Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристики креативного мышленияВведение Все учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в преподавании и обучении. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения учеников в рамках соответствующей образовательной программы. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников, школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучения для всех учеников. Исторический обзор За последние три десятилетия понимание категорий «одаренный» и «талантливый» претерпели значительные изменения. Важным катализатором этих изменений выступил отчет Marland, который был представлен в Управлении образования Соединенных Штатов в 1972 году. Отчет показал недостаточную степень обеспечения работы с одаренными и талантливыми учениками в США. Значимым в отчете был вывод о том, что одаренные и талантливые ученики в США «потеряны» и могут навсегда лишиться способности нормально функционировать, что приравнивает данную проблему с проблемой страданий других учеников, с ограниченными возможностями. Недавние исследования показали, что многие эмоциональные и социальные трудности, испытываемые одаренными и талантливыми учениками, могут исчезнуть, при наличии образовательного климата, адаптированного и согласованного с их уровнем и темпами обучения (Neihart et al., 2002). Наряду с осознанием того, что одаренные и талантливые ученики должны быть исследованы как имеющие особые потребности, произошли изменения в определении категорий «одаренные» и «талантливые» из моноаспектных в многоаспектные. Моноаспектное определение одаренных и талантливых основывается на единственном критерии – наличие интеллекта и определение его уровня на основе баллов IQ. Подобный подход, как правило, ограничивает установление одаренности и таланта до незначительного процентного выражения от общей их численности (примерно, от 1-го до 3-х процентов). Многоаспектые определения основаны на широком спектре критериев и подразумевают комплексный подход, который устанавливает довольно высокий показатель процентного выражения (от 10-ти до 15-ти процентов) от численности учащихся с особыми способностями. Современные определения избегают утверждения любого процентного выражения школьников как одаренных или талантливых, поскольку существенно разнится политика между школами по интерпретации параметров, связанных с этим понятием. Ренцулли (1978) конкретизировал определение одаренности на основе взаимодействия трех основных групп человеческих качеств: • способности выше средних • высокий уровень сосредоточенности в процессе решения задач • высокий уровень творчества Ренцулли и Райс (1985) утверждают, что одаренные и талантливые ученики обладают или предрасположены к сложному набору способностей и проявлению их в любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Они подчеркнули, что ученики данной категории нуждаются в широком спектре образовательных возможностей и услуг, которые обычно не предоставляются в обычных школах. Переход понимания одаренности и талантливости от моноаспектного к многоаспектному понятию сопровождается изменением в понимании концепции самого интеллекта, который уже рассматривается не как единое целое, а в условиях множественного интеллекта. В числе сторонников идеи множественного интеллекта необходимо отметить Гарднера (2006), который установил восемь типов интеллекта: • логико-математический • лингвистический • кинестетический • пространственный • музыкальный • межличностный • углубленный • натуралистический По многим позициям перечисленные типы можно рассматривать как области особых способностей, а не интеллекта. Гарднер определяет интеллект как набор способностей, талантов или умственных способностей, которые позволяют людям решить проблемы или задачу таким образом, чтобы решение ее могло быть полезными в одной или нескольких культурных контекстах. Многоаспектное понимание одаренности и талантливости позволяет считать, что ученики одарены и талантливы в соответствии с любой избранной из вышеперечисленных комбинаций. Современная интерпретация Одаренные и талантливые ученики не являются однородной группой, и каждый из них обладает уникальным сочетанием качеств. Тем не менее, при рассмотрении категории учеников одаренных и талантливых в условиях группы, можно установить ряд общих характеристик. Некоторые учащиеся показывают наличие этих качеств в ряде областей, в то время как другие - только в одной области. У более одаренных учеников, данные черты могут быть гораздо более выраженными и интенсивными. Не всегда можно сразу обнаружить одаренных и талантливых учеников по поведению, которое иногда указывает на их исключительную способность. Возможно, одаренность некоторых учеников не проявляется в силу объективных обстоятельств либо они не имели возможности продемонстрировать свои способности. Остальные, по разным причинам, могут находиться в категории неуспевающих или намеренно скрывающих свою одаренность. Некоторые одаренные и талантливые ученики, возможно, сталкиваются с трудностями в обучении, что скрывает их реальные способности. Одаренные и талантливые ученики обладают широким диапазоном способностей: отдельные из них, например, могут иметь исключительные способности в области науки и техники, некоторые - в искусстве или поэзии и в общественном лидерстве. В настоящее время принято определять одаренных и талантливых учеников не только по наличию у них высокого интеллекта. Система критериев в отношении к концепции одаренности и таланта включает довольно широкий спектр общих интеллектуальных, академических способностей, творческих, лидерских способностей, физических возможностей и способности в визуальном и исполнительском искусстве. Ученики могут быть одарены в одной области и испытывать трудности - в другой; они могут быть очень способными на одной из стадий своего развития, но не обязательно - на более позднем этапе. Одаренность и талант могут быть признаны со стороны учителей, родителей, других членов группы или самих учеников, которые должны иметь возможность проявить свои способности, навыки и потенциал, что в первые годы обучения может быть особенно сложно. Макэлпайн и Рид (1996 г.) разработали полезный список характеристик одаренных и талантливых учеников. Ни один одаренный ученик, вероятнее всего, не обладает всеми перечисленными характеристиками: они могут обладать всеми или почти всеми характеристиками в одной категории, но незначительными - в другой. Характеристики обучения одаренных и талантливых учеников: • Демонстрируют логическое и аналитическое мышление. • Быстро устанавливают закономерности и взаимосвязь. • Оперативно обрабатывают информацию. • Стремятся к точным и правильным решениям проблем. • Легко овладевают ключевыми принципами. • Предпочитают интеллектуальный вызов. • Минуют отдельные этапы обучения. • Стремятся пересмотреть проблемы, создают идеи, формулируют гипотезы. • Выявляют и решают проблемы. • Все подвергают анализу. • Разрабатывают и аргументируют идеи доказательствами. • Могут использовать широкий спектр знаний. • Независимы в суждениях и стремятся к открытиям, задаваясь вопросами: «почему» и «как». Характеристики мотивации • Стремятся к высоким стандартам личных достижений. • Самостоятельны. • Целеустремленны и способны к определению личных целей. • Последовательны в решении задач. • Решительны и увлекаются процессом. • Склонны к самокритике и оцениванию. • Надежны. • Предпочитают работать самостоятельно. Характеристики решительности • Скептически относятся к авторитарным заявлениям. • Ставят под сомнение произвольные решения. • Побуждают учителей и взрослых к объяснениям. • Интересуются «взрослыми» проблемами. • Не желают отрабатывать уже освоенные навыки. • Быстро утомляются от повседневных рутинных заданий. • Открыто выражают свои идеи, предпочтения и мнения. • Коммуникабельны в общении с учениками старшего возраста, со взрослыми; часто предпочитают их компанию. • Формулируют обстоятельные, доскональные вопросы. В данном разделе понятия «одаренный» и «талантливый» были объединены как «одаренные и талантливые». Тем не менее, некоторые исследователи утверждают об их разности и необходимости их дифференцирования. В случаях дифференцирования категорий, одаренность, как правило, связывают с высоким уровнем интеллекта или способностей, а талант - с высоким уровнем достижений в таких областях, как музыка, искусство, различные ремесла, танцы или спорт и т.д. Некоторые исследователи утверждали важность самостоятельного рассмотрения двух категорий, поскольку одаренность, на их взгляд, больше относится к способностям (интеллектуальным, творческим, социально аффективным и др.), а талант связан с более выдающимися достижениями в различных областях (научных, технических, художественных, межличностных, спортивных и т. д.). Талант иногда связывают с совершенством и выдающимися достижениями, но иногда он зарезервирован для меньшинства людей из большего числа компетентных субъектов. Заключение: • В настоящее время утверждается тенденция отказа от определения одаренных и талантливых в рамках моноаспектности (например, высокий IQ) в пользу многоаспектности, которая подразумевает широкий спектр особенных способностей. • Культурные ценности, которые определяют отношение к способностям и качествам, являются важным компонентом любой концепции одаренности и таланта. • Определение процедур и содержания Программы второго уровня должно включать в равной степени мультикультурную перспективу. • Социальные, эмоциональные и мотивационные факторы рассматриваются в качестве важных аспектов одаренности и таланта. • Поведенческие специфические характеристики, такие как интерес к чтению и языковые навыки, а также, навыки абстрактного мышления, исключительно высокий уровень знаний, любознательность и мотивация чрезвычайно полезны в выявлении одаренных и талантливых учеников. • Крайне важно, наряду с продемонстрированными учениками результатами успеваемости, выявлять имеющийся у них потенциал. • Учителям необходим богатый и разноаспектный опыт для оказания компетентной помощи ученикам в реализации их потенциала способностей. Значимость для учителей Каким образом учителя выявляют одаренных или талантливых учеников По мере повышения успеваемости детей в школе, их академические достижения могут быть зарегистрированы официально и включены в портфолио, демонстрирующее их таланты. В практике преподавания и обучения встречается необычно зрелая форма мышления, которая не столь характерна для определенного возраста, либо интеллектуальная одаренность ученика, высокие социальные навыки и лидерские качества, требующие внимания, которые не используются в формальном контексте обучения и проявляются зачастую вне условий обучения. Чтобы оказать помощь учителям в определении диапазона одаренности и талантливости учащихся, были составлены контрольные образцы, включающие описание характеристик поведения, к примеру: «проявляет ярко выраженную эмоциональность, высказывает собственное мнение» или «имеет своеобразное чувство юмора». В средней школе ученик может быть особо одарен в одной конкретной области и не проявлять высоких способностей в других областях. В этой связи были разработаны образцы контрольных характеристик выявления одаренных и талантливых по конкретному предмету. Например, Географической Ассоциацией (Великобритания) разработан перечень предметных характеристик, таких как «понимание сущности различных процессов и взаимосвязи между ними, например, физической и человеческой среды; наличие способностей, таких как уверенность, коммуникабельность, креативность, оригинальность мышления. Фриман (1998) полагает, что следующие научно обоснованные критерии могут быть рационально использованы при выявлении одаренных и талантливых учеников: Экстернат Следующей приемлемой формой работы с одаренными и талантливыми учениками является экстернат, предполагающий более быстрое и оперативное овладение учениками учебным планом. Так, экстернат в Великобритании позволил привлечь одаренных и талантливых учеников одной школы для сдачи экзаменов по английскому языку и математике на год раньше. Это стало эффективным способом мотивации и развития талантливых и одаренных учеников в школе. Мнения учеников и учителей были записаны для оценивания образовательной программы. Как правило, одаренные и талантливые ученики тяготеют к усложненным заданиям, которые выполняют более целенаправленно и оперативно, но у их учителя английского языка возникли сомнения в достаточной их зрелости для работы с отдельными текстами. Таксономия Блума, как описано в разделе о критическом мышлении, предлагает модель для определения подхода к обучению одаренных и талантливых учеников. Хотя существует утверждение о том, что все ученики способны мыслить в рамках каждого из уровней Таксономии Блума, отдельные учителя выступают за то, чтобы для одаренных и талантливых учеников больше времени и внимания было уделено более высоким, установленным Таксономией позициям, в особенности – активному применению учащимися процессов оценивания, обобщения и анализа. Ренцулли и Рейс (1985) разработали модель на основе трех взаимосвязанных этапов деятельности по совершенствованию знаний одаренных и талантливых учеников: • Первый этап – общая исследовательская деятельность (совершенствование, обогащение). • Второй этап – групповая тренинговая работа (процесс). • Третий этап – индивидуальные и в малых группах исследования реально существующих проблем (результативность). Первый этап совершенствования знаний предлагает ученикам широкий спектр заданий и видов деятельности, представляющих различную тематику. Первый этап может быть проведен посредством любых видов занятий, включающих печатные материалы, СМИ, экскурсии либо приглашение докладчиков и т. д. Данный этап способствует развитию учеников за пределами стандартной учебной программы, в более привлекательных и интересных для них областях. Второй этап совершенствования знаний разработан с целью формирования у учащихся навыков, необходимых для проведения исследований и осуществления ряда эмоциональных и интеллектуальных процессов, предполагающих, по мнению Ренцулли и Рейса, наличие творческого мышления, способности к решению проблем, критического мышления, готовности к принятию решений и к аффективным процессам, исследовательские навыки, навыки общения и обучения тому, как учиться и мн. др. Решение отдельных задач возможно лишь для небольших групп учеников, в связи с чем, необходимо использование гибких форм группирования, с целью задействия всех учащихся. Групповая работа часто используется в целях классификации, эффективность которой изучается. Например, в отдельных проектах, в которых использовалась групповая работа на занятиях математики, было установлено, что учащиеся работали более эффективно, нежели в полных группах, поскольку чувствовали себя увереннее в решении математических задач в обстановке, располагающей к тесному сотрудничеству и конструктивному разговору. Иногда одаренные и талантливые ученики могут показать негативное поведение, которое непосредственно связано с их особыми способностями, например: • использующие на практике запомнившийся широкий спектр знаний, могут доминировать в обсуждениях; • демонстрирующие интеллектуальную игривость, воображение и фантазию могут постоянно проявлять невнимательность либо нежелание выполнять задания; • тяготеющие к точным и правильным решениям проблем могут позволять себе частое исправление других учеников и преподавателя; • обладающие тонким чувством юмора могут использовать его в негативном контексте, дразня других; • тяготеющие к высоким эталонам достижений могут стремиться к избеганию задач, достижение которых сопряжено с риском, в целях ограждения себя от неудач; • предпочитающие работать самостоятельно могут активно сопротивляться совместной работе с другими. Характер восприятия учителем поведения одаренных учеников отражает степень его понимания и сопереживания данной проблемы. Например, некоторые учителя поощряют склонность одаренных учеников предлагать необычные идей, другие - находят такое поведение разрушительным. Некоторые учителя приветствуют склонность одаренных учеников ставить под сомнение случайные решения, другие же – воспринимают как неуважение. Иногда менее приемлемое поведение может быть выражением разочарования. Очень часто ученики, которые быстро усваивают информацию, легко постигают основные принципы, любят интеллектуальные задачи, и минуют отдельные этапы обучения, поскольку им становятся очень скучно и они переживают в случае, если необходимо работать над теми же задачами программы и с равной с другими учениками класса скоростью. Такие ученики могут нарушать порядок проведения занятия, действовать как «клоун класса», или подавлять в себе интерес к обучению. Важно, чтобы учителя выявили причины подобного негативного поведения учеников в контексте их одаренностей и таланта и пытались обеспечить учащихся условиями, содействующими им, а не рассматривать этих учеников как проблемных субъектов.
Введение Все учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в преподавании и обучении. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения учеников в рамках соответствующей образовательной программы. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников, школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучения для всех учеников. Исторический обзор За последние три десятилетия понимание категорий «одаренный» и «талантливый» претерпели значительные изменения. Важным катализатором этих изменений выступил отчет Marland, который был представлен в Управлении образования Соединенных Штатов в 1972 году. Отчет показал недостаточную степень обеспечения работы с одаренными и талантливыми учениками в США. Значимым в отчете был вывод о том, что одаренные и талантливые ученики в США «потеряны» и могут навсегда лишиться способности нормально функционировать, что приравнивает данную проблему с проблемой страданий других учеников, с ограниченными возможностями. Недавние исследования показали, что многие эмоциональные и социальные трудности, испытываемые одаренными и талантливыми учениками, могут исчезнуть, при наличии образовательного климата, адаптированного и согласованного с их уровнем и темпами обучения (Neihart et al., 2002). Наряду с осознанием того, что одаренные и талантливые ученики должны быть исследованы как имеющие особые потребности, произошли изменения в определении категорий «одаренные» и «талантливые» из моноаспектных в многоаспектные. Моноаспектное определение одаренных и талантливых основывается на единственном критерии – наличие интеллекта и определение его уровня на основе баллов IQ. Подобный подход, как правило, ограничивает установление одаренности и таланта до незначительного процентного выражения от общей их численности (примерно, от 1-го до 3-х процентов). Многоаспектые определения основаны на широком спектре критериев и подразумевают комплексный подход, который устанавливает довольно высокий показатель процентного выражения (от 10-ти до 15-ти процентов) от численности учащихся с особыми способностями. Современные определения избегают утверждения любого процентного выражения школьников как одаренных или талантливых, поскольку существенно разнится политика между школами по интерпретации параметров, связанных с этим понятием. Ренцулли (1978) конкретизировал определение одаренности на основе взаимодействия трех основных групп человеческих качеств: • способности выше средних • высокий уровень сосредоточенности в процессе решения задач • высокий уровень творчества Ренцулли и Райс (1985) утверждают, что одаренные и талантливые ученики обладают или предрасположены к сложному набору способностей и проявлению их в любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Они подчеркнули, что ученики данной категории нуждаются в широком спектре образовательных возможностей и услуг, которые обычно не предоставляются в обычных школах. Переход понимания одаренности и талантливости от моноаспектного к многоаспектному понятию сопровождается изменением в понимании концепции самого интеллекта, который уже рассматривается не как единое целое, а в условиях множественного интеллекта. В числе сторонников идеи множественного интеллекта необходимо отметить Гарднера (2006), который установил восемь типов интеллекта: • логико-математический • лингвистический • кинестетический • пространственный • музыкальный • межличностный • углубленный • натуралистический По многим позициям перечисленные типы можно рассматривать как области особых способностей, а не интеллекта. Гарднер определяет интеллект как набор способностей, талантов или умственных способностей, которые позволяют людям решить проблемы или задачу таким образом, чтобы решение ее могло быть полезными в одной или нескольких культурных контекстах. Многоаспектное понимание одаренности и талантливости позволяет считать, что ученики одарены и талантливы в соответствии с любой избранной из вышеперечисленных комбинаций. Современная интерпретация Одаренные и талантливые ученики не являются однородной группой, и каждый из них обладает уникальным сочетанием качеств. Тем не менее, при рассмотрении категории учеников одаренных и талантливых в условиях группы, можно установить ряд общих характеристик. Некоторые учащиеся показывают наличие этих качеств в ряде областей, в то время как другие - только в одной области. У более одаренных учеников, данные черты могут быть гораздо более выраженными и интенсивными. Не всегда можно сразу обнаружить одаренных и талантливых учеников по поведению, которое иногда указывает на их исключительную способность. Возможно, одаренность некоторых учеников не проявляется в силу объективных обстоятельств либо они не имели возможности продемонстрировать свои способности. Остальные, по разным причинам, могут находиться в категории неуспевающих или намеренно скрывающих свою одаренность. Некоторые одаренные и талантливые ученики, возможно, сталкиваются с трудностями в обучении, что скрывает их реальные способности. Одаренные и талантливые ученики обладают широким диапазоном способностей: отдельные из них, например, могут иметь исключительные способности в области науки и техники, некоторые - в искусстве или поэзии и в общественном лидерстве. В настоящее время принято определять одаренных и талантливых учеников не только по наличию у них высокого интеллекта. Система критериев в отношении к концепции одаренности и таланта включает довольно широкий спектр общих интеллектуальных, академических способностей, творческих, лидерских способностей, физических возможностей и способности в визуальном и исполнительском искусстве. Ученики могут быть одарены в одной области и испытывать трудности - в другой; они могут быть очень способными на одной из стадий своего развития, но не обязательно - на более позднем этапе. Одаренность и талант могут быть признаны со стороны учителей, родителей, других членов группы или самих учеников, которые должны иметь возможность проявить свои способности, навыки и потенциал, что в первые годы обучения может быть особенно сложно. Макэлпайн и Рид (1996 г.) разработали полезный список характеристик одаренных и талантливых учеников. Ни один одаренный ученик, вероятнее всего, не обладает всеми перечисленными характеристиками: они могут обладать всеми или почти всеми характеристиками в одной категории, но незначительными - в другой. Характеристики обучения одаренных и талантливых учеников: • Демонстрируют логическое и аналитическое мышление. • Быстро устанавливают закономерности и взаимосвязь. • Оперативно обрабатывают информацию. • Стремятся к точным и правильным решениям проблем. • Легко овладевают ключевыми принципами. • Предпочитают интеллектуальный вызов. • Минуют отдельные этапы обучения. • Стремятся пересмотреть проблемы, создают идеи, формулируют гипотезы. • Выявляют и решают проблемы. • Все подвергают анализу. • Разрабатывают и аргументируют идеи доказательствами. • Могут использовать широкий спектр знаний. • Независимы в суждениях и стремятся к открытиям, задаваясь вопросами: «почему» и «как». Характеристики креативного мышления • Формулируют оригинальные идеи. • Демонстрируют интеллектуальные воображение и фантазию. • Создают оригинальные тексты, изобретают. • Обладают тонким чувством юмора. • Формируют оригинальное понимание. • Любят думать о будущем. • Демонстрируют понимание эстетических качеств. • Не боятся быть другими. • Генерируют большое количество идей. • Готовы экспериментировать с новыми идеями и рисковать ошибиться. • Ищут необычное. Характеристики мотивации • Стремятся к высоким стандартам личных достижений. • Самостоятельны. • Целеустремленны и способны к определению личных целей. • Последовательны в решении задач. • Решительны и увлекаются процессом. • Склонны к самокритике и оцениванию. • Надежны. • Предпочитают работать самостоятельно. 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |