Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика консалтинга и аудита в России

 

На этапе зарождения российского аудита, в конце двадцатого века, влияние мирового опыта на развитие рынка аудита в России было огромным. Основные решения по аудиту принимались тогда не как обычно в экономике, а на базе прямого использования западного опыта. За примерами далеко ходить не надо: разработка стандартов аудиторской деятельности, законодательное выделение субъектов обязательного аудита, создание профессиональных аудиторских объединений и т.д. Основным доводом к их применению являлось суждение о том, что, поскольку эти мероприятия оказались эффективными на Западе, значит, они будут полезны и в России.

По мере того, как наш аудит выходит на международный уровень, влияние мирового опыта на развитие рынка аудита в России будет, естественно, уменьшаться.

Вопреки прогнозам ряда экспертов на 2014 г., падения объема выручки аудиторско-консалтинговых компаний на 20-30% не произошло, а имел место небольшой рост в 3,5%. Отметим, что, по данным «Эксперт РА»[31], наибольшую динамику роста выручки в общем объеме рынка продемонстрировала первая сотня крупнейших компаний - 14%.

С 2011 года можно можно выделись следующие основные тенденции на рынке аудиторско-консалтинговых услуг в России[32]: усиление конкуренции в сфере аудиторских проверок, проблема демпинга, значительное развитие консультационного сегмента, увеличение потребности в оказании услуг по МСФО, объединение компаний в группы для развития новых практик и удержания позиций в традиционных сегментах рынка. Конечно, следует помнить о том, что две сильные волны кризисных явлений в мировой экономике не прошли бесследно и для рынка аудита, но застарелые проблемы монополизации рынка, недобросовестной конкуренции, несоблюдения принципов этики и др. по-прежнему не дают возможности рынку аудита развиваться в цивилизованном профессиональном русле.

Важно сказать, что на рынке аудита и консалтинга существуют четыре компании-лидера. Эти компании называют «Большая четверка» и в нее входят: PricewaterhouseCoopers, Делойт (Deloitte), Эрнст энд Янг(Ernst&Young), КПМГ(KPMG). «Большая четверка» работает и на россиийском рынке. По сути они делят рынок между собой.

По данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (Министерства финансов РФ)[33], по состоянию на 31 декабря 2014 года, по числу зарегистрированных организаций и индивидуальных аудиторов лидируют Центральный, Приволжский, Северо-Западный и Сибирский федеральные округа.


Рисунок 9. Распределение аудиторских организаций по федеральным округам, число организаций

Экономические санкции Запада не спо­собствовали экономическому росту в нашей стране, но все мы ждем их результата, кото­рый, создав программу импортозамещения, должен дать России в ближайшем будущем заветный толчок к развитию отечественного производства и приросту экономических по­казателей[34].

На протяжении мно­гих лет существует устойчивый спрос на качественный аудит в определенном кругу потребителей, который практически стаби­лен, - это крупные отечественные компании, работающие как в России, так и на между­народных рынках. Может появиться некото­рый спрос на аудиторские услуги, связанные с реализацией столичных и региональных проектов, в том числе и крупных инфра­структурных. А вот консалтинговые услуги, независимо от роста или падения макроэкономических показателей, продолжают стабильно поль­зоваться спросом. Уже на протяжении ряда лет несмотря на снижение макроэкономиче­ских показателей, объемы предоставляемых консультационных услуг продолжают расти. Особым спросом в 2014 году пользовались услуги налогового, юридического, управлен­ческого и финансового консалтинга, и ре­зультаты деятельности компаний-участников нашего рэнкинга эти тенденции под­тверждают[35].

По-прежнему гарантией дальнейшего вы­живания на отечественном рынке аудиторско-консалтинговых услуг будет оператив­ная диверсификация деятельности аудитор­ских компаний в рамках закона. Как считают Л.З. Шнейдман и В.В. Ульянова, «наиболее устойчивыми к изменениям на рынке явля­ются аудиторские организации с мультидисциплинарной практикой, сочетающие оказа­ние аудиторских, консультационных и иных допускаемых законодательством услуг»[36].

Общие тенденции аудиторского рын­ка остаются неизменными. На отечествен­ном рынке по-прежнему существуют моно­польные проявления, впрочем, как и во всем мире. Основную массу крупных клиентов обслуживает небольшое количество крупней­ших аудиторско-консалтинговых компаний. Причем это определяется не только их взаимными желаниями, но и объективными факторами, такими как наличие большого штата аудиторов и консультантов у крупных аудиторских компаний, способных работать с большими объемами информации, а также соответствующей, признаваемой репута­цией для обеспечения возможности выхода на зарубежные рынки капитала[37].

Как считают эксперты[38], переломить эту общемировую практику единовременно не представляется возмож­ным. Поэтому для отечественных компаний наилучшим решением в современной ситуа­ции является как участие в совместных кон­курсах с крупнейшими международными аудиторскими компаниями, так и сотрудничество с международными аудиторскими сетями, что дает возможность не только сохранить свои имя, статус на российском рынке и собствен­ные наработки, но и получить преимуще­ства от совместного участия с зарубежны­ми аудиторскими компаниями в проектах по аудиту и консалтингу на международных рынках. При этом могут быть реализованы определенные преимущества отечественных компаний, заключающиеся в мобильности и лучшем знании региональной и отраслевой специфики бизнеса в России, в возможности принимать участие в исполнении крупных заказов на российском и на международных рынках и дальнейшем совершенствовании своей работы в формате международных стандартов учета и аудита. Участие российских аудиторских компа­ний в международных аудиторских сетях позволяет использовать готовые наработки в части общих стандартов, подходов, правил и бренда, сохраняя юридическую самосто­ятельность, сформированную клиентскую базу и рыночную нишу на отечественном рынке.

Еще одной актуальной темой, активно об­суждаемой в последнее время аудиторским сообществом, является введение с 2018 года в России Международных стандартов ауди­та (МСА), применяемых Международной федерацией бухгалтеров (IFAC). Компании, которые сотрудничают с международными перофессиональными ассоциациями, которые сотрудничают с зарубежными коллегами, могут использовать опыть своих партеров и быстрее наладить свою работу по стандартам МСА[39].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...