Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет правоведение его цели задачи

Предмет правоведение его цели задачи

Данный предмет, к изучению которого приступает студент, является для него новым, нужно объяснить не-

обходимость изучения этого предмета, необходимость приобретения знаний основ правовой системы РФ, основ

отраслей права. Начать нужно с уяснения, что правоведение – это отрасль специальных общественных знаний,

в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение государственно-правовой

деятельности.

Уровень правового развития любой страны служит важнейшим показателем демократичности и эффек-

тивности её институтов, обеспечения прав законных интересов граждан.

Формирование права как науки было сложным и противоречивым. Прежде чем право стало справедливым

и демократически приемлемым для общества, защищающим интересы своих граждан, оно должно было пройти

долгий путь.

Государство чем развитей, тем более совершенны принимаемые им законы. И прежде чем понять этот

предмет, нужно понять термин "правоведение".

Правоведение сложилось в качестве отрасли знаний, охватывающей не только право, но и государство, и в

связи с государством другие элементы политической системы. Оно знакомит с юридическими терминами, за-

конами, указами, кодексами и т.д.

Цель изучения правоведения – обеспечение прочного и сознательного овладения знаниями об основных

государственно-правовых явлениях, гражданских правах и обязанностях, законодательстве и его нарушении.

Основные задачи предмета, это:

1) изучение основных институтов права;

2) закрепление основ знаний об отдельных отраслях российского права: конституционного, гражданского,

трудового, семейного, административного, уголовного, экологического и международного;

3) изучение отраслевых нормативных актов, т.е. кодексов;

4) формирование навыков работы с законодательством.

Сущность государства и его роль в жизни общества.

Государство - основной институт политической системы классического обществава. В классово-антагонистических обществах используется для подавления классовых противников экономически господствующего класса. Признаками государства являются:

1. наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих философии государственной власти;

2. право, определяющее определенную систему норм, санкционированных государством;

3. определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов. Эксплуататорское государство всегда являетс диктатурой определенного эксплуататорского класса, закрепляет и охраняет интересы этого класса, выгодный ему порядок.

Роль государства в жизни общества сводится к основным его функциям.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Охранительная.

2. Экономическая.

3. Социальная.

4. Культурно-воспитательная.

5. Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей Среды.

Форма правления.понятие и виды

Форма правления– организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления:1) монархия,в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная(неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная(ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

парламентская– власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая– вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2)республика,в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская– власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская– всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентскиереспублики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

Принципы и функции права

Право – система особых социальных норм, которые с учетом общечеловеческой справедливости и свободы признаются, устанавливаются и охраняются государством, формально определены, регулируют общественные отношения, общеобязательны для всех членов общества.

Принципы права – особые идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Классификация принципов права:

· - в зависимости от характера: идеологические, социально-экономические, политические, этические, религиозные, юридические;

· - в зависимости от типа права: рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические.

Виды юридических принципов:

· - общеправовые – основополагающие для всех отраслей права (демократизм, гуманизм, законность, справедливость, юридическая ответственность, недопустимость обратной силы закона);

· - межотраслевые – основополагающие для двух и более отраслей права (принцип состязательности (ГП, УП), принцип материальной ответственности (ГП, ФП, ТП);

· - отраслевые – распространяются на конкретные отрасли права (нет преступления без указания на него в законе (УП), оплата по количеству и качеству труда (ТП);

· - принципы правовых институтов – распространяются на конкретные институты (равенство всех форм собственности (институт собственности), необратимость ответственности (институт юридической ответственности).

Функции права — основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Составные части функций права:

· 1) Правовое воздействие — пути, формы, способы влияния права на общественные отношения;

· 2) Правовое регулирование - осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых норм, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.

Признаки функции права:

· - они вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе;

· - характеризуют направления необходимого воздействия права, без которого обществу не обойтись (регулирование, охрана);

· - выражают наиболее главные черты права и направлены на осуществление задач, стоящих перед правом;

· - представляют направление его активных действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений;

· - отличаются постоянством, стабильностью, непрерывностью, длительностью его действий.

Виды функций права:

1) По системе права:

· - Общеправовые - свойственные всем отраслям права.

· - Межотраслевые - свойственные двум или более отраслям права.

· - Отраслевые - свойственные одной отрасли.

· - Правовых институтов – свойственные конкретному институту.

· - Нормы права — свойственные конкретному виду норм права.

2) По роли права:

· - Социальные — показывают, на какие сферы общественной жизни осуществляется юридическое воздействие (политические, экономические, культурно-воспитательные, информационные)

· Собственно юридические — показывают, каким образом это воздействие осуществляется. Бывают:

o 1. Регулятивные – правовое воздействие выражается в установлении определенных правил поведения: регулитивно-статические выражаются в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в правовых институтах; регулятивно-динамические выражаются в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения).

o 2. Охранительные – правовое воздействие направлено на охрану общественных отношений, урегулированных правом.

Формы реализации функций права:

· - Информационное воздействие – сообщение адресатам требования государства;

· - Ориентационное правое воздействие – выработка у граждан позитивных правовых установок;

· - Правовое регулирование – осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

Эффективность реализации функций зависит от выяснения условий эффективности регулирования, процесса правового регулирования, социальных результатов регулирования.

Источники российского права

К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. В Российской Федерации согласно действующей Конституции законодательный орган РФ есть, как уже сказано, Федеральное Собрание – парламент России. Закон также может быть принят непосредственно народом – путем референдума (всенародного голосования). Так, Конституция РФ была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года. Законами регулируются наиболее значимые, важнейшие общественные отношения.

Законы в Российской Федерации по своему значению (юридической силе) делятся (классификация ученых МГЮА) на:

а) основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно статье 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень вопросов, относящихся к ведению РФ, содержится в статье 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со статьей 70 Конституции РФ Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;

в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции РФ). Федеральные законы, согласно статье 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным конституционным законам;

г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Законы, уставы субъектов РФ (республик и др.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Уголовный кодекс РФ и др.)

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Они суть подзаконные акты.

2. Подзаконный акт, как акт правотворчества, основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Все подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. По сфере распределения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на:

1. Общие. Нормативные предписания высших органов исполнительной власти. Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. Например: постановления правительства, нормативные указы президента.

2. Местные подзаконные акты. Издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах... Действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например: постановление местной администрации города.

3. Ведомственные подзаконные акты – разновидность правовых актов общего действия, которые распространяются на ограниченную, специальную сферу общественных отношений. Например: банковские, транспортные, правоохранительные органы издают приказы, инструкции.

4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются общественными организациями для разрешения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Например: уставы политических партий.

Значительное место среди подзаконных актов как источников права занимают указы Президента Российской Федерации, хотя, как уже отмечалось выше, не все они могут быть таковыми. Источники права – это те указы Президента, которые содержат нормы права, то есть нормативы, и направлены на регулирование общественных отношений. К их числу относится, например, Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".

Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания – Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 года "О совершенствовании деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации") и др.

На территории субъектов Российской Федерации, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов РФ. Это постановления, распоряжения органов исполнительной власти краев, областей, другие правовые акты.

К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года субъектами Российской Федерации (при этом надо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям новой Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ), международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, надо иметь в виду и то, что, согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ есть составная часть ее правовой системы. На значение общепризнанных норм международного права как источника права РФ указывает и статья 17 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, соответствующие Конституции РФ.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период 13 – 20 вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (то есть представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 году и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 года.

1. Как Основной Закон государства и общества Конституция в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного и общественно-экономического строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона ( например, ст. 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно статье 135 Конституции РФ, положения главы 1 "Основы конституционного строя", главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" и главы 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции, и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ РФ

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта пра- вотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: ;

• нормативные акты государственных органов; *

• нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);

• совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

• нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

• общефедеральные;

• акты субъектов Федерации;

• акты органов местного самоуправления;

• локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо

организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают:

• акты неопределенно длительного действия;

• временные акты.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на

• законы и подзаконные акты.

Критерии данной классификации позволяют установить значимость нормативных актов, их место и роль в правовой системе. В этой связи целесообразно более подробно рассмотреть названные выше виды актов.

Классификация правоотношений

В зависимости от предмета отраслевого регулирования все правоотношения можно разделить на
конституционноправовые
гражданско-правовые
уголовно-правовые
административно-правовые
другие.
В зависимости от отраслевого критерия:
материальные - в них реализуются нормы материальных отраслей права (гражданского, уголовного, трудового и т.д.), отношения возникают по поводу материальных прав, по поводу определенных благ, предусмотренных нормами права;
процессуальные - в них реализуются нормы процессуального права (уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и т.д.), это отношения по осуществлению процедуры защиты материальных прав.
В зависимости от функций права:
регулятивные - возникают на основе регулятивных норм права и проводят регулятивную функцию права;
охранительные - возникают на основе охранительных норм права и проводят охранительную функцию права.
Регулятивные правоотношения в свою очередь в зависимости от типа юридической обязанности делятся на
активные (активного типа) - характеризуются возложением на обязанное лицо обязанности по совершению активных положительных действий в пользу управомоченного лица или государства;
пассивные (пассивного типа) - характеризуются возложением на обязанное лицо обязанности по воздержанию от действий определенного рода.
По степени индивидуализации субъекта:
· общие (общерегулятивные) - правовые связи, основанные на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации; в рамках этих правоотношений существуют конституционные права и обязанности, права человека (например, право на жизнь, в случае которого все лица выступают и в качестве управомоченных, и в качестве обязанных лиц);
· конкретные (конкретнорегулятивные) - правовые связи, субъекты которых хотя бы с одной стороны определены путем поименной индивидуализации. Они подразделяются на:
относительные - все участники этих правоотношений поименно определены, индивидуализированы обе стороны правоотношения (например, отношения куплипродажи, отношения по оказанию какого-либо рода услуг, выполнению работ);
абсолютные - в этих отношениях поименно определена лишь одна сторона - управомоченное лицо, а в качестве обязанных выступают все остальные лица (например, правоотношения собственности).

Их разделяют подобно тому, как разграничивают виды правонарушений. Выделяют девять видов юридической ответственности (классифицируются по отраслевой принадлежности). Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести.

Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.

Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, т. с. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и др.).

Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как ТК РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков.

Материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятия. Факт нахождения на службе и выполнение им трудовых обязанностей в интересах данного предприятия как бы смягчает его участь: он обязан возместить ущерб не в полном размере, а в размере своего месячного заработка, если ущерб причинен по неосторожности.

Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Так, привлечение к уголовной ответственности не освобождает лицо от обязанности возместить вред, так же как, впрочем, административный штраф не отменяет его обязанность ликвидировать ущерб в имущественной сфере пострадавшего от административного проступка.

Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.

Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую массу», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут иметь даже судьбоносный характер, например, лишение родительских прав и др.

Конституционная ответственность выражается чаше всего в отмене нормативных актов, противоречащих конституции, но не только (импичмент президента, роспуск парламента и др.).

Процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия, и в частности ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода и, может быть, ареста, допустим, за дачу свидетелем ложных показаний.

 

22.ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК ПОНЯТИЕ ЗНАЧЕНИЕ ГАРАНТИИ

Понятие правопорядка. Соотношение законности с общественным порядком, правопорядком и дисциплиной
Законность соотносится с тремя однопорядковыми явлениями: общественным порядком, правопорядком и дисциплиной.
Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Правопорядок — это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок — это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.

Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Причем целью является правопорядок, а средством выступает законность. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.

Там, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правовой порядок отсутствует. Его место занимает законопорядок — суррогат правопорядка. Законопорядок находит свою опору не в правосознании граждан, а в зако-нопослушании, основу которого составляют негативные санкции закона. Подлинный правопорядок тесно связан со свободой личности. Такой правопорядок основывается, с одной стороны, на сознательном и добровольном осуществлении правовых предписаний гражданами, с другой стороны — на защите прав и свобод граждан органами государства.

Дисциплина — это система общественных отношений, которая складывается в учреждениях, предприятиях и организациях и других общественных местах в соответствии с нормами права, правилами внутреннего распорядка и другими социальными нормами, способствующими достижению социально-значимых результатов. Сущность дисциплины заключается в сознательном самоограничении индивида в процессе коллективной деятельности. Внешняя дисциплина — проявление муштры, внутренняя — явление культуры.

Законность — более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе — соблюдение всех социальных норм, включая нравственные, эстетические и правовые. Если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины - порядок общественный.

Гарантиями законности являются объективные и субъективные факторы, которые создают прочную основу точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права. В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии:
Социально-экономическими гарантиями законности являются высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, отсутствие социальных кризисов, высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.
Политические гарантии заключаются в укреплении демократизма государственного и общественного строя, расширении гласности и общественного контроля за деятельностью администрации всех уровней, формировании и развитии открытой политической системы.
Идеологические гарантии включают в себя нормирование, развитие и укрепление идеологии, рассматривающей человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина — в качестве высшей ценности государства.
Юридические гарантии заключаются в совершенствовании нормативной базы, разделении властей, своевременном предотвращении, предупреждении и пресечении правонарушений, обеспечении прав личности законными средствами.
Общественные гарантии включают в себя высокий уровень правового сознания и правовой культуры общества, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Выборы Президента РФ регулируются Конституцией РФ, ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выбирать Президента РФ принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет, если это право не ограничено в силу закона.

Кандидатомна выборах Президента РФ может бытьгражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях лицо, признанное судом недееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Ка

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...