Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиции песен «внутреннего быта»

Соотношение песен "внешнего" и "внутреннего" быта в жанровой системе уральских казаков исторически изменяется. Однако при всех модификациях вплоть до наших дней носителями традиции осознается функциональная разграниченность двух сфер музыкально-поэтического творчества, определяемая двумя составляющими жизненного уклада казаков – "войной" и "миром". Именно жанр внутреннего быта отражает мирную жизнь казачества. Необходимо подчеркнуть, что жанры “внутреннего быта” допускают свободное варьирование исполнительских составов [17, с. 7].

К песням внутреннего быта можно отнести лирические песни о любви, о бережном отношении казака к девушке, о счастливой поре молодости, связанной с весельем, гуляньем. В них изображаются взаимоотношения персонажей, построенные на любовной или семейно-бытовой коллизии. Вокруг главных героев любовных песен располагаются второстепенные – подруги, товарищи, родные, родители: "Веселая все компаньица", "Возле речки на лужочке", "Краснобай ты мой", "Счастливые подруженьки" [15].

Необходимо подчеркнуть, что песням внутреннего быта свойственно значительное жанровое и стилевое многообразие. Наиболее своеобычную область данной песенной сферы составляют былины и былинные песни [17, с. 16]. Поэтические тексты былин по структуре принадлежат к числу трехударных тринадцатисложников. В былинах встречаются два вида слоговых музыкально-ритмических форм – с мелизматическим и структурным расширением базисных ритмических планов стиха и напева. Былинам присущ вид музыкально-поэтических форм без структурной трансформации стиха, былинным песням – с доминирующей ролью напева и образования вторичных ритмических композиций. Былины имеют достаточно полные сюжеты, хотя и изложенные, как правило, весьма сжато, а былинные песни основываются на отдельных эпических мотивах, нередко объединяемых с поэтическими мотивами лирических песен [17, с. 10].

Шуточные и сатирические песни, которые зачастую относятся к песням внутреннего быта – это собственно уральские по духу и характеру, продукт местного творчества. Они созданы на основе семейно-бытовой жизни и людских нравов. Песни подобного рода привлекают не столько художественными достоинствами, сколько отражением в них казачьей социальной психологии. К шуточным можно отнести и такой вид песен как скоморошные (плясовые) [15].

Духовные стихи, синтезирующие фольклорные и православно-культовые певческие традиции уральского казачества также относятся к внутреннему типу. Поются они исключительно соло, что, очевидно, обусловлено канонами старообрядческого творчества, ориентированного на "единогласное" интонирование как культовых, так и внекультовых духовных песнопений [17, с. 16].

Очень часто поэтическая символика в песнях внутреннего быта используется с расшифровкой значения песни. Примером может послужить песня «Вижу в доме украшенье», записанная и расшифрованная Н. М. Савельевой в 1991 году в селе Краснохолм Оренбургского р-на: «Вижу в доме украшенье – красна солнышка взашло, / В зеленам саду виселье, лител голубь через сад. / Летел голубь, лител сизый к сиз галубушке сваей, / Шел удалый маладец да к краснай девице сваей» [20, с. 211].

Часто для более подробной передачи смыслового значения у казаков как людей военно-служивого сословия с детства формировали навыки, обеспечивающие подготовку к службе: владеть оружием, приемами рукопашного боя, тактическими приемы борьбы, джигитовкой и др. Поэтому непременным атрибутом казака являются боевые оружия: шашечка, копьё, меч. Непременным спутником, даже другом казака, является конь. Это неудивительно: зачастую от коня зависела жизнь казака, поэтому он так любит своего коня, ухаживает за ним: «Конь мой верный, конь ретивый,/ Нет мне лучшего коня» [14, с. 254].

Таким образом, в песнях внутреннего быта относятся: былины и былинные песни, свадебные, плясовые (скоморошины), беседные и лирические баллады. Все эти песни говорят о мирном быте, о спокойной семейной жизни, о "внутренней" жизни. Естественно, что и в них может быть отрицательная история (например, в лирической балладе - измена жены), свадебные также зачастую несут печальный оттенок, невесты поют-печалятся. Используются в песнях внутреннего быта различные виды символики, так для передачи образа казака, показывают его верного друга - коня, который во многих песнях внутреннего быта показан верным товарищем.

Жанры обрядового фольклора

Жанры обрядового фольклора, играющие основополагающую роль во многих локальных певческих традициях, в современной жанровой системе уральских казаков занимают периферийное положение [17, с. 16].

В свадебном обряде часто используется жанр казачьего фольклора – частушка, в основном это четырехстишные рифмованные песенки. Современные частушки отражают весь комплекс жизненно-человеческих отношений и ощущений. Старшее поколение из казачьей среды называет эту форму песенок "припевками". Припевки органически вытекали из свадебной пляски, особенно в момент перехода молодых с гостями в дом невесты. Активизировала припевки саратовская гармошка, непременная спутница свадьбы. Можно предположить, что под влиянием общерусской частушки в казачьей среде в начале XX в. создаются свадебные припевки. Оторвавшись от обряда, они получили широкое распространение в повседневной жизни [15].

Свадьба относится к обрядам жизненного цикла. Традиционная свадьба в настоящее время у казаков не бытует, поэтому фольклористы прибегают к ее реконструкции, основываясь на воспоминаниях местных жителей старшегою. В музыкальной составляющей уральской казачьей свадьбы можно выделить три собственно свадебных песни: "Разорили тепло гнездышко ее", комментирующую обрядовую ситуацию отъезда под венец, и две песни – "А ты, хозяин наш" и "Чарочка моя", - исполняемые на пирах у невесты и жениха. Все три названные свадебные песни принадлежат линии территориального перихода невесты. Что касается инициационной линии, то в ней музыкальный план не зафиксирован. Известно лишь, что причитания невесты на девичнике и в утро первого свадебного дня не поются, а с плачем проговариваются: "Невеста не причитала, только плакала приговором" [17, с. 16].

Стоит подчеркнуть, что в целом, песен оренбургского казачества о браке по любви и согласию мало. Возможно, это отражает реальные взаимоотношения жениха (мужа) и невесты (жены) в казачьей семье или это связано «с ритуальным «нежеланием» невесты выходить замуж» [14, с. 254].

Важно отметить, что основную массу звучащих на свадьбе песен составляют образцы вторично приуроченных жанров – беседные лирические, "припевки", "скомрошины". Исполнение "скоморошин" В. С. Ширявсков (г. Уральск) комментирует так: "Все сидят за столами, один запевает, все вытаскивают платки, встают из-за столов, машут платками и пляшут на скамейках, стульях…". Однако отсутствие в текстах "скоморошин" поэтических мотивов, характерных для свадебного фольклора, а также возможность их исполнения вне ритуала не позволяют отнести плясовые скоморошные песни к числу "свадьбишных", что подтверждается следующим замечанием Б. Б. Пышкина: "Свадебные и скоморошины различаются: свадебные – ритуальные, а скоморошины пелись даже в строю". В исполнении свадебных песен могут принимать участие не только женщины, но и мужчины [17, с. 17].

Как и во многих песнях в свадебных используются символы, например в песне свадебной величальной «Как по саду, саду», записанной О. И. Рукавициной в 1976 г. в с. Нижняя Павловка Оренбургского района, поэтическими символами жениха и невесты являются «два яблочка»: «Как по саду, саду, ой садику, / По зеленому виноградноим саду. / По зеленом(ы), ой виноградноим саду, / Сотворялися две веточки на двор, / Сотворялися две веточки на двор, / Сокатилися два яблочка на стол. / Сокатилися два яблочка на стол, / Два яблочка, два содовня, / Два садовня – лидовня. / У нас первый в саду яблочек / Что Иван Петрович – господин, / А второй яблочек – Марья Ивановна – госпожа» [20, с. 211].

К обрядовым песням можно отнести песни на отдельные календарные праздники, в целом совпадающие с фактами, например такие как: зимние святки (с 7 по 19 января н.ст.), как и повсеместно на русской территории, у казаков открывались праздничным обходом дворов, отмечавшим канун Рождества. Обходчики исполняли "божественный стих" (рождественский тропарь “Рождество Твое, Христе Боже наш”), за что им подавали угощение. В Новый год пели "посевальные песни" (исполнители называли песню “Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю”) и разбрасывали при этом во все стороны пшеницу ("сеяли"). В течении всего святочного периода веселые "святочники" рядились, "шкодничали" (например, возили по улицам лодку с привязанными к ней сетями), пели "припевки", плясали, выкрикивали шуточные приговорки типа: "Из поповских рукавов выйдет семеро штанов" – и пародийные молитвы: "Отче наш, блины мажь, Иже еси, на стол неси, Да святится имя твое, И блинами разлетается" [17, с. 17].

Таким образом, свадьба, которая относится к обрядам жизненного цикла, часто применяются следующие жанры – беседные лирические, "припевки", "скомрошины". В песнях редко бывает отражение свадьбы по доброй воле, зачастую они проникнуты печалью невесты, ее нежеланием выходить замуж. Помимо свадьбы имеются и инфе обрядовые песни, например, относящиеся к календарным праздникам (Новому году, Пасхе).

Беседные песни

Значительная часть казачьих песен уральской и оренбургской традиции имеет определенную структуру: вначале – описательно-повествовательная, а затем следует часть, содержащая монолог или диалог героев [Приложение № 2]. Стоит подчеркнуть, что, наибольшее развитие повествовательность получает в песнях-монологах и песнях-диалогах. Песня-монолог представляет собой естественный способ непосредственного выражения мыслей и чувств героя. Это размышления, переживания при разлуке с родными, тоска по родине, семейные взаимоотношения, смерть, любовь и измена. Песни-монологи начинаются обычно с обращений к людям, к родной стороне, различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т.д. [20, с. 210].

Беседные песни довольно разнообразны по содержанию поэтических текстов, среди которых есть лирические, балладные, а также фольклорные переработки авторских стихотворений. Неоднородны и их композиционные закономерности. Так, ряд образцов стилистически восходит к слою ранней женской лирики. Они имеют силлабические тексты с формулами 5+5, 7+7 слогов, реже – тонические с формулой "комаринской" в основе (например, песня "Вы, комарики звончатые мои"). Есть среди них и песни позднего происхождения, распетые на основе закономерностей местного певческого стиля ("Снежки белые пушисты"). Важно отметить, что для беседных песен характерна цезурированная либо сегментированная (с неравными сегментами) ритмика, мелодика не строго слогового строя, совпадение граней мелодических и ритмических построений [17, с. 19].

Лирические любовные – это в основном общеказачьи, собственно уральские и уральские варианты общерусских песен также могут быть беседными: "Помоги, мамашенька, мне в такой беде", "Ох ты, хмелюшка, хмелек" [15]. Другой группе беседных песен свойственны признаки, типичные для поздней русской песенной лирики: стопные стихи и тактовая ритмика, четырехъячейковые музыкально-поэтические строфы, напоминающие строфику кантов и мужских строевых песен с характерным для нее четным количеством структурных единиц. Поздний характер стилистики проявляется и в мелодике, опосредованной гармонией, и в строении многоголосия, имеющего гармоническую природу [17, с. 20].

Таким образом, бесседные песни имеют различные жанры (это могут быть и свадебные и балладные и любовно-лирические). Диалог может вестись как с живым персонажем (например, женой), так и с неодушевленным (в травой, месяцем). Часто используется бесседный жанр в диалоге казака с его конем. Диалог в казачьих песен является наиболее важным, он более ярко отображает образ песни, ее замысел. В беседных песнях используется и метод монолога (например, общение казачки с собой о горькой ее судьбе).


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...