Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Классификация и сфера применения социологических методов

 

Современные организационно-производственные системы представляют собой интеграцию людей и машин. Поэтому социологические исследования ─ это необходимый элемент любого исследования систем управления. Они должны быть направлены, прежде всего, на выявление источников геополитических, политических особенностей и определяемых ими рисков, а также социальных рисков в системе управления, связанных с особенностями данной организации

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Социологическое исследование включает в себя четыре последовательных этапа:

· подготовку исследования;

· сбор первичной социологической информации;

· подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;

· анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Социологическим исследованием системы управления называют разновидность обществоведческих исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Целями социологических исследований систем управления могут быть:

1) оптимизация предприятием номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг;

2) отказ от тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом;

3) совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;

4) выработка наиболее действенных методов пропаганды и реализации товаров, работ и услуг;

5) изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы и персоналиям менеджеров при заключении договоров, получении гарантии;

6) улучшение социальной ситуации в коллективе;

7) снижение затратза счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен целью исследования и вытекающих из нее задач.

В зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности, решаемых в ходе него задач, различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное или зондажное), описательное или аналитическое.

Разведывательное исследование – это наиболее простой вид социологического исследования, решающий ограниченные по своему содержанию задачи. Проводится в случаях, когда предмет исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем для получения дополнительной информации об объекте и предмете исследования, уточнения и корректировке гипотез и задач, инструментария и границ исследуемой совокупности, для определения трудностей в его проведении

Описательное исследование − более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а, кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например,если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его эффективности.

Так как выявить какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и не основные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария.

Разновидности аналитического исследования: социальный эксперимент, точечное и повторное.

Точечноеисследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называютсяповторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Периодичность исследования определяется динамикой и цикличностью общественных процессов.

Особый вид повторного исследования −панельное. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Помимо названных в социологии используются специальные виды социологических исследований.

Монографическое исследование, направленное на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов.

Когортное исследование,изучающее специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д..

Кросскультурное исследование,основанное на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах. При всей их значимости, привлекательности следует отметить одну большую методологическую сложность − трудности в интерпретации как задач и стратегии исследования, так и полученных результатов, ибо накладываются на них такие специфические особенности, которые обусловлены различным менталитетом, культурным опытом, традициями, способами исследования и решения назревших социальных проблем

По временному признаку социологические исследования делятся на: краткосрочные (экспресс-анализ, оперативный анализ); среднесрочные и долгосрочные.

Экспресс-анализ имеет предельно сжатые сроки − 1-5 дней. Он ведется целенаправленно, по одной проблеме, как правило, в условиях высокой неопределенности. Для его проведения привлекаются наиболее квалифицированные специалисты.

Оперативный анализ также относится к краткосрочным целевым исследованиям. Сроки проведения − 10-15 дней. Он ведется по локальной управленческой проблеме или конкретной ситуации. Для проведения оперативного анализа разрабатывается целевая методика.

Среднесрочные исследования проводятся в течение 2-4 месяцев группой социологов, возможно с привлечением других специалистов.

Долгосрочные исследования продолжаются 5-10 месяцев с целью выявления спектра проблем, установления и анализа ведущей проблемы.

По целям исследования социологические исследования систем управления делятся на исследования по отклонениям; зондажно-информационные, оценочные и исследования по оптимизации.

Исследования по отклонениям − наиболее часто встречающиеся исследования, когда налицо неблагополучная ситуация, требуется установить причину ее возникновения, найти корректирующие решения.

Зондажно-информационные исследования используются для прогнозирования последствий или реакций на предлагаемое решение, зондаж общественного мнения, выявление актуальной проблематики.

Оценочные исследования используются, когда необходимо подготовить информацию о результативности функционирования системы управления или подобрать группу людей для выполнения определенной деятельности. В каждом случае разрабатывается специальная батарея методик. По срокам проведения оценочные и большая часть зондажно-информационных исследований относятся к оперативным.

Исследования по оптимизации проводятся с целью усовершенствования и развития направлений деятельности отдельной функциональной службы, работников по отдельной функции управления или всей системы управления в целом.

Как и другие типы исследований, социологические исследования могут быть:

· по периоду проведения, относительно процессов в системе управления: предшествующими (прогнозными или плановыми), в реальном масштабе времени, последующими;

· по отношению к исследуемой системе: внутренними и (или) внешними. Внешние социологические исследования часто имеют маркетинговые задачи.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды социологического исследования

2. Назовите цели социологических исследований.

3. Сущность и виды аналитического исследования.

4. Охарактеризуйте описательное исследование, разведывательное исследование.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...