Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики креативного мышления

Введение

Все учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в преподавании и обучении. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения учеников в рамках соответствующей образовательной программы. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников, школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучения для всех учеников.

Исторический обзор

За последние три десятилетия понимание категорий «одаренный» и «талантливый» претерпели значительные изменения. Важным катализатором этих изменений выступил отчет Marland, который был представлен в Управлении образования Соединенных Штатов в 1972 году. Отчет показал недостаточную степень обеспечения работы с одаренными и талантливыми учениками в США. Значимым в отчете был вывод о том, что одаренные и талантливые ученики в США «потеряны» и могут навсегда лишиться способности нормально функционировать, что приравнивает данную проблему с проблемой страданий других учеников, с ограниченными возможностями. Недавние исследования показали, что многие эмоциональные и социальные трудности, испытываемые одаренными и талантливыми учениками, могут исчезнуть, при наличии образовательного климата, адаптированного и согласованного с их уровнем и темпами обучения (Neihart et al., 2002).

Наряду с осознанием того, что одаренные и талантливые ученики должны быть исследованы как имеющие особые потребности, произошли изменения в определении категорий «одаренные» и «талантливые» из моноаспектных в многоаспектные. Моноаспектное определение одаренных и талантливых основывается на единственном критерии – наличие интеллекта и определение его уровня на основе баллов IQ. Подобный подход, как правило, ограничивает установление одаренности и таланта до незначительного процентного выражения от общей их численности (примерно, от 1-го до 3-х процентов). Многоаспектые определения основаны на широком спектре критериев и подразумевают комплексный подход, который устанавливает довольно высокий показатель процентного выражения (от 10-ти до 15-ти процентов) от численности учащихся с особыми способностями. Современные определения избегают утверждения любого процентного выражения школьников как одаренных или талантливых, поскольку существенно разнится политика между школами по интерпретации параметров, связанных с этим понятием.

Ренцулли (1978) конкретизировал определение одаренности на основе взаимодействия

трех основных групп человеческих качеств:

• способности выше средних

• высокий уровень сосредоточенности в процессе решения задач

• высокий уровень творчества

Ренцулли и Райс (1985) утверждают, что одаренные и талантливые ученики обладают или предрасположены к сложному набору способностей и проявлению их в любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Они подчеркнули, что ученики данной категории нуждаются в широком спектре образовательных возможностей и услуг, которые обычно не предоставляются в обычных школах. Переход понимания одаренности и талантливости от моноаспектного к многоаспектному понятию сопровождается изменением в понимании концепции самого интеллекта, который уже рассматривается не как единое целое, а в условиях множественного интеллекта. В числе сторонников идеи множественного интеллекта необходимо отметить Гарднера (2006), который установил восемь типов интеллекта:

• логико-математический

• лингвистический

• кинестетический

• пространственный

• музыкальный

• межличностный

• углубленный

• натуралистический

По многим позициям перечисленные типы можно рассматривать как области особых способностей, а не интеллекта. Гарднер определяет интеллект как набор способностей, талантов или умственных способностей, которые позволяют людям решить проблемы или задачу таким образом, чтобы решение ее могло быть полезными в одной или нескольких культурных контекстах. Многоаспектное понимание одаренности и талантливости позволяет считать, что ученики одарены и талантливы в соответствии с любой избранной из вышеперечисленных комбинаций.

Современная интерпретация

Одаренные и талантливые ученики не являются однородной группой, и каждый из них обладает уникальным сочетанием качеств. Тем не менее, при рассмотрении категории учеников одаренных и талантливых в условиях группы, можно установить ряд общих характеристик. Некоторые учащиеся показывают наличие этих качеств в ряде областей, в то время как другие - только в одной области. У более одаренных учеников, данные черты могут быть гораздо более выраженными и интенсивными. Не всегда можно сразу обнаружить одаренных и талантливых учеников по поведению, которое иногда указывает на их исключительную способность. Возможно, одаренность некоторых учеников не проявляется в силу объективных обстоятельств либо они не имели возможности продемонстрировать свои способности. Остальные, по разным причинам, могут находиться в категории неуспевающих или намеренно скрывающих свою одаренность. Некоторые одаренные и талантливые ученики, возможно, сталкиваются с трудностями в обучении, что скрывает их реальные способности. Одаренные и талантливые ученики обладают широким диапазоном способностей: отдельные из них, например, могут иметь исключительные способности в области науки и техники, некоторые - в искусстве или поэзии и в общественном лидерстве. В настоящее время принято определять одаренных и талантливых учеников не только по наличию у них высокого интеллекта. Система критериев в отношении к концепции одаренности и таланта включает довольно широкий спектр общих интеллектуальных, академических способностей, творческих, лидерских способностей, физических возможностей и способности в визуальном и исполнительском искусстве. Ученики могут быть одарены в одной области и испытывать трудности - в другой; они могут быть очень способными на одной из стадий своего развития, но не обязательно - на более позднем этапе. Одаренность и талант могут быть признаны со стороны учителей, родителей, других членов группы или самих учеников, которые должны иметь возможность проявить свои способности, навыки и потенциал, что в первые годы обучения может быть особенно сложно. Макэлпайн и Рид (1996 г.) разработали полезный список характеристик одаренных и талантливых учеников. Ни один одаренный ученик, вероятнее всего, не обладает всеми перечисленными характеристиками: они могут обладать всеми или почти всеми характеристиками в одной категории, но незначительными - в другой.

Характеристики обучения одаренных и талантливых учеников:

• Демонстрируют логическое и аналитическое мышление.

• Быстро устанавливают закономерности и взаимосвязь.

• Оперативно обрабатывают информацию.

• Стремятся к точным и правильным решениям проблем.

• Легко овладевают ключевыми принципами.

• Предпочитают интеллектуальный вызов.

• Минуют отдельные этапы обучения.

• Стремятся пересмотреть проблемы, создают идеи, формулируют гипотезы.

• Выявляют и решают проблемы.

• Все подвергают анализу.

• Разрабатывают и аргументируют идеи доказательствами.

• Могут использовать широкий спектр знаний.

• Независимы в суждениях и стремятся к открытиям, задаваясь вопросами: «почему» и «как».

Характеристики мотивации

• Стремятся к высоким стандартам личных достижений.

• Самостоятельны.

• Целеустремленны и способны к определению личных целей.

• Последовательны в решении задач.

• Решительны и увлекаются процессом.

• Склонны к самокритике и оцениванию.

• Надежны.

• Предпочитают работать самостоятельно.

Характеристики решительности

• Скептически относятся к авторитарным заявлениям.

• Ставят под сомнение произвольные решения.

• Побуждают учителей и взрослых к объяснениям.

• Интересуются «взрослыми» проблемами.

• Не желают отрабатывать уже освоенные навыки.

• Быстро утомляются от повседневных рутинных заданий.

• Открыто выражают свои идеи, предпочтения и мнения.

• Коммуникабельны в общении с учениками старшего возраста, со взрослыми; часто

предпочитают их компанию.

• Формулируют обстоятельные, доскональные вопросы.

В данном разделе понятия «одаренный» и «талантливый» были объединены как «одаренные и талантливые». Тем не менее, некоторые исследователи утверждают об их разности и необходимости их дифференцирования. В случаях дифференцирования категорий, одаренность, как правило, связывают с высоким уровнем интеллекта или способностей, а талант - с высоким уровнем достижений в таких областях, как музыка, искусство, различные ремесла, танцы или спорт и т.д. Некоторые исследователи утверждали важность самостоятельного рассмотрения двух категорий, поскольку одаренность, на их взгляд, больше относится к способностям (интеллектуальным, творческим, социально аффективным и др.), а талант связан с более выдающимися достижениями в различных областях (научных, технических, художественных, межличностных, спортивных и т. д.). Талант иногда связывают с совершенством и выдающимися достижениями, но иногда он зарезервирован для меньшинства людей из большего числа компетентных субъектов.

Заключение:

• В настоящее время утверждается тенденция отказа от определения одаренных и талантливых в рамках моноаспектности (например, высокий IQ) в пользу многоаспектности, которая подразумевает широкий спектр особенных способностей.

• Культурные ценности, которые определяют отношение к способностям и качествам,

являются важным компонентом любой концепции одаренности и таланта.

• Определение процедур и содержания Программы второго уровня должно включать в равной степени мультикультурную перспективу.

• Социальные, эмоциональные и мотивационные факторы рассматриваются в качестве важных аспектов одаренности и таланта.

• Поведенческие специфические характеристики, такие как интерес к чтению и языковые навыки, а также, навыки абстрактного мышления, исключительно высокий уровень знаний, любознательность и мотивация чрезвычайно полезны в выявлении одаренных и талантливых учеников.

• Крайне важно, наряду с продемонстрированными учениками результатами успеваемости, выявлять имеющийся у них потенциал.

• Учителям необходим богатый и разноаспектный опыт для оказания компетентной помощи ученикам в реализации их потенциала способностей.

Значимость для учителей

Каким образом учителя выявляют одаренных или талантливых учеников

По мере повышения успеваемости детей в школе, их академические достижения могут

быть зарегистрированы официально и включены в портфолио, демонстрирующее их таланты. В практике преподавания и обучения встречается необычно зрелая форма мышления, которая не столь характерна для определенного возраста, либо интеллектуальная одаренность ученика, высокие социальные навыки и лидерские качества, требующие внимания, которые не используются в формальном контексте обучения и проявляются зачастую вне условий обучения.

Чтобы оказать помощь учителям в определении диапазона одаренности и талантливости учащихся, были составлены контрольные образцы, включающие описание характеристик поведения, к примеру: «проявляет ярко выраженную эмоциональность, высказывает собственное мнение» или «имеет своеобразное чувство юмора».

В средней школе ученик может быть особо одарен в одной конкретной области и не проявлять высоких способностей в других областях. В этой связи были разработаны образцы контрольных характеристик выявления одаренных и талантливых по конкретному предмету.

Например, Географической Ассоциацией (Великобритания) разработан перечень предметных характеристик, таких как «понимание сущности различных процессов и взаимосвязи между ними, например, физической и человеческой среды; наличие способностей, таких как уверенность, коммуникабельность, креативность, оригинальность мышления.

Фриман (1998) полагает, что следующие научно обоснованные критерии могут быть рационально использованы при выявлении одаренных и талантливых учеников:

Экстернат

Следующей приемлемой формой работы с одаренными и талантливыми учениками является экстернат, предполагающий более быстрое и оперативное овладение учениками учебным планом. Так, экстернат в Великобритании позволил привлечь одаренных и талантливых учеников одной школы для сдачи экзаменов по английскому языку и математике на год раньше. Это стало эффективным способом мотивации и развития талантливых и одаренных учеников в школе. Мнения учеников и учителей были записаны для оценивания образовательной программы. Как правило, одаренные и талантливые ученики тяготеют к усложненным заданиям, которые выполняют более целенаправленно и оперативно, но у их учителя английского языка

возникли сомнения в достаточной их зрелости для работы с отдельными текстами. Таксономия Блума, как описано в разделе о критическом мышлении, предлагает модель для определения подхода к обучению одаренных и талантливых учеников. Хотя существует утверждение о том, что все ученики способны мыслить в рамках каждого из уровней Таксономии Блума, отдельные учителя выступают за то, чтобы для одаренных и талантливых учеников больше времени и внимания было уделено более высоким, установленным Таксономией позициям, в особенности – активному применению учащимися процессов оценивания, обобщения и анализа.

Ренцулли и Рейс (1985) разработали модель на основе трех взаимосвязанных этапов деятельности по совершенствованию знаний одаренных и талантливых учеников:

• Первый этап – общая исследовательская деятельность (совершенствование, обогащение).

• Второй этап – групповая тренинговая работа (процесс).

• Третий этап – индивидуальные и в малых группах исследования реально существующих проблем (результативность).

Первый этап совершенствования знаний предлагает ученикам широкий спектр заданий и видов деятельности, представляющих различную тематику. Первый этап может быть проведен посредством любых видов занятий, включающих печатные материалы, СМИ, экскурсии либо приглашение докладчиков и т. д. Данный этап способствует развитию учеников за пределами стандартной учебной программы, в более привлекательных и интересных для них областях.

Второй этап совершенствования знаний разработан с целью формирования у учащихся

навыков, необходимых для проведения исследований и осуществления ряда эмоциональных и интеллектуальных процессов, предполагающих, по мнению Ренцулли и Рейса, наличие творческого мышления, способности к решению проблем, критического мышления, готовности к принятию решений и к аффективным процессам, исследовательские навыки, навыки общения и обучения тому, как учиться и мн. др. Решение отдельных задач возможно лишь для небольших групп учеников, в связи с чем, необходимо использование гибких форм группирования, с целью задействия всех учащихся.

Групповая работа часто используется в целях классификации, эффективность которой изучается. Например, в отдельных проектах, в которых использовалась групповая работа на занятиях математики, было установлено, что учащиеся работали более эффективно, нежели в полных группах, поскольку чувствовали себя увереннее в решении математических задач в обстановке, располагающей к тесному сотрудничеству и конструктивному разговору.

Иногда одаренные и талантливые ученики могут показать негативное поведение, которое непосредственно связано с их особыми способностями, например:

• использующие на практике запомнившийся широкий спектр знаний, могут доминировать в обсуждениях;

• демонстрирующие интеллектуальную игривость, воображение и фантазию могут постоянно проявлять невнимательность либо нежелание выполнять задания;

• тяготеющие к точным и правильным решениям проблем могут позволять себе частое

исправление других учеников и преподавателя;

• обладающие тонким чувством юмора могут использовать его в негативном контексте, дразня других;

• тяготеющие к высоким эталонам достижений могут стремиться к избеганию задач, достижение которых сопряжено с риском, в целях ограждения себя от неудач;

• предпочитающие работать самостоятельно могут активно сопротивляться совместной работе с другими.

Характер восприятия учителем поведения одаренных учеников отражает степень его понимания и сопереживания данной проблемы. Например, некоторые учителя поощряют склонность одаренных учеников предлагать необычные идей, другие - находят такое поведение разрушительным. Некоторые учителя приветствуют склонность одаренных учеников ставить под сомнение случайные решения, другие же – воспринимают как неуважение. Иногда менее приемлемое поведение может быть выражением разочарования. Очень часто ученики, которые быстро усваивают информацию, легко постигают основные принципы, любят интеллектуальные задачи, и минуют отдельные этапы обучения, поскольку им становятся очень скучно и они переживают в случае, если необходимо работать над теми же задачами программы и с равной с другими учениками класса скоростью. Такие ученики могут нарушать порядок проведения занятия, действовать как «клоун класса», или подавлять в себе интерес к обучению. Важно, чтобы учителя выявили причины подобного негативного поведения учеников в контексте их одаренностей и таланта и пытались обеспечить учащихся условиями, содействующими им, а не рассматривать этих учеников как проблемных субъектов.

 

Введение

Все учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в преподавании и обучении. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения учеников в рамках соответствующей образовательной программы. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников, школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучения для всех учеников.

Исторический обзор

За последние три десятилетия понимание категорий «одаренный» и «талантливый» претерпели значительные изменения. Важным катализатором этих изменений выступил отчет Marland, который был представлен в Управлении образования Соединенных Штатов в 1972 году. Отчет показал недостаточную степень обеспечения работы с одаренными и талантливыми учениками в США. Значимым в отчете был вывод о том, что одаренные и талантливые ученики в США «потеряны» и могут навсегда лишиться способности нормально функционировать, что приравнивает данную проблему с проблемой страданий других учеников, с ограниченными возможностями. Недавние исследования показали, что многие эмоциональные и социальные трудности, испытываемые одаренными и талантливыми учениками, могут исчезнуть, при наличии образовательного климата, адаптированного и согласованного с их уровнем и темпами обучения (Neihart et al., 2002).

Наряду с осознанием того, что одаренные и талантливые ученики должны быть исследованы как имеющие особые потребности, произошли изменения в определении категорий «одаренные» и «талантливые» из моноаспектных в многоаспектные. Моноаспектное определение одаренных и талантливых основывается на единственном критерии – наличие интеллекта и определение его уровня на основе баллов IQ. Подобный подход, как правило, ограничивает установление одаренности и таланта до незначительного процентного выражения от общей их численности (примерно, от 1-го до 3-х процентов). Многоаспектые определения основаны на широком спектре критериев и подразумевают комплексный подход, который устанавливает довольно высокий показатель процентного выражения (от 10-ти до 15-ти процентов) от численности учащихся с особыми способностями. Современные определения избегают утверждения любого процентного выражения школьников как одаренных или талантливых, поскольку существенно разнится политика между школами по интерпретации параметров, связанных с этим понятием.

Ренцулли (1978) конкретизировал определение одаренности на основе взаимодействия

трех основных групп человеческих качеств:

• способности выше средних

• высокий уровень сосредоточенности в процессе решения задач

• высокий уровень творчества

Ренцулли и Райс (1985) утверждают, что одаренные и талантливые ученики обладают или предрасположены к сложному набору способностей и проявлению их в любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Они подчеркнули, что ученики данной категории нуждаются в широком спектре образовательных возможностей и услуг, которые обычно не предоставляются в обычных школах. Переход понимания одаренности и талантливости от моноаспектного к многоаспектному понятию сопровождается изменением в понимании концепции самого интеллекта, который уже рассматривается не как единое целое, а в условиях множественного интеллекта. В числе сторонников идеи множественного интеллекта необходимо отметить Гарднера (2006), который установил восемь типов интеллекта:

• логико-математический

• лингвистический

• кинестетический

• пространственный

• музыкальный

• межличностный

• углубленный

• натуралистический

По многим позициям перечисленные типы можно рассматривать как области особых способностей, а не интеллекта. Гарднер определяет интеллект как набор способностей, талантов или умственных способностей, которые позволяют людям решить проблемы или задачу таким образом, чтобы решение ее могло быть полезными в одной или нескольких культурных контекстах. Многоаспектное понимание одаренности и талантливости позволяет считать, что ученики одарены и талантливы в соответствии с любой избранной из вышеперечисленных комбинаций.

Современная интерпретация

Одаренные и талантливые ученики не являются однородной группой, и каждый из них обладает уникальным сочетанием качеств. Тем не менее, при рассмотрении категории учеников одаренных и талантливых в условиях группы, можно установить ряд общих характеристик. Некоторые учащиеся показывают наличие этих качеств в ряде областей, в то время как другие - только в одной области. У более одаренных учеников, данные черты могут быть гораздо более выраженными и интенсивными. Не всегда можно сразу обнаружить одаренных и талантливых учеников по поведению, которое иногда указывает на их исключительную способность. Возможно, одаренность некоторых учеников не проявляется в силу объективных обстоятельств либо они не имели возможности продемонстрировать свои способности. Остальные, по разным причинам, могут находиться в категории неуспевающих или намеренно скрывающих свою одаренность. Некоторые одаренные и талантливые ученики, возможно, сталкиваются с трудностями в обучении, что скрывает их реальные способности. Одаренные и талантливые ученики обладают широким диапазоном способностей: отдельные из них, например, могут иметь исключительные способности в области науки и техники, некоторые - в искусстве или поэзии и в общественном лидерстве. В настоящее время принято определять одаренных и талантливых учеников не только по наличию у них высокого интеллекта. Система критериев в отношении к концепции одаренности и таланта включает довольно широкий спектр общих интеллектуальных, академических способностей, творческих, лидерских способностей, физических возможностей и способности в визуальном и исполнительском искусстве. Ученики могут быть одарены в одной области и испытывать трудности - в другой; они могут быть очень способными на одной из стадий своего развития, но не обязательно - на более позднем этапе. Одаренность и талант могут быть признаны со стороны учителей, родителей, других членов группы или самих учеников, которые должны иметь возможность проявить свои способности, навыки и потенциал, что в первые годы обучения может быть особенно сложно. Макэлпайн и Рид (1996 г.) разработали полезный список характеристик одаренных и талантливых учеников. Ни один одаренный ученик, вероятнее всего, не обладает всеми перечисленными характеристиками: они могут обладать всеми или почти всеми характеристиками в одной категории, но незначительными - в другой.

Характеристики обучения одаренных и талантливых учеников:

• Демонстрируют логическое и аналитическое мышление.

• Быстро устанавливают закономерности и взаимосвязь.

• Оперативно обрабатывают информацию.

• Стремятся к точным и правильным решениям проблем.

• Легко овладевают ключевыми принципами.

• Предпочитают интеллектуальный вызов.

• Минуют отдельные этапы обучения.

• Стремятся пересмотреть проблемы, создают идеи, формулируют гипотезы.

• Выявляют и решают проблемы.

• Все подвергают анализу.

• Разрабатывают и аргументируют идеи доказательствами.

• Могут использовать широкий спектр знаний.

• Независимы в суждениях и стремятся к открытиям, задаваясь вопросами: «почему» и «как».

Характеристики креативного мышления

• Формулируют оригинальные идеи.

• Демонстрируют интеллектуальные воображение и фантазию.

• Создают оригинальные тексты, изобретают.

• Обладают тонким чувством юмора.

• Формируют оригинальное понимание.

• Любят думать о будущем.

• Демонстрируют понимание эстетических качеств.

• Не боятся быть другими.

• Генерируют большое количество идей.

• Готовы экспериментировать с новыми идеями и рисковать ошибиться.

• Ищут необычное.

Характеристики мотивации

• Стремятся к высоким стандартам личных достижений.

• Самостоятельны.

• Целеустремленны и способны к определению личных целей.

• Последовательны в решении задач.

• Решительны и увлекаются процессом.

• Склонны к самокритике и оцениванию.

• Надежны.

• Предпочитают работать самостоятельно.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...