Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автоматизация звука в словосочетаниях

Соединение слов по смыслу — сложное языковое явление. Словосочетания являются базой для составления предложений. Работа над словосочетанием может проводиться как самостоятельное занятие непродолжительное время, в основном эта работа включается в другие занятия. Вопросы: Можно ли так сказать? Почему нельзя так сказать? Какое слово лучше подходит? — будут способствовать усвоению детьми сочетаемости слов. Словосочетания могут состоять из прилагательного и существительного (зеленый автомобиль, кудрявый барашек, бабушкина шаль), причастия и существительного (скачущий всадник), числительного и существительного (пять овец), глагола и наречия (прыгнул высоко, бегает быстро), местоимения и существительного (мой карандаш, мои карандаши), глагола и местоимения (увидел его, увидел ее, увидел их). Используются также задания на подбор предметов к действиям (пишет ...ручкой, карандашом, фломастером), действий к предметам (красками, карандашами, фломастерами ... рисует). Целенаправленная отработка с детьми определенных грамматических форм приведет к последующему использованию их в самостоятельной речи.

Задания, способствующие усвоению сочетаемости слов

Согласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным.

Прилагательное

Ответы на вопросы какой? какая? какое? какие?

Подбери слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие?

Нахождение и называние предмета по определенному признаку:

— по цвету (красный помидор);

— форме (круглый стол);

— размеру (огромный арбуз);

— принадлежности (бабушкин, дедушкин, медвежий, лисий, волчий);

— материалу (стеклянный, деревянный, глиняный).

«Угадай-ка». Угадай, что это — спелый, сочный, красный, мягкий. Ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это.

Вспомни и назови, какие бывают огурцы.

Изменение прилагательных по родам и числам. (Спелое яблоко. Спелые яблоки. Много спелых яблок.)

Правильно ли я сказала? Исправь мою ошибку. (Спелый яблоко.)Какие бывают яблоки? (Сладкие.)Сладкий лимон. (Лимон кислый.)Какие бывают лимоны? (Кислые.)

Дополни третье слово со звуком [с]. Помидор ... (красный, спелый, ...).

Согласование существительных с числительным. Сосчитай предметы. Сколько их?

Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке?

Для составления словосочетаний используются следующие задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь свое», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку».

Местоимение

Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?

Лексико-грамматические упражнения сочетаются с заданиями на развитие памяти и мышления. В работу над словосочетанием можно включать игры, уже использовавшиеся в работе над словом: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни и повтори», «Послушай и повтори», «Сделай, как было» и др. Ребенок использует в своей речи не только существительные, но и прилагательные. Например, красный помидор находится между красной морковкой и красным перцем, не стало красного помидора и т. п.

Кроме того, на этапе работы над словосочетанием в занятия включаются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза.

Фонематический анализ и синтез 2—3 слов с использованием цветовых символов должен являться неотъемлемой частью каждого занятия, так как это основа будущего успешного обучения в школе. Чтение слов будет способствовать выработке автоматизма произнесения того или иного звука.

Конспекты занятий

Конспект занятия 1

Автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях на основе лексической темы «Посуда»

Оргмомент

Релаксационные упражнения. Психогимнастика.

«Чудесные превращения».

— Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.

Развитие слухоречевого внимания.

— Хлопни в ладоши, если услышишь слова — названия посуды.

Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии со смыслом стихотворения.

 

Воду в чайник наливаем

И заварку засыпаем.

Сахар ложечкой берем

И вареньице кладем.

Будем пить чаек горячий

У себя в саду на даче.

Е. Еголаева

Массаж или самомассаж

Мимические упражнения

— Выразите огорчение: разбили чашку.

Артикуляционные упражнения

Упражнения для мышц шеи

«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Жуем твердую морковь».

— Что лежит на подносе? (Морковь.)

«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

— Покажите, как грызет морковку зайка.

Упражнения для щек и губ

«Пузатый самовар».

— Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.

Надувание обеих щек одновременно.

— Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».

Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.

Упражнения для языка

«Поднос».

— Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.

«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.

«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.

«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.

«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...