брёвен в каньоне не было.

Запомнился пор. названный «Миксер». (45° 20.023'С 80° 14.342'В) (пр№8) (4С). Он расположен в 50-ти м. быстротока ниже первого негабарита. (пр№7) Грядой камней идущей от л.б. Р. сужена до 3-х м. В этой узости пологий слив слева на право, выход из него подпёрт длинным правобережным камнем. Между ним и большим камнем гряды образуется бочка более 3-х м. в диаметре. Кат. попадает в неё без положительной скорости и тут начинается родео. Баскан крутит кат. в бочке пытаясь положить его через небольшой камень заканчивающий левую гряду, но мощи не хватает, не хватает и сил у гребцов что бы выдернуть кат. из бочки. Соотношение сил фифти фифти. К2 шедший первым после 18-ти кругов с окончательно вышедшим из строя вестибулярным аппаратом сумел самостоятельно выдернуться из бочки (Ф48-54). К3 шедший вторым после третьего круга запросил морковку, при помощи которой был легко выдернут (Ф55-60), к1 учёл предыдущие прохождения и из слива стрельнул на пр.б. (Ф62,63) За что был, раскритикован первопроходцами «Миксера», спокойно отнесясь к критике товарищей экипаж продёрнул кат. по пр.б. за бочку. Вскоре за вторым негабаритом (пр№9) к-он расширяется, Р. соответственно выполаживается.

На выходе из к-она (45° 20.152'С 80° 14.143'В) 2-х ступенной пор. «Крайний». (пр№10) Сложный слалом в булыгах раскиданных гигантской рукой, пара калибров. Сложность 5А. (Ф68-71)

Прогонный уч-ток длинной 16км., заканчивается у правобережного песчаного пляжа, непосредственно у входа в «Нижний» к-он. На нём нас дожидалась группа разведчиков с докладом о пр-виях ожидающих нас дальше. Шикарная погода, под тридцать жара.

 

7.3.3. Техническое описание «Нижнего» каньона Реки Баскан.

Каньон (45° 25.127'С 80° 5.692'В) начинается пор. «Динамитный» (5А), (пр№11)длина пор. 120м. Пр.б. – глыбы - результат деятельности строителей ГЭС (собирались построить в советские времена), левый - стена состоящая из крупных блоков покрытых красным лишайником. В середине пор. треугольная глыба делящая Б-н на две неровные части. Пр. более узкая с пологим 1,5 метровым сливом, замусоренным камнями. Левая ниже треугольной глыбы забита группой булыг, для того чтобы их обойти нужно смещаться в центр, из пр. также необходимо уходить либо в центр, либо под самый правый, ибо прямолинейному движению мешает ещё одна треугольная глыба стоящая поперёк Р. (Ф84,85)

Разведка справа, страховка справа морковками, слева с воды.

К3 пошёл первым. Зашёл слева, (Ф72) затем сместился в центр, (Ф73)довернулся, (Ф74) чётко вписался в центральный габарит на выходе. Встал на страховку слева.

К1 – второй. Вроде бы заходили правей, (Ф75) но урабатывать в центр пришлось сильнее чем К3, (Ф76) вовремя не довернулись, сбросило на подушку второй треугольной глыбы. (Ф77) Открылось два варианта завершения прохождения, подумав, пошли вперёд под пр. б. (Ф78) Встали на страховку справа. К2 постарались повторить линию движения К3, (Ф79-82) на заходе в центральный габарит получилось похуже. пр. струёй давануло на камни. (Ф83)

Далее спокойный прямой уч-ток Р. Через 200м. небольшая скала в русле, справа и слева от неё спокойные проходы. Через 150м. справа впадает ручей – ориентир пр№12 -это простая шивера с легко читаемой линией движения между минискалами, (Ф86,87) единственная опасность в том что она без предупреждения переходит в пр№13 -пор. «Минотавр» (5В). Для разведки пр.№13 нужно зачалиться в устье второго пр. ручья. Б. в этом месте поворачивает на юго-запад под углом 90*

Пор. «Минотавр» - 2 ступени, общая длинна пор. - 150м. Первая ступень около 100м. потом метров 20-ть быстротока короткая 30-ти метровая вторая. На входе в пор. габарит между скалой пр.б. и камнем слева, далее настоящий лабиринт из больших камней. Проходы узкие. (Ф88-90) При прохождении нужно быть предельно внимательным, на камни поджимает и поджимает реально, а с берега кажется, что чистая струя безболезненно течёт между камнями. Нет ни отбойки, ни пены. Видимо камни имеют форму усечённой пирамиды лежащей основанием вверх плюс большая глубина. Очень интересный случай, автор впервые столкнулся с таким явлением природы, на Б. Из-за аналогичной ситуации не пройден пор. Конь.

Пор. шли с перечалками, просмотрели 1-ую ступень, прошли со страховкой снизу морковками, зачалились на правобережную плиту. Присмотрели место для чалки после второй ст. на л.б. – перечалились. Вторая ст. – простая. Узость между скалой пр.б. и камнями л.б. (Ф91)

Прогон за ним калибр между скалой пр.б. и двумя камнями левого, у скалы отбойка, поэтому навала на неё нет. Пр№14 (Ф92)

Разведка слева, чалка на л.б.

Далее на прямом уч – ке Р. расширяется, успокаивается, постепенно освобождаясь от крупных булыг.

На пр. повороте каменюга со скруглёнными краями, л.б. невысокая скала, за ней 20м. быстротока потом слив через всю Р., проходить кот. нужно левее центра т.к. правее полуобливной камень. Пр№15 (Ф93,94) Ниже - щёки, большая глубина, спокойное течение.

Небольшой л. поворот, за ним разгонная шивера, заткнутая большой глыбой - пр№16пор. «Чопик» (4С). Заход справа, 15м. быстротока 1,5м. слив через всю Р.в пр.ч. крутой, через обливник, в левой пологий. Ниже небольшие бульки в скалах. (Ф95-98)

Все к – ны успешно выполнили задуманную линию движения. Разведка и страховка справа.

Ниже локальное расширение к-она. (45°25'22.40"С 80° 4'31.10"В) Прекрасное место под лагерь.

После пр. поворота с воды кажется, что каменные глыбы полностью перекрывают русло Р. Это пр№17пор.«Луза» (5А) Между глыбами 2,5м. слив. Ширина слива 2м., двойка на заходе чиркает рамой по камням. (Ф99) Ниже слива чашка, потом гряда камней справа перегораживает Р. (Ф100) проход под л.б.

От пор. Луза видно гряду камней идущую от пр.б., ниже неё красные скалы на пр. б., л. поворот – ориентиры пр№18 пор. «Красный Солдат». (6А) (45° 25.448'С 80° 4.305'В) (Ф101) На входе в пор. плоский камень разделяющий Р. на две протоки. Левая пологая горка, отжимаемая береговыми камнями вправо. Правая, прямая со сливом 1м. (Ф102) Соединяясь, вода устремляется вниз 3-х м. сливом. (Ф103) Р. делает л. поворот за ним два косых вала. (Ф105, 106-108) 20-ть м. мощной струи треугольная скала в русле, справа от неё негабаритный проход, слева чистая струя. Напротив треугольной скалы под л.б. шикарная чашка. (Ф104,109) Ниже скалы обливной камень сужающий протоку до двух м. В сужении 2-х м. слив, заходить в кот. нужно слева направо, ниже слива гряда береговых камней отжимает Р. вправо, затем резкий поворот влево. (Ф110) На повороте ещё один 2-м. слив. Далее несколько ступенек-сливов, бочки, много камней, но линия движения не сложная. (Ф111) Р. начинает поворот вправо, здесь можно зачалиться на л.б. в улова за камнями. (Ф112) Пор. разделили на 3 ступени. Первая до треугольной скалы, вторая ниже её. Третью (Ф113) мы выделили только потому, что зачалились перед 1,5м. сливом через всю Р. разделённым посредине группой камней. Вторую и третью ступени можно не разделять. Первая ступень просматривается и страхуется с л.б., правый - скала. Чалка после неё на л.б. Вторую ступень не возможно детально отсмотреть, с л.б. мешает скала, на правый не зачалишься. Соответственно для того чтобы простраховать вт. ст. нужно убить минимум день. Третья просматривается с л.б.

Все кат-ны проходили пор. выполняя одну линию движения. Старт, заход в пор. по левой струе, кульминационный слив, доворот носами к л.б., чалка. Сразу после слива нужно работать влево, чтобы косые валы не смогли помешать чалке. Вторая ст. – линия движения единственная. Старт прохождение 1-го слива слева направо 2-го наоборот справа налево, потом прямо, чалка вначале дуги в камнях л.б. Третью ст. все проходили вдоль л.б.

Во время чалки после 2-ой ст. вылазили высоко вверх по землисто –каменному поросшему лиственным лесом борту долины, для того чтобы просмотреть следующее пр-вие. Пор. «Красные скалы» пр№19 (5С). Порог рассмотреть не удалось, зато наметили место чалки – на л.б. в начале пор. (Ф114,115)

Сам пор. достаточно простой, опасен возможностью навала на камни в изобилии разбросанные по всему пор. Линия движения напоминает S. Старт с камней л.б., резко вправо, для того что бы успеть в ворота из камней в середине Р. (Ф116) Выйдя из ворот чалились налево (Ф117) для того что бы просмотреть вторую половину пор. и всю Р. дальше. Старт из улова созданного левым камнем, (Ф118) движение через валы, по дуге, сначала приближаясь к л.б., потом удаляясь от него. (Ф119) В Красных скалах есть правый вариант прохождения. Между скалами пр. б. и правым камнем, затем нужно смещаться в центр. С точки нашего старта этот манёвр не выполним.

После Красных скал участок быстротока, на пр.б. тополиная роща, в которой нас посетила мысль о том что план сегодняшнего дня выполнен. Нужно выбираться из к-она наверх, где нас ждут товарищи и машина кот. отвезёт нас в лагерь, установленный на пр.б. ниже к-она. К-он в месте подъёма не такой суровый, как буквально в ста метрах выше в районе Красных скал. На этот нюанс нам указали наши разведчики, кот. наблюдали наше продвижение с борта к-она. Минут за 20-ть, не торопясь, мы добрались до машины, не применяя спецсредств. Машина за примерно такой же промежуток времени доставила нас до лагеря.

05.05. Старт в 09.15 Финиш в 17.00 Солнечно.

Правобережная полянка, поросшая тополями, заканчивается выходом скал. Это начало пр№20 – пор. «Недобор» (6А). (Ф120) Провести детальную разведку пор. мешает скальный створ в начале пор. Гряда камней соединяющая береговые выходы скал, образует слив, разделённый двумя булыгами. Далее отдельно стоящие чемоданы, можно сказать, делят Р. на две протоки. Левая гораздо более мощная. Посмотрев пор., учтя отсутствие нижней страховки, решили идти пр. частью. К3 шедший первым, что-то не рассчитал и вместо правой улетел в левую. Слегка подобделался, но зато после чалки на л.б. внимательно отсмотрел следующий пор. - «Русские горки». Два других кат-на были более внимательны, прошли пор. правой частью. (Ф123, 124)

Пр№21 – пор. «Русские горки» (6А)( 45°25'35.30"С 80° 3'49.30"В), (Ф121,125) отделён от Недобора коротким уч-ком быстротока, разведка страховка слева. По пр.б. просматривается только вход в пор. Название пор. даёт полную характеристику пр-вия, на прямом отрезке Р. – мощные вал, бочка. (Ф126-128) На выходе из пор. камень, делящий Р. на две части предполагает два варианта чалки. Первый: заранее из сер. пор. под л.б., наезжая пр. гондолой на петух расположенный между скалкой л.б. и камнем на выходе из пор. Второй: резкий уход влево, после камня на выходе. В процессе прохождения пор. были опробованы оба вар-та. (Ф129)

20-ть м. быстротока – кульминация к-она, да и всего м-та пр.№22 пор. «В.Лукьянова»(6В) (45°25'37.20"С 80° 3'45.00"В),названный нами в честь нашего прекрасного товарища, участника похода, сделавшего очень много при проработке маршрута, к тому же родившегося в первой декаде мая.

Вход в пор. перегорожен плитой. Вся Р. лупит в неё, затем разделяется на две части.(Ф130) Правая описывая дугу, через камни, делящие её на несколько струй соединяется с прямой левой. (Ф131) Соединившись в единый фронт, Р. устремляется в водопад, имеющий форму перевёрнутой птички. Левая часть водопада более пологая, но она сваливается под стену л.б., при этом образуется очень неприятный мешок 4-х метровой ширины. (Ф132 верхнее фото) Слева стена, справа водопад поведения воды в этом месте не просчитаешь, пока не попадёшь в него. Пр. часть водопада – отвесная, но менее опасная, т.к. простраховывается с обоих берегов. (Ф132 нижнее фото)

Большая часть команды из-за вероятности киля при навале на плиту в нач. пор. решила не рисковать. Холостой Тихонов пересел на К1 к руководителю похода, остальные кат-ны совместными усилиями были обнесены через кусты и деревья которыми покрыт крутой л.б. в конец пор. на страховку. (Ф134) Береговая команда осуществляла страховку с пр.б.

Штурмовому экипажу не хотелось проверять ситуацию в мешке, поэтому приняли решение обходить плиту на входе справа, чтобы по дуге выйти на пр. часть водопада.

Выполнить задуманное не удалось, левый гребец на входе в пор. чуть раньше чем надо гребанул вправо. В результате пр. гондола цепляет береговую скалу, кат. сбрасывает на плиту в центре и продёргивает влево. Успели довернуться, вошли в левую часть вдп. полулагом, что позволило избежать удара носами о скалу л.б. В мешке не держит и не подсасывает, достаточно просто вышли из него. (Ф133) Чалка за каменной икебаной в пр. части Р. в конце пор. на пр.б.

От удара о плиту на входе пр. чехол К1 в районе грузовой площадки разошёлся. Ремонт.

Короткий уч-ток быстротока, плита, за ней большой камень, отжимающий основную струю влево под скалу. Линия движения по серпу.

Через 30м. перед 90* поворотом налево пр№23 (5А) - дугообразный крутой 1,5м. слив через всю Р., в середине разделённый камнем. Глянули сверху вроде бы ничего криминального. Пошли. Здорово подсасывает. К2 – типа «Тритон» вообще полез на свечу. Расслабляться нельзя - это Река.

Короткий прямой отрезок. Начало правой дуги описываемой Р. совпадает с началом крайнего на Б. пор.пр№24 (5А). (Ф135,136) Несколько гряд камней перегораживают Р. Между камнями пологие сливы, на выходе прижимчик к скалам л.б. Линия движения левее центра. Разведка слева.

И после крайнего пор. на Б. Р. не даёт расслабиться. Большая вода, отсутствие уловов делают сплав напряжённым. Начинает чувствоваться подпор водозабора (45°25'40.34"С 80° 2'58.02"В) – координаты пройдя кот. можно влететь под гильотину (Ф137,138) водозабора. Нужно быть очень внимательным на этом уч-ке Р. Водозабор находится сразу после пр. поворота, с воды не виден, уловов нет. Крутые берега сразу переходят в бетонный канал. Хорошо, что в нашу воду, остался небольшой галечный пятачок у пр.б., непосредственно перед началом бетонного канала. К1, шедший первым, вылетел из-за поворота, обалдел от картины, увидел галечный пятачок, десантировался на него, успев промаячить чалку остальным экипажам. Обнос простой по пр.б. Три км. сплава, лагерь. Погрузка на машину, переезд на Аксу.

 

7.4. Переезд на Аксу.

Около 16-ти привязав спущенные кат. к шишиге, выдвинулись в сторону Аксу. В Джансугурове, на трассе У-Каменогорск – Алма-Ата – «круговое движение». Двигаясь по кольцу уходим с трассы под углом 90* к ней, на просёлочную дорогу через км. дорога начинает резкий подъём, объезжая нижний к-он Аксу. Преодолев подъём, дорога выходит на плато по кот. протекает Биен. Держа направление на юг, попадаешь в Суыксай, отсюда нужно ехать на Баласаз (одолев подъём дорога выходит на плато по кот. п.45° 8.817'С 79° 24.658'В). В Баласазе мы повернули на восток, дорога проложена в очень узком ущелье, с перевала она выводит на приток Аксу. Выехав на него в темноте, мы потеряли дорогу. Решили не суетиться, заночевать на ручье.

06.05. Проснувшись, в лучах утреннего солнца сразу же нашли дорогу, кот. то делясь на несколько, то собираясь в одну, держа общее направление на восток ведёт к Аксу. Проехав мимо белых юрт пастухов, нужно принять правее под отроги гор, двигаясь вдоль них, выехали к кордону лесника Джайляу. Поздоровались, мальчик поднял нам шлагбаум. Отсюда начинается самая сложная часть дороги, кот. прорезав несколько небольших отрогов начинает очень крутой спуск к Р.

 

7.5. Техническое описание Реки Аксу.

Старт от моста (45°09'483"С 079° 35'163"В), в 13.15, финиш в19.20 Аксу - очень быстрая шивера, уклон 50 м/км, острова, завалы, очень напутано с чалками. Из-за скорости потока, любая ошибка грозит килем. Большой уклон не позволяет Реке промыть глубокое русло, поэтому она постоянно подмывает заросший лесом берег, образуя новые завалы. Проблематичность чалки, завалы, кот. могут образовываться в произвольных местах требуют тотальной разведки. Первое, от старта бревно (45°06'013"С 79° 35'136"В - место перечалки на пр.б. для обноса) перегородило л. протоку правая – мелководная.(Ф139)До этого места необходимо дойти по берегу. Сигнальщик и чальщики лишними не будут. Обнос завала по пр.б., к-ны сплавили по пр. протоке. (Ф140)

500м. сплошной шиверы. Острова, уклон 50м/км. (Ф143)

Пор. (45° 6.129'С 079° 35'146"В) несложный. Две группы камней с обоих бер. постепенно сжимают Аксу до размеров калибра. Не мудрствуя лукаво, так и назвали – «Калибр». (Ф141,142)

Ещё через 500м. Р. разваливается на 4-ре протоки. Разумнее всего двигаться по самой левой. Короткий переброс через камни в начале протоки, дальше можно идти рядом с к-ном.

Участок быстротока, а не шиверы говорит о приближении первого ярко выраженного пор. «Красный яр» (5В) (45°09'483"С 79° 35'163"В). (Ф144) Названного по названию ручья впадающего в Аксу в конце пор. Едва заметный пр. поворот, л.б. отвесные скалы, правый пологий сильно заросший кустами и деревьями. Длина пор. 100м., страховка и разведка с пр.б. Струя зажатая скалой и каменистым пр.б. мечется из стороны в сторону, несколько сливов через всю Р. не держащие бочки. Изюминка, в бревне, переброшенном с берега на берег в конце пор., проход под ним возможен, если прижаться к пр.б. Очень трудная чалка перед ним.

Экипаж К3 с очень большим предубеждением относящийся к всякого рода предметам, искусственно появляющимся в Р. решился на обнос. К1 (Ф145,146) планировал зачалиться до бревна. Реализовать задуманное не смог. Прошёл под бревном, зачалился ниже пор. на пр.б. К2 сделав правильные выводы из прохождения пор. К1 (Ф147,148) зачалился перед бревном.

До тчк. 45° 8.134'С 79° 36.605'В длинный уч-ток почти без препятствий. После неё характер Р. меняется, она сужается, становится глубже, в русле появляются большие камни, за ними улова.

Ниже вышеуказанной точки на л. повороте длинный порог. «Завальный» (5В) Вначале пор. по обоим бер. крупные камни, сужающие Р., мощная струя, но линия движения достаточно простая. В нижней трети крутая горка. В ней струя мечется между камнями, в шахматном порядке разбросанными по Р. Линия движения произвольная. Вход в пор. перегорожен упавшими с л.б. берёзами, (Ф149) теоретически их можно объехать вдоль пр.б. Решили не рисковать. Срубили и привязали к береговым деревьям. Выход из пор. осложнён огромным бревном перегораживающим всю Р. Это бревно собрало вокруг себя кучу маленьких. Чалка перед ним на мелководье. Из-за скалистого бер. в конце пор., сухого места нет. Для того, что бы исключить попадание в завал выставили бойцов с морковками. Но все прошли пор. удачно, (Ф150,152) зачалились вовремя. К-ны провели до бревна. (Ф151) Потом перебросили через него. Ниже завала характер Р. не меняется, сливы 0,5-1м., но линия движения простая. Пр. б. скала.

В тчк 45° 8.765'С 79° 36.536'В простая горка, на выходе из неё по берегам два отдельно стоящих камня. (Ф153) За правым – улово. Нужно чалиться, т.к. за небольшим пр. поворотом с л.б. сошёл сель. Р. подмыла и завалила берёзы на правом. (Ф154) Обнос по пр.б. Время позднее решили заночевать.

07.05. Старт – 8.45, финиш – 19.30. Ниже ночёвки до к-она запоминающихся пр-вий нет, но завалы встречаются. Мы специально не приводим их корд. дабы не провоцировать людей на головоломство.

От тчк 45° 9.677'С 79° 36.443'В Аксу сильно выполаживается, завалов нет. Бодрая скорость, небольшие шиверки, позволяют впервые за всё время сплава расслабиться, и получать удовольствие. Долго расслабляться Р. не даёт в тчк 45° 10.532'С 79° 36.669'В впадает пр. приток Айдаусай. Ниже стрелки Аксу разделяется на две протоки, пр. более спокойная. За местом соединения проток скальный выход на пр. берегу, ниже него омут – подпор перед входным пор. к-она. Омут преграждает гряда крупных камней, она оставляет узкий 6-ти м. проход для воды в л. части русла. Получается разгонная горка. Р. набрав скорость на входе, ещё больше сужается береговыми камнями в пор., и со всей силы лупит в треугольный камень, острой гранью рассекающий струю до состояния водяной пыли. (Ф155,156) Большая булыга, лежащая в пр. части Р. отжимает поток под скальный л.б. (Ф157) Р. несколькими сливами пробивает себе дорогу, образуя при этом карманы в скалах л.б. (Ф158) Последний 2,5м. слив перегорожен заклиненным в камнях бревном. (Ф159) Острый треугольный камень на входе и бревно на выходе дают возможность смело отбросить все мысли о прохождении. Обнос пор. по крупным камням пр.б.

Старт после обноса из чашки под пр.б. 200м. (Ф159) прогон по выходу из пор. (Ф160-161) чалка на л.б. перед пор. расположенным на дуге левого поворота. Пор. короткий, с островом. Пр.б. скала. Пр. протока мелководна, левая горкой из нескольких сливов скатывается вниз. (Ф162,163)

Короткий уч-ток быстротока., следующий пор.

Стоящие один за другим два обломка скалы делят Р. на две части. (Ф164) При этом левая, более широкая, разделена ещё на две части бревном торчащим против течения. Слив на входе в пор., затем бревно, после него ещё один крутой слив, через несколько м. слив между второй скалой и береговым камнем. Две протоки соединяются, Р. мощной горкой (Ф165) устремляются к пр. повороту. (Ф169) 10м. слабо поддающейся описанию каши, (Ф166)косой 4-ёх метровый слив через всю Р. – кульминация пор. (Ф167) Чуть ниже – огромный камень, затыкающий Р. (Ф168) Проходы слева и справа от него по нашим оценкам не габарит. На выходе из пор. л.б. превращается в монолитную скалу. (Ф170) Дальнейший просмотр Р. возможен с пр.б., на него можно перечалиться между вторым и третьим пор.

Перечаливаться на пр.б. не стали, ибо стало вполне очевидным то, что по лёгкому не отскочишь. Короткие майские праздники заканчиваются, семьи и работа ждать не будут.

Переночевали на камнях л.б. в районе 2-го пор.

08.05. Старт в 8.30 финиш в 21.25. Утром занесли кат. мах. вверх по л.б., перечалились на правый. Занесли каты вверх до омута перед первым пор. По омуту за скалу от кот. начинается к-он. Отсюда перестрелили на л.б. Антистапель. Вынесли к-ны и сплавное снаряжение по ложбинке временами заросшей шиповником, временами покрытой курумником, до тчк 45° 11.014'С 79° 35.061'В. Перепад 700м. на 2,5км. Спустились вниз, заночевали.

09.05. День победы!

Старт в 7.45, финиш в13.30. С утра победили перевал (45° 11.055'С 79° 34.861'В). Спустились до вчерашней заброски и с полными рюкзаками выдвинулись к машине. В тчк 45° 13.318'С 79° 32.071'В погрузились на машину. Домой.

 

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

 

Аварийные выходы возможны практически с любого участка маршрута. Дороги проходят по обоим бортам Рек Теректы и Баскана. По л. борту Аксу В к-онах выходы затруднены. Дорога в этих мес<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...