Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратификация современной россии

В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная структура российского общества претерпела значительную трансформацию. В настоящее время существует несколько моделей социальной структуры российского общества. Рассмотрим некоторые из них.

Отечественный социолог Н. М. Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы:

1) «общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с западными крупнейшими состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;

2) «региональные и корпоративные элиты», обладающие значительным по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

3) российский «верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений;

4) российский «динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;

5) «аутсайдеры», характеризующие низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их приобретения;

6) «маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;

7) «криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Ученый А. В. Дмитров, взяв за основу структурирования три признака (размер доходов, уровень образования и престиж), выделил пять основных социальных групп, входящих в социальную структуру современного российского общества:

1) административная элита (правящая элита), состоящая из старой партохозноменклатуры первого и второго эшелонов, а также новая политическая элита;

2) рабочий класс, который делится, в свою очередь, по отраслевым и квалификационным признакам;

3) интеллигенция;

4) «новая буржуазия», которую составляют предприниматели и банкиры;

5) крестьянство.

Академик РАН Т. Н. Заславская на основе данных конкретных социологических исследований попыталась выделить основные социальные группы, составляющие структуру российского общества, и определить их процентное соотношение. Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7 %) является «верхний слой». Он, по мнению Т. Н. Заславской, выступает реальным субъектом реформ, так как к нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важное место в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах.

При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5 %, а остальная часть (6,5 %) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.

Следом за верхним идет «средний слой». Он более многочисленный (20 %) и включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.

Наиболее многочисленным является «базовый слой». Основную часть его составляют такие группы, как интеллигенция (специалисты), полуителлигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие.

Этот слой объединяет около 60 % населения нашей страны..

За базовым следует «нижний слой». Он представлен малоквалифицированными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др.

Для них характерен низкий деятельностный потенциал, неспособность адаптироваться к социальным условиям, их удельный вес в структуре населения – 8 %.

Последний слой в классификации Заславской получил название «социальное дно» и составил 5 %.

В него входят преступные и полупреступные элементы, а также личности с асоциальным типом поведения (наркоманы, алкоголики, бродяги и др.).

35 Социальная мобильность и маргинальность. — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
• Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
• Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
Социальный лифт
Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.[1]
Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения
Список лифтов социальной мобильности
• Армия. 36 римских императоров (Юлий Цезарь, Октавиан Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императоров из 65 достигли своего статуса по той же причине.
• Религиозные организации. Школа и научные организации. Ломоносов.
• Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.
• Искусство. Среди самых известных литераторов Франции 13 % были из рабочей среды.
• Пресса, телевидение, радио. Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение.
• Экономические организации. Семья и брак.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам (от лат. marginalis – находящийся на краю) относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.

Маргинальность можно поделить на этническую (миграция в чужую этническую среду); биологическую маргинальность (связана с нарушением здоровья), социальную маргинальность (связана с незавершенностью социального перемещения из одного слоя в другой); политическую маргинальность (связана с утратой общепринятых норм и ценностей политической культуры); религиозную маргинальность (когда индивид находится вне традиционных конфессий), экономическую маргинальность (потеря работы). В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания из-за утраты социальной идентичности.

В современной России огромные масштабы принимает миграция как разновидность социальной мобильности. Причины миграции: выталкивание (вызвано тяжелыми условиями существования в родных места); притяжение (связано с привлекательностью лучших условий жизни в других местах).

Миграция бывает безвозвратная (окончательная смена места жительства), сезонная (переселение на достаточно долгий, но ограниченный срок) и маятниковая (регулярные поездки к месту работы или учебы).

До определенного предела все виды миграции считаются естественными и нормальными, однако избыточная миграция может привести к негативным последствиям. Возможно изменение демографического состава региона, нехватка или убыток рабочей силы, неконтролируемый рост городов и др.

Рассмотренные нами проблемы социального неравенства и социальной мобильности требуют постоянного контроля со стороны всех ветвей и уровней власти, а также – со стороны рядовых граждан, которые постепенно построят в России цивилизованное гражданское общество.

36/37 Понятие культуры, ее роль в обществе.Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовныхценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средствапроизводства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовныеценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные инеформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная– состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленнымизнаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опытсамостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная – люди учатся жить вобществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активноусваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая – культура определяетрамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизньлюдей. 4.Объединяющая – обеспечивает целостность общества, сплачивает людей,создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, кодной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры:материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат,развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующиеповедение людей на основе ценностей. Структура культуры: Ценности - социальноодобряемые представления о добре , красоте и справедливости. Ценностипредставляют также разделяемые многими людьми представления относительноцелей, к которым нужно стремится. Социальные нормы - образцы правильного,проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях), манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер,привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символическийсмысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплексфункционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих изпоколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решениемвластных органов). Культурные универсалии - культурные нормы, ценности,правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо отгеографического положения, исторического времени и общественного устройства.Примеры: возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды,нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперациятруда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д. Элементы культуры,функционирующие как единое целое, называют культурными комплексами (примеры:стадион, винопитие, университет и т.д.). Культурное наследие - частьматериальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активноиспользуемая последующими поколениями. Образ жизни - часть культуры,характеризующая жизнь настоящего поколения или социальной группы. Каждаякультура может быть понята лишь в собственном контексте, элементы которойнеотделимы друг от друга и функционируют как целостность, обуславливаясвоеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами. Архетипы- структура коллективного бессознательного, обесславливающая определенныепредрасположенности развития индивида. Архетипы - результат историческогоразвития человека и этносов отражающих особенности начального этапаэтногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступнынепосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии,верованиях, социальных нормах и т.д., то есть в культуре. Структура архетипапроявляет себя также в особенностях психической организации индивида: экстраили интровертности мышления, импульсивности или планомерности действий,объективной или этической направленности оценочных суждений, конкретной илииррациональной направленности действийОсновные формы культуры. Субкультура.В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому онаадресована выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое искусство,серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура(народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура. Разновидности культуры:1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества(русский язык). 2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельнымсоциальным группам, отражает особые ценности данной части общества).3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующимценностям)38 Социологическое Понимание личности в социологии. Соц типологии личности В отличие от психологического толкования данного термина, в социологии личность — отнюдь не индивидуальность, но социальный тип. Маркс писал: «Сущность "особой личности" составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». По замечанию ведущего отечественного социолога И.С. Кона, первоначально слово persona обозначало маску, которую надевал актер в греческом театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли — «личность отца», «личность царя», «личность обвинителя» и т.п. В структурном функционализме (наиболее популярная школа в социологии), по саркастическому замечанию современного английского социолога Э. Гидденса, личность — «обструганный болван». Классическое понятие социализации индивида и есть процесс его уподобления другим в данной культуре. Личность — проекция культуры данного общества. Это позволило Ральфу Дарендорфу озаглавить свою книгу «Homo Sociologicus». Социальный человек как личность («личина» - «маска») в разные исторические эпохи представляется «эпохо-соответствующим». По Дарендорфу, в античности личность свободного человека—homo politicus, поскольку раб лишь «говорящее орудие», в средневековье она homo faber — постоянно занятая каким-то делом, трудом (в словаре Даля слово «досуг» трактуется как ничегонеделание, праздность) и т. д. Хейзингер предложил термин «хомо люденс» — человек играющий (постмодерный). По той же логике возникло выражение «хомо советикус». Нынешний тип личности россиянина крупный российский социолог Ядов В.А. называет «хомо адаптатус», так как он центрирован на приспособлении к заданным, от него мало зависящим условиям жизни (тип личности представителей пропорционально мизерного гламурного сообщества должен скорее именоваться по Хейзингеру — «играющие»). А. Кардинер ввел в научный оборот понятие «базовая личность», а другой американский ученый - культурантрополог Р. Линтон - понятие модальной личности. Базовая личность максимально соответствует данной культуре, модальная - реально доминирует в обществе. Известный американский социолог Алекс Инкелес предпринял широко известное эмпирическое межстрановое (межкультурное) исследование, чтобы выявить особенности базового типа современной личности. Ее характеристики таковы:1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям.2. Принятие плюрализма мнений и его одобрение.3. Индивидуализация как способ адаптации к меняющимся социальным обстоятельствам.4. Большая ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое. Ценность «настоящего» возрастает, что во многом объясняет характерное для современной молодежи стремление извлечь удовольствия «здесь и сейчас».5. Переход от внешнего (формального) к внутреннему контролю своей жизни и поступков, что проявляется в большем расчете на собственные силы и способности и меньшей надежде на помощь родителей или государства.6. Готовность к мобильности — географической, социальной, культурной.7. Растущее чувство возможности справедливого распределения, веры в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и личному вкладу. Отсюда — стремление к обогащению личного опыта: профессионального, коммуникационного, психологического.8. Высокая ценность образования, обучения и формального сертификата, удостоверяющего квалификацию.9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью, толерантность к «отвергаемым» группам.Инкелес установил, что все эти качества взаимосвязаны.Ясно, что в современной России базовая личность современного человека пока не утвердилась. Модальным, т. е. наиболее широко распространенным остается тип личности, рассчитывающий на помощь государства, нетерпимый к иным взглядам, образу жизни, хотя представители молодых поколений в значительной степени обладают свойствами «современной личности».Соц тип личности представляет собой продукт ножного переплетения историко-культурных и социально-экономических критерий жизнедеятельности людей и отра­жает их устойчивые черты нрава, сформировавшиеся под воздействием публичной системы.В социологии выделяют модальный, базовый и идеаль­ный типы личности. Модальным именуют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном об­ществе. Под базовым понимается тип личности, который лучшим образом отвечает потребностям развития общества. Безупречный тип личности не привязан к определенным ус­ловиям и рассматривается как идеал личности грядущего.В разработку социальной типологии личности большой вклад занес южноамериканский социолог и психолог Э. Фром (1900-1980), который сделал концепцию общественного нрава. По определению Э. Фромма, соц нрав — это «ядро структуры нрава, характерное большинству членов определенной культуры». Значение общественного ха­рактера Э. Фромм лицезрел в том, что он позволяет более отлично приспособиться к требованиям общества и об­рести чувство безопасности и защищенности. Классичес­кому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты со­циального нрава, как индивидуализм, брутальное п., рвение к скоплению. В современном буржуазном об­ществе появляется соц нрав, направленный на общее потребление и отмеченный чувством пресыще­ния, скукотищи и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выде­лил четыре типа общественного нрава: рецептивный (пас­сивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал «неплодотворными» и противопос­тавлял им соц нрав нового типа, содействующий формированию самостоятельной, независящей и активной личности.39Социализация личности: основные этапы, агенты и институты.Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения,принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с однойстороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальнуюсреду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активноговоспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активнойдеятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность),трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные частипроцесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессыпсихического и физиологического становления организма). Проводникисоциализации: социальные институты, посредники, культура. Агенты и институтысоциализации. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучениекультурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализацииявляются учреждения социального образования. Социализация бывает первичная(родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная.Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности.Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация – отучение отстарых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация – обучение новым ролям, нормамвзамен утерянных или недостаточно усвоенных.Факторы социализации: система образования; среда сверстников, круг друзей;произведения искусства, литературы; СМИ; политические институты (государство,партия); отдельные экономические и политические события; отдельная выдающаясяличность. Социализация - это не однонаправленный процесс. Социализацияосуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания. Подсоциализацией понимают процесс накопления людьми опыта и социальныхустановок соответствующих определенным социальным ролям. Выделяют начальную,охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию. Процессначальной социализации достигает определенной степени завершенности придостижении личностью социальной зрелости, характеризуемой достижениеминтегрального социального статуса. Достижение последнего обычнопредполагает: умение распоряжаться деньгами независимо от других,возможность обеспечивать себя средствами к существованию, проживание отдельноот родителей, самостоятельность в выборе образа жизни. Выделяют первичнуюи вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на освоениемежличностных ролей и отношений, вторичная - социальных ролей и отношений.Характеристики основных сфер социализации личности.Основные сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. Вдеятельности происходит ориентировка личности в системе социальных связей,знакомство с разными видами деятельности, выбор ведущей для личностидеятельности. В общении переход к диалогическому общению, расширениеконтактов с другими людьми, умение ориентироваться на партнера по общению иболее точно его воспринимать. В самосознании происходит формирование образа“Я” (знание о себе, оценка себя, отношение к себе).40 социальные конфликты. Специфика социальных конфликтов.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.

Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости.

Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт – это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого выделяют конструктивные и деструктивныефункции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.

Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:

1) в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);

2) классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения (время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);

3) исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);

4) по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты,характерная черта которых – объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник – подчиненный, покупатель – продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликтыхарактеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых – отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные. Личностный конфликтзатрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликтыпредставляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т. е. группы в конфликте не задействованы. Межгрупповой конфликтвозникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...