Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






По угодьям Великоанадольского лесничества

Пригородным поездом доезжаете до железнодорожной станции Великоанадоль. От нее — пешая часть маршрута (7 километров) до центральной усадьбы лесхоза. По лесу — не менее 6 километров и еще около 12 километров на обратный путь, если будете выходить через агролесомелиоративную станцию в город Волноваху.

Лес разбит на 90 квадратов. Пользуясь рекомендуемым маршрутом, совершите самостоятельный поход па лесу с целью ознакомления с этой колыбелью степного лесоразведения. Посещению леса отведите два дня.

Создание Великоанадольского леса началось в 1843 году, когда молодой русский ученый-лесовод Виктор Егорович Графф по заданию департамента государственных имуществ 31 октября и 1 ноября с помощью четырех подростков, выделенных ему в ученики, высеял семена ясеня, дуба и клена, а через два года начал первые лесные посадки саженцами на водораздельном участке междуречья Днепра и Кальмиуса в верховьях балки Кашлагач.

За 23 года пребывания в Великоанадоле В. Е. Графф вырастил лесной массив на площади в 157 гектаров, организовал школу лесников (теперь лесной техникум), заложил питомник на площади в 55 гектаров, в котором развел 30 древесных и 40 кустарниковых пород.

Посадки, начатые В. Е. Граффом, продолжили в разные годы его ученики и последователи Л. Г. Барк, Г. Н. Высоцкий, Д. В. Померанцев, Н. П. Кобранов, Д. К. Крайнев и другие. В общей сложности они создали почти тысячегектарный массив леса, четвертая часть которого — ценные дубовые насаждения в степи.

...Входите в лес просекой между 11-м и 12-м кварталами. У 22-го квартала дорога поворачивает на запад. Миновав шесть кварталов (22, 21, 20, 19, 18 и 17-й), вы достигнете 27-го квартала, где находится центральная усадьба лесхоза.

В массиве административно-хозяйственных и жилых построек сохранился дом Георгия Николаевича Высоцкого, впоследствии действительного члена Академии сельско-хозяйственных наук СССР. В период своей деятельности в Великоанадоле он не только создал сотни гектаров новых лесных кварталов, но и дал ценные практические рекомендации по вопросам степного лесоразведения.

Посетите кварталы 5-й и 6-й — старейшие в лесничестве. Здесь дубы и сосны, посаженные В. Е. Граффом и его воспитанниками из лесной школы. Более 125 лет прошло с тех пор. Немногие лесные великаны уцелели. Но они поражают своими гигантскими размерами.

В парковой части лесничества и на главной аллее разнообразные деревья и кустарники: ильмовые, липы, дубы, клены остролистые, акация, шиповник, крушина, бересклет бородавчатый.

Главная аллея приведет вас к поляне, на которой в окружении древних скифских каменных баб возвышается памятник основателю леса В. Е. Граффу, изваянный из черного гранита. Памятник соорудили еще в 1910 году на средства, собранные Петербургским лесным обществом. Открытие состоялось 30 сентября при большом стечении народа из окрестных сел. Приехали в Великоанадоль и многие ученики В. Е. Граффа, почитатели его таланта, известные русские лесоводы.

От памятника тропинка приведет вас в сосновые экспериментальные насаждения 1912 года. Деревья здесь были посажены не как обычно — на песках. Сосну поселили на черноземах. Опыт вполне удался. Сосны достигли 20-метровой высоты.

Далее идите к пруду, полюбуйтесь с пешеходного мостика открывшимся пейзажем. Пруды были созданы по балке Кашлагач, прежде безводной, как и вся степь, на которой закладывался лес. Пруды были в свое время экспериментальным объектом лесничества. Их постоянная полноводность подтвердила водоохранное значение леса. Вашим следующим экскурсионным объектом будет лесной техникум. В дореволюционные годы в лесной школе обучалось от 20 до 50 человек. Сегодня в техникуме — 600 учащихся. В их распоряжении учебные аудитории, лаборатории, музей истории лесоводства, дендропарк.

Лесная просека приведет вас в госпитомник, где имеется база механизации лесопосадочных и лесокультурных работ — здесь много разнообразных машин для подготовки почвы, высадки саженцев и ухода за ними.

Обширны плантации, на которых выращиваются многие древесно-кустарниковые породы для создания новых лесов в Донбассе, озеленения городских улиц, бульваров.

Первый день эксурсионного ознакомления с лесом завершите выходом через кварталы 50-й и 75-й к большому пруду, где оборудован пляж. Вблизи можно поставить палатку и заночевать.

Второй день посвятите ознакомлению с агролесомелиоративным научно-исследовательским учреждением полезащитного лесоводства в Донбассе. Станция основана «Особой экспедицией по испытанию и учету различных способов и приемов лесного и водного хозяйства в степях России», возглавлявшейся известным ученым-почвоведом В. В. Докучаевым. Он выбрал участок для опытной станции, разметил места и направления закладки полос, указал точки рытья контрольных колодцев для замера уровня грунтовых вод, определил расположение метеорологических постов.

Ежегодно на границах полей, засевавшихся злаковыми культурами, коллектив станции закладывал лесные полосы. Разрастаясь, они брали под свою защиту от губительных приазовских суховеев площади, засеянные пшеницей, подсолнечником, кукурузой. Ныне станция оказывает значительную научно-методическую помощь совхозам и колхозам в закладке лесных лесополос.

От агролесомелиоративной станции идете в районный центр Волноваху, откуда пригородным поездом или автобусом возвращаетесь домой.

Долиной Кривого Торца

Тем, кто не располагает возможностью отправиться в недельный поход в долину Кривого Торца, рекомендуется осуществить маршрут в несколько этапов.

Пригородным поездом можно добраться до железнодорожной станции Скотоватая. От нее до станции Фенольная (поселок городского типа Новгородское) 15 километров. Там ночлег.

На второй день — такой же протяженности отрезок маршрута — от станции Фенольная до станции Кривой Торец (поселок городского типа Щербиновка). Оттуда возвращаетесь пригородным поездом домой.

На следующую двухдневку вы продолжаете поход. Пригородным поездом приезжаете в Кривой Торец и идете в Константиновку — 15 километров. Здесь ночуете и утром отправляетесь до Дружковки (20 километров) — места впадения Кривого Торца в Казенный Торец, приток Северского Донца.

* * *

В далекой древности реки Кривой Торец и Казенный Торец являлись важнейшим участком двух водных путей из Северского Донца в Днепр и Кальмиус. У истоков этих речек начинались переволоки «Самарская» — к Днепру и «Кальмиусская» — к Азовскому морю.

Легкие речные суда из Днепра поднимались до верховьев Самары к селу Самарские Пруды. Отсюда они перетягивались волоком до Казенного Торца (17 километров) — расстояние сравнительно небольшое для древнерусского волокового передвижения. Затем по Казенному Торцу суда сплавлялись вниз по реке до Райгородка, где выходили на просторы Донца.

От истоков Кривого Торца начинался 15-километровый волок до верховьев Кальмиуса, откуда суда сплавлялись до его впадения в Азовское море — у сторожевой крепости запорожских казаков «Кальмиус Домаха».

Слово Торец происходит от наименования крепости «Тор» (на месте нынешнего города Славянска). За извилистое, кривое русло Торец назвали Кривым, а один из притоков, к берегу которого подходили земли государственного (казенного) фонда,— Казенным Торцом.

Долина Кривого Торца, широкая и пологая, разнообразием природно-сырьевых ресурсов привлекла внимание человека. Селения, через которые пройдет ваш маршрут, здесь возникли 200 и 300 лет назад. Занятием первожителей было земледелие, ловля рыбы, бортничество.

Строители Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (1868—1869 гг.) и ответвления от нее — линии Юзовский завод — Ясиноватая — Константиновка (1872 г.) широко использовали бутовый камень, песок, глины и известняки, месторождения которых открыли первожители Кривоторецкой долины. С появлением железной дороги здесь возникли угольные шахты, заводы, интенсивное сельскохозяйственное производство.

Сегодня долина Кривого Торца является хорошо освоенной человеком промышленно-сельскохозяйственной зоной, знакомство с которой представляет определенный интерес для тех, кто интересуется далеким прошлым и настоящим земли донецкой.

...Обратите внимание, как живописно расположен поселок городского типа Скотоватая. Дома жителей то сбегают в речную долину, то поднимаются на кряжистые отроги или прячутся за склонами балок. И всюду сады. В мае они в буйном цветении, в августе — сентябре ветви деревьев, густо усыпанные плодами, гнутся к земле.

Возникновение Скотоватой историки датируют 1772 годом. Первые хаты-мазанки появились в низине, у реки. Тех построек в селении не сохранилось. Изредка встречаются хаты, возраст которых тоже весьма почтенный. Но и над такими домами высятся приметы сегодняшнего дня — телевизионные антенны.

Кривоторецкую долину пересекают дороги с твердым покрытием, ажурные мачты линий электропередач. И вправо, и влево от Торца водоводы с насосными установками у самого уреза воды.

В Скотоватой находится центральная усадьба колхоза «Правда», специализирующегося на откорме крупного рогатого скота. При желании посетите один из животноводческих комплексов, вблизи которого будет пролегать ваш путь.

Если день будет очень жарким, в сторону Фенольной идите по теневой стороне «живой изгороди» — снегозащитной посадки.

Лесополосы вдоль железнодорожной линии Славянск — Горловка — Иловайск появились одними из первых в стране еще в прошлом столетии. Их создателем был известный русский ученый-лесовод Н. К. Срединский. Если вам доведется быть на железнодорожной станции Никитовка, на здании вокзала вы увидите памятную доску, посвященную этой странице отечественного лесоводства.

Можно идти и берегом Кривого Торца. Но из-за часто петляющего извилистого русла до Фенольной, впрочем, как и дальше до Дружковки, путь будет вдвое больше. Спрямляющие тропы имеют только отдельные большие речные излучины. Но так или иначе вы очень часто будете у речных берегов, если пойдете вдоль железнодорожной лесополосы: петляющие кривоторецкие излучины доходят до нее.

Через шесть километров пути вам встретится небольшое селение Петруньки, еще через четыре километра — Железное. В получасе от него — поселок городского типа Новгородское (станция Фенольная).

О значительности этого населенного пункта свидетельствуют его предприятия, к которым от железнодорожной станции протянулись многочисленные подъездные пути.

Еще в начале нынешнего столетия владелец единственного тогда здесь заводика, бельгиец по происхождению, в угоду своей жене, родившейся в Соединенных Штатах Америки, дал призаводскому поселку название Нью-Йорк. Алчное стяжательство иностранного капиталиста совершенно исключало даже самые элементарные затраты на охрану труда и технику безопасности. Люди отравлялись в непроветренных цехах выбросами ядовитых газов. Из-за сброса неочищенных производственных вод замерла жизнь в реке на значительном ее протяжении. Несколько трактиров среди потемневших от времени домишек заводской колонии да трехклассная школа составляли общественную часть этого типичного для Донецкого бассейна рабочего поселения. По признанию медицинских работников только крайняя нужда могла заставить рабочих с семьями жить в этом поселке с заокеанским названием.

Новгородские химики сделали свой завод предприятием коммунистического труда, С помощью ученых Донецкого политехнического института здесь внедрили технологические процессы, исключающие выбросы в атмосферу и в реку. Переработка промышленных отходов оборачивается для предприятия миллионными прибылями.

В цехах царит чистота, зеленое убранство украшает каждый производственный участок, каждый уголок территории. Благодаря заботе руководства завода о культуре и эстетике производства предприятие вышло на одно из первых мест в Европе.

В Новгородском имеется и машиностроительный завод имени Г. И. Петровского. Он специализируется на выпуске пневмодвигателей для горных машин.

Вы можете побывать на названных заводах с экскурсией. Лучше, если вы заблаговременно уведомите бюро технической информации этих предприятий.

Проведете час-другой в новгородской зоне отдыха, созданной коллективами промышленных предприятий. На пруду разлившемся в Кривоторецкой пойме, отличный пляж. Неподалеку — корпуса пионерского лагеря «Чайка».

Облюбуйте одну из ближайших рощиц и поставьте там палатки на ночлег, утром можно продолжить путь в направлении Щербиновки. Железнодорожная станция в этом поселке городского типа называется по имени реки Кривой Торец.

Теперь ваш путь уже будет по правому берегу или вблизи от него — мост и рельсовая колея пересекают круто повернувшее вправо русло.

Неподалеку от этого моста имеется обозначенный брод и легкий мост для пешеходов — перейдите Торец и километра два идите, ориентируясь по прирельсовой линии связи — она все время должна быть справа.

Щербиновка вас встретит многокилометровой полосой жилых построек, расположенных на правом и левом берегах Кривого Торца. Дома и хозяйственные строения .тонут в садах.

Часть жителей занята в сельском хозяйстве — работает в широко известном в Донбассе колхозе-миллионере имени XX съезда КПСС. Другие работают в Дзержинске (в 6 километрах) на угольных шахтах.

Железнодорожная станция Кривой Торец является углесборочной. Отсюда порожняк подается на шахты под погрузку и отсюда же эшелоны, груженные углем, отправляются потребителям. Коллектив станции — инициатор многих трудовых починов. Уплотненный график погрузки угля, скоростная обработка составов — все это приносит ощутимые результаты.

Побывайте в средней школе. Здесь памятник 410-ти погибшим на фронтах Великой Отечественной войны дзержинцам. А всего поселок отправил на фронт 700 человек. Усилиями следопытов-школьников создан музей трудовой славы поселка, основанного в начале XVII столетия.

Со станции Кривой Торец пригородным пдездом в конце второго дня похода можно возвратиться домой. Потом, в удобное время, в другую двухдневку, маршрут можно продолжить до Дружковки.

Константиновка и Дружковка довольно подробно описаны в краеведческой и туристской литературе. Изданы иллюстрированные путеводители, очерки. В городах имеются краеведческие музеи. Поэтому описание маршрута Константиновка — Дружковка мы не даем. От Щерби-новки до Константиновки около 15 километров. По пути вам встретятся поселок Клебан-бык (4 километра), села Плещеевка (3 километра) и Иванополье (4 километра).

В пойменной части Торца расположены плантации совхоза «Берестовой», специализирующегося на выращивании овощей, бахчевых культур и производстве мясомолочных продуктов.

В хозяйстве год от года растет культура земледелия, широко внедряется механизация производственных процессов, используются научные достижения.

Несколько сот гектаров земли, занятые овощами и бахчевыми культурами, имеют оросительные системы. Они используют для полива воду Кривого Торца. Побывайте на плантациях и посмотрите, как действуют различные поливочные агрегаты, в том числе и новейшие — «Фрегаты», а также машины для обработки междурядий, уборки помидоров, баклажанов, свеклы, картофеля.

Много машин и механизмов используют и совхозные животноводы. Их фермы считаются образцово-показательными в Донецкой области.

Еще один интересный объект встретится вам по пути в Константиновку — Клебан-Быкское водохранилище. Это целое степное озеро - его площадь более семисот гектаров. Служит оно целям промышленного водоснабжения, используется и для рыбоводства на промышленной основе. Местный участок Донрыбокомбината выращивает и отлавливает для продажи населению зеркального карпа, амура, толстолобика. Объем производства товарной рыбы здесь приближается к 10 тысячам центнеров в год.

Туристам целесообразно заночевать в живописном месте в предместье Константиновки с тем, чтобы с утра знакомиться с городом и следовать в Дружковку.

 

При разработке планов экскурсионных посещений в Дружковке не упустите возможности побывать на заводе фарфоро-фаянсовой посуды. На этом предприятии применяется современная технология, высока степень механизации производственных процессов. Вам будет интересно увидеть, как из податливой глинистой массы рождаются разных форм расписные тарелки, чашки, блюдца, целые комплекты чайной и столовой посуды.

ВОРОШИЛОВГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Маршрут первый. Он для тех, кто сдает нормативы ГТО I ступени. Его длина 5,5 километра, продолжительность один день. Туристы едут трамваем 6-го маршрута до остановки у лесопарка. Оттуда идут к Острой Могиле. Знакомятся с историей этого кургана, памятниками на нем. Затем по аллее выходят на поляну, делают привал. Тут устраиваются занятия по туристской технике. После привала участники похода преодолевают последний отрезок пути в два километра, выходят к трамвайной остановке «Медгородок».

Маршрут второй «Тайны степных курганов». Для сдающих нормативы комплекса ГТО I ступени. Длина пути 5,5 километра, рассчитан на один день.

Группа едет автобусом 117-го маршрута до остановки «Зеленая роща». Оттуда вдоль поймы Северского Донца направляется в сторону дома отдыха. Дойдя до него, пересекает шоссейную дорогу и выходит к раскопу, где ведет работы археологическая экспедиция «Северский Донец». Ее интересуют захоронения срубной культуры. Здесь можно сделать привал. Участники похода узнают немало интересного о ходе раскопок, о находках археологов.

В полукилометре от этого места — раскопки скифского кургана, относящегося к VI веку нашей эры. Невдалеке родник, из которого можно напиться холодной вкусной воды.

Во время привала руководитель группы проводит занятия по ориентированию на местности. Отсюда туристы направляются к остановке «Зеленая роща», где и начинался поход.

Маршрут третий «По берегу Северского Донца». В нем участвуют сдающие нормативы ГТО II ступени. Общая протяженность его 16 километров, продолжительность два дня.

Из Ворошиловграда следует добраться автобусом до села Паньковки Славяносербского района. Отсюда вдоль Северского Донца идти вниз по течению в сторону поселка Красный Яр. По пути туристы узнают, что в Паньковке в годы Великой Отечественной войны находилась стоянка Ворошиловградского партизанского отряда, а по этим тропинкам пробирались партизаны.

В четырех километрах от села — Лысая гора, бывшая пустошь, превращенная руками человека в цветущий сад.

Группа приходит к турбазе «Ландыш» Ворошиловградского завода угольного машиностроения имени Пархоменко. Преодолена половина пути — ночевать придется именно здесь. Руководители похода проводят занятия по установке палатки, разведению костра.

Утром после завтрака снова в путь. Причудливые изгибы Северского Донца, задумчивые старицы, дубравы, березняки, ольшаники. Места эти удивительные и заповедные. Туристы усваивают правила поведения в природе, учатся понимать ее и охранять.

А вот и место, где речка Лугань впадает в Северский Донец. Красивое зрелище, усиленное обильно клубящейся вокруг зеленью деревьев и кустарников.

По мосту группа переходит на правый берег Лугани и продолжает поход вдоль Северского Донца. В километре отсюда село Веселенькое. Там можно напиться воды.

Через три километра село Николаевна. От автобусной остановки до Ворошиловграда 15 километров. Сообщение регулярное.

Маршрут четвертый «По придонцовским лесам». Он для тех, кто сдает нормативы комплекса ГТО II ступени. Его длина 12 километров, рассчитан на один день. Поезд Ворошиловград — Чеботовка доставит группу до станции Ильенко. Тут царство соснового леса с его запахами хвои, душистой смолки. Бор постепенно переходит в смешанный лес, который тянется до самой излучины реки Деркул. Дуб, ольха, береза, клен, тополь, густые кусты боярышника, шиповника, терна. На разные лады поют птицы.

Тропа ведет по правому берегу Деркула. Вода в нем прозрачная, слепит синевой. Дальше вверх по течению небольшой островок, весь покрытый зарослями кустарников, трав. Недалеко от этого места просторная поляна. Тут группа останавливается на бивак, отдыхает. Воду для чая можно взять речную, она здесь чистая. На этой стоянке проводятся занятия по преодолению естественных препятствий — осыпей, склонов, поросших травой, водных преград.

И снова в поход. Группа берет курс на село Колесниковку Станично-Луганского района. До нее всего один километр по лесу. От Колесниковки путь ведет прямо на запад в причудливо разросшиеся массивы берез, ольхи, осины, кустарников. Вокруг грибные места, можно найти подберезовики, боровики.

Через три километра встретится живописное озеро. Здесь привал. Туристы учатся пользоваться компасом при хождении по азимуту.

Группа идет по Песчаному лесничеству. Когда-то в этих местах простирались пески, дюны, на вершинах которых росла редкая трава. Сейчас поднимаются величавые сосны. По доброй традиции приходящие сюда туристы помогают лесничеству — обрабатывают делянку, которая нуждается в прополке. Во время перерыва и отдыха они слушают рассказ о лесе.

Отсюда недалеко станция Ольховая, поезд доставит участников похода в Ворошиловград.

Маршрут пятый «По донецкой Швейцарии». Для сдающих нормативы ГТО III ступени. Его протяженность 25 километров, рассчитан на два дня. В первый день туристы из Лутугина берут направление строго на юг в сторону Красных скал. По дороге слушают рассказ о научном подвиге выдающегося исследователя Донбасса Л. И. Лутугина. Его геологическая карта Донецкого бассейна на Всемирной выставке в Турине (1904 год) была удостоена золотой медали, этой картой геологи пользуются и по сей день.

По пути попадается речка Сухая. Красные скалы — живописное нагромождение песчаника. В иных местах оно достигает 10—15 метров при крутизне 60 градусов. Отсюда берут начало склоны Ореховой балки. Они заросли деревьями и кустарниками, здесь много лещины, дуба, растут дикие груши и яблони, шиповник, боярышник, колючий терен, лох. По дну балки змеится ручей. Вода в нем чистая, прозрачная.

Не составит большого труда отыскать место для бивака. После занятий по технике скалолазания — практическое освоение его отдельных элементов. Позже можно заняться углублением навыков хождения по азимуту. А потом сбор, и к вечеру совершается переход по отрезку Ореховая балка — поселок Ребриково. Туристы приносят цветы к памятнику воинам, погибшим при освобождении поселка от фашистских захватчиков.

Ночевать рекомендуется на берегу реки Луганчика вблизи поселка Ореховки. Утром после завтрака группа по берегу реки Большая Каменка держит курс на поселок Каменку. Своеобразная здесь местность — река течет по глубокой балке, склоны которой усеяны скальными выходами. Можно снова заняться отработкой элементов скалолазания.

Из Каменки до Ворошиловграда группа добирается автобусом.

Маршрут шестой «По местам былых сражений». Предназначен для сдающих нормативы ГТО IV ступени. Длина 25 километров, продолжительность два дня. Берет начало от села Новострельцовки Меловского района. Туристы осматривают построенные в 1808 году конюшни конного завода, которые сохранились и поныне как памятник архитектуры начала XIX века. Здесь и сейчас выращивают замечательных скаковых лошадей.

Отсюда путники уходят в сторону второй фермы конезавода — это на северо-восток. На ферме колодец и можно попить воды. В четырех километрах отсюда заповедная Стрельцовская степь.

Проселочная дорога приводит к балке, обильно заросшей деревьями. Привал. Проводится беседа о прошлом края, о героизме советских воинов, освобождавших Ворошиловградскую область от фашистских захватчиков. Туристы шагают по границам заповедника. Участок целины занимает 494 гектара. В Стрельцовской степи немало редких растений, здесь сохранился ценный представитель дикой пушной фауны — байбак европейский.

Группа уходит на север. Недалеко от заповедника типично степная речка Камыпшая. Остановка на ночлег. Устанавливаются палатки. За водой нужно сходить в село Криничное, оно в полутора километрах от бивака. Там есть колодец. Ужин готовят на примусе. Проводится занятие по отработке навыков походного быта.

Утром группа продолжает свой путь, держа курс строго на север в сторону поселка Меловое. Он отсюда в десяти километрах. На маршруте попадутся две оригинальные балки. У второй — через 5,5 километра — делается привал. Вокруг простирается степь. Особенно красива и неповторима она весной, когда вся цветет.

Еще четыре с половиной километра — и дорога приведет в поселок Меловое. Отсюда в январе 1943 года началось освобождение украинской земли от фашистских захватчиков. На площади имени Героя Советского Союза Феодосия Чечеры установлен мемориальный комплекс «Украина — освободителям». Туристы осматривают памятники, знакомятся с музеем боевой славы. Из Мелового группа автобусом отправляется домой.

Маршрут седьмой «По местам боев за Донбасс». Рекомендуется сдающим нормативы комплекса ГТО V ступени. Его протяженность 12 километров, продолжительность один день. Он проводится в районе города Красный Луч.

От автобусной остановки «Гидрорудник» туристы 2,5 километра идут в сторону мемориального комплекса «Миус-фронт». Здесь делается первый привал. Знакомство с памятниками в честь советских воинов, сокрушивших Миус-фронт, музеем шахтерской славы.

Группа направляется к реке Миус и продолжает путь по ее левому берегу вверх по течению. Через 4 километра рекомендуется сделать привал. Проводятся занятия по туристской технике, преодолению водных преград, ориентированию на местности.

Продолжение маршрута — по берегу Миуса. Через 5,5 километра группа выходит к поселку Яновка. Прибрежные участки заросли колючим терном, шиповником. Из Яновки автобусом туристы возвращаются в Красный Луч, оттуда — в Ворошиловград.

Маршрут восьмой «На стоянку Ворошиловградского партизанского отряда». Протяженность 20 километров, продолжительность 2 дня. Рассчитан на тех, кто сдает нормативы комплекса ГТО V ступени.

Его начало — площадь Революции в областном центре, у сквера, где похоронен секретарь подпольного обкома партии и командир Ворошиловградского партизанского отряда И. М, Яковенко. Туристы знакомятся с историей создания партизанского отряда, его боевыми действиями.

Автобусом группа добирается до поселка Красный Яр, направляется на турбазу «Донец» — это в 300 метрах от автобусной остановки. Затем путь лежит через лес к турбазе завода имени Пархоменко «Ландыш». Отсюда курс на правый берег Северского Донца и затем вдоль реки вверх по течению.

Через 5 километров село Паньковка. Тут можно сделать привал. В селе хороший колодец с вкусной водой, есть продуктовый магазин. Продолжается рассказ о деятельности партизанского отряда, начатый на площади Революции. Тут туристы услышат о подвигах секретаря подпольного обкома комсомола Надежды Фесенко, секретаря подпольного горкома комсомола Галины Сериковой, связного партизанского отряда Виктора Третьякевича, будущего члена «Молодой гвардии», ученика средней школы № 7 Ворошиловграда Юрия Алексинцева, побывают в доме, где была явка партизан.

Снова в дорогу. В трех километрах от Паньковки — развилка дорог. Нужно свернуть на левую и шагать по ней дальше. В восьмистах метрах поляна, переходящая в крутой, поросший кустарником склон. Тут и была стоянка партизанского отряда. Именно тут шел тяжелый бой в сентябре 1942 года, партизаны отражали натиск превосходящих сил карателей. В этом бою погиб командир партизанского отряда И. М. Яковенко, последней гранатой взорвал себя и окруживших его гитлеровцев Юра Алексинцев.

Отсюда группа возвращается к развилке дорог и направляется к Северскому Донцу. Тут шумные перекаты, в свое время здесь был брод, им пользовались партизаны.

Выше по течению в двух километрах есть удобное место, которое вполне подойдет для ночлега. Если же поход проводится в зимнее время на лыжах, следует добраться до села Христовое и там провести ночь.

Для костра собираются хворост, сухие ветки. Проводятся занятия по ориентированию, преодолению водных препятствий, отработке навыков походного быта.

На второй день после завтрака группа отправляется в село Христовое — оно в трех километрах. В нем рекомендован привал. Туристы возлагают цветы к подножию памятника на братской могиле советских воинов.

Из Христового группа идет на северо-запад и через пять километров выходит на автостраду Ворошиловград — Счастье.

* * *

Всем необходимым тех, кто отправляется в поход, обеспечивают пункты проката туристского инвентаря и снаряжения. Они работают во всех крупных городах Донецкой и Ворошиловградской областей.

Пункты проката могут предоставить следующие предметы туристского быта: палатку двух-, четырех- или шестиместную, палатку «Памирка», мешок спальный одноместный, матрац надувной, примус походный, канистру техническую, котелок с треногой, котел большой, топор походный, рюкзак абалаковский, спасательный жилет, костюм штормовой, куртку штормовую, костюм лыжный, ботинки лыжные, ботинки отриконенные, ботинки туристские, ботинки с коньками, кеды, лыжи, мяч футбольный, лодку резиновую двухместную, крючья скальные г ледовые, кошки альпинистские, карабин альпинистский, веревку основную свыше 20 метров, веревку вспомогательную, репшнур, пояс альпинистский, лопату туристскую.

 

ГОЛУБЫМИ ДОРОГАМИ

Пусть про малые речки шутят: курицын брод.

А у этих у речек Пол-России живет.

Нет жемчужных ракушек.

Не сыскать янтаря, Но без малых речушек

Обмелели б моря.

Ю. Долгополов

 

Тысячи рек протекают по необъятным просторам нашей Родины. Среди них реки, о которых знает весь мир, они воспеты народом в песнях и былинах, они — национальная гордость нашего народа. Одни из них большие и могучие, такие как Волга, Днепр, Енисей, Ангара, Лена и Амур, другие — скромны и тихи, как Ворскла, Березина или Волхов. Но в человеческой памяти их названия неразрывно связаны с великими событиями, происходившими на их берегах. В большей или меньшей степени голубыми лентами вплетаются реки в историю и судьбы народов. Развитие цивилизации немыслимо без рек.

Как и люди, реки по-своему красивы. И тихая, зачарованная Десна, и могучая Волга, и бурный Терек — каждая имеет свою, только ей присущую красоту и прелесть, Этим обусловлена высокая эмоциональность путешествий по рекам. На тихих спокойных реках человек окунается в разнообразие живой природы, всегда тяготеющей к воде, Возможность наблюдать ее, общаться с ней приносит неизгладимые впечатления. На бурных, порожистых реках все это дополняется эмоциями другого порядка: преодолевая естественные препятствия, встречающиеся на пути, путешественники подвергают испытанию себя, свое мужество, силу, умение. Походы по горным рекам наиболее спортивны. В них ярко проявляются и усваиваются такие качества, как коллективизм и взаимовыручка, в борьбе со стихией крепнет воля к победе, совершенствуются сноровка и реакция, приобретается ценное качество оценки своих сил и возможностей, вырабатывается умение производить точный расчет. Прохождение порога сродни полету: нельзя остановиться, чтобы подумать и принять решение,— для выполнения маневра отводятся считанные секунды, а иногда и доли секунды.

В настоящее время туристы, путешествующие по рекам, туристы-водники, используют в качестве плавсредств в основном четыре класса судов: разборные туристические байдарки с жестким каркасом и мягкой водонепроницаемой оболочкой, надувные спасательные лодки или понтоны, катамараны на надувных поплавках и плоты, как деревянные, так и с надувными емкостями. Первые три класса судов называются гребными, они имеют свой ход, который придают им гребцы с помощью весел. На плотах же плавают только по течению реки, а управляют ими при помощи гребей. При этом плоты смещаются поперек реки, тем самым выбирается путь движения. Каждый класс судов имеет свои достоинства. У гребных судов — это скорость и маневренность, у плотов — хорошая обитаемость и устойчивость, позволяющая покорять самые бурные реки.

Водный туризм в нашей стране развит настолько, что уже пройдено большинство наших рек, а некоторые, наиболее популярные у туристов-водников, с начала и по конец туристского сезона несут на своих волнах группы туристов, следующих одна за другой. Знаменитый Черемош весной напоминает праздничную улицу: на его стремнинах разнообразные суда, а по берегам разноцветные палаточные городки — надежное пристанище кочующего племени туристов.

 

ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

 

В чем причина все возрастающей популярности водного туризма? Кроме естественной привлекательности, в этом большая заслуга областного совета по туризму и экскурсиям и его общественных организаций: федерации туризма и комиссии водного туризма. Не меньшая заслуга принадлежит клубам туристов на предприятиях области, таким как «Рассвет» Макеевского металлургического завода имени С. М. Кирова, клуб производственного объединения «Новокраматорский машиностроительный завод» имени В. И. Ленина, «Планета» производственного объединения «Ждановтяжмаш», клубу туристов Донецкого научно-исследовательского Угольного института, турсекции Базовой изотопной лаборатории Минуглепрома УССР и другим. Ежегодно весной и осенью проводятся областные соревнования по водно-турисгской технике, привлекающие к участию до 40 команд предприятий области. На такие соревнования к нам охотно едут гости из соседних областей — Ворошиловградской и Днепропетровской. Каждое такое событие превращается в настоящий праздник туризма, оставляет неизгладимое впечатление в памяти участников и болельщиков. В это время силами участников проводятся природоохранные работы. Так, весной 1979 года в селе Староласпа — традиционном месте соревнований — участники посадили 450 деревьев.

Немалая заслуга в подготовке туристских кадров принадлежит Донецкой городской школе туристов-водников, готовящей для предприятий города общественных организаторов туризма и инструкторов. Путевки в туризм здесь ежегодно получают до шестидесяти человек. Начали действовать общественные школы туристов-организаторов в Жданове и Краматорске. А там, где хорошо поставлена работа по подготовке туристских кадров, заметно увеличивается массовость, растут спортивные достижения туристов, покоряются самые сложные реки.

Но первым полигоном для пробы сил являются наши донбасские реки. Природа не обделила степной Донбасс реками. Они пленяют путешественника красотой плесов, возбуждают спортивный азарт порогами и перекатами. В первую очередь это красавец Северский Донец, юркий в верховьях, широкий и спокойный у устья Кальмиус, одетая в зеленое убранство Крынка с многочисленными заторами и самым мощным в Донбассе Новопетровским порогом, и тихая, убегающая к седому Днепру Волчья. Подсчитано, что в Донбассе 28 рек имеют собственное имя и около 200 безымянных речек. По многим из них можно путешествовать на туристских судах, некоторые еще ждут первооткрывателей-туристов.

Что необходимо знать и уметь, отправляясь в поход по рекам родного края? В первую очередь необходимо ознакомиться с «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР». В ближайшем из клубов туристов можно получить полную консультацию о выбранном маршруте. Там же расскажут, как правильно оформить маршрутную документацию, как подготовить к походу байдарку, что взять с собой, чтобы в походе у вас было все необходимое и ничего лишнего. Особое внимание надо обратить на подготовку снаряжения, обеспечивающего

безопасность похода, в частности, на» изготовление или приобретение спасательных жилетов. Вода не прощает легкомыслия, поэтому вопросам безопасности уделяется самое пристальное внимание. Итак, решено: в поход по Донбассу вы идете на байдарках. Какой же, маршрут самый интересный, самый привлекательный? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Мы предлагаем вам несколько водных ма<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...