Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможные ограничения при реализации программ социально-экономического развития

При реализации программ социально-экономического развития города Когалыма и для достижения намеченных целей необходимо учитывать возможные ограничения, которые можно разделить на следующие группы:

1. природно-ресурсные ограничения:

- нерациональное использование природных ресурсов и отсутствие сохранности окружающей среды;

- суровые климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства;

- высокое техногенное воздействие предприятий на окружающую природную среду;

- отсутствие системы комплексного экологического мониторинга (воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительность).

2. правовые ограничения:

- изменения законодательства на федеральном, региональном или местном уровне, препятствующие реализации предусмотренных мероприятий программ социально-экономического развития.

3. финансовые ограничения:

- постоянно существующая угроза сокращения объемов наполняемости бюджета вследствие кризисных явлений в экономике;

- нарушение бюджетной дисциплины вышестоящим уровнем власти (поступление финансовых ресурсов из окружного бюджета с опозданием);

- экономия бюджетных ресурсов;

- перенос сроков реализации проектов на следующий год.

4. экономические ограничения:

- застойный характер производства и убыточность предприятий реального сектора экономики;

- высокий уровень износа основных фондов;

- кризис банковской системы;

- необоснованный рост стоимости услуг.

5. трудовые ограничения:

- нехватка квалифицированных кадров;

- отсутствие профессиональной подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих и специалистов в различных социально-экономических сферах;

- низкая производительность труда;

- неблагоприятная демографическая ситуация;

- слабая трудовая мотивация работников.

Главными условиями успешной реализации программ социально-экономического развития города Когалыма являются минимизация указанных ограничений, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей программ.

 


Сценарии социально-экономического развития городского округа город когалым до 2020 года и на период до 2030 года

Сценарии развития городского округа город Когалым формируются с учетом влияния внутренних и внешних факторов, а также приоритетных направлений развития экономики, заданных в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Инерционный сценарий

Инерционный сценарий предусматривает сохранение доминирующей роли в экономике за нефтегазовым сектором. При данном варианте развития длягородского округахарактернаэкспортно-сырьевая модель экономического развития с замедлением добычи и экспорта углеводородов (связанного с истощением ресурсов основных месторождений, разработку которых ведут компании, находящиеся на территории городского округа), снижением конкурентоспособности производимой продукции, невысокими объемами обрабатывающих производств и ростом зависимости от импорта товаров и технологий.

Недоинвестирование альтернативных нефтегазодобыче отраслей экономики скажется на финансово-экономическом состоянии хозяйствующих субъектов и, следовательно, на занятости населения и отчислениях в бюджет городского округа. В результате реализации инерционного сценария постепенно будет ослабевать динамика роста собственных доходов местного бюджета, так как не будет сопровождаться активной позицией бизнеса в повышении конкурентоспособности компаний, их способности эффективно продвигать свою продукцию и расширять рынки сбыта. Это, в свою очередь, спровоцирует снижение динамики бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу.

Темп развития малого и среднего бизнеса зафиксируется на достигнутом уровне. Основными видами деятельности для малого предпринимательства останутся торговля, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом.

Зависимость социально-экономической ситуации в городском округе от внешних факторов будет усиливаться. Иными словами, при однозначном доминировании нефтегазового сектора, мировая конъюнктура цен на углеводороды будет являться определяющим фактором внутригородской экономической и социальной стабильности.

При инерционном сценарии капиталовложения будут направляться лишь на поддержание существующих производственных мощностей без реализации крупных проектов, связанных с реконструкцией и модернизацией.

При развитии городского округа по данному сценарию предполагается рост численности населения, который в основном будет обеспечен за счет естественного прироста населения. Миграционный прирост будет характеризоваться как нестабильный. В возрастной структуре населения произойдут изменения в части значительного увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста.

Инерционный сценарий предусматривает сохранение сложившейся структуры экономики и динамики социально-экономического развития, реализацию действующих или уже начатых инфраструктурных проектов. Он не содержит активных действий по ускорению институциональных преобразований, содействующих повышению конкурентоспособности экономики городского округа. Инвестиционная привлекательность, демографическая ситуация, устойчивая работа остальных секторов экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, будут находиться в прямой зависимости от градообразующей отрасли.

При реализации инерционного сценария концентрация экономической и инвестиционной активности будет нарастать в городах-конкурентах и соседнем городе Сургуте. Наиболее высокие темпы развития города Сургута увеличат существующие разрывы в показателях уровня жизни населения, тем самым создавая условия для миграции населения из города Когалыма.

Данный сценарий обеспечит сопоставимые со среднероссийскими темпы экономического роста, но не позволит достичь среднерегиональных темпов развития экономики.

Таким образом, инерционный сценарий предполагает:

- дальнейшее усиление монопрофильности экономики;

- отсутствие новых масштабных проектов, в том числе и в градообразующем секторе экономики;

- умеренную или низкую инвестиционную активность хозяйствующих субъектов;

- преобладание инвестиционной активности в нефтегазовом секторе;

- недостаточные объемы финансирования социальной сферы;

- неразвитость малых и средних предприятий в реальном секторе экономики;

- рост численности населения, основывающийся в основном на сохранении высокого уровня рождаемости при относительно низком уровне смертности;

- сохранение нестабильности миграционных процессов;

- дефицит высокоспециализированных кадров по отдельным специальностям;

- усиление профессионально-квалификационного несоответствия спроса и предложения рабочей силы.

Предполагаемыми инвестиционными проектами в условиях инерционного сценария останутся:

- имеющиеся проекты, связанные с добычей и обслуживанием нефтяных месторождений;

- экстренная модернизация транспортной, энергетической и коммунально-бытовой инфраструктуры;

- инвестиционные проекты в социальном комплексе за счет средств вышестоящих бюджетов.

Прогнозные показатели инерционного сценария развития представлены в таблице в приложении Г.

Инвестиционный сценарий

Инвестиционный сценарий предполагает эволюцию всех сфер жизнедеятельности городского округа для формирования позитивных трендов опережающего роста его конкурентоспособности и привлекательности по сравнению с другими сопоставимыми по масштабам городами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Данный сценарий учитывает сохранение специализации городского округа в основных существующих направлениях экономики. Сценарий ориентирован на усиление позиций предприятий города Когалыма в региональных кластерах.

Большое значение в рамках реализации инвестиционного сценария принадлежит улучшению качества жизни населения, поскольку население – один из ключевых факторов эффективного развития экономики городского округа. Динамичное развитие потребует повышения качества образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также жилищных условий, обеспечивающих значительное повышение стандартов жизни населения. Создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в различных отраслях экономики будет способствовать сокращению уровня безработицы и повышению уровня благосостояния населения.

Особое значение в социальной сфере приобретет развитие профессионального образования, которое является неотъемлемой частью качественного развития и повышения конкурентоспособности территории. В настоящее время потребности населения городского округа в профессиональном образовании во многом удовлетворяются за счет учебных заведений, расположенных в городе Сургуте. Однако развитие новых для городского округа видов деятельности потребует значительного количества квалифицированных кадров управленческих и рабочих специальностей, что, возможно, оправдает расширение набора специальностей в профессиональных образовательных организациях городского округа.

В основе реализации инвестиционного сценария лежит реструктуризация и кластеризация нефтегазовой отрасли, которые позволят «запустить» качественно новое развитие городских индустрий, прежде всего, нефтегазовой отрасли. При этом развитие должно затронуть не столько нефтегазодобычу, сколько сектор нефтесервисных услуг (нефтеразведка и бурение, наладка и ремонт машин и оборудования, отраслевые научно-исследовательские и образовательные услуги, логистика и IT) и нефтепереработку. Это обеспечит дальнейшее развитие нефтегазодобывающего микро-кластера и усиление позиций городского округа в региональном нефтегазодобывающем кластере, что позволит наладить взаимодействие с участниками кластера, развивать партнерские отношения, повышать конкурентоспособность производимой продукции и выходить на новые рынки сбыта.

Инвестиционный сценарий предусматривает усиление позиций города Когалыма в промышленности строительных материалов, пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Все это приведет к росту доли обрабатывающей промышленности в экономике городского округа и, как следствие, к росту доли продукции с повышенной добавленной стоимостью. Развитие новых отраслей позволит диверсифицировать экономику городского округа.

Диверсификация экономики, развитие сферы социального обслуживания и услуг приведут к росту числа мест приложения труда. Кроме того, на создание новых мест приложения труда повлияет развитие малого и среднего предпринимательства, которое важно использовать при создании современной индустрии. Все это благоприятно отразится на миграционных процессах, уровне безработицы и благосостоянии населения, что в свою очередь повлияет на рост численности населения.

Развитие непрофильных отраслей экономики города Когалыма, увеличение числа занятых окажет положительный бюджетный эффект. Например, увеличатся налоговые доходы бюджета, источники бюджетных поступлений будут отличаться разнообразием, что в перспективе позволит повысить финансовую самостоятельность городского округа. Бюджетная политика в области расходов сохранит социальную направленность с одновременным увеличением инвестиций муниципалитета в реальный сектор экономики.

Эффективность и динамика экономического развития городского округа во многом будет зависеть от модернизации и опережающего развития инфраструктурного комплекса – транспортной и инженерной инфраструктуры. Реализация инвестиционного сценария предполагает реконструкцию и строительство новых объектов внутригородского дорожного хозяйства, электроподстанций и распределительных сетей, водо-, теплоснабжения.

Важным направлением социально-экономического развития городского округа в рамках инвестиционного сценария станет создание благоприятной городской среды. Город Когалым должен быть для своих жителей максимально безопасным, комфортным и интересным для жизни и отдыха, что предполагает реализацию ряда проектов по комплексному благоустройству городского округа, строительству жилья и новых объектов досуга, развитию событийной экономики. Дальнейшее развитие культурного потенциала возможно на базе имеющихся учреждений и организаций сферы культуры, сложившегося музейного комплекса. При данном варианте планируется строительство крупного торгово-развлекательного комплекса, офисного центра, велотрека.

Пространственное развитие города Когалыма продолжит развиваться, достигнет оптимального баланса размещения функциональных зон по отношению друг к другу и позволит организовать наиболее комфортную и благоприятную среду для жизни людей. В основу пространственного развития положено дальнейшее расширение и развитие функций городского округа как крупного промышленного и социально-культурного центра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Таким образом, инвестиционный сценарий предполагает:

- снижение зависимости социально-экономического положения городского округа от градообразующей отрасли;

- эффективную кластеризацию нефтегазовой отрасли как основы экономического развития;

- усиление конкурентоспособности городского округа;

- внедрение ресурсосберегающих технологий;

- устойчивое развитие малого и среднего бизнеса, в т.ч. в реальном секторе экономики;

- осуществление новых масштабных проектов как в градообразующем секторе, так и в альтернативных отраслях экономики, инфраструктурном и социальном комплексе;

- снижение рисков и издержек в энергообеспечении;

- рост общей численности населения;

- миграционный приток населения;

- обеспечение предприятий квалифицированными кадрами;

- создание результативных схем экономического управления муниципальными активами, земельными отношениями и бюджетными ассигнованиями, и инвестициями;

- привлечение инвестиций в экономику городского округа, в том числе использование с данной целью механизмов муниципально-частного или государственно-частного партнерства;

- ориентирование организационной структуры на стратегические цели и перспективы, внедрение стратегического контроля.

Предполагаемыми инвестиционными проектами в условиях данного сценария станут:

- реализация проектов в нефтеперерабатывающей сфере, в том числе увеличение мощностей нефтеперерабатывающего завода;

- перспективные и передовые проекты в промышленности строительных материалов, пищевой промышленности, жилищном и культурно-бытовом строительстве;

- формирование инвестиционных площадок производственного и коммунально-складского назначения, сельскохозяйственного назначения;

- формирование системы управления земельно-имущественным комплексом, соответствующей инвестиционным приоритетам муниципального образования;

- опережающая модернизация транспортной, энергетической и коммунально-бытовой инфраструктуры общего пользования, строительство новых инфраструктурных объектов производственного значения и общего пользования;

- инвестиционные проекты в социальном комплексе за счет средств вышестоящих бюджетов и градообразующего предприятия.

Прогнозные показатели инвестиционного сценария представлены в таблице в приложении Д.

Инновационный сценарий

Сценарий предполагает формирование мощного научно-технологического комплекса (аккумуляции знаний) за счет активного инвестиционного процесса, сопряженного с инновациями и прорывными технологиями. Логика инновационного сценария развития предполагает активный поиск, создание, внедрение и распространение инноваций во всех сферах экономики городского округа.

Внедрение технологических инноваций послужит предпосылкой к формированию на территории городского округа научно-образовательных учреждений, выпускающих высококвалифицированных специалистов.

Важным этапом в реализации инновационного сценария развития городского округа является начало коммерческого использования инноваций, в том числе в виде знаний, информации, технологий.

Инновационный сценарий предусматривает также становление и развитие качественно новой модели городской экономики, где услуги составляют основу хозяйствования и доминируют в структуре занятости. Основными агентами данного сценария являются субъекты малого и среднего бизнеса, поскольку отличаются большей мобильностью и способностью адаптироваться к изменениям рынка.

Бюджетная эффективность реализации инновационного сценария достигается за счет увеличения налоговых поступлений в казну городского округа, высокой результативностью использования муниципального имущества. Кроме этого, бюджетная политика характеризуется существенным возрастанием расходов бюджета города Когалыма на развитие реального сектора экономики.

Существенная роль в реализации данной альтернативы принадлежит эффективному маркетингу городского округа в целом и местных производителей услуг в частности, поскольку завоевание сформированных рынков сбыта потребует значительных усилий по привлечению потребителей.

Соответственно, наибольшая инвестиционная активность будет происходить именно в сфере услуг. Особенно значимо будет создание инфраструктуры финансовых, юридических, страховых, медицинских и образовательных услуг. При этом массированные инвестиции и развитие поддерживающей инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса – ключевые условия успешного развития.

Развитие научно-инновационного комплекса повлечет за собой потребность в высококвалифицированных кадрах, в том числе возможно за счет привлечения из других муниципальных образований автономного округа и субъектов РФ. Приток мигрантов, преимущественно в трудоспособном возрасте, позволит в будущем сохранить возрастную структуру населения с высокой долей населения, способного к труду.

Обязательным условием реализации инновационного сценария является комплексное развитие городской среды. Экспорт услуг предполагает увеличение потока приезжающих в город потребителей и в этой связи качество городской среды становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономики в целом. При этом очевидно, что должны быть существенно снижены экологические последствия и риски производственной деятельности доминирующей в настоящее время отрасли экономики – нефтегазодобычи, что достижимо, в том числе, за счет внедрения инновационных технологий.

Таким образом, инновационный сценарий предполагает:

- снижение зависимости социально-экономического положения городского округа от градообразующей отрасли;

- развитие научно-инновационного комплекса городского округа;

- разработку и внедрение новых технологий с целью оптимизации процессов производства, повышения качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг;

- осуществление проектов по развитию сферы услуг – объектов торговли и общественного питания (в новых форматах или с качественно новым содержанием), индустрии развлечений, туристско-рекреационных услуг, В2В услуг и т.п.;

- высокую инвестиционную активность в сфере услуг и торговле;

- повышение роли и расширение функций малого и среднего бизнеса в городской экономике;

- рост общей численности населения;

- миграционный приток населения;

- повышение качества образовательных услуг.

Приоритетными инвестиционными проектами в условиях инновационного сценария станут:

- развитие инфраструктуры и кадрового обеспечения научно-инновационного комплекса и потребительских услуг;

- разработка и реализация маркетинговой стратегии городского округа;

- комплексная модернизация транспортной, энергетической и коммунально-бытовой инфраструктуры общего пользования как элементов городской среды.

Прогнозные показатели инновационного сценария представлены в таблице в приложении Е.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...