Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Иисус Христос

По самой своей природе человек, чем старше он становится, тем больше противится переменам, особенно переменам к лучшему.

Дж. Стейнбек

Наши деяния не потеряны: они несомненно вернутся, и родивший их встретит их; безумный, творящий грех, испытает в другом мире скорбь в себе самом.

Кокалья-сутта, 10

Если вас поражает какое-нибудь бедствие, то поражает за деяния рук ваших.

Коран, Сура 42, ст. 29

З А К Л Ю Ч Е Н И Е:

ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ XXI ВЕКА – ОСНОВА

ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАН И НАРОДОВ

(Что век грядущий нам готовит?)

 

Великий Омар Хайям писал в одном из своих рубайат: «Вразуми, всемогущее небо невежд, где источник, где основа всех наших надежд?.. Где же дым? Где же смысл? Оправдание где же?»

В сутолоке житейских проблем, в суровой борьбе за выживание в наше непростое время как-то «не замечается», что мы прошли некий (будем думать, промежуточный, а не финишный!) рубеж в развитии цивилизации – конец II – начало III тысячелетия. Примечательно, что еще на рубеже I и II тысячелетий растерянность, неуверенность, перерастающие в ожидание конца света, охватили многих живущих в этот временной период.

Из страха перед наступлением грядущего тысячелетия (наказания господнего за грехи) – люди совершали самоубийства, происходили волнения, восстания, войны стали более ожесточенными, кроваво-бескомпромиссными. Как будто для того, чтобы подкрепить страх, охвативший людей, в небе появились видимые глазу кометы, влекущие за собой кровавый шлейф.

Перевалив рубеж тысячелетия как некий почти физически осязаемый барьер, человечество вновь стало жить по-старому, забыв о прежних страхах, смятении, ожидании кар господних за совершенные прегрешения.

Опасения в предверии новых тысячелетий – вещь вполне обоснованная. По мнению ученых М. Виссинга и Отто Х. Мука (подтвержденному данными астрономии и космонавтики) 5 июня 8499 г. до н.э. на Земле произошла глобальная катастрофа. В 13 часов астероид из роя Адониса столкнулся с Землей. Столкновение произошло в районе нынешнего Бермудского треугольника. Масса астероидов превышала два биллиона тонн, и энергия, выделившаяся при столкновении, превышала энергию взрыва тридцати тысяч атомных бомб. Мгновенно родился ураган, поднялся водяной вал высотой не меньше десяти километров. Вал затопил материки, прибрежные цивилизации были уничтожены (в том числе и Атлантида). При этом свершилась страшная атмосферная катастрофа – заработали тысячи вулканов, извергая пепел и магму. Над планетой сгустилась коричнево-черная мгла. Не было видно ни солнца, ни луны, ни звезд [220].

Расчеты показывают, что небо над нашей планетой как бы «пропало» на многие, многие месяцы, возможно, и годы. Только по прошествии этого срока тьма стала рассеиваться. Земля как бы снова рождалась. С этого времени в памяти человечества остались мифы о первозданном хаосе, о том, что небо и земля вначале были единым целым, а затем свершилось разделение света и мрака, неба и земли. В связи с катастрофой произошло великое переселение народов. Нет ничего удивительного, что человечество утратило многие из своих завоеваний и достижений, и прошли тысячелетия, прежде чем эти утраты были восполнены.

Данные о всемирном потопе содержатся практически во всех священных книгах всех религий на всех континентах. Об этом повествуют мифы, предания. Страх перед повторением подобной катастрофы «живет» на генном уровне в каждом из нас, и именно на этом базируется страх темноты, присущий многим [220].

Однако эта же многолетняя ночь, пугающая, парализующая тьма способствовала формированию абстрактного мышления человека, упрочению коллективистских начал его бытия. Наша история – не в прошлом, она – предупреждение будущего!

Вот этими-то вопросами: откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чем нашей жизни смысл? – «на переломе» тысячелетий каждый из нас, как и человечество в целом, должен уделить решающее значение. Причина этого заключается в том, что человечество в настоящее время, находясь в упоении и ослеплении от своего технического могущества, уподобилось пассажирам самолета, экипаж которого выписывает безумные виражи, срываясь в штопор, рискуя гибелью всего живого на Земле [221].

Специалисты констатируют: наша цивилизация вступила в опасную фазу, когда разум перестал быть лишь средством, обеспечивающим выживание вида, а превратился в могущественный самостоятельный фактор. Очевидно, что для выживания в земных условиях человеку вполне достаточно было мозга и знаний неандертальца. Но, встав однажды на путь технического прогресса, человечество, судя по всему, уже не способно остановиться, как будто Чернобыль, ураганы типа «Катрин» не аргументы этого!

Мало того – в последние сто лет преобразования приобрели «взрывной характер»: подсчитано, что с 1887 по 1997 год скорость передвижения возросла примерно в сто раз, мощность источников энергии – в тысячу раз, мощность оружия – в сто тысяч раз, скорость обработки информации – в миллион раз [222], в настоящий период – в миллиарды!

Трудно даже вообразить, что произойдет с нами еще через несколько десятилетий! Человечество эволюционирует с непостижимой для космических масштабов скоростью, где заметные изменения накапливаются в течение миллионов лет. При этом весьма существенно, что на фоне Вселенной, насчитывающей 17–18 миллиардов лет, наша техническая цивилизация возникла даже не «вчера», а лишь, так сказать, микросекунду назад.

Возможно, в данном направлении развития цивилизации не было бы ничего плохого, если бы не естественные ограничения. Дело в том, что наша планета, по сути, представляет собой автономный «космический корабль» с большим, но не бесконечным ресурсом жизнеобеспечения. Между тем человечество уже сегодня ежегодно производит и потребляет энергию, эквивалентом которой можно считать энергию примерно 5 миллиардов тонн лучшего угля-антрацита. Примерно каждые двадцать лет эта величина стабильно удваивается. При таких темпах через 200 лет потребность энергии вырастет в 1000 раз. На деле это означает полное истощение природных запасов и общий перегрев Земли, что делает невозможным существование на ней живых существ [222]. Конец цивилизации? – Нет! – Всего лишь косному, потребительскому отношению к природе, переход к высшей гармонии всего сущего на матушке-Земле!

При этом жизнь на Земле становится все более непредсказуемой и драматической. Ее сегодняшние реалии кажутся фантастическими. Планета и человечество больны, и болезнь прогрессирует. Даже приблизительные подсчеты показывают, что при существующем годовом двухпроцентном приросте населения (а это 70–80 миллионов человек) Земля через тысячу лет может сплошь покрыться прижатыми друг к другу людскими телами. При этом катастрофическое уменьшение минеральных и биологических ресурсов игнорировать невозможно – уже в XXI веке могут исчезнуть практически все дикие животные.

Не только в XXI веке, но и в конце ХХ века, проблемы развития, выживания человечества – кричаще стоят перед цивилизацией: массы населения живут в нищете и голоде – почти 40 тысяч детей в мире ­ежедневно умирают от недоедания, стремительно растет смертность во многих регионах. По пессимистическим прогнозам, в 2006 году в мире будет свыше ста миллионов больных СПИДом. Мало того, что наука сегодня бессильна перед этой чумой, – вирус СПИДа, по некоторым данным, мутирует, и количество способов его распространения увеличивается. Поэтому, даже если все мужское население наденет презервативы, даже если повсеместно будут использовать только одноразовые шприцы – победа не гарантировна, и угроза опять может вознинуть «из-за спины...»

Однако при всех этих грозных опасностях наибольшая угроза человеку исходит ...от него самого же – «Апокалипсис начинается в головах», и в этом – основа всех проблем цивилизации (как в прошлом, настоящем... Неужели и в будущем?).

По индийской притче, четверо слепых ощупывали слона. Один пощупал хобот и сказал: слон похож на змею. Другой пощупал клык и нашел сходство с копьем. Третий – брюхо и сравнил его с мешком. Четвертый – ногу: она показалась столбом. Вывод из этой притчи – терпимость к чужим верованиям: все они метонимии истины, часть, принятая за целое, но часть реальная, живая. Сошлемся на Нильса Бора: «Поверхностной истине противостоит ложь; глубокой – другая истина, также глубокая». Что же из этого проистекает? – Самое неизведанное на земле существо – человек. Российский академик В.Л. Казначеев, председатель национального комитета «Биоэнергоинформатика», в предисловии к книге «Психотронная война» подчеркивает, говоря о феномене человека: «Если существующие современные научные знания принять за 100 процентов, то доля знаний о неживом веществе составляет 95 процентов. Доля знаний о живом веществе вместится в оставшиеся 5 процентов. А знания о природе самого человека составляют менее одного процента всех существующих на сегодняшний день мировых знаний человечества. Что же является определяющим в этих ограниченных знаниях о человеке? – Мораль, нравственность, культура!

Джамбаттиста Вико – профессор риторики университета в Неаполе, живший на рубеже 17–18 столетий, так определяет все общие и вечные обычаи, лежащие в основе человеческого общества: «Наблюдая все нации, мы видим, что все они соблюдают три следующие обычая: все они имеют какую-нибудь религию, все они заключают торжественные браки, все они погребают своих покойников; и нет среди наций, как бы дики и грубы они не были, такого человеческого действия, которое совершалось бы с более изысканными церемониями и с более священной торжественностью, чем религиозные обряды, браки и погребения. У всех наций именно с этого начинается культура, и они принуждены охранять их, чтобы мир снова не одичал и не вернулся к лесному существованию» [9, с. 3–58].

Однако в переломные, кризисные эпохи, повторяющиеся с циклической постоянностью, возникает искушение отринуть все устоявшееся, святое. Наиболее рельефно эту тенденцию выразил Ницше: «Заратустра поклонился святому и сказал: «Что могу дать я вам! Лучше позвольте мне уйти поскорее отсюда, чтобы ничего не отнять у вас». И так расстались они друг с другом, старец и муж, смеясь, словно двое детей. Но когда Заратустра остался один, так сказал он в сердце своем: «Возможно ли это? Этот святой старец в своем лесу еще ничего не слышал о том, что Бог умер!» [225, с. 3–259]. Вся наша неприкаянность, все муки наши и страдания – от этой невидимой глазу агонии. Агонии Бога – в нас. Агония эта протекает под стройное хоровое пение восстанавливающихся и строящихся церквей, мечетей и синагог, под молитовку, под трепетные свечечки в номенклатурных руках. Дети и старики – это лик общества, его координаты! Дети же – в канализационных люках, их радость – клей ПВА, наркотики, у стариков радость – сбор бутылок и свалка!

Бог – это Вера и Душа каждого из нас. Но не только, ибо это – и чистая, незамутненная речушка нашего детства, прозрачность рассвета и заката, трель жаворонка в раскаленном полуденном небе, буйное половодье цветения садов по весне, счастье первого поцелуя и материнства. Бог – это Гармония как внутри, так и вокруг нас, чем больше мы «преобразуем, покоряем» Природу – тем более уничижаем Бога в себе и вокруг себя.

Всемирный фонд защиты природы бьет тревогу: за 25 лет (1970–1995) люди уничтожили более 30 процентов природных ресурсов планеты. Анализируя тревожную тенденцию, эта международная организация отмечает: давление глобального потребления на окружающую среду продолжает увеличиваться, поскольку люди все больше используют такие ресурсы земли, как рыбу, зерно, древесину, воду, выбрасывают в атмосферу углекислый газ. Потребители в развитом индустриальном мире ответственны за загрязнение стран, уступающих им в благосостоянии. Богатые страны живут за счет естественных ресурсов развивающегося мира [223]. Богатство богатеет за счет нищеты!

Эту тревогу разделяет другая международная организация, болеющая за здоровье нашей планеты – «Гринпис». По ее подсчетам, к началу третьего тысячелетия 25 тысяч видов растений и животных навсегда исчезнут с лица земли, будет нанесен ущерб 20 миллионам гектаров древних лесов. Сибирь и Амазония – выживут ли они?

В последние годы много говорится об экологическом сознании, том минимуме природоведческой культуры, без которого невозможно разумное хозяйствование человека на земле. Все чаще говорят об экологическом кризисе, который один ученый сравнил с рифом, а нашу Землю – с кораблем, что мчится к нему на всех парусах. Остановить движение корабля невозможно, круто изменить курс – тоже нельзя. Остается замедлить его движение в опасном направлении.

Если раньше случалась, скажем, биологическая смерть речки в результате загрязнения, то это скромно называлось местным бедствием, а то и оправданной платой за прогресс. Ныне процесс стал глобальным. Ученые отметили, что содержание углекислого газа увеличилось даже на Южном полюсе, где нет заводов. Гете писал: «Природа не признает шуток. Она всегда правдива, всегда серьезна, всегда права. Ошибки же и заблуждения исходят от людей». Добавим: от людей, живущих старыми понятиями, когда природа воспринималась как покорная нашей воле данница [223].

XX столетие характеризуется тем, что человечество включило в свой арсенал «перманентного военного истребления» друг друга глобально-перманентное уничтожение матушки-природы, частью которой является человек и человечество. Таким образом, в каждодневной погоне за иллюзорно-виртуальными потребностями – своеобразном наркотическом допинге цивилизации – человек и человечество ежесекундно совершает суицид Природы и ...самого себя. При этом суицид по отношению к природе и цивилизации подобен «русской рулетке» – спусковой курок может сработать в любую секунду.

Если в прежние столетия был смертен человек, тот или иной народ, то в XX веке «смертным» стало человечество. 9 августа 1945 года. Место действия: Япония, город Нагасаки, расположившийся на Западном побережье Кюсю, в глубине залива, окруженного обрывистыми холмами. Город знаменит буддийскими храмами в стиле «Минь». 9 августа 1945 года в 11 часов 01 минуту от самолета «Б-29» отделилась атомная бомба, вошедшая в историю под кличкой «Толстяк» (длина 3,24 метра, максимальный диаметр – 1,35 м, ­вес – 4,5 т), ринулась вниз и после 54 секунд падения взорвалась в 11.02 на высоте 490 м от земли.

В радиусе 500 м от эпицентра взрыва на открытой поверхности не осталось ничего живого. Люди, оказавшиеся непосредственно под «огненным шаром», мгновенно превратились в пузырек газа. От тех, которые стояли немного дальше, осталось небольшое жировое пятно. Еще дальше – находили кучки обугленных костей и металлические детали одежды. В 500 метрах лица у людей сплошь обуглились. На расстоянии от 500 до 1000 м участки тела, открытые атомной вспышке, как бы «расплавились» и застыли вновь в чудовищных формах [224, с. 121–141].

Через 20 минут долина реки Ураками представляла сплошное море огня. Толпы обожженных людей метались в поисках спасения. Того, кто падал или отставал, пожирало неумолимое пламя. Вырвавшиеся из огненного плена гибли от отсутствия кислорода и гигантского выделения углекислого газа. На Земле корчились получившие чрезмерные дозы радиации: у большинства шла кровь носом и ртом. Многие сходили с ума. Своеобразная репетиция апокалипсиса рода человеческого!?

13 июня 1964 г. человек, отдавший приказ о бомбардировке, – Трумэн, в статье «Мои первые восемьдесят лет» (напечатанной в газете «Сатердей ивнинг пост» в связи с этой годовщиной) отметил: «Всю свою жизнь я был относительно свободен от тревог, и в этом ключ к долголетию... Я никогда не страдал бессоницей по поводу моего решения. (Речь идет о Хиросиме и Нагассаках). Я бы сделал это снова... Не стоит тревожиться по поводу этого решения – речь шла не о большем, чем о применении артиллерии» [5, с. 300].

С появлением атомного и водородного оружия, спутников, ракет, бактериологического оружия мышление человечества может быть только общепланетарным, общецивилизационным, а не пещерно-хуторянским, ибо «отсидеться» в случае общепланетарной ядерной катастрофы не удастся ни одной стране, ни одному народу, ни одному человеку.

В чем же заключается общецивилизационное, «всеземное» мышление конца XX – начала XXI веков? Преодолеть ограниченность тех или иных национальных, государственных границ, ощутить себя единым слаженным экипажем космического корабля под названием Земля – единственная возможность выжить человечеству как биологическому виду.

В.И. Вернадский отмечал: «Твари Земли являются созданием сложного космического процесса и закономерной частью стройного космического механизма, в котором, как мы знаем, нет случайностей!» Профессор Джоржио Пиккардо, директор физико-химического института во Флоренции, развивая эти мысли, подчеркивал: «Подобно космическому кораблю, наша планета вечно странствует в бездонном, усеянном маяками звезд океане Вселенной. Мы плаваем на этом корабле, не замечая, что нас овевают «ветры» космических странствий, не видя, как «вздымаются за бортом» электромагнитные волны, не чувствуя пронизывающих потоков космических частиц, не слыша сигналов далеких миров. Связь Земли с космосом ускользает от наших непосредственных физических ощушений, но она доступна для научного исследования» [5].

Сейчас настало время мыслить чрезвычайно общими понятиями, даже при рассмотрении местных и весьма скромных предметов. Повсюду, особенно в живых организмах, будет обнаружено присутствие Вселенной.

Общепланетарное мышление как важнейший фактор выживания и гармоничного развития человечества на основании всего вышеизложенного поддается структуризации, обобщению, осмыслению, выработке способов «приближения» к нему, построения на его основе гармоничного сообщества, достижения процветания стран и народов. Расцвет же и доминирование славянской евразийской цивилизации на мировой геополитической арене – производное интеллекта и нравственности народа, элиты, претворения Богом и Природой данных предпосылок его самореализации в процессе продвижения человечества к гармонии, счастью, процветанию.

Таблица будущего

2021 год. Многие аптеки в Европе преобразуются в овощные био­технологические магазины. Вместо лекарств в них продаются модифи­цированные помидоры, картофель, капуста и другие овощи, содержа­щие антибиотики и прочие лечебные препараты.

2022 год. Торжественное открытие гостиницы на околоземной ор­бите, в модулях старой международной станции «Альфа». Почетным гос­тем на открытии был Нил Армстронг – первый человек, высадив­шийся на Луне. Так он отметил свое 92-летие.

2023 год. Прививка против СПИДа решением Всемирной органи­зации здравоохранения стала обязательной для всех новорожденных детей.

2025 год. На Украине закрыли последнюю в мире действующую
угольную шахту. После освоения управляемой термоядерной реакции
мировая добыча угля практически сведена к нулю.

2026 год. Из-за потепления климата в Европе объявляют о своем
банкротстве многие австрийские и швейцарские курорты. Уже несколь­ко лет не было снега в нижних отрогах Альп.

2033 год. Нобелевская премия этого года в области медицины и физиологии присуждена создателю генной вакцины, предотвращающей рак груди, горла, прямой кишки и предстательной железы.

2036 год. Генетики с помощью сравнительно простого «трюка» до­бились, что у людей в возрасте около 40 лет будет вырастать полный комплект новых зубов вместо изношенных.

2038 год. В лаборатории любой провинциальной больницы можно вырастить любой человеческий орган из небольшого количества кле­ток, взятых у взрослого человека. Единственным исключением являет­ся человеческий мозг.

2040 год. В Китае и Индии принят закон об обязательном введении в питьевую воду противозачаточных веществ. Там по-прежнему нужно получать у местных властей разрешение на обзаведение ребенком.

2047 год. Совет директоров мегаконцерна «Майкрософт» утвердил клон Билла Гейтса в качестве генерального директора.

2050 год.Всемирно знаменитая библиотека конгресса США пре­вращена в Музей книги. Во всех цивилизованных странах мира книжный фонд доступен в Интернете, и люди просто перестали посещать биб­лиотеки.

2054 год. Как и ожидалось, лауреатом Нобелевской премии по ли­тературе в этом году стал квантовый компьютер «Vogumn IV» концерна «Microhard». «Своими рефлектирующими стихотворениями, – сказано в обосновании Шведской академии литературы, – «Vogumn IV» играет на струнах нашей души с грацией виртуоза-арфистки».

2056 год. «Это гнусная насмешка над олимпийским движением» –выкрикивал президент МОК, когда стало известно, что два спортсмена, завоевавшие для команды США все золотые медали по легкой атлети­ке, – не люди, а киборги. Скандал удалось замять только потому, что выяснилось: половина членов МОК – тоже киборги.

2059 год. «Сама жри этот банан! Надоели они мне до чертиков!» –
такими были первые слова, сказанные малюткой-шимпанзе Сузи, кото­рой на этапе зародыша был введен человеческий ген, отвечающий за развитие гортани и голосовых связок.

2060 год. Компьютеры получили избирательное право в США.

2064 год. Создана «петля времени», позволяющая перенестись на два часа назад. Это расценивается как первый шаг к созданию «маши­ны времени». Бурные протесты во всем мире под лозунгом: «Руки прочь от истории!»

2066 год. «Люди скоро попадут в список исчезающих видов на Земле. Нас выживают отсюда роботы. Мы должны защищаться всеми возможными методами», – говорится в итоговом документе Генераль­ной Ассамблеи ООН, заседавшей в Гаване. Саботажники – компьютеры кубинского производства – то и дело отключали в гаванском Конгресс-центре освещение, микрофоны и кондиционеры.

2073 год. В сердце пустыни Сахары возник город роботов – Сили-конополь. «Здесь есть все, что нам нужно: кремний, солнце и покой, – заявил Верховный Роботрон Wayward Wisdom. – Нам не нужны еда, питье, кондиционеры, туалеты... И люди тоже не нужны».

2080 год. Экологи бьют тревогу: подводный туризм угрожает куль­турному своеобразию и нравственности дельфинов! Распространение электронных переводчиков с дельфиньего на английский и наоборот привело к тому, что дельфины научились нецензурно выражаться и распивать алкогольные напитки под водой.

2094 год. В Швейцарии траур. Растаял последний ледник Европы. Ученые говорят, что со следующего года Альпы будут регулярно засы­паться синтетическим снегом, который тает только при температуре плюс 25 по Цельсию.

2100 год. На международной базе на Марсе появился на свет со­тый ребенок.

 

Таким образом, наш прекрасный, безумный, гармонично-гротеск­ный мир ждёт фееричное будущее, и нужно быть достойным его! Будем же счастливы, жители Запада, Востока, славянского мира, сбережем и украсим нашу «прекрасно-прекрасную» планету по имени Земля, мча­щуюся через безбрежный мрак Вселенной навстречу неизведанному. Ведь мы – «экипаж» крохотного космического корабля Надежды, Любви и Веры! [5].

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Низовский А.Ю., Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. – М.: Вече, 1999.

2. Капустин М. Камо грядеши? // Октябрь. – 1989. – №8. – С. 159–160.

З. Гегель Г. Философия истории. – М.: Мысль, 1972. – С. 62–93.

4. Ротенфельд Ю. Запечатанная книга: Кризис понимания. Кн. 1. Мессианс­кий характер: основы социокультурного анализа. – Луганск: Світлиця, 1999.

5. Теплицкий Ю.М. Запад – Восток и феномен славянской цивилизации. – Луганск: Изд-во Восточноукраинского гос. университета, 1999.

6. Вейль Симона. «Иллиада» или поэма о силе // Новый мир. – 1990. – № 6.

7. Латынина Ю. В ожидании Золотого века // Октябрь. – 1989. – № 9. – С. 178.

8. Портнов А. Земной ад царя Ирода // Труд. – 1999. – 2 июля. – С. 7.

9. Liher Fiqurarut, V. 1–2, Torih, 1953.

10. Джамбатисто Вико. Основание новой науки об общей природе науки. – СПб., 1895.

11. Мильчик М.И., Борейко Б.М. Город крылатых быков. – М.: Просвещение, 1967.

12. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. I. – М.: Высш. шк., 1980.

1З. Успенский В. Шумеры умели ценить свободу // Интергазета. – 1998. – №12 (63).

14. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1989.

15. 3нание – сила // 1968. – № 5. – С. 38–40.

16. Ясперс К. Смысл и предназначение истории. – М.: Политиздат, 1989.

17. Миладис Я. История из Геродота. – М.: Политиздат, 1982.

18. Арский Ф. Перикл. – М.: Молодая гвардия, 1971.

19. Всемирная история: В 24 т. – Т. З. Век железа. – Минск: Литература, 1996.

20. Латынина Ю. Социализм, феномен XX века или подсознание культу­ры? – Новый круг // Международный литературно-философский журнал. – 1993.

21. Хрестоматия по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

22. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. – М.: Политиздат, 1976.

23. Всемирная история. Т. 1. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Аванта, 1996.

24. Плутарх: Избранные жизнеописания: В 2 т. – Т. 1. – М.: Правда, 1986.

25. Плутарх: Избранные жизнеописания: В 2 т. – Т. 2. – М.: Правда, 1987.

26. Шекспир У. Трагедии. Сонеты. – Библиотека всемирной литературы. Т. 36. – М.: Художественная литература, 1968.

27. Всемирная история в X томах. Т. 2. – М.: Госполитиздат, 1956. – С. 211–230.

28. Платон. Сочинения: В 3 т. Т. III. – Ч. I. – М.: Мысль, 1971.

29. Ротенфельд Ю. Запечатанная книга: Кризис понимания. – Кн. 2. Фило­софия или тень мудрости. Альтернативный курс древнеевропейской цивили­зации. – Луганск: Світлиця, 1999.

30. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. III. – М.: Мысль, 1975.

31. Человек, которого больше всех ненавидели римские императоры // Интересная газета. – 1998. – № 1(52). – С. 8.

32. Ферреро Г. Юлий Цезарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

ЗЗ. Грейвз Р.Я. Клавдий. – Минск: Сказ, 1993.

34. Ренан Э. Антихрист. – СПб.: Изд-во M.B. Пирожкова, 1907.

35. Карчалов В. Вторая ошибка Мамая. – М.: Грант, 1993.

36. Герои и антигерои Отечества. – М.: Информэкспресс, 1992.

37. Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (V–XV вв.): Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1980.

38. Гудинг Д., Леннокс Д. Определение христианства // Литературная газета. – 1993. – 7 апреля. – С. 6.

39. Джуссани Л. Христианство как вызов. – Милан, 1989.

40. Гегель Г.Ф. Жизнь Иисуса. – М.: Мысль, 1971.

41. Беляков В. На языке Христа // Труд. – 1997. – 27 декабря. – С. 10.

42. Уилсон Я. Кровь и плащаница. – Нью-Йорк, 1998.

43. Нагибин Ю. Любимый ученик // Огонек. – 1991. – №47. – С. 14–17.

44. Авадеева Е., Зданович Л. 100 великих казней. – М.: Вече, 1999.

45. Бовин А.В. В XXI веке жизнь станет проще // Известия. – 1998. – 5 июля. – С. 4.

46. Эйдельман Н. Революция сверху в России. – М.: Книга, 1989.

47. Пашуто В.Т. Иллюстрированная история СССР. – М.: Мысль, 1974.

48. Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. – Киев: Лыбидь, 1990.

49. Гусев Г. Странствия великой мечты. – М.: Молодая гвардия, 1982.

50. Ломакин П. В Китае был свой Иван Грозный и значительно раньше // Интересная газета. – 1998. – № 9 (60). – С. 101.

51. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989.

52. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – М.: Прогресс, 1995.

53. Полное собрание русских летописей. – Сб., М-Л., 1841–1949. – Т. XXV.

54. Лесков Н. Жил-был звездочет // Известия. – 1998. – 17 июня.

55. Пикуль В. Слово и дело. Т. 2. – М., 1989. – С. 26–29.

56. Будыко М.И. Загадки истории. – М.: Мысль, 1995.

57. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. – М.: Книга.

58. Бовкун Е. Немцы налогам не рады, но платят их исправно // Известия. – 1995. – 22 февраля.

59. Овчинников В.Г. Православная церковь в истории нашей страны // Вопросы истории. – 1988. – № 5.

60. Аблицов В. Как Андрей Курбский стал врагом Ивана Грозного // Интересная газета. – 1988. – № 8(59). – С. 107.

61. Дворниченко А.Ю. Эволюция городской общины и генезис феодализма на Руси // Вопросы истории. – 1988. – № 1.

62. Дьяконов И.М., Якобсон В.А. «Номовые государства», «Территори­альные царства», «полисы» и «империи». – Проблемы типологии // Вестник древней истории. – 1982. – № 2.

63. Субботин А. Эразм Роттердамский в оценке Стефана Цвейга // Наука и жизнь. – 1966. – № 8.

64. Костер Шарль де. Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях. – М.: Художественная литература, 1987.

65. Пискаревский летописец // Материалы по истории СССР (XV–XVII вв.). –Т. 2. – М., 1955.

66. Портнов А. Болезнь сумасшедшего шляпника. – Когда и почему царь Иван IV стал Иваном Грозным // Труд. – 1999. – 22 января. – С. 25.

67. Скрыпников Р.Г. Иван Грозный. – М.: Наука, 1965.

68. Ключевский В.И. Сочинения: В 9 т. Т. 4. Курс русской истории. Ч.4. – М.: Мысль, 1989. – 398 с.

69. История СССР с древнейших времен до наших дней (в двух сериях в XII томах). – М.: Наука, 1967.

70. Криворотов В. Русский путь // Знамя. – 1990. – № 8.

71. Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. – Нью-Йорк, 1996.

72. Паркинсон Сприл Нортон. Законы Паркинсона. – Минск: Попури, 1998.

73. Сендеров В. Религиозное и демократическое // Посев. – 1991. – № 5.

74. Monter E.W. Witcheraft in France and Switzerland. The Borderland during the Refermation. Jthaca, 1976.

75. Haris M. Cows, Pigs, warsand witchs. The Riddes of culture. – N. Y., 1974.

76. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. Очерк по истории церкви и школы в Западной Европе. – М., 1906.

77. Koyre A. Etude drhisboire de pensee Scientifique. – P., 1966.

78. Григулевич И.Р. История инквизиции (XIII–XX вв.). – М., 1970.

79. Картарович Я. Средневековые процессы о ведьмах. – СПб., 1899.

80. Вurr C.L. The literature on Witchcraft (1860). «Magic, asrrologia e religione nel Rirascimento». – Wroclaw, 1974.

81. Monter E.W. Inflation and Witchcraft; the case of lean Bodin. «Action and Conviction in Early Modern Europe». – Princeton, 1969.

82. Binz K. Doctor Johann Weger, ein rheinischer arzt, der erste Bekampfer des Hexenwahnes. – Bonn., 1885.

83. Basechwitz K. Hexen and Hexenprozesse. Die Ceschichte eines Hassenwahns and Seiner Behampfund. – Munchen, 1963.

84. Daneau L. Less sorciers, Cenevl, 1974. – Р. 5–6 // Journal of Modern History. Vol. XVIII, 1971. – Р. 179–204.

85. Ларченко М.Н. Западноевропейское оружие XV–XVIII веков в Эрмитаже. – Л.: Наука, 1963. – С. 7–39.

86. Ferquson A.B. The articulated Citizen and the English Benaissand Durhan, 1965.

87. Каменецкий Б.А. Формирование абсолютистской идеологии в Англии XVI в. и ее особенности // Вопросы истории. – 1969. – № 8.

88. J. К.М. Me Conica. English Humanists end Reformation Politics under Henry VIII and Eduard RI. – Oxford, 1965.

89. Мухин Ю. Путешествие из демократии в дерьмократию и дорога обратно. – М.: Гарт.

90. Костомаров М. Icтopiя України в житеписях визначних її діячів. – Львів, 1918.

91. 3агребельный П.А. Я, Богдан (Сповідь у славі). – К.: Дніпро, 1984.

92. Белогрудов О.А. Культурология. – М.: ГИС, 1997.

93. Письма и бумаги Петра Великого. – Т. 9. – М.–Л., 1950.

94. Столпянский П.Н. С.-Петербург. – Птгр, 1918.

95. Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом. – СПб., 1891.

96. Иржи Давид. Современное состояние Великой России или Московии // Вопросы истории. – 1968. – № 4.

97. Интересная газета. – 1997. – № 9 (47).

98. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочине­ния. – М., 1960.

99. Куракин Б. Дневник и путевые записки 1705–1710 гг. – Архив кн. Ф.А. Ку­ракина. – Т. 1. – СПб., 1890.

100. Кюстин де. Николаевская Россия. – М.: Тарра, 1990.

101. Известия. – 1992. – 9 сентября. – № 201. – С. З.

102. Туманов Б. Державный тупик // Литер. газета. – 1995. – № 28 (5559). – 12 июня. – С.11.

103. Толстой А. День Петра. – М.: Худож. л-ра, 1963.

104. Чорна книга України. 3бipник документів, apxiвних матеріалів, допові­дей, досліджень, есе. – К.: Просвіта, 1998.

105. Шмидт C.O., Гнутова Е.В., Исламов Т.М. Абсолютизм в странах Запад­ной Европы и в России (Опыт сравнительного изучения) // Новая и новейшая история. – 1985. – № 3.

106. Шмидт С.О. Внутренняя политика царизма в 1725–1762 гг. – М., 1962; Проект П.И. Шувалова 1754 г. «О разных государственной пользы способах» // Исторический архив. – 1962. – № 6.

107. Schmidt S.O. La politique interieure du tsarisme au milieu du XVIII siecle – Annales Economies. Societes. Cioili-Sations – Р., 1966. – N 1. – РР. 95–110.

108. Шмидт С.О. Внутренняя политика России времен Ломоносова // М.В. Ло­моносов и значение его деятельности для развития просвещения. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – Архангельск, 1986; его же. Политика «просвещенного абсолютизма» в России середины XVIII в. // Россия и Испания: историческая ретроспектива. – М., 1986.

109. Auqstein R. Preussens Friedrih und die Deutschen. Frankturt-a. – М., 1968. – S. 100–101.

110. Schieder Th. Friedrich der Grosse. Frankfurt-a. – М., 1983. – S. 454 ff. – Preussens grosser Konig. Wurzburg, 1986. – S. 186.

111. Preussens grosser Konig, s. 98, Preussen in der deutschen Geschichte vor. 1789.

112. Ротенберг Е.Н. Западно-европейское искусство XVII века. – М.: Искусство, 1971.

113. Лависс Э., Рамбо А. Всеобщая история от IV столетия до нашего времени. Т. 7. – М., 1898. – С. 163.

114. Гинцберг Л.И. Фридрих П // Вопросы истории. – 1988. – № 11.

115. Демидова. Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсо­лютизма в ХVIІ–XVIII вв. // Абсолютизм в России (XVII–XVІІІ вв.). – М., 1964.

116. Чернов А.В. Государственные учреждения России в XVIII в. (Законо­дательные материалы). – М., 1960.

117. Литвак В.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX – начала XX в. – М., 1979.

118. Мыльников А.С. «Я, великий государь...» // Нева. – 1986. – № 6.

119. Портнов А. «Романовы» – псевдоним династии Салтыковых // Труд. – 1989. – 30 октября. – С. 8.

120. Храповицкий А.В. Дневник. – СПб., 1874.

121. Шатобриан Ф.Р. Заключительные записки. – М.: Изд-во Сабашниковых, 1996.

122. Селюнин В. Истоки. – Если по совести: Сб. статей. – М.: Худож. л-ра, 1989.

123. Поремский В. Национализм // Посев. – 1992. – № 1.

124. Чарторыйский А. Мемуары князя Адама Чарторыйского. Т. 1. – М., 1912.

125. Глумов А. На рубеже веков. – М.: Сов. писатель, 1965.

126. Фролов С. Российская история опять показала нам нос // Комс. правда. – 1993. – 25 сентября.

127. Эдлис Ю. Гордиев узел, который не разрубить мечом // Литер. газета. –1996. – № 47 (5578). – 22 ноября.

128. Бальмонт Н. Борис Пастернак // Новый мир. – 1987. – № 6.

129. Никулин Л. России верные сыны. – М.: Сов. писатель, 1961.

130. Коленкур А. Мемуары: Поход Наполеона в Россию. – М.: Скиф, Алекс, 1994.

131. Голубов С.Н. Багратион. – М.: Худож. лит., 1962.

132. Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 8. – М.: Худож. лит., 1963.

133. Осипов К. Смерть фельдмаршала. Исторические рассказы. – М.: Сов. писатель, 1961.

134. Задонский Н.А. Денис Давыдов. – М.: Мол. гвардия, 1958.

135. Спешнев А. Бег дней. – М.: Сов. писатель, 1983.

136. Эйдельман Н. Дети 1812-го // Знание – сила. – 1975. – № 11.

137. Марич М. Северное сияние. – М.: Госполитиздат, 1953.

138. Задонский Н. Горы и звезды. – М.: Воениздат, 1965.

139. Павлюченко Э., Эйдельман Н. Юность декабристов // Юность. – 1975. – №12.

140. Форш О. Первенцы свободы // Собр. соч. – Т. 5. – М.-Л., 1963.

141. Гессен А. Во глубине сибирских руд. – М.: Сов. писатель, 1965.

142. Козлов И. Ни времени, ни расстояния. – М.: Молодая гвардия, 1966.

143. Jmerican Colonial Documents to 1776 / Ed. By M. Jensen. L.N.Y. – Р. 696.

144. The Adams Papers / Ed. By L.H. Butterfield. Vol. 1. – Cambridge (Mass)., 1961. – P. 263.

145. J. Otis. The rights of British Colonies Asserted and Proved «Pamphlets of the American Revolution» / Ed. By B. Bailyn. Vol. 1. – Cambridge (Mass.), 1965. – РР. 437–438.

146. Ibid. – Р. 439.

147. Nettels C. The Roots of American Cioilization. N.Y. 1938.

148. Jocobson D. John Dickinson and the Revolution in Pennsyloania. 1764–1776. – Los.-Angeles, 1965.

149. Lewis J. Thomas Paine, Author of Declara – bon-of Independence. N.Y. 1947. – Р. 85.

150. «The Conplete Writings of Thomas Paine». Collected and by Philip
S. Foner. Vol. 1–11. N.Y. 1945, vol. l. – Р. 6, 7.

151. Gelb J., Palley M. Tradition and change in American Party Politics. N.Y. 1975.

152. Галкин И.В., Маныкин А.С. Двухпартийная система в политической истории США // Вопросы истории. – 1987. – № 9. – С. 54–59.

153. Annals of America. Vol. 17. – Chicago, 1968. – Р. 11.

154. The American Party Systems. Stages of Political Development. N. 1967. – P. 6.

155. Маныкин А.С., Языков Е.Ф. Роль третьих партий в партийно-политической системе США // Вопросы истории. – 1981. – № 2.

156. Ткаченко А. Демократия – когда стучат в дверь и вы уверены – это
почтальон // Известия. – 1998. – 9 июля. – С. 5.

157. Большая энциклопедия / Под ред. С.Н. Южакова. – СПб., 1899.

158. Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат. – М.: Худож. лит., 1954.

159. Иванова-Гладильщикова Н. Жена Николая I была неравнодушна к Лермонтову // Литер. газета. – 1995. – № 7.

160. Русская старина. – СПб., 1905. – Кн. 8.

161. Зайончковский П.А. Губернская администрация накануне Крымской войны // Вопросы истории. – 1986. – № 9.

162. Ефименко А.Я. История украинского народа. – К.: Лыбедь, 1990.

163. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М.: Современник, 1989.

164. Салтыков-Щедрин М.С. Пошехонская старина.

165. Тургенев И.С. Записки охотника. Два помещика. – Собр. соч., Т. I. – М.: Художественная литература, 1953.

166. <

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...