Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муниципальные финансы и межбюджетные отношения

Согласно Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года ключевыми целями развития всего автономного округа в целом и каждого муниципального образования в частности являются:

˗ развитие человеческого капитала округа;

˗ повышение социального благосостояния и качества жизни граждан Югры, создание условий для устойчивого развития и модернизации экономики региона.

Указанные цели бюджетной политики должны быть достигнуты с помощью решения следующих задач:

˗ укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

˗ обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы путем внедрения долгосрочного стратегического планирования;

˗ обеспечение условий для формирования и исполнения бюджета в программном формате;

˗ повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет улучшения качества оказания государственных и муниципальных услуг;

˗ обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Задачами бюджетной политики города Когалыма являются:

˗ сохранение и развитие налогового потенциала;

˗ обеспечение сбалансированности бюджета, снижение бюджетного дефицита;

˗ дальнейшее внедрение программно-целевого метода планирования бюджета города;

˗ оптимизация расходов и кардинальное повышение их эффективности;

˗ проведение мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений;

˗ повышение ответственности каждого администратора доходов бюджета города за эффективное прогнозирование, своевременность, правильность и полноту поступления администрируемых им платежей;

˗ обеспечение дополнительных поступлений в бюджет города за счет средств от использования муниципальной собственности, прежде всего путем повышения эффективности управления муниципальными активами;

˗ расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, укрепление контроля и финансовой дисциплины;

˗ совершенствование муниципального контроля, который должен состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств сопровождается анализом достигнутых результатов;

˗ обеспечение открытости информации о степени достижения запланированных результатов, предоставляя гражданам возможность оценить деятельность органов местного самоуправления.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо выделить ключевые сильные и слабые стороны, а также указать на потенциальные возможности и угрозы, с которыми может столкнуться администрация муниципального образования при реализации поставленных задач.

Сильные стороны

1. Стабильность доходов бюджета города Когалыма

Изменения в бюджетном законодательстве, мировой финансовый кризис, изменения конъюнктуры внутрироссийского и межнационального рынков негативным образом отражаются на развитии всех муниципальных образований. Сохранение наполняемости казны является залогом стабильного социально-экономического развития.

За анализируемый период с 2007 по 2013 год доходная часть бюджета города Когалыма характеризуется положительной динамикой и ежегодным увеличением сумм поступлений (Рисунок 20).

 

Рисунок 20 - Доходы бюджета городского округа город Когалым, млн рублей

По итогам 2013 года в структуре доходов бюджета безвозмездные поступления составляют 54,1%, налоговые доходы – 37,1%, неналоговые доходы – 8,8%.

В налоговых доходах наибольшую долю занимают поступления от налога на доходы физических лиц – 84,9% (увеличение на 10,5% к уровню 2012 года), налоги на совокупный доход составляют 7,4% (увеличение на 7,3% к уровню 2012 года), транспортный налог – 6,5% (уменьшение на 15,3% к уровню 2012 года) (Рисунок 21).

Рисунок 21 - Динамика налоговых доходов бюджета муниципального образования города Когалыма, тыс. рублей

В структуре неналоговых доходов наибольшую долю занимают доходы от использования имущества – 74,1% (увеличение на 42,8% к уровню 2012 года), доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 19,8% (уменьшение на 6,9% к уровню 2012 года) (Рисунок 22).

Рисунок 22 - Структура неналоговых доходов бюджета муниципального образования города Когалыма, тыс. рублей

2. Высокое качество финансового управления

Бюджет города Когалыма исполняется с минимальным уровнем расхождений благодаря грамотной бюджетной политики, нацеленной на высокий уровень качества организации и осуществления бюджетного процесса, а также высокой эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования (Рисунок 23).

 

Рисунок 23 - Дефицит и профицит бюджета города Когалыма, млн рублей

 

Так в соответствии со сводной оценкой качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа по итогам 2013 года рейтинг города Когалыма находится на уровне выше среднего (Рисунок 24).

Рисунок 24 - Рейтинг муниципальных образований автономного округа

3. Социальная направленность бюджета муниципального бюджета

Значительная часть расходов бюджета муниципального образования направлена на финансирование отрасли образования (в 2013 году – 38,6%) и жилищно-коммунального хозяйства (в 2013 году – 15,9%). Также на проведение мероприятий по реализации социальной политики муниципалитетом тратится 3,9% располагаемых финансовых ресурсов (Рисунок 25).

 

Рисунок 25 - Структура расходов бюджета муниципального образования города Когалыма в 2013 году, %

 

В части функционирования отрасли образования в первоочередном порядке производится финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы, предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и окружным законодательством, расходов на питание детей в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, оплата бюджетными учреждениями коммунальных услуг.

В перспективе планируется увеличение расходов на образование и сокращение расходов на здравоохранение. Это связано с изменениями, принятыми на федеральном уровне, в соответствии с которыми произошла реорганизация системы здравоохранения и передача полномочий с муниципального на региональный уровень.

Слабые стороны

1. Низкий уровень финансовой самостоятельности

Доля безвозмездных поступлений в совокупных доходах бюджета города Когалыма составляет 54%, что свидетельствует о финансовой зависимости муниципалитета от действий вышестоящего регионального уровня (Рисунок 26).

Рисунок 26 - Структура доходов бюджета города Когалыма, тыс. рублей

 

Большая часть безвозмездных перечислений поступает в городской бюджет в виде субсидий и субвенций (более 75 %) (Рисунок 27).

Рисунок 27 - Структура безвозмездных поступлений бюджета города Когалыма в 2013 году, тыс. рублей

 

2. Низкий уровень диверсификации налоговых и неналоговых доходов

Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета города Когалыма занимает налог на доходы физических лиц, при этом налоговые доходы, составляющие финансовую основу местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, играют весьма скромную роль в бюджете муниципального образования (не более 1 %).

3. Незначительная доля расходов бюджета города Когалыма на развитие реального сектора экономики

По итогам 2013 года в структуре расходов бюджета города Когалыма расходы по разделу «Национальная экономика» составляют 8,5%, в том числе на «Сельское хозяйство и рыболовство» – 3,6%.

Возможности

- диверсификация собственной доходной базы;

- повышение уровня собираемости налогов, а также эффективности использования муниципального имущества;

- совершенствование системы управления общественными финансами, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Угрозы

- сокращение доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и, как следствие, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из окружного бюджета в бюджет городского округа;

- изменение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающее дальнейшее ограничение бюджетных полномочий органов местного самоуправления высокодотационных муниципальных образований, а также возможностей привлечения заемных средств;

- увеличение объемов текущих социальных расходов, ограничивающих бюджетные вложения в перспективные сферы социально-экономического развития.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...