Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ проблемы загрязнения воздушной среды г. Алматы

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение
Общее состояние вопроса и задачи исследования
1.1 Автомобилизация общества
1.2 Анализ проблемы загрязнения воздушной среды г. Алматы
1.3 Эколого-токсикологическая характеристика отработавших газов, выбрасываемых автотранспортом
  Заключение
  Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт - один из важнейших компонентов общественного и экономического развития, поглощающий значительное количество ресурсов и оказывающий серьезное влияние на окружающую среду. Быстрый рост количества автотранспортных средств на дорогах привёл к существенному усложнению экологической обстановки, особенно в крупных городах.

Природа – целостная система с множеством сбалансированных связей. Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе круговоротов веществ и энергии.

Усиление техногенного воздействия автомобильного транспорта на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы. Некоторые «изменения», такие как загрязнение воздуха или воды, могут непосредственно влиять на здоровье и жизнедеятельность организма. Другие чреваты косвенными эффектами. Загрязнения, поступающие в атмосферу, с осадками возвращаются на Землю и попадают в водоемы и почву.

Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом.

Целью научно-исследовательской работы является повышение экологической безопасности городских автотранспортных средств путем определения и установления для них норм выбросов вредных веществ.

Объектом исследования являются городские авторанспортные средства разного класса и объемы выбрасываемых ими в атмосферный воздух основных загрязняющих веществ.

Предметом исследования является характер изменения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и экологического ущерба в зависимости от класса автотранспорта и вида используемого топлива.

Автомобилизация общества

 

Обсуждая положительные и отрицательные стороны автомобилизации нашего общества прежде всего необходимо учитывать пространственно-временные изменения в биосфере (таблица 1). Легко заметить, что все положительные моменты связывают с сиюминутными (в масштабах биосферы) потребностями ныне живущего поколения «потребителей» и любителей комфорта. За словами истощение, уничтожение, сокращение, нарушение стоят глобальные экологические проблемы, которые ставят под угрозу само существование биосферы и, как следствие, современной цивилизации. Поэтому, обсуждая проблему взаимодействия системы «Природа–Общество», прежде всего, необходимо задуматься, насколько важны нынешние временные блага и потребности в комфорте по сравнению с тем, в какое состояние в ближайшее время перейдет вся биосфера.

Одиночный автомобиль, движущийся по дороге, не в состоянии оказать сколько-нибудь заметного влияния на окружающую среду и экосистемы. Иное дело – совокупность машин, движущихся в составе транспортных потоков по автомобильным дорогам и перевозящих грузы и пассажиров. Здесь влияние на окружающую среду определяется не только техническими характеристиками автомобиля или дороги, но и интенсивностью, скоростью движения, составом транспортного потока, плотностью дорожной сети.

Объемы грузовых перевозок диктуются экономическими характеристиками производственной инфраструктуры, конкуренцией других видов транспорта, демографическими факторами, уровнем благосостояния населения. Провозная способность дороги определяется ее конструкцией, способами организации движения, обеспечивающими безопасность участников движения и реализацию потенциальных свойств, заложенных в конструкцию автомобиля.

Необходимо понимание предельно допустимого уровня насыщения региона автомобильным парком и транспортной инфраструктурой, выход за которые приведет к локальному экологическому кризису. Исходная информация для прогноза – темпы роста численности автомобильного парка, протяженность дорог, интенсивность использования, технический уровень и техническое состояние дорожно-транспортной техники, дорожной сети. С этими проблемами столкнулись все крупные города не только в Европе, но и в Казахстане. Эта экологическая проблема очень коротко в стиле современного Интернета может быть названа «автомобиль-пробка.ru».

В Европе при пике роста числа автомобилей и осознании последствий загрязнения компонентов окружающей среды токсичными выбросами европейцы пересели на экологически «чистые» велосипеды.

Таблица 1 -Влияние автомобилизации на окружающую среду

Позитивные аспекты Негативные аспекты
Развитие торговли, политических, культурных связей, расширение контактов Нарушение газового и энергетического равновесия в атмосфере
Стимулирование научно-техни­че­ско­го прогресса, представление рабочих мест Истощение ресурсов атмосферы, полезных ископаемых, пресной воды
Включение транспорта в производственные процессы Уничтожение живых организмов в зонах влияния дорожно-транспорт­ных систем
Ощущение свободы и независимости индивида Отравление биологических ресурсов, в том числе растений, животных, человека
Расширение возможностей для проживания в благоприятных условиях Усиление стрессовых нагрузок участников движения
Расширение жизненного пространства для отдельного индивида Уменьшение жизненного пространства за счет отчуждения территорий
Повышение доступности социально-бытовых услуг для потребителей Сокращение биологической продуктивности водных и наземных экосистем
Удовлетворение потребности на широкий ассортимент товаров и свежие продукты Нарушение гармонии городских застроек и сельских ландшафтов
Ощущение радости от быстрой езды, комфорта и удобства в неблагоприятных погодных условиях Рост налогов и затрат, связанных с автотранспортом. Изменение структуры семейного бюджета

 

Загрязнения окружающей среды транспортным комплексом можно условно разделить на технологические (дорожно-строительных машин, специальных транспортных средств дорожных предприятий, асфальтобетонных заводов, автобаз техники) и транспортные (транспортных потоков – линейных источников).

Объем транспортных выбросов вредных веществ в атмосферу на дрогах общего пользования почти в два раза больше объема технологических выбросов. Технологические выбросы твердых частиц, оксидов серы, минеральной пыли сопоставимы с выбросами этих веществ транспортными потоками.

При оценке воздействия на окружающую среду транспортных потоков остаются вне поля зрения вопросы развития автомобильного парка на уровне множества машин, которые оказывают существенное влияние на уровень загрязнения воздуха, воды, почвы.

В числе этих вопросов – динамика насыщения парка транспортными средствами сопределенным уровнем экологической безопасности, тенденции его старения, оптимизация его структуры по грузоподъемности и пассажировместимости. Особенно это важно для урбанизированных территорий, на которых динамика прироста протяженности дорожной сети (из-за отсутствия свободных земель) значительно отстает от динамики численности автомобильного парка. В этом случае проблемы снижения выбросов загрязняющих веществ и потребления природных топливно-энергетических ресурсов (углеводородного топлива) множества машин становятся особенно значимыми [5].

 

Рисунок 1 - Значение наибольшой повторяемости (НП) загрязнения атмосферы в населенных пунктах РК за 2015 год по данным Казгидромет

Основной проблемой загрязнения атмосферы в последние годы стал постоянный рост выбросов от автотранспорта. По последним данным УДП ДВД общее количество автотранспортных средств, зарегистрированных в городе, превысило 800 000 единиц, при этом ежегодный прирост составляет около 40 000 автомобилей в год. Таблица 2 показывает стабильное увеличение с каждым годом числа автомашин.

Таблица 2- Динамика роста автотранспортных средств в городе Аламаты по годам

Года Количество машин
Свыше 550000

 

В воздушный бассейн г. Алматы ежегодно поступает 160 тыс. тонн вредных веществ, из которых 80 % даёт автотранспорт ( рисунок 2), которого по городским дорогам ежедневно проходит более 500 тыс. единиц.

 

Рисунок 2 – Ежегодный выброс вредных веществ в г. Алматы

 

Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна г. Алматы автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность. Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных технических проектах и рекомендациях.

Таким образом, загрязнение воздушного бассейна становится реальным тормозом научно-технического прогресса г. Алматы, действие которого будет постоянно усиливаться по мере повышения требований к чистоте технологий [2].

 

Таблица 3 - Содержание основных токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей

Токсичные вещества Содержание
Окись углерода, % до 10,0
Углеводороды, % до 3,0
Окислы азота, % до 0,5
Альдегиды, % 0,03
Сажа, г/ до 0,04
Бенз(а)пирен, мкг / м до 20
Двуокись серы, % 0,008

 

Основным источником токсичных веществ, выделяющихся при работе дизелей, являются отработавшие газы. Картерные газы дизеля содержат значительно меньшее количество углеводородов по сравнению с бензиновым двигателем в связи с тем, что в дизе­ле сжимается чистый воздух, а прорвавшиеся в процессе расши­рения газы содержат небольшое количество углеводородных со­единений, являющихся источником загрязнений атмосферы. Примерное содержание токсичных компонентов в ОГ дизеля наглядно приведено в таблице 4.

 

Таблица 5 - Содержание токсичных компонентов в отрабо­тавших газах дизеля

Токсичные вещества Содержание
Окись углерода, % 0,2
Углеводороды, % 0,01
Окислы азота, % 0,25
Альдегиды, % 0,002
Сажа, г/ 0,01-1,1
Бенз(а)пирен, мкг / м до 10
Двуокись серы, % 0,03

 

Отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. По химическому составу и свойствам, а также характеру воздействия на организм человека их объединяют в группы и ставят допустимые коцентрации (таблица 5).

Таблица 15 - Допустимые концентрации токсичных веществ

 

Вещество Содержание, мг/
Оксиды азота NO 0,06
NOx 0,1
Соединения свинца Pb 0,0003
Pb ( )2 0,0003
Оксид серы, 0,2
Оксид углерода, CO
Углерод, (сажа) 0,05
Без(а)пирен 0,000001
Бензин, С 1,5

 

Во многих странах мира установлены нормы на выбросы СО, СН и NOХ двигателями с принудительным воспламенением. Для дизелей нормируют твердые частицы и только для автомобилей, эксплуатируемых на рудниках, в открытых карьерах и шахтах, нормируют выбросы СО, СН и NО. Выброс токсических веществ двигателями легковых автомобилей определяют во время испытаний на стендах с беговыми барабанами по ездовому циклу, имитирующему режимы работы двигателя при эксплуатации в крупных городах. При испытаниях по ездовому циклу США подсчитывают количество выбросов токсических веществ в граммах на километр. При испытаниях по Европейскому испытательному циклу, определяют суммарные выбросы СН, СО и NOх за одно испытание в граммах [4].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Назрела настоятельная потребность принятия широкомасштабных и комплексных мероприятий по предотвращению, нейтрализации или хотя бы существенному сокращению тех негативных последствий, которые порождаются автомобилизацией общества. Эту задачу можно решить только комплексно, то есть с одной стороны - на стадии изготовления автотранспортного средства, с другой на стадии его эксплуатации.

Под комплексным подходом также понимается деятельность, направленная на охрану окружающей среды, осуществляемая как государством, так и обществом. Наблюдение за состоянием окружающей среды, контроль за сохранностью экологического равновесия, прежде всего, должен осуществляться уполномоченными государственными органами. Однако, общество тоже не должно оставаться в стороне. Каждый гражданин Республики Казахстан должен осознавать свою ответственность за состояние окружающей среды, принимать посильные действия направленные на улучшение экологической обстановки страны. Необходимо повышать уровень экологических знаний населения, культуру гармоничного взаимодействия с природой.

Урон, наносимый автотранспортом окружающей среде требует обращения серьезного внимания на данную проблему.

Оптимизация городского движения транспорта тесно связана с улучшением градостроительства и планировки дорог и улиц, созданием транспортных развязок, улучшением дорожного покрытия, контролем скоростного движения.

Разработка альтернативных энергоисточников является главной задачей, стоящей перед человечеством. Углеводородное сырье небезгранично и его применение достаточно ущербно для окружающей среды. Необходим поиск новых альтернативных видов топлива.

Вместе с тем, нужно вести целенаправленную работу по разработке перспективных видов транспорта. Перспектива транспортной отрасли - это электромобили, применение альтернативного топлива, строительство линий для скоростного трамвая, метро и др.

Защита от шума, теплового воздействия и электромагнитных излучений, вырабатываемых автотранспортом, также заключается в конструктивном усовершенствовании транспортных средств.

Экономические меры - это применение системы налогообложения, а также иных инструментов экономического воздействия на владельцев автотранспортных средств, организации, реализующие топливо, строящие дороги. Экономические меры должны быть направлены на повышение экологической безопасности транспортно-дорожного комплекса.

Юридические мероприятия включают в себя разработку законодательных актов, нормативно-правовой базы обеспечивающей ужесточение контроля за экологической безопасностью автотранспорта, повышение ответственности лиц, халатно относящихся к соблюдению норм экологического законодательства.

Для того чтобы сохранить человечеству автомобиль необходимо если не исключить, то свести к минимуму вредные выбросы. Работы в этом направлении ведутся во всем мире и дают определенные результаты. Автомобили, выпускаемые в настоящее время в промышленно развитых странах, выбрасывают вредных веществ намного меньше, чем 10-15 лет тому назад. Во всех развитых странах происходит ужесточение нормативов на вредные выбросы при работе двигателя. Происходит не только количественное ужесточение норм, но и их качественное изменение.

Вполне понятно, что природоохранные мероприятия в первую очередь связаны с уровнем развития экономики, потому что все они требуют больших затрат. Поэтому есть надежда, что со стабилизацией и улучшением экономической ситуации в стране необходимые средства для решения экологических вопросов, возникающих при эксплуатации автотранспортных средств будут выделяться в достаточном количестве, так как функционирование автотранспортного комплекса в крупных городах, с точки зрения охраны природы, может приводить к необратимым последствиям для человека и окружающей среды.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Комплексная программа оздоровления экологической обстановки г. Алматы на 1999-2015 гг. «Таза ауа - жанга дауа». - Алматы: Алматинское городское управление по охране окружающей среды, 2002. - С. 1-11.

2. Комплексная программа по снижению загрязнения окружающей среды г. Алматы на 2009-2018 гг. - Алматы: Алматинское городское управление по охране окружающей среды, 2009. - С. 1-15.

3. http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-dinamiki-zagryazneniya-vozduha-v-g-almaty-za-period-1991-2008-gg

4. Бадалян Л.Х. Предельно допустимые нагрузки состовляющих отработавших газов автомобиля на экосистему города//Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда и окружающей среды: Межвуз.сб.науч.тр.Вып.10/ Рост.гос.акад.с.-х.машиностроения, Ростов н/Д, 2006. С.75-78.

5.http://edu.dvgups.ru/METDOC/ENF/BGD/MONIT_SR_OBIT/METOD/USH_POSOB/frame/2.htm

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение
Общее состояние вопроса и задачи исследования
1.1 Автомобилизация общества
1.2 Анализ проблемы загрязнения воздушной среды г. Алматы
1.3 Эколого-токсикологическая характеристика отработавших газов, выбрасываемых автотранспортом
  Заключение
  Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт - один из важнейших компонентов общественного и экономического развития, поглощающий значительное количество ресурсов и оказывающий серьезное влияние на окружающую среду. Быстрый рост количества автотранспортных средств на дорогах привёл к существенному усложнению экологической обстановки, особенно в крупных городах.

Природа – целостная система с множеством сбалансированных связей. Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе круговоротов веществ и энергии.

Усиление техногенного воздействия автомобильного транспорта на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы. Некоторые «изменения», такие как загрязнение воздуха или воды, могут непосредственно влиять на здоровье и жизнедеятельность организма. Другие чреваты косвенными эффектами. Загрязнения, поступающие в атмосферу, с осадками возвращаются на Землю и попадают в водоемы и почву.

Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом.

Целью научно-исследовательской работы является повышение экологической безопасности городских автотранспортных средств путем определения и установления для них норм выбросов вредных веществ.

Объектом исследования являются городские авторанспортные средства разного класса и объемы выбрасываемых ими в атмосферный воздух основных загрязняющих веществ.

Предметом исследования является характер изменения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и экологического ущерба в зависимости от класса автотранспорта и вида используемого топлива.

Автомобилизация общества

 

Обсуждая положительные и отрицательные стороны автомобилизации нашего общества прежде всего необходимо учитывать пространственно-временные изменения в биосфере (таблица 1). Легко заметить, что все положительные моменты связывают с сиюминутными (в масштабах биосферы) потребностями ныне живущего поколения «потребителей» и любителей комфорта. За словами истощение, уничтожение, сокращение, нарушение стоят глобальные экологические проблемы, которые ставят под угрозу само существование биосферы и, как следствие, современной цивилизации. Поэтому, обсуждая проблему взаимодействия системы «Природа–Общество», прежде всего, необходимо задуматься, насколько важны нынешние временные блага и потребности в комфорте по сравнению с тем, в какое состояние в ближайшее время перейдет вся биосфера.

Одиночный автомобиль, движущийся по дороге, не в состоянии оказать сколько-нибудь заметного влияния на окружающую среду и экосистемы. Иное дело – совокупность машин, движущихся в составе транспортных потоков по автомобильным дорогам и перевозящих грузы и пассажиров. Здесь влияние на окружающую среду определяется не только техническими характеристиками автомобиля или дороги, но и интенсивностью, скоростью движения, составом транспортного потока, плотностью дорожной сети.

Объемы грузовых перевозок диктуются экономическими характеристиками производственной инфраструктуры, конкуренцией других видов транспорта, демографическими факторами, уровнем благосостояния населения. Провозная способность дороги определяется ее конструкцией, способами организации движения, обеспечивающими безопасность участников движения и реализацию потенциальных свойств, заложенных в конструкцию автомобиля.

Необходимо понимание предельно допустимого уровня насыщения региона автомобильным парком и транспортной инфраструктурой, выход за которые приведет к локальному экологическому кризису. Исходная информация для прогноза – темпы роста численности автомобильного парка, протяженность дорог, интенсивность использования, технический уровень и техническое состояние дорожно-транспортной техники, дорожной сети. С этими проблемами столкнулись все крупные города не только в Европе, но и в Казахстане. Эта экологическая проблема очень коротко в стиле современного Интернета может быть названа «автомобиль-пробка.ru».

В Европе при пике роста числа автомобилей и осознании последствий загрязнения компонентов окружающей среды токсичными выбросами европейцы пересели на экологически «чистые» велосипеды.

Таблица 1 -Влияние автомобилизации на окружающую среду

Позитивные аспекты Негативные аспекты
Развитие торговли, политических, культурных связей, расширение контактов Нарушение газового и энергетического равновесия в атмосфере
Стимулирование научно-техни­че­ско­го прогресса, представление рабочих мест Истощение ресурсов атмосферы, полезных ископаемых, пресной воды
Включение транспорта в производственные процессы Уничтожение живых организмов в зонах влияния дорожно-транспорт­ных систем
Ощущение свободы и независимости индивида Отравление биологических ресурсов, в том числе растений, животных, человека
Расширение возможностей для проживания в благоприятных условиях Усиление стрессовых нагрузок участников движения
Расширение жизненного пространства для отдельного индивида Уменьшение жизненного пространства за счет отчуждения территорий
Повышение доступности социально-бытовых услуг для потребителей Сокращение биологической продуктивности водных и наземных экосистем
Удовлетворение потребности на широкий ассортимент товаров и свежие продукты Нарушение гармонии городских застроек и сельских ландшафтов
Ощущение радости от быстрой езды, комфорта и удобства в неблагоприятных погодных условиях Рост налогов и затрат, связанных с автотранспортом. Изменение структуры семейного бюджета

 

Загрязнения окружающей среды транспортным комплексом можно условно разделить на технологические (дорожно-строительных машин, специальных транспортных средств дорожных предприятий, асфальтобетонных заводов, автобаз техники) и транспортные (транспортных потоков – линейных источников).

Объем транспортных выбросов вредных веществ в атмосферу на дрогах общего пользования почти в два раза больше объема технологических выбросов. Технологические выбросы твердых частиц, оксидов серы, минеральной пыли сопоставимы с выбросами этих веществ транспортными потоками.

При оценке воздействия на окружающую среду транспортных потоков остаются вне поля зрения вопросы развития автомобильного парка на уровне множества машин, которые оказывают существенное влияние на уровень загрязнения воздуха, воды, почвы.

В числе этих вопросов – динамика насыщения парка транспортными средствами сопределенным уровнем экологической безопасности, тенденции его старения, оптимизация его структуры по грузоподъемности и пассажировместимости. Особенно это важно для урбанизированных территорий, на которых динамика прироста протяженности дорожной сети (из-за отсутствия свободных земель) значительно отстает от динамики численности автомобильного парка. В этом случае проблемы снижения выбросов загрязняющих веществ и потребления природных топливно-энергетических ресурсов (углеводородного топлива) множества машин становятся особенно значимыми [5].

 

Анализ проблемы загрязнения воздушной среды г. Алматы

Проблема загрязнения воздуха в городе Алматы стоит очень остро с конца 90-х годов XX века, когда было обнаружено, что выбросы от стационарных и передвижных источников в совокупности с физико-географическими и природно-климатическими особенностями местности, а также нарушением архитектурно-планировочных норм застройки Алматы приводят к высокой концентрации загрязняющих веществ в городском воздухе, образуя над городом плотную пелену фотохимического смога.

Алматы - крупнейший город в Республике Казахстан. Общая численность населения по состоянию на начало 2016 г. составляет 1 701 000 человек. Расположен в предгорной котловине, у подножия хребта Заилийский Алатау (Северный Тянь-Шань).

Алматы является уникальным городом по своим физико-географическим и климатическим характеристикам, которые оказывают влияние на его экологические особенности.

При общей благоприятности климатических условий предгорная зона Заилийского Алатау характеризуется исключительно слабыми ресурсами самоочищения атмосферы. Оптимальная аэрация горным стоком наблюдается только в верхней, южной части города, в узкой полосе в пределах 20 км от подножий гор. С территории северной части города вынос загрязнённой части воздуха происходит за счёт воздушных потоков, связанных с общей циркуляцией атмосферы, не нарушенных горной системой. Ситуацию усугубляет высокая предрасположенность этой зоны к развитию температурных инверсий в нижнем слое тропосферы. Природные и климатические особенности местности, где расположен город Алматы, способствуют образованию мощных инверсий температур, сохраняющихся, особенно в зимний период, длительное время. Они приводят к непрерывному накоплению в приземном слое продуктов загрязнения от стационарных и передвижных источников [1].

Это выражается в явлениях смога, ставшего привычным для города независимо от времени года. Высота толщи смога при определённых погодных условиях превышает 300 м.

Развитие и индустриализация города без учёта физико-географических и природно-климатических особенностей, пренебрежение экологическими требованиями привели к нарушению экологического равновесия на территории мегаполиса.

Общее экологическое состояние атмосферного воздуха в городе неудовлетворительное. По данным Центра гидрометеорологического мониторинга и гидрометслужбы Алматы, несмотря на отсутствие крупных индустриальных предприятий, по степени загрязнения атмосферного воздуха по итогам 2014 г. Алматы опережает многие индустриальные центры республики (рисунок 1).

Для Алматы основными загрязнителями воздуха выступают NO2, SO2, CO, формальдегид, бенз(а)пирен, фенол и ЛОС, - именно они в основном определяют экологический риск загрязнения атмосферы и отрицательно влияют на здоровье населения.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивается по величине комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5) по 5 веществам с наибольшими нормируемыми на ПДК значениями с учётом их класса опасности. К этим веществам относятся: оксид углерода CO, диоксид серы SO2, диоксид азота NO2, формальдегид и взвешенные вещества. Среднегодовые концентрации данных загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы превышают их установленные ПДК в несколько раз. При неблагоприятных метеоусловиях в отдельные периоды концентрации загрязняющих веществ в местах скопления автотранспорта на главных магистралях города могут возрастать многократно.

 

 

Рисунок 1 - Значение наибольшой повторяемости (НП) загрязнения атмосферы в населенных пунктах РК за 2015 год по данным Казгидромет

Основной проблемой загрязнения атмосферы в последние годы стал постоянный рост выбросов от автотранспорта. По последним данным УДП ДВД общее количество автотранспортных средств, зарегистрированных в городе, превысило 800 000 единиц, при этом ежегодный прирост составляет около 40 000 автомобилей в год. Таблица 2 показывает стабильное увеличение с каждым годом числа автомашин.

Таблица 2- Динамика роста автотранспортных средств в городе Аламаты по годам

Года Количество машин
Свыше 550000

 

В воздушный бассейн г. Алматы ежегодно поступает 160 тыс. тонн вредных веществ, из которых 80 % даёт автотранспорт ( рисунок 2), которого по городским дорогам ежедневно проходит более 500 тыс. единиц.

 

Рисунок 2 – Ежегодный выброс вредных веществ в г. Алматы

 

Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна г. Алматы автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность. Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в отдельных технических проектах и рекомендациях.

Таким образом, загрязнение воздушного бассейна становится реальным тормозом научно-технического прогресса г. Алматы, действие которого будет постоянно усиливаться по мере повышения требований к чистоте технологий [2].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...