Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Система управления как объект исследования

 

 

Понятие исследования

 

По Н.И. Кондакову: «Исследование»− процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства.

В связи с этим можно дать следующие понятие исследования.

Исследование это вид деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций;

б) определении их происхождения;

в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Процесс исследования отличается от других видов деятельности тем, что:

· содержит творческую часть, являющуюся мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;

· устремлен на определение существенных характеристик явлений, процессов, выступающих как важные обобщения в виде принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает преуспевание человека в соответствующей области;

· исследователь не имеет алгоритма, гарантирующего успешное решение проблем;

· исследователь испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.

 

Типология исследований

Исследования могут быть разными (табл. 1).

Таблица 1

Типология исследований

Критерии типологического выбора Типы исследований
По цели исследования Практические и научно-практические
По степени участи персонала Индивидуальные и коллективные
По степени организованности Спонтанные и организованные
По степени научности Эмпирические, прагматические и с привлечением научного аппарата
По информационному обеспечению На основе внутренней информации и с использованием концептуального информационного обеспечения
По используемым ресурсам Незначительные и значительные
По длительности проведения Экспресс-анализ (краткосрочные), среднесрочные, долгосрочные

 

Характеристики исследования

 

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его организации и проведении:

1) методология исследования − совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;

2) организация исследования − порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и стандартах;

3) ресурсы исследования − комплекс средств и возможностей (материальных, информационных, технических, экономических, людских и т.д.), обеспечивающих успешное проведение исследований и достижение его результатов;

4) объект исследования − система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем;

5) предмет исследования − конкретная проблема, решение которой требует проведения исследования;

6) тип исследования − принадлежность к определенному типу (социологические, экспертные, морфологические и т.п.), отражающему своеобразие всех характеристик;

7) потребность исследования − степень актуальности и важности проблемы, профессионализм в подходах к ее решению, стиль руководства;

8) результат исследования − рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному решению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;

9) эффективность исследования − соразмерность используемых ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Исследования проводятся в следующих случаях:

· при совершенствовании системы управления действующей организации;

· при разработке системы управления вновь создающейся организации;

· при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

· при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.

 

Исследования в практике управления

 

Управление в современных динамично меняющихся условиях нуждается в исследовательском подходе, который способствует росту инновационного потенциала предприятия, научности управления, устойчивости бизнеса.

В процессах управления постоянно возникают новые ситуации, новые потребности, влияющие на процесс и эффективность управления. Поэтому в настоящее время одной из основных функций управления является функция исследования. В современном управлении она занимает более 30% времени и усилий менеджера.

Формула современного управления − «Управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Реализовать эту формулу может только исследование. Не может быть профессионального управления без творчества, не может быть творчества без исследования, не может быть исследования без освоения его приемов, методов, подходов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...