Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие потребительского рынка

Потребительский рынок является неотъемлемым структурным звеном экономики города, имеет важное социальное значение. Потребительский рынок призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, а также качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории муниципального образования.

Торговля и общественное питание являются важной составляющей внутреннего рынка и играют значительную роль как в формировании общего экономического потенциала, так и в обеспечении потребностей населения муниципального образования в товарах и услугах.

В результате анализа особенностей потребительского рынка городского округа город Когалым можно выделить следующие ключевые сильные и слабые стороны развития территории, а также ряд потенциальных возможностей и угроз.

Сильные стороны

1. Рост оборота розничной торговли и оборота общественного питания

В сфере розничной торговли за последние 3 года наблюдаются положительные тенденции, об этом свидетельствует рост основных показателей (Рисунок 11). Положительные изменения связаны с повышением уровня потребительской уверенности населения.

Рисунок 11 - Динамика оборота розничной торговли городского округа город Когалым, на начало года

Основным фактором, способствующим позитивным переменам в сфере торговли является стабильная положительная динамика доходов населения за последние шесть лет.

Хорошие перспективы развития наблюдаются и в сфере общественного питания. За период последних двух лет по показателю оборота общественного питания отмечалась положительная динамика (Рисунок 12).

Рисунок 12 - Динамика оборота общественного питания городского округа город Когалым, на начало года

В ближайший прогнозный краткосрочный период (5 лет) в сфере общественного питания ожидается сохранение положительной динамики развития и увеличение показателей. Это будет связано с открытием новых объектов общественного питания, а, следовательно, увеличением мощностей в данном направлении потребительского рынка.

2. Внедрение новых стандартов и технологий в сферу торговли

За последние несколько лет в городском округе город Когалым, как и на территории всей Российской Федерации, наблюдается качественное изменение материально-технической базы предприятий торговли – все большее количество магазинов переходят на использование современных методов обслуживания и новых торговых технологий.

Все чаще наблюдается переход от традиционной формы обслуживания потребителей «через прилавок» к самообслуживанию. В магазины внедряются новые технологии продажи товаров с применением компьютерных касс, штрихового кодирования на товарах, а также использование дисконтных программ.

Тем не менее, наравне с открытием крупных торговых центров, в городе сохраняются продовольственные магазины «шаговой доступности», расположенные на первых этажах жилых домов.

3. Стабильная динамика развития сферы предоставления платных услуг населению

Платные услуги – полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие потребности граждан за определенную плату. Являются объектом купли – продажи.

В городском округе город Когалым динамика объема платных услуг населению за последние пять лет является положительной (Рисунок 13).

Рисунок 13 - Динамика оборота объема платных услуг населению

Наиболее востребованными являются жилищно-коммунальные услуги, услуги связи и отдельные виды бытовых услуг, так как именно на них приходится порядка 80% от общего объема платных услуг.

Стабильно развиваются услуги в сферах культуры, здравоохранения и образования.

В условиях существующей конкуренции у предприятий, оказывающих услуги населению, на первом месте стоит качественное обслуживание и мастерство персонала. Особое внимание также уделяется совершенствованию технологических процессов (использование современного оборудования, технологий, качественных материалов и т.д.).

Слабые стороны

1. Низкая обеспеченность населения торговыми объектами

На территории городского округа расположено 107 стационарных предприятий розничной торговли, торговой площадью 21,8 тыс. кв. м, 22 мелкорозничных торговых предприятия (0,3 тыс. кв. м), 13 аптек (0,5 тыс. кв. м) и торговый комплекс. Также в 2014 году были открыты два крупных торговых центра.

Не смотря на значительное количество объектов торговли, обеспеченность населения площадью торговых объектов в городе Когалыме составляет лишь 454 кв. м на 1000 жителей. Полученное значение показателя на 29% меньше норматива минимальной обеспеченности площадью торговых объектов в городском округе. Также показатель не превышает норматив, установленный по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – 564 кв. м на 1000 жителей.

2. Низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятельности

Ввиду отсутствия на территории городского округа достаточного количества стационарных торговых объектов, имеющийся дефицит восполняется объектами некапитального строительства или временными объектами (палатки, павильоны, киоски), где обеспечить необходимое качество предоставления услуг достаточно сложно.

3. Недостаточная развитость предприятий общественного питания

Сеть предприятий общественного питания представлена 112 объектами общей мощностью 5,3 тыс. посадочных мест, из указанного количества только 43 предприятия являются общедоступными (общая мощность составляет 1,8 тыс. посадочных мест или 34%). К общедоступной сети предприятий общественного питания относятся рестораны, бары и кафе открытого типа (Таблица 2).

Остальные объекты общественного питания функционируют при общеобразовательных организациях, городских предприятиях и предприятиях, расположенных на территории месторождениий: столовые, буфеты и закусочные.

Таблица 2 - Сеть предприятий общественного питания городского округа город Когалым

Наименование Всего предприятий общественного питания в том числе
общедоступная сеть при предприятиях и учреждениях при учебных заведениях
объектов мест объектов мест объектов мест объектов мест
Рестораны - - - -
Кафе - - - -
Бары - - - -
Буфет -
Закусочные - -
Столовые
Прочее - - - - - -
Итого

 

Возможности

– расширение, обновление и углубление ассортиментного перечня товаров;

– увеличение количества объектов, дающих возможность потребителю удовлетворить несколько потребностей за одно посещение: отдых с детьми, развлечения, приобретение товаров и т.п.;

– совершенствование системы регулирования потребительской сферы;

– привлечение трудоспособного населения, молодежи к осуществлению предпринимательской деятельности в городском округе.

Угрозы

- высокая арендная плата торговых площадей;

- колебания и непредсказуемый рост цен на товары в розничной торговле;

- недоступность финансово-кредитных ресурсов, необходимых для создания и развития малого предпринимательства, ввиду высоких процентных ставок;

- развитие дистанционной торговли (торговля через Интернет).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...