Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления

Значимость управления процессом обеспечения устойчивого социально-экономического развития основана на приведении в действие всех составных частей самоорганизации общества. Совершенствование общественного развития при одновременном устранении недостатков и противоречий должно происходить с целью структуризации элементов, обеспечивающих условия функционирования городского округа и формирования возможностей для более объективных условий взаимодействия людей в сферах их жизнедеятельности. Действия в данном направлении с использованием элементов системы местного самоуправления признаны стать одной из основ содействия повышению эффективности местной экономики и качества жизни населения. Базовой составляющей этого процесса является совмещение интересов администрации городского округа, бизнес-сообщества, общественности и отдельных граждан, общая совокупность которых обеспечивает территориальное воспроизводство экономических, социальных, демографических, инфраструктурных и иных процессов.

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет своевременно принимать решения по корректировке проводимой муниципальной политики, устранять недостатки, определять новые социально-экономические целевые ориентиры.

Формализованный подход по проведению аудита деятельности органов местного самоуправления города Когалыма основан на причинно-следственной связи между проводимой политикой муниципальных властей и показателями, характеризующими социально-экономическое развитие территории. Нормативно-правовой основой служит Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

Результативные данные целесообразно представить в виде SWOT-анализа с указанием сильных, слабых сторон, а также возможностей и угроз.

Сильные стороны

- высокий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет» - 1 место. Более 68% детей города Когалыма посещают детские сады. В перспективах увеличение данного показателя за счет строительства новых детских садов;

- высокий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений» - 1 место;

- высокий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности» - 3 место;

- высокий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций)» - 3 место;

- высокий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников» - 4 место;

- средний рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя» - 5 место;

- средний рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях» - 6 место;

- средний рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом» - 5 место.

Слабые стороны

- низкий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения» - 13 место;

- низкий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций» - 13 место;

- низкий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района)» - 10 место;

- низкий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы» - 13 место;

- низкий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя» - 11 место;

- низкий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Удовлетворенность населения деятельностью местного самоуправления городского округа» - 13 место;

- высокий рейтинг среди городских округов автономного округа по показателю «Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры» - 1 место.

Возможности

- использование существующих социальных превосходств по отношению к другим городским округам автономного округа для привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров в различных сферах экономической деятельности;

- развитие сектора малого и среднего предпринимательства во всех сферах деятельности;

- развитие жилищного строительства;

- развитие материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа.

Угрозы

- дальнейшее ухудшение рейтинговых позиций города Когалыма по показателям, относящимся к деятельности малых и средних предприятий;

- потеря доверия населения, бизнес-сообщества к местным властям;

- ухудшение качества жизни населения, ведущее к потере привлекательности городского округа и уменьшению численности населения.

Устойчивое развитие экономики невозможно без улучшения бизнес-климата в городе Когалыме. Состояние бизнес-климата в городском округе определяется уровнем развития действующего инвестиционного законодательства, наличием системы мер по поддержке инвесторов органами местного самоуправления, наличия механизмов по выявлению приоритетных проектов и других факторов развития инвестиционной деятельности на территории городского округа.

Законодательство Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, документы государственного стратегического планирования, градостроительная документация определяют цели и задачи для муниципальных образований автономного округа. В соответствии с этим, органы местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры должны поддерживать курс региона на реализацию направлений государственной политики и планов мероприятий, в том числе:

- План мероприятий («дорожная карта») Российской Федерации «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» и План мероприятий («дорожная карта») «Организация системы мер, направленных на сокращение сроков, количества согласований (разрешений) в сфере строительства и сокращение сроков формирования и предоставления земельных участков, предназначенных для строительства, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее также – ДК Строительство-Земля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) определяют задачу по совершенствованию системы муниципального управления для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в строительстве;

- Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее также Стандарт), утвержденный решением от 03.02.2012 наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», который при надлежащей реализации позволяет достичь цели создания условий для увеличения притока инвестиций в регион, определяет задачу по осуществлению содействия органами местного самоуправления в реализации Стандарта.

В городе Когалыме отмечается активность органов власти в стремлении создать благоприятные условия для ведения бизнеса, активизации инвестиционной деятельности и улучшения социально-экономической ситуации в целом. При этом проведенный SWOT-анализ показал наличие как сильных, так и слабых сторон в формировании бизнес-климата на территории городского округа:

Сильные стороны

1. На территории города Когалыма разработаны и приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие вопросы поддержки инвестиционной деятельности.

В городе действуют нормативные акты, устанавливающие порядок и условия получения отдельных мер по поддержке инвесторов органами местного самоуправления:

- решение Думы города Когалыма от 23.05.2014 №426-ГД «Об утверждении Порядка предоставления муниципальных гарантий города Когалым»;

- постановление Администрации города Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.03.2014 №515 «Об утверждении Инвестиционного паспорта города Когалыма»;

- постановление Администрации города Когалыма от 05.06.2012 №1323 «Об утверждении Положения об участии муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Когалым в государственно-частных партнерствах»;

- постановление Администрации города Когалыма от 08.08.2011 №1996 «Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Когалыма»;

- постановление Администрации города Когалыма от 23.06.2009 №1305 «Об утверждении Порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Когалыма»;

- распоряжение Администрации города Когалыма от 25.12.2013 №323-р «Об утверждении Плана мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата в городе Когалыме».

В городе Когалыме реализуются муниципальные программы, направленные на поддержку инвесторов на муниципальном уровне, что облегчает ведение бизнеса для местных предпринимателей:

- постановление Администрации города Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.10.2013 №2931 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Когалыма на 2014-2016 годы»;

- постановление Администрации города Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.10.2013 №2919 «Об утверждении муниципальной программы «Социально-экономическое развитие и инвестиции муниципального образования город Когалым на 2014-2016 годы»;

- постановление Администрации города Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.10.2012 №2908 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в городе Когалыме на 2014-2016 годы».

2. В целях обеспечения реализации планов мероприятий ДК Строительство-Земля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подготовлена муниципальная дорожная карта «Организация системы мер, направленных на сокращение сроков, количества согласований (разрешений) в сфере строительства и сокращение сроков формирования и предоставления земельных участков, предназначенных для строительства, в городе Когалыме (2013 - 2018 годы)» (утверждена постановлением Администрации города Когалыма от 01.07.2013 №1999).

3. В городе Когалыме в сравнении с другими муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры процедуры, необходимые для получения разрешения на строительство, регламентированы наиболее подробно (по результатам анализа, проведенного в рамках НИР «Проведение детального анализа положения дел в области градостроительной и инвестиционной деятельности, выявление существующих проблем и выработка предложений по организации системы мер, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства и при подключении к энергетической инфраструктуре в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – НИР), выполненного ООО ИТП «Град» в 2013 г. по заказу Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

4. Выполнен ряд положений Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании:

- в целях стимулирования инвестиционной активности, поддержки перспективных инвестиционных проектов на территории города Когалыма создан Совет по вопросам развития инвестиционной деятельности в городе Когалыме. Совет позволяет согласовывать и координировать действия бизнеса и власти в вопросах улучшения инвестиционного климата, обеспечивает вовлечение инвесторов в разработку и реализацию политики по привлечению инвестиций, общественную экспертизу инвестиционных проектов, рассмотрение инициатив бизнес-сообщества;

- выделены земельные участки в целях реализации инвестиционных проектов на территории города Когалыма;

- утвержден План мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата в городе Когалыме;

- сформирован План-график проведения аукционов по продаже и (или) предоставлению в аренду земельных участков для жилищного строительства в городе Когалыме на период 2014-2016 годов;

- представлен перечень утвержденных инвестиционных проектов;

- организованы каналы прямой связи инвесторов с органами местного самоуправления для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов.

Слабые стороны

1. Отсутствует специализированный двуязычный Интернет-ресурс инвестиционной деятельности в муниципальном образовании.

2. Отсутствует программа формирования и развития имиджа муниципального образования.

3. Согласно проведенному анализу в рамках НИР выявлены нарушения взаимодействия заявителя, органа, оказывающего государственную или муниципальную услугу, и органов власти и организаций, обращение в которые необходимо для предоставления услуги, в рамках оказания государственных и муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, инвестиционной деятельности, градостроительства (нарушение прав заявителей на предоставление услуги в многофункциональном центре).

4. В городе Когалыме средняя степень согласованности документов территориального и социально-экономического развития и составляет от 40 до 70 % (по результатам анализа, проведенного в рамках НИР).

Город Когалым характеризуется низкой согласованностью по среднему ежегодному темпу прироста целевых показателей развития, а также несоответствием сроков разработки документов социально-экономического и территориального планирования, что тормозит реализацию целей и задач социально-экономического развития муниципального образования.

Возможности

1. Увеличение вероятности реализации инвестиционных проектов на территории городского округа за счет актуализации документов территориального планирования муниципального образования с учетом стратегических документов, принятых на федеральном уровне, на уровне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципального образования.

2. Дальнейшее развитие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, в том числе промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров.

3. Устранение административных барьеров на пути развития бизнеса путем обеспечения действия режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с исполнительными органами местного самоуправления.

4. Организация межмуниципального сотрудничества в целях реализации инвестиционных проектов.

Угрозы

1. Снижение уровня комфорта для ведения бизнеса на территории города Когалыма без активизации органов местного самоуправления в совершенствовании системы мер поддержки инвесторов, в том числе в виде налоговых льгот, снижения административных барьеров, предоставления субсидий и муниципальных гарантий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...