9.1 Наиболее широко применяемым в настоящее время методом управления водяным балластом и осадками является замена балласта в открытом море, которая, в то же время, признается мерой временной, не отвечающей в полной мере целям Конвенции.
9.1.1 Стандарт (правило D-1 Правил)
1 Суда, осуществляющие замену водяного балласта в соответствии с настоящим правилом, выполняют это с эффективностью замены водяного балласта, составляющей, по меньшей мере, 95 процентов по объему.
2 Для судов, осуществляющих замену водяного балласта методом прокачки (вытеснения), прокачка трехкратного объема каждого танка водяного балласта считается равноценной стандарту, указанному в пункте 1. Прокачка менее, чем трехкратного объема каждого танка водяного балласта, может быть принята в том случае, если судно представит доказательства того, что заменено, по меньшей мере, 95% объема.
Рекомендация
1 Обязательное выполнение этого стандарта на украинских судах может быть обусловлено вводом его в действие в виде национального норматива. Этот норматив может быть установлен в соответствующем разделе Наставления по предотвращению загрязнения с судов либо (что предпочтительнее) в упомянутых в подразделе 7.3 Правилах управления ВБ на судах Украины.
Практическая реализация стандарта на судне сложностей не вызывает. Технологическая схема замены балласта в соответствии со стандартом должна быть представлена в Судовом плане управления водяным балластом. В настоящее время вызывает определенные сложности контроль выполнения стандарта со стороны ИГПН для решения вопроса о предоставлении судну свободной практики без привлечения инспектора по охране моря. Для оценки соответствия действий судна при выполнении судового плана необходимы достаточно широкие практические знания в области эксплуатации судна и его оборудования. В частности, необходима профессиональная оценка соответствия данных о балластных операциях, указанных в Журнале регистрации балластных операций и сообщении капитана о судовом балласте, данным, вытекающим из анализа времени работы вспомогательных механизмов в период проведения балластных операций, их производительности, объема израсходованного топлива и др. показателей, зарегистрированных в судовых документах.
Существенную помощь в выполнении такой оценки может оказать прибор, автоматически регистрирующий все параметры работы судовых балластных систем в период проведения балластной операции. Такие приборы в настоящее время находятся в стадии разработки и можно предположить, что до даты вступления Конвенции в силу их применение станет обыденным.
2 Наиболее перспективным направлением решения проблемы предотвращения переноса ОВОП является обезвреживание ВБ путем применения технологических схем обработки ВБ в береговых или судовых установках. Для оценки качества обработки ВБ в таких установках Конвенцией предусмотрен эксплуатационный стандарт.
9.1.2 Стандарт (правила D-2, D-3 Правил).
1. Суда, применяющие обработку водяного балласта в соответствии с настоящим правилом, не должны допускать сброса более, чем 10 жизнеспособных организмов на метр кубический размером 50 микрон и более в минимальном размерении, и менее, чем 10 жизнеспособных организмов, на мл размерами менее, чем 50 микрон в минимальном размерении, и размером 10 микрон и более в минимальном размерении; а сброс установленного набора определяющих микробов не должен превышать установленной концентрации, указанной в пункте 2.
2. Установленный набор определяющих микробов в качестве стандарта здоровья человека включают в себя:
а. токсикогенный холерный вибрион (01 и 0139) с менее, чем 1 формирующей колонию единицей (ФКЕ) на 100 мл, или менее, чем 1 ФКЕ на 1 г (влажного веса) пробы зоопланктона;
в. Escherichia coli с менее, чем 250 ФКЕ на 100 мл;
с. кишечные энтерококки с менее, чем 100 ФКЕ на 100 мл.
3. Системы обработки ВБ, которые используются для целей Конвенции, должны быть одобрены Администрацией в соответствии с Руководством, разработанным ИМО.
4. Системы обработки ВБ, которые используются для целей Конвенции, должны быть безопасны для судна, его оборудования и экипажа.
5. Для любого судна, которое участвует в программе испытаний и оценки перспективных технологий обработки ВБ, одобренной Администрацией, настоящий стандарт вступит в силу через 5 лет после даты, которая установлена как дата вступления в силу стандарта для данного судна.
Рекомендация.
1 В настоящее время мировой научный потенциал участвует в поиске оптимального технологического решения, направленного на обезвреживание ВБ. Найденное решение позволит в значительной степени упростить применение мер по управлению ВБ, и поэтому все усилия, направленные на его поиск, независимо от затраченных средств и времени считаются оправданными.
Стандарт, установленный в пп. 1 и 2, должен применяться для оценки эффективности очистки и обезвреживания ВБ. Предполагается, что любая установка для обработки ВБ (УО ВБ) по завершении ее изготовления будет подвергнута типовым стендовым испытаниям в соответствии с Руководством, разработанным ИМО. В качестве рабочего тела перед испытаниями будет приготовлена водная среда установленного объема с установленным содержанием водных организмов, имеющих размеры, указанные в стандарте. Лабораторный анализ проб, отобранных из стока после обработки водной среды в установке должен подтвердить эффективность обработки, т.е. биологическое содержимое в стоке должно отвечать показателям установленного стандарта. При положительном результате испытаний на установку выдается свидетельство о типовом испытании, которое является своего рода гарантией того, что ВБ, обработанный в этой установке, полностью безвреден.
Органы берегового контроля учитывают такое свидетельство при принятии решения о том, выдавать ли судну свободную практику или нет. Если весь находившийся на борту балласт был надлежащим образом обработан в такой установке, и об этом имеются исчерпывающие доказательства, препятствий для выдачи свободной практики быть не должно.
Таким образом, достижение установленного стандарта полностью зависит от эффективности установки.
Следует заметить, что поиск эффективной системы обработки ВБ в рамках Программы ГлоБалласт осуществляется и в Украине. В результате анализа полученных предложений независимая группа научных экспертов Украины отобрала для дальнейшей разработки метод гидродинамической кавитационной и фильтрационной обработки водяного балласта. Этот метод, представленный на двух международных семинарах в Лондоне, вызвал достаточный интерес и получил одобрение на свою реализацию в виде пробной установки. Данные предварительной проверки указанного метода свидетельствуют о том, что, по всей видимости, в результате применения технологической схемы, созданной на его основе, эффективность обработки ВБ, оцененная согласно конвенционным стандартам, будет достаточной для того, чтобы впоследствии рекомендовать ее практическое применение.
2 Право на осуществление оценки эффективности систем обработки ВБ и выдачу свидетельств о типовом испытании Минтранс Украины может делегировать классификационным обществам или другим организациям, назначенным специально для этой цели и отвечающим требованиям ИМО к признанным организациям.
3 Достаточно непростым является вопрос о том, каким является оптимальное решение относительно места размещения УО ВБ: на берегу (в порту, на терминале) или на судне. И в порту и на судне такая установка должна вписываться в свободное пространство. В ряде портов и на ряде типов судов таких пространств нет. Но даже если оно есть, использование установок имеет свои ограничения.
3.1 Стационарная портовая установка имеет ряд преимуществ:
- при применении модульного принципа сборки ее пропускная способность может быть сколько угодно большой;
- технико-энергетическое и иное обеспечение может быть всегда достаточным;
- время, затраченное на обработку ВБ судна, зависит только от оптимальных характеристик судового балластного оборудования.
В тоже время такая установка имеет существенные недостатки:
- для обработки судов, стоящих у разных причалов, порт должен быть оборудован системой перекачки ВБ, оборудованной причальными приемниками (в противном случае неизбежны задержки судов, пережидающих свою очередь);
- сток из установки в акваторию порта, содержащий умертвленные водные организмы в больших количествах, может стать причиной нарушения фонового качества воды портовой акватории;
- при использовании установки потребуется создание еще одной технологической схемы утилизации отходов грубых и мелких фильтров (если таковые будут предусмотрены в системе) и осадков.
3.2 Судовая установка имеет такие преимущества:
- поскольку безопасность судна оценивается на основании четких конвенционных критериев, влияние УО ВБ на все аспекты безопасности судна и экипажа может быть так же легко оценена и скорректирована;
- может отвечать критериям пропускной способности, энергоемкости, безопасности, удобства в обслуживании точно в таком объеме, в каком это требуется для данного конкретного судна;
- в зависимости от конкретной цели может использоваться как при приеме балласта, так и при сбросе балласта;
- отходы фильтрации и осадки могут быть сброшены на ходу судна за борт.
К недостаткам судовой установки можно отнести:
- необходимость рассчитывать габариты установки таким образом, чтобы она вписалась в свободный объем;
- общее увеличение металлоемкости судна и водоизмещения, усложнение судовых систем;
- дополнительная нагрузка для экипажа, численность которого в современных условиях и так сведена к минимуму.
3.3 Наличие на борту судна УО ВБ связано с еще одним неудобством. Речь идет об особенностях процесса обработки ВБ в период разных судовых режимов.
3.3.1 Если применять УО ВБ при приеме ВБ в балластные танки судна, все погибшие организмы, которые, будучи жизнеспособными, находились во взвешенном состоянии в толще воды, выпадут в осадок на днище и наборах балластных танков. Таким образом, слой осадка будет расти быстрее, чем до применения установки, постоянно уплотняясь и создавая дополнительную весовую составляющую, уменьшающую грузовые возможности судна.
Для ликвидации этой дополнительной нагрузки судну потребуется либо постоянная система размывания осадков в танках и их удаления, либо более частое проведение очистки балластных танков, операции крайне затруднительной и трудоемкой.
3.3.2 Если применять УО ВБ при сбросе ВБ в открытом море на ходу судна или на ходу судна при прокачке балласта из танка в танк, то в первом случае это потеряет смысл, т.к., по сути, будет продублирована замена ВБ, а во втором случае в итоге будет получен результат, аналогичный изложенному в подпункте 1 пункта 3.3.
3.3.3 В настоящее время, пока реальных технологических решений еще не предложено, трудно просчитать все последствия применения УО ВБ в том или ином эксплуатационном режиме судна. По-видимому, ответ на поставленные вопросы можно будет получить лишь в результате анализа длительных (не менее 1 года) натурных испытаний.
3.4 Льготный режим применения стандартов Конвенции к судам, участвующим в испытаниях УО ВБ, создает хорошие предпосылки для того, чтобы судовладельцы с большим желанием предоставляли для них свои суда. Тезис о том, что для решения проблемы технологическим способом, в чем более других должны быть заинтересованы именно судовладельцы, никто из них не должен отказываться от подобных предложений, является в настоящее время общепризнанным. Именно понимание того, что судовладелец, предоставивший судно для проверки того или иного решения, будет при этом нести определенные издержки, привело ИМО к решению о предоставлении такому судну льготного периода, что после вступления Конвенции в силу может сыграть для него положительную роль.
4 Таким образом, основной рекомендацией относительно выполнения стандартов управления водяным балластом как на судне, так и на берегу, является развитие системы поощрения изобретателей и научно-практических центров, работающих или намеревающихся работать в области разработки методов и устройств, обеспечивающих эффективную обработку водяного балласта. Соответствие стандартам Конвенции может обеспечить успешной разработке широкий рынок ее применения. В этой связи определяющим будет являться не какое-либо распоряжение, а широкое развитие информации о проблеме и применяемых методах ее разрешения.
10 Подготовка и сертификация персонала, участвующего в выполнении требований Конвенции
Персонал, участвующий в имплементации Конвенции, должен быть специально для этих целей подготовлен и обладать надлежащей квалификацией, подтверждаемой свидетельствами.
Стандарт (правило В-6 Правил)
|