Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы группового влияния. Эффект синергии

 

Социальная психология пытается объяснить и понять, какое влияние на чувства, мысли и поведение людей оказывает мнимое или реальноу присутствие других людей Реакция человека на присутствие других проявляется в виде разнообразных эффектов.

Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, через которые осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной деятельности и сотрудничества.

Эффект социальной фасилитации (ингибирования). Социальная фасилитация (англ. social facilitation) - групповой эффект, который проявляется в повышении активности индивида в условиях осуществления деятельности в группе в сравнении с привычным уровнем выполнения той же деятельности индивидуально, а также в усилении доминантных реакций в присутствии других.

Определяющими факторами при социальной фасилитации являются:

- количество присутствующих людей (человек в присутствии большого количества людей более возбуждён);

- взаимоотношения внутри группы (симпатия или антипатия между членами группы);

- важность отношений с определёнными людьми;

- мера пространственной дистанции между людьми (чем теснее расположены присутствующие, тем сильнее социальное возбуждение).

Эффект групповой принадлежности. Исследователи сформулировали теорию социальной идентичности: лицо отождествляет себя с группой и стремится оценить её положительно, поддерживая высокий статус группы и одновременно собственную самооценку Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определённой группе, ей присущи все особенности социальной установки, к тому же она имеет и такую же трехкомпонентную структуру (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент).

Когнитивный компонент заключается в осознании лицом своей принадлежности к группе.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным и заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств (любви, гордости или ненависти).

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда лицо реагирует на других с позиции и своего группового членства, с того момента, когда начинает различать различия между своей группой и позициями других групп.

Эффект Рингельмана. С увеличением количества членов группы происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в групповую работу. Этот эффект открыл Макс Рингельман Он определил, что производительность группы не превышает половины суммы производительности её членов. Члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных Исследователь сравнивал, например, поднятие тяжестей вместе с группой и отдельными людьми Оказалось, что если производительность отдельного человека принять за 100%, то двое вместе поднимут вес, который составляет всего 93% суммарного веса от того, который вместе могут поднять люди, работающие отдельно. Коэффициент полезного действия группы из трех человек будет 85%, группа из восьми человек будет продуктивной на 49% относительно ожидаемой производительности всех членов группы.

В 1979 году Б.Латан открыл феномен невмешательства, проведя серию разнообразных экспериментов. Феномен заключается в том, что рост числа свидетелей трагического события становится препятствием для оказания помощи кем-то из них. Чем больше свидетелей страданий жертвы несчастного случая, тем меньше вероятность того, что она дождётся помощи.

Эффект синергии. При объединении людей в целостную группу возникает дополнительная интеллектуальная энергия, которая воплощается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов Формально для этого в эффекта справедливо соотношение 1 + 1 > 2. Этот эффект исследовали российские ученые В. М Бехтерев и М М Ланге В проведенных ими исследованиях установлено, что групповой успех значительно продуктивнее, чем у отдельных людей. Это проявляется как в интеллектуальной сфере, так и в других формах психической активности: повышение наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, увеличение объёма памяти и внимания, эффективности решения простых арифметических задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако Бехтерев также отмечал, что при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, "особо одаренные люди" превышают средне групповые показатели Ярко эффект синергии проявляется при проведении брейнсторминга - "мозгового штурма", когда группа должна предложить много новых идей без их критического и логического анализа.

Эффект группового мышления. Это специфический способ, при котором в сплочённой группе доминирует поиск согласия, подчиняющий себе реалистичную оценку возможных альтернативных действий. Введение термина "группомышления" (groupthink), принадлежит Ирвину Дженису. Описанный эффект возникает тогда, когда критерием истинности служит согласованная позиция группы, противопоставляемая мнению отдельного человека Когда же члены группы встречаются с угрозой расхождений позиций, мнений, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникающие негативные чувства и одновременно найти решение, хотя оно может быть недостаточно продуманным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Эффект конформизма. Члены группы, зависящие от неё в своих контактах с миром, в большинстве ситуаций даже сенсорную информацию могут воспринимать с определённой модификацией, обусловленной групповыми факторами различного характера. Определены следующие факторы конформизма:

- тип личности: лица с заниженной самооценкой более зависимы от группового давления, нежели имеющие завышенную самооценку;

- численность группы: высокий уровень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трёх и более человек;

- состав группы: конформизм повышается, если группа состоит из экспертов, члены группы являются авторитетными для человека и принадлежат к одному социальному окружению;

- сплочённость: чем больше сплочённость группы, тем больше её конформизм (ловушка);

- публичная ситуация: высокий уровень конформизма люди имеют тогда, когда должны выступить публично, а не тогда, когда записывают самостоятельно свою позицию.

Эффект моды (группового подражания). Подражание - один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы формируют общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчёркивает их единство и укрепляет их членство в группе Эффект подражания лежит в основе любого обучения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповых задач. Этот эффект подобен в каких-то элементах эффекту конформизма, однако в последнем случае группа осуществляет определённое давление на своего члена, а при подражании групповые нормы применяются добровольно.

Эффект ореола ("гало-эффект"). Это влияние на содержание знаний, оценок личности определенной установки, проявляющейся у одного человека в отношении другого. Этот эффект проявляется при таких условиях:

- дефицит времени (у человека нет времени, чтобы хорошо познакомиться с другим человеком, продумать его личностные характеристики или проанализировать ситуацию взаимодействия);

- чрезмерное количество информации (человек перегружен информацией о разных людях, поэтому не имеет возможности и времени подумать об отдельном человеке);

- стереотипы восприятия (функционирование обобщенных образов различных групп, которыми члены определённой группы пользуются как сокращенными вариантами знания

об этих группах);

- яркость и неординарность личности (определённые черты будто бросаются в глаза окружающим и отодвигают на задний план все остальные качества этого человека, столь характерной чертой является внешность человека).

Существует и негативный вариант эффекта ореола, когда уменьшаются положительные черты личности, формируется предвзятое отношение к человеку со стороны окружающих

Эффект группового фаворитизма. Это тенденция способствовать членам своей группы в отличие от членов чужой группы. Этот эффект служит распределительным механизмом между людьми, которые воспринимаются как свои и чужие

Эффект. группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм отдельных групп или всего общества. Этот эффект имеет чрезвычайно негативные последствия для группы в целом, её дальнейшей жизнедеятельности и судьбы её отдельных членов.

Эффект маятника. Это циклическое чередование эмоциональных состояний стенического и астенического характера, интенсивность и продолжительность которых зависят от деятельности группы Эмоциональные циклы группы зависят от таких факторов:

- день недели и время суток, в конце недели настроение работников ухудшается, накапливается усталость;

- особенности психологической структуры группы, лидерских процессов, системы отношений, уровня конфликтности, сплочённости группы;

- уровень дисциплины в группе: чем выше дисциплина труда в группе, тем лучше настроение её членов.

Эффект волны. Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей Отдельный человек делится новой идеей со своим ближайшим окружением, эта идея дополняется и развивается членами группы

Эффект пульсара. Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность разворачивается как цикл: оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы - подъём активности – спад активности - возвращение к оптимальному уровню активности. Развертывание этого цикла зависит от внешних (получение группой срочного задания) и внутренних (стремление членов группы решить проблему) стимулов. В соответствии с эффектом пульсара активность группы резко повышается в начале деятельности, а когда задача решена, наступает спад активности. Затем уровень активности вновь поднимается до оптимального уровня, необходимого для нормальной слаженной работы группы.

Эффект бумеранга. Эффект бумеранга возникает при сообщении противоречивой информации или при взаимодействии людей, которые в конце концов действуют против того, кто осуществляет эти действия или отрицательно отзывается. В условиях группы люди более придерживаются спокойного человека, чем его агрессивного соперника.

Эффект "мы – они". Это чувство принадлежности к группе (эффект "мы") и соответственно отстраненности, отделение от других (эффект «они») Эффект принадлежности к группе имеет два отдельных эффекта - эмоциональной поддержки и добавления Эффект добавления заключается в том, что член группы чувствует себя причастным к проблемам, делам, успехам или неудачам той группы, к которой он реально принадлежит, чувствует ответственность за результаты группы Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной и реальной поддержки, сострадания, помощи со стороны других членов группы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...