Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7. Социологические методы исследования систем управления

Основные методы социологических исследований

 

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы (рис. 10).

       
   
 
 

 

 

 


Рис. 10. Классификация методов социологических исследований

Анализ документовпозволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

Изучение документов помогает выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступаютобычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристики конкретно-исторического контекста развития изучаемого процесса или явления. Важной особенностью большей части статистических данных является их агрегированный характер, что означаетих соотнесенность к некоторой группекак целостности. Так, доступность «потребительской корзины» может быть отнесена как ко всему населению, так и к отдельным социальным группам.

Контент-анализ активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов. Анализ основан на использовании единообразных стандартизированных показателей (индикаторах) для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных характеристик текста. Задачи, решаемые этим методом, подчиняются простой схеме: «кто сказал, что, кому, как, с какойцелью и с каким результатом».

Опрос метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Это самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе тать лишь в определенных условиях и ситуациях.

В ходе исследования используются следующие виды опроса (рис. 11).

 


Рис. 11. Виды опроса

 

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.

Вмассовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

Вспециализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов −экспертные опросыили оценки

Существуют три основные разновидности социологического опроса: анкетирование, беседа и интервьюирование. Они отличаются друг от друга формой контакта.

 

Анкетирование

Анкетирование – проводимый по определенному плану письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов на упорядоченный по содержанию список вопросов и высказываний. К достоинствам метода анкетирования относятся:

· оперативность сбора первичной социологической информации;

· доступность результатов анкетирования для математической обработки;

· возможность опроса за короткий промежуток времени большого количества респондентов.

При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность, при выборочном только часть генеральной совокупности, называемая выборочной совокупностью.

Анкетирование бывает очное и заочное.

При очном анкетировании происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты получают возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. Очное анкетирование делится на прямое и косвенное.

Прямое анкетирование − метод сбора данных, при котором ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами (респондентами).

Косвенное анкетирование − метод сбора данных, при котором ответы на вопросы записывает анкетер (лицо, проводящее анкетирование).

Заочное анкетирование подразумевает заполнение анкеты при отсутствии исследователя. Заочное анкетирование делится на прессовое, почтовое и раздаточное.

Прессовое анкетирование − анкета публикуется в средствах массовой информации (газетах, журналах, Интернете). Возврат составляет в среднем около 5%.

Почтовое анкетирование − анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте. Возврат составляет в среднем около 5%.

Раздаточное анкетирование − анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее оговаривает время и место возврата анкеты.

Исследование методом анкетирования подразумевает наличие методологической (постановка проблемы, цель, задачи, гипотеза) и методической части (определение объема выборки, подготовка инструментария (составление анкеты) и обработки результатов).

Рассмотрим более подробно методическую часть анкетирования.

Генеральная совокупность − объект исследования, который территориально, производственно и во времени ограничен и для которого выводы проведенного исследования будут правомерны.

Выборочная совокупность (выборка) − отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности. Необходимо создать репрезентативную выборочную совокупность, в которой есть все виды элементов генеральной совокупности.

Основной принцип формирования выборочной совокупности заключается в том, что все элементы генеральной совокупности имеют равные шансы попасть в выборку. Выборочная совокупность должна быть точной копией генеральной. Отклонение от оригинала называется ошибкой репрезентативности. Репрезентативность − соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности в целом.

Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами:

1) ошибками, допущенными при регистрации;

2) случайными ошибками.

При сплошном анкетировании в идеальной ситуации ошибки репрезентативности не будет, поэтому с точки зрения статистики точнее всего сплошной опрос. При большом объеме генеральной совокупности стоимость такого исследования крайне велика, что ограничивает применение данного метода.

Если разница в показателях выборки и генеральной совокупности не более 5%, то исследование проводить нельзя, так как будет иметь место искажение.

Определение оптимального объема выборки зависит от целей исследования и от генеральной совокупности. Если выборка формируется по случайному принципу, то обычно она не превышает 10% от генеральной совокупности. Социологи расходятся во мнениях. Одни из них считают, что если объем генеральной совокупности составляет до 50 человек, проводится сплошное анкетирование, если более 50, то выборочное. Другие придерживаются мнения, что если генеральная совокупность 500 человек и более, то только тогда необходимо применять выборочную совокупность.

Объем выборочной совокупности определяется по формуле:

, где n −объем выборки;

дисперсия (степень однородности исследуемых единиц наблюдения);

t − коэффициент доверия (заданная точность);

− предельная ошибка выборки.

При проведении социологического исследования на предприятиях рекомендуют использование квотного метода. Под квотой понимается пропорция. Правило применения квотной выборки показало, что достаточно брать 10% единиц наблюдения генеральной совокупности, чтобы выборочная совокупность была обоснованной. Способы формирования выборочной совокупности включают в себя не строго случайные и случайные методы.

Не строго случайные методы включают в себя следующие виды выборок: целенаправленную, квотную и стихийную выборки.

Целенаправленная выборка− выбор типичных элементов генеральной совокупности производится по каким-либо определенным критериям.

Квотная выборка− модель структуры генеральной совокупности строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов.

Стихийная выборка−выборка «первого встречного», при этом критерии выбора не задаются.

Случайные методывключают в себя следующие виды выборок: простая случайная, систематическая случайная, серийная случайная (гнездовая) выборки.

Простая случайная выборка− выборка, сформированная из тех элементов генеральной совокупности, номера которых совпадают с числами из таблицы случайных чисел.

Систематическая случайная выборкавыборка, элементы которой отображены через какой-то определенный интервал из исходного списка (алфавитные книги, финансовые ведомости и т.д.) такую выборку еще называют шаговой.

Серийная (гнездовая) выборкавыборка, единицей отбора которой является статистическая серия, то есть совокупность статистически различных единиц. Выборка используется, когда есть возможность разбить генеральную совокупность на однородные группы, гнезда (бригады, группы и т.д.). Серии, попавшие в выборку, подвергаются сплошному или выборочному анкетированию.

Составление анкеты

 

Анкета − объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление качественных и количественных характеристик предмета исследования.

Главный компонент анкеты не отдельный вопрос, а серия вопросов, отвечающая общему замыслу исследования. При составлении анкеты необходимо учитывать уровень общей культуры и психологию респондентов.

 

Анкета должна иметь следующую структуру:

1. Вводная часть. Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. Во вводной части указываются: данные организации или лица, проводящего опрос, как будут использованы полученные данные, гарантии анонимности, инструкция по заполнению анкеты, выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.

2. Основная часть. Ее цель – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. Такой переход носит название правила воронки. Первыми идут контактные вопросы. Их цель заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Они должны быть простыми по формулировке, ответы на них должны быть краткими. Затем идут основные вопросы, которые дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задаче исследования. На последнем месте ставятся заключительные вопросы. Главное их назначение снять психологическое напряжение респондентов. В связи с возможной усталостью респондентов это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения внимания, памяти и т.п.

3. «Паспортичка». Содержит вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и др. социальных критериев

В конце анкеты должна располагаться благодарность респонденту за участие в опросе.

Для грамотного составления анкеты необходимо знать классификацию вопросов.

По форме вопросы анкеты могут быть: закрытыми, полузакрытыми, открытыми, прямыми и косвенными.

Закрытые вопросы − это вопросы, которые содержат один или несколько вариантов ответов, из которых должен выбирать респондент.

Полузакрытые вопросы − это вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить самому.

Открытые вопросы − это вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом.

Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента, при этом вопрос и ответ совпадают по смыслу.

Косвенный вопрос − этовопрос, который дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения.

По конструкции ответов можно выделить следующие типы вопросов.

· «Да-нет» − вопрос, на который можно ответить либо «да», либо «нет».

· Альтернативные вопросы − респондент из набора вариантов ответов выбирает один.

· Поливариантные вопросы − вопросы типа «меню». Дается набор вариантов ответов, из которых респондент может выбрать несколько.

· Шкальные вопросы − вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения.

· Вопросы – диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников.

По своим целям вопросы делятся на следующие типы.

· Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязей.

· Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, а также для перехода от одной темы к другой. В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы.

-Контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты.

-Буферные вопросы имеет своей целью смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Если анкета имеет несколько тематических блоков, для плавного перехода от одной группы вопросов к другой их желательно разграничить буферными вопросами.

· Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, характеризующие не всех респондентов, а только какую-то их часть.

· Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают нескольких видов.

- Вопрос-тест используется для определения информированности респондента в каком-либо вопросе.

- Вопрос-ловушка строится так, что респонденту умышленно предлагают ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондентов.

Таким образом, назначение всех функциональных вопросов, вопросов фильтров и контрольных вопросов − упорядочение течения опроса.

Вопросы о фактах предполагают получение информации, сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать, измерять. К этой группе относятся и вопросы «паспортички».

Вопросы о знаниях определяют степень информированности респондентов о тех или иных событиях.

Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях и т.д.) помогают получить от респондента сведения об их мнениях, отношениях, интересах, мотивах, оценках других людей и самих себя.

Успех анкетного опроса во многом определяется соблюдением правил графического оформления анкеты. Шрифт должен быть ясным и достаточно крупным. Текст вопросов, пояснения к вопросам и возможные варианты ответов лучше печатать разными шрифтами.

Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк. Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу. Вопросы, заданные в табличной форме, рекомендуется правильно оформить, то есть разлиновать страницу, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это облегчит и обработку ответов.

Интервьюирование

Интервью – проводимый по определенному плану устный опрос, при котором происходит прямой контакт интервьюера с респондентом, а запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

В ходе интервьюирования используют следующие виды (рис. 12)

       
   
 
 

 

 


Рис. 12. Виды интервью

 

Преимуществом интервью (беседы) является то, что им можно управлять. Если одна линия опроса не дает желаемого результата, то можно попробовать другую. Кроме того, исследователь получает информацию не только из прямых ответов, но также из замечаний, комментариев, высказываний, шуток и жестов, которое их сопровождают, при условии, что он внимателен и наблюдателен.

Интервью бывает:

1) по технике проведения:

· стандартизированным (формализованным), когда интервью включает в себя точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым;

· нестандартизированным, когда определяется только тема интервью, а вопросы ставятся в свободной форме.

2) по типу респондентов:

· интервью с ответственным лицом;

· интервью с экспертом;

· интервью с рядовым респондентом.

3) по технике регистрации ответов:

· протоколируемым;

· непротоколируемым.

В свободных и клинических интервью используется дословная запись, запись на магнитофон или запись по памяти. В стандартизированных интервью ответы кодируются в соответствии с вопросником.

При подготовке к проведению интервью необходимо:

· сформулировать цель интервью;

· составить план, включающий в себя целевые вопросы;

· продумать «поддерживающие» вопросы;

· определить способы регистрации (магнитофон, диктофон, видеокамера, бланки, кодировка ответов, условные обозначения);

· создать благоприятную обстановку (место, время и т.д.);

· обеспечить наличие контакта атмосферу доверия.

При формулировке и постановке вопросов следует предпочтение отдавать вопросам в косвенной форме, вопросам кратким, максимально понятным собеседнику. Каждый вопрос должен способствовать достижению своей цели. Необходимо избегать постановки вопросов «в лоб»; употребления мало распространенных терминов, слов с двойным значением; формулировок, на которые могут быть даны шаблонные ответы; формулировок, внушающих определенные ответы; неэтичного затрагивания личности собеседника.

Успешность интервью зависит от степени его подготовки, эмоционального настроя респондента, степени контакта исследователя с респондентом, доверительности атмосферы общения.

В начале интервью исследователь должен подробно объяснить его цель. Респондента просят помочь решить проблему, предлагают говорить свободно и получают согласие наведение записей. Тщательная запись получаемой информации и предложений гарантирует, что исследователь ничего не забудет и не потеряет, а также показывает, что мнение респондента воспринимается серьезно.

Во время интервью возможно неожиданное сопротивление респондента, что может выражаться в различной форме: отсутствие ответа на вопрос, уклончивость ответов, слишком общие ответы, сомнение респондента в полезности данной работы и методов исследования и т.д. Исследователь в подобных случаях должен разобраться в причинах: не провоцирует ли он сам это сопротивление напором, бестактностью или вопросами, которые респондент считает банальными или поверхностными. При явном отказе опрашиваемого сотрудничать интервью следует прекратить.

Одна из сложных проблем интервьюирования:

· не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для исследователя, как личности, информации;

· не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению;

· избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур;

· воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить «нейтралитет».

После интервью (беседы) исследователь должен перечитать записи и наметить пункты, которые необходимо проверить, таким образом, информация, полученная в ходе одной беседы, позволяет подготовить вопросы для других.

При анализе интервью (беседы) следует обратить внимание на следующее:

· получилась ли беседа, если нет, то почему?

· особенности поведения респондента, его мимику, изменения голоса и т.д.

· на какие вопросы респондент отвечал наиболее активно и почему?

· какие вопросы достигли цели и почему?

· какие задачи решены в результате интервью (беседы)?

Контрольные вопросы

1. Какие виды сбора информации существуют в исследованиях систем управления?

2. Какие составные части присутствует в анкете?

3. Разновидности вопросов, используемых в анкете.

4. Как определить объем выборочной совокупности?

5. Что такое «репрезентативность выборки»?

6. Особенности интервью как метода сбора информации в процессе исследования систем управления.

7. Как правильно подготовиться к интервью?

8. Как правильно ставить вопросы при проведении интервью?

9. Что нужно проанализировать после проведения интервью?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...