Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». ЗвукоподражанияШум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар. Формирование зрительного образа звука [ш] Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции. Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы. ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с] Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка. Пластическое изображение формы языка кистями рук Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо. Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965) Постановка звука [ш] по подражанию Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т] Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р] Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с] Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч] Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки. Автоматизация звука [ш] в слогах Занятие 1 Автоматизация звука [ш] в открытых слогах Развитие артикуляционной моторики Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения проводятся с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера его речевого нарушения. Развитие памяти, внимания Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Игровые задания «Пальчики шагают по столу»: ша-ша, ша-ша; ша-ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ша; ши-ши, ши-ши. «Разговор мышки с мышонком». Произнесение слогов со сменой интонации: ши-ши-ши, ши-ши-ши, ши-ши-ши; ша-ши-шо-шу; ши-ша-шо-шу. — Какой слог лишний? Ша-ша-ша-ши, ша-ша-ша-са. «Придумаем имена куклам». Ма...(ша), Да...(ша), Са...(ша), Ми...(ша), Ната...(ша), Катю...(ша). — Дополни слог. Мы... (ши), малы... (ши), камы... (ши), пи... (шу). — Какой слог пропущен? Ма...на (ши). Анализ и синтез слогов Какой первый звук в слоге ша?Назови второй звук. Скучно одному звуку [ш]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [ш] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился? — Найди картинку, в названии которой есть слог шу. (Шуба, шут.) Ознакомление с буквой ш Занятие 2 Автоматизация звука [ш] в обратных слогах Развитие артикуляционной моторики Работа над голосом Произнесение слогов иш-иш-иш, ыш-ыш-ыш, аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш от имени героев сказки «Маша и медведь» (со сменой интонации). Запоминание и воспроизведение слоговых рядов иш-ыш-аш, ыш-иш-аш, иш-ыш-аш-уш, ыш-иш-аш-уш Анализ и синтез слогов — Повтори слоги ша-ши-шо. Послушай еще раз. Ша-ши. Какой слог исчез из ряда? (Шо.) Шо-шу-ши-ша. Шо-шу-ши?(Ша.) — Послушай и повтори слоги иш-иш-иш. Какой новый слог появился? Иш-иш-аш. — Давай «подружим» два звука — гласный [а] и согласный [ш]. Какой слог получится, если первым станет звук [а], а рядом с ним — [ш]. Обозначить звуки цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета). — Какой первый звук в слоге ыш?Какой второй звук? — Назови второй звук в слоге ош? Составление слогов иш, ыш, аш из букв разрезной азбуки. Развитие фонематического восприятия Игра «Речевое лото». Отбор картинок, в названиях которых есть звук [ш], из ряда других. Педагог называет слова, а ребенок находит картинки со звуком [ш]. Занятие 3 Автоматизация звука [ш] в слогах (интервокальное положение) Развитие артикуляционной моторики «Мышата шушукаются». Произнесение слоговых сочетаний ыши-ыши-ыши, аша-аша-аша, уша-уша-уша, иши-иши-иши, ошо-ошо-ошо, ашу-ашу-ашу, оши-иши-аши от имени мышат (с включением мимических упражнений). Развитие фонематического восприятия — Назови место звука в слогах ша, аш, аша. Где слышится звук [ш] в словах Шуня (кличка мышки), мышь, мышка?. Чтение слогов ша, шо, ши |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |