Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерий №2 «Логичность изложения»
Проверяется умение выпускника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
«Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»
Проверяется умение выпускника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
«Незачет» ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Проверяется умение выпускника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
«Незачет» ставится, если низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Проверяется грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов).
При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.
Приложение 7. Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учета предложенной системы оценивания сочинений.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Критерии оценивания
| Баллы
| К1. Соответствие теме
| Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
|
| Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
|
| Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
|
| К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
| Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания.
Допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
|
| Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается только пересказом художественного произведения;
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.
|
| сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
|
| К3. Композиция и логика рассуждения
| Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
|
| Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается.
|
| Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
|
| К4. Качество письменной речи
| Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
|
| Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
|
| Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
|
| К5. Оригинальность сочинения
| Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
|
| Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
|
| К6. Речевые нормы
| Допущено не более 2 речевых ошибок.
|
| Допущены 3-4 речевые ошибки.
|
| Допущено 5 и более речевых ошибок.
|
| К7. Орфографические нормы
| | Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
|
| Допущены 2-3 орфографические ошибки.
|
| Допущено 4-5 орфографических ошибок.
|
| Допущено более 5 орфографических ошибок.
|
| К8. Пунктуационные нормы
| | Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
|
| Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.
|
| Допущено 4-5 пунктуационных ошибок.
|
| Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
|
| К9. Грамматические нормы
|
| Допущено не более 2 грамматических ошибок.
|
| Допущены 3-4 грамматические ошибки.
|
| Допущено 5 и более грамматических ошибок.
|
| К10. Фактическая точность в фоновом материале
| Фактические ошибки отсутствуют.
|
| Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
|
| МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
|
|
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Первичный балл
| 0-4
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
|
|
|
|
|
|