Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 2. «Необитаемый остров» (модификация игры «Кораблекрушение»).

Цели и возможности применения.

Упражнение моделирует групповую дискуссию.

 

Описание упражнения.

Ведущий зачитывает описание ситуации:

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда.

Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, т.е. условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которые никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы.

 

Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка – 7-8 минут».

 

После выполнения этой части задания группе дается следующая инструкция:

«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предметов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый, общегрупповой список.

 

Обсуждение.

При анализе упражнения группа обсуждает следующие вопросы:

§ Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

§ Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие - препятствовали?

§ Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

 

 

В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:

 

1. Постановка (выявление) проблемы.

2. Прояснение ситуации.

3. Перевод проблемы в задачу.

4. Формулирование и заслушивание вариантов решения.

5. Обсуждение последствий каждого из вариантов.

6. Принятие единого решения.

 

 

Варианты.

Упражнение можно продолжить, усложнив задачу – список предметов сокращается

до 5-ти наименований, время принятия решения - 10 мин.

 

 

Дополнительные рекомендации:

Степень условности в упражнении достаточно высока, поэтому от группы требуется некоторый, достаточно высокий интеллектуальный уровень.

 

Размер группы: 8-15 чел.

 

Время: 40-120 мин.

Необходимые материалы: ручки, бумага.


Упражнение 3. «Кот в мешке»

Цели и возможности применения.

Это упражнение дает возможность:

1. Продиагностировать эффективность работы данной группы.

2. Показать участникам, каким образом в процессе решения задачи происходит распределение и смена ролей в группе.

3. Продемонстрировать участникам возможность взаимодействия с партнерами без слов.

 

Упражнение имеет широкий спектр применения - от эмоционального разогрева группы,

(в таком случае акцент делается на победе в соревновании подгрупп) до серьезного видеоанализа группового взаимодействия.

 

Описание упражнения

Группа разбивается на две части, подгруппы рассаживаются в разных углах помещения, перед каждой ставится стул с непрозрачным мешком на нем. В мешке лежит специально запутанная нетолстая, длинная веревка. Ведущий жестко вводит следующее правило:

«В течение всего упражнения участникам запрещается общаться с другими при помощью слов или жестов».

 

Также ведущий предупреждает участников – «в этой игре побеждает та подгруппа, которая выполнит задание быстрее».

 

Затем дается инструкция.

 

«По моему сигналу вы должны открыть мешок и привести его содержимое в надлежащий вид».

 

Как только обе подгруппы выполнят задание, т.е. достанут клубок, распутают его и смотают либо кольцами, либо клубком (возможны и другие варианты), дается следующая инструкция:

«Вы должны с помощью веревки выложить какой-либо символ, букву, цифру, знак. Разрезать веревку нельзя».

Упражнение считается завершенным, когда обе команды окончат работу.

 

Обсуждение.

После окончания упражнения группа обсуждает следующие вопросы:

§ За счет чего победила одна из подгрупп?

§ Как участники чувствовали себя, когда вынуждены были взаимодействовать в условиях ограничения каналов связи?

§ Что в таких условиях выходит на первый план?

§ Как в процессе работы распределялись роли в команде и менялись ли они по ходу игры?

§ Почему некоторые члены команд не участвовали в работе?

§ Прослеживалась ли в действиях команд какая-либо стратегия?

 

Дополнительные рекомендации: Если группа небольшая и разделить ее на подгруппы не удается, упражнение можно провести и без этого. Тогда необходимо ограничить время. При этом эффективность процедуры немного снижается.

 

Размер группы: 6-15 человек.

 

Время: 20-40 мин.

 

Необходимые материалы:

два мотка нетолстой веревки, длиной 15-20 м,

два непрозрачных мешка,

секундомер.


Упражнение 4. «Секрет Джованни» (предложено К. Фопелем).

 

Цели и возможности применения.

Это упражнение демонстрирует участникам эффективность кооперации, помогает им осознать роль внутрикомандной дисциплины и важность умения слышать друг друга.

Также оно дает возможность увидеть и оценить роль лидера в команде.

 

Упражнение, как правило, вызывает позитивную эмоциональную реакцию участников. Оно может быть использовано как «разогревающее» либо как «завершающий аккорд».

 

 

Описание упражнения.

Каждый член группы получает одну или несколько карточек, на каждой из которых написана одна фраза. (Количество получаемых участниками карточек зависит от количества людей в группе).

 

Фразы:

 

§ Джованни слушает только музыку в стиле кантри.

§ У Джованни аллергия на кошек.

§ Джованни лысый.

§ У Джованни нет машины.

§ Джованни не умеет готовить.

§ Единственное украшение Джованни – перстень с печаткой.

§ Эгон Айгенсинн – тренер Джованни.

§ Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом.

§ Лизы Лонгбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник».

§ Гарри Питтбул совершенно невиновен.

§ Джованни очень тщеславный.

§ Тетя Роза в Африке на сафари.

§ Джованни никогда не ест суп.

§ Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.

§ Белло любит играть под кроватью Джованни.

§ Белло не в воде.

§ Джованни любит животных.

§ У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.

§ Эгон Айгенсин часто ходит в оперу.

§ У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.

§ Лиза Лонгбайн любит бриллианты.

§ Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.

§ Джованни приобрел государственные ценные бумаги.

 

 

Показывать свою карточку другим запрещается.

 

Также каждый получат копию Приложения.

 

Ведущий зачитывает следующий текст:

 

«Джованни Великий – знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питбулл. Джованни сказал: «Я не могу пойти туда, пока я это не нашел»

 

После этого ведущий даетгруппе инструкцию:.

«Ваша задача – раскрыть секрет Джованни. Сделать это можно, если свести всю имеющуюся на карточках информацию воедино.

Вся работа выполняется устно. Никто не имеет права делать никаких записей.

Задание будет считаться выполненным, если даны ответы на три вопроса:

§ Что потерял Джованни?

§ Кто это похитил?

§ Где это находится?

Работа должна быть выполнена в максимально быстром темпе. Я буду следить за временем».

 

После этого участникам раздаются карточки и ведущий дает сигнал к началу работы.

 

Обсуждение.

Анализ упражнения строится на обсуждении следующих вопросов:

§ Как была организована работа?

§ Какой была атмосфера в группе во время работы?

§ Как и на что расходовалось время?

 

 

Размер группы. 8-23 чел.

 

Время. До 30 мин.

 

Необходимые материалы.

Карточки с фразами (23шт.),

Карточки с приложением - вариантами ответов (по числу участников).

 

 

Приложение:

Что было потеряно?

§ Маленький котенок

§ Билет в оперу

§ Парик

§ Красный кабриолет

§ Рецепт кекса

§ Бриллиантовое кольцо

 

Кто это похитил?

§ Белло, собака

§ Эгон Айгенсинн, тренер Джованни

§ Лиза Лонгбайн, его подруга

§ Гарри Питбулл, его соперник

§ Его любимая тетя Роза

 

Где это находится?

§ В городском парке

§ Под кроватью

§ В стиральной машине

§ На дереве

§ В его купальном халате

 

Правильный ответ.

Утерян парик. Его похитил Белло. Парик находится под кроватью.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...