Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная западная социология.

1.Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).

2. Теории конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).

3. Символический интеракционизм: Дж. Г. Мид, Г. Блумер.

4. Феноменологическое направление: А. Шюц.

5. Этнометодология: Г.Гарфинкель.

6. Теория обмена: Дж. Хоманс.

Современная западная социология представляет собой огромное многообразие школ и направлений. Они могут быть разделены на макро- и микросоциологические теории. Среди макротеорий наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.

1. Основы структурного функционализма в новых условиях заложил видный американский социолог Талкотт Парсонс (1902-1979). В предшествующий период к нему тяготели О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Все представители данного направления рассматривают общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. Такими элементами являются индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Предмет социологии у функционалистов стал сводиться к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс сформулировал универсальные принципы функционирования социальных систем. Любая система, по Парсонсу, для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции: 1. приспособление к окружающей среде (адаптация); 2. определение и достижение темы (целедостижение); 3. координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция); 4. снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность – поддержание образца).

На уровне общества как целостности функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая система, функцию интеграции – правовые и социокультурные институты, латентную функцию – институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс; он характеризуется растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможности в удовлетворении потребностей общества.

Другим крупным представителем данного направления является американский социолог Р. Мертон (1910 – 2003). Он показал, что социальные институты и другие части общества могут не только способствовать поддержанию социальной системы, но и вызывать негативные последствия. Если функции какого-то социального образования способствуют адаптации, то дисфункции (понятие, введенное Мертоном), наоборот, уменьшают адаптацию, расшатывают систему. Другой вклад Мертона – различение явных и латентных функций. Если первые – планируются и осознаются, то вторые – нет, поэтому они требуют пристального внимания исследователя.

Помимо целостной, но статичной картины общественной жизни желательно изучать также социальные процессы.

2. Теории конфликта.

В данной теме рассматриваются теория позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (р. 1913) и концепции конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929).

Льюис Козер обосновал тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. Более того, социальные конфликты являются неотъемлемым атрибутом социальных отношений и выполняют функции интеграции и поддержания солидарности внутри группы, снятия напряженности в обществе и др.

Важная роль конфликтов заключается также в том, что они порождают новые социальные институты и стимулируют экономический и технологический прогресс.

Ральф Дарендорф основал свою концепцию на четырех положениях: 1. каждое общество в каждый момент находится в процессе изменения; 2. в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3. каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4. каждое общество основано на господстве одних членов над другими.

Причинами социальных конфликтов Дарендорф называет в первую очередь политическими факторами: борьба за власть, престиж, авторитет, ресурсы.

Несмотря на свою неистребимость, конфликты должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе принятых в обществе норм и правил. Наилучшим образом конфликты регулируются в демократическом, открытом обществе, в котором имеют место плюрализм и гибкая система управления.

3. Современная западная социология: микросоциологические теории (символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена).

1.Создатель теории символического интеракционизма – американский философ, психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931). Представители данного направления считают, что человеческие существа создают и поддерживают общество посредством символического общения (впервые об этом заговорил Г. Спенсер). По теории Мида, мы совершаем действия, сообразуясь со значением, которое в них вкладываем. Значение – редуцированное взаимодействие, существующее в опыте индивидов. Тождество значений в опыте того, кто действует, и того, кто воспринимает действие, предполагает возможность «принятия роли другого». В случае более сложного взаимодействия с участием множества индивидов учитывается и обобщается мнение группы относительно общего взаимодействия, т. е принимается роль «обобщенного другого». Все эти этапы – стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я (происхождение Я целиком социально). Исходные принципы Мида были развиты его учеником Гербертом Блумером (1900-1986). Основные положения символического интеракционизма: 1. люди действуют, сообразуясь прежде всего с символическими значениями, придаваемыми тем или иным объектам; 2. сами символические значения – продукт социального взаимодействия; 3. символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения. При этом социальный мир меняется посредством ярких людей, переопределяющих социальные ситуации по-своему, т. е. подчеркивается активность субъекта (это отличает микросоциологию от макросоциологии).

2. Феноменологическое направление. Основы данного направления заложены австро-американским философом и социологом Альфредом Шюцем (1899-1959). Целью социологического исследования становится повседневная жизнь людей, анализ обыденного сознания. Социологи данного направления пытаются открыть универсальные структуры, возникающие в процессе социального взаимодействия; их главная методологическая цель – открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир является «высшей реальностью», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

3. К феноменологии тесно примыкает этнометодология, основанная американским социологом Гарольдом Гарфинкелем (р. 1917-2010 (?). Данное направление рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. Основное внимание направлено на исследование обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимодействий. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное наложение готовых схем на реальные человеческие отношения.

4. Теория социального обмена. Один из основателей данного направления – Джордж Хоманс (1910-1989). Для объяснения социальных явлений и процессов им были предложены принципы бихевиоризма (буквально «наука о поведении»). По Хомансу, социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма: 1. принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность ее повторения; 2. принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия; 3. принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения; 4. принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

В последние десятилетия наметился процесс преодоления разрыва между макро- и микросоциологией.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...