Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 4. « Достойный ответ»

Цели и возможности применения.

В ходе упражнения участники получают возможность потренироваться в реализации различных стилей поведения в конфликтных ситуациях и распознавания стилей поведения других людей.

 

Описание упражнения.

Группа получает инструкцию:

«Сейчас будут разыграны несколько ситуаций. В них каждому участнику предлагается продемонстрировать различные стили поведения (агрессивный, неуверенный, уверенно-достойный) в конкретной ситуации.

 

Пожалуйста, ситуация первая….Кто начнет?»

 

 

Возможные ситуации

§ Начальник одного из отделов не предоставил вовремя отчет.

§ Секретарша не возвращает вам деньги, взятые в долг на месяц.

§ Подчиненный занимает вас разговором, а вам нужно уйти.

§ Помощник организовал вам встречу, не предупредив вас.

§ В курилке сотрудники обсуждают ваше личное поведение.

 

 

Все участники группы проходят через это упражнение, причем каждый должен обязательно побыть в ролях разной модальности.

 

Обсуждение.

Обсуждается уверенный стиль поведения руководителя и его отличия от агрессивного и неуверенного.

Размер группы:8-15 чел.

Время:30-40 минут.

Необходимые материалы:отсутствуют.


 

Упражнение 5. «Критика»

Цели и возможности применения.

В упражнении рассматриваются возможные типы критики и способы реагирования на неё.

Описание упражнения.

Группа получает инструкцию:

«Сейчас я прошу добровольца сесть в центр круга вот на этот «горячий стул». Остальные начинают критиковать его.

Задача сидящего – ответить на каждое критическое замечание».

 

После этого группа вместе с ведущим обсуждает правильные формы реагирования на критику (см. Приложение).

Далее участники делятся на тройки и тренируют уверенное реагирование на критику.

 

Обсуждение.

В обсуждении затрагиваются следующие вопросы:

- Польза и вред критики.

- Допустимые формы и пределы критики в служебных отношениях.

- Применимость в различных ситуациях предлагаемых форм реагирования.

Можно выйти на алгоритм конструктивной критики (см. приложение).

Размер группы. 8-15 чел.

 

Время.20-30 мин.

 

Необходимые материалы.

Распечатки приложений по числу участников.

 

 

Приложение.

 

Обобщенная: «Ты дурак!» «Ты ни на что не способен!» Конкретизация: «Что ты конкретно имеешь в виду?»
Несправедливая: «Ты плохо выглядишь!» «Ты слишком нервный!» «Ты одет безвкусно!» Прояснение намерений: «Зачем ты мне это говоришь?» «Тебя это действительно интересует?» Альтернативный вопрос: «Это относится к лицу или к одежде?»   Вытягивание критики: «Тебе не нравятся мои брюки, свитер … Что еще тебе не нравится?»   Вопрос- эхо: «Одет безвкусно?» Открытое выражение чувств: «Мне неприятно, что ты так говоришь!»
Справедливая: «Вы сегодня опоздали!» Согласие с возможной правдой: «Да, я действительно сегодня опоздал».

Алгоритм конструктивной критики.

 

1. Выражение чувств.

2. Описание поведения, которое вы критикуете.

3. Просьба изменить поведение.

4. Проговаривание санкций (если это уместно).

 


Упражнение 6. «Разрешение на уверенное управление» (предложено К. Фопелем)

 

Цели и возможности применения.

Для того чтобы управлять, нужны два разрешения. Первое — официальное, оно исходит от организации, которая назна­чает конкретного человека руководителем. Добиться официального разреше­ния порой сложно, но все же намного легче, чем получить неофициальное, внутреннее разрешение от себя самого. Именно о нем и пойдет речь.

Очень часто у менеджеров возникает чувство, что они не имеют права занимать то место, которое им положено по обязанностям. Причины тому нужно искать в личной биографии. Далеко не каждый ребенок получает от родителей сигнал, позволяющий ему самостоятельно обустраивать свою жизнь в будущем, вселя­ющий уверенность и придающий силы: «Мы знаем, что ты многое можешь, мы любим тебя и будем любить, даже если ты достигнешь большего успеха, чем мы, твои родители. И мы будем радоваться, если ты устроишь свою жизнь». Ребе­нок, который получил такой сигнал, не будет бояться успе­ха, он умеет принимать на себя ответственность и расши­рять область своих возможностей.

Но многие менеджеры в детстве получали совершенно иные послания, которые ог­раничивали их и не давали достойной основы для уверен­ности в неизбежности будущего успеха и его заслуженности. Мы можем, однако, утверждать, что такие люди при должном старании могут самостоятельно создать у себя уве­ренность в правомочности успеха. Именно этому посвяще­но предлагаемое упражнение. Медитация, поможет участникам получить личное разрешение на уверенную управленческую деятельность.

Описание упражнения.

Группа получает инструкцию:

«Каждый из нас за свою жизнь собрал целую коллекцию удостоверений и документов. К ним относятся грамоты, дипломы, которые подтверждают, что у нас есть разряд по плаванию, что мы умеем водить машину, что мы можем преподавать. Как правило, получению таких бумаг предше­ствуют интенсивное обучение, напряженные тренировки и постоянное совершенствование приобретенных навыков. Человек зарабатывает себе право, например, руководить от­делом.

Ко всем этим разре­шениям нужно прибавить то, которое мы даем себе сами. Чтобы получить разрешение от самих себя, нам нужно ра­ботать еще интенсивнее, потому что мы реалисты и лучше других знаем свои сильные и слабые стороны. А поскольку нам известно, какие последствия может иметь назначение на должность руководителя и какую ответственность мы принимаем на себя, то иногда сомневаемся в своем внутреннем праве на управление. Это хорошо, потому что такое сомнение спасает нас от беспечности или высокоме­рия. Мы сами очень точно можем определять, насколько мы доверяем себе, на что способны, мы лучше других осоз­наем свой личностный и профессиональный рост.

Вам предлагается провести небольшой эксперимент. Вы мо­жете сидеть с открытыми или закрытыми глазами, и представить следующую ситуацию: Вы при­нимаете участие в программе интенсивной подготовки менеджеров. Она занимает все ваше время, и у вас уже есть успехи. Вы учились лучше использовать свои сильные стороны и пробовали справляться со своими недостатками и даже извлекать из них выгоду. На данный момент самая важная часть программы завершилась, и была органи­зована небольшая церемония вручения документов, удосто­веряющих, что вы владеете искусством управления. Поду­майте, где и как должна проходить такая церемония, кто примет в ней участие. Возможно, вы почувствуете нетерпе­ливое ожидание, любопытство, желание узнать, как выглядит документ об окончании и на что он дает право. Если вы го­товы, вручите себе этот документ и внимательно его изучи­те. Как он выглядит? Какого он размера? Как написан текст документа, как он звучит, Дайте себе столько времени, сколько нужно, чтобы изучить текст..

Сохраните его в памяти, а теперь медленно возвращайтесь обратно.

 

Вы можете сделать еще один шаг вперед. Напишите себе личное разрешение на уверенное управление, отметьте в нем, на что вы даете себе полномочия, где границы вашей деятельнос­ти, что является основой такого разрешения. Пишите соб­ственными словами в своем оригинальном стиле и озаглавь­те документ по своему вкусу. У вас есть на эту работу де­сять минут.

Обсуждение.

После медитации группой обсуждаются следующие вопросы :

§ В чем состоит ваше самое крупное достижение последнего вре­мени в области управления?

§ Что в вашем собственном разрешении на управление является самым важным?

§ Что в ближайшее время нужно добавить в это разрешение.

 

Размер группы: 7-15 чел.

 

Время: 30-40 минут.

 

Необходимые материалы:отсутствуют


Тренинг тренеров

О бедной динамике замолвите слово...

 

Страшный сон тренера: группа в конце тренинга говорит, что тренинг не понравился, участники ничего не получили, и новой информации не было.

Групповая динамика - совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. Сюда относятся: стадии развития группы, энергетика группы в каждый момент времени, ее способность к обучению, отношения участников друг к другу, тренеру и происходящему, выработка правил и норм, формирующиеся групповые ценности, принятие групповых решений, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.

Наша многолетняя практика проведения тренингов и семинаровподтверждает, что только активноеуправление групповой динамикой делает тренинг эффективным, а нарушение, по тем или иным причинам «правил игры» всегда приводит к негативным последствиям, как говорят в медицине, разной степени тяжести.

И все же игнорирование динамики часто имеет место, поэтому хотелось бы остановится на особенностях ее протекания и управления ей.

Тренеру следует учитывать, что группа в своем развитии проходит ряд обязательных стадий: недоверие и настороженность, «пробуждение» и раскрепощение, эмоциональный подъем, нарастание агрессии и сопротивление, разрядка, рабочая стадия на позитивном эмоциональном фоне, завершение (эмоциональная окраска этой стадии зависит от успешности тренинга). На каждой стадии развитие группы управляется и фаситилитируется тренером.

Особенности групповой динамики во многом зависят от того, как поведет себя неформальный лидер (он всегда появляется даже в сборной группе).

 

Несмотря на то, что существуют общие закономерности, раз за разом приходится сталкиваться с существенными различиями в протекании динамических процессов.

Так, встречались группы, где агрессия никак не проявлялась.

 

В одном из магазинов участники были настолько рады обучению (тренингу продаж), которое явилось временной заменой нудной неквалифицированной работе не по специальности, что ни о каком сопротивлении и агрессии просто речь не шла. (Хотя, как правило, наблюдается обратная ситуация).

В другом тренинге в силу корпоративных традиций все задания выполнялись очень энергично, никто не жаловался на усталость и перегруженность, а к концу все были «как выжатый лимон». Привычка работать «на износ» сослужила плохую службу, снизив эффективность усвоения.

Чувствовать состояние группы, групповую энергетику, узнавать и управлять стадиями развития группой - один из навыков, тренируемых на тренинге тренеров.

Представление и более подробное знакомство, разминки, запрос, контракт - обязательные составляющие тренинга. Не стоит ими пренебрегать, так как позднее это неизбежно приведет к потере времени, а может быть и снижению эффективности тренинга.

Знакомство - важный этап работы с группой, обеспечивающий доверие, снижающий тревожность и избыточное напряжение участников.

 

Даже работая с сотрудниками одного отдела или небольшой фирмы, убеждаешься в том, как мало они зачастую знают друг о друге.

 

Продолжительность этапа знакомства варьирует в зависимости от длительности тренинга и знания членами группы друг друга. Соответственно, всегда можно найти и адекватную форму знакомства.

Больше узнать друг о друге необходимо не только для обеспечения тренингового процесса, это имеет также посттренинговый эффект - оптимизацию отношений в коллективе.

Так, не раз во время посттренингового сопровождения организаций в подразделениях, в которых нет как таковой совместной деятельности, а каждый отвечает за свой участок работы (кассиры, инженеры сервисной службы), приходилось видеть, что на тренинге, кроме получения новых навыков и профессионального роста, участники лучше узнали друг друга и сплотились. Появилась психологическая поддержка, оптимизировались отношения в коллективе. В результате каждый сотрудник стал просто чувствовать себя комфортнее на рабочем месте, с большим желанием приходить на работу и естественно лучше работать.

 

Разминка - этап создания доброжелательной атмосферы. Разминки встряхивают, энергетизируют, разогревают участников на ролевую игру и упражнения.

 

Правильно подобранная и хорошо проведенная в начале тренинга разминка способствует снятию настороженности в группе и установлению доверия.

 

На начальных этапах тренинга при выборе разминки желательно руководствоваться принципом успешности. Если есть сомнения в том, что абсолютно все участники справятся с заданием, лучше поискать другую разминку. Неуспех на ранней стадии повышает сопротивление группы.

 

После разминки обычно проводится совместное обсуждение стандартных групповых норм и правил и возможное дополнение их чем-то важным для конкретного состава участников или данной разновидности тренинга. В ряде случаев необходимо учесть корпоративную специфику.

 

Иногда правила дополняются санкциями, применяющимися к «нарушителям» при невыполнении групповых норм.

Важно, чтобы ведущий следил за умеренностью и адекватностью санкций или штрафов.

 

Однажды тренером были введены в группе санкции (исполнение песни) за опоздания с перерывов более чем на 5 минут в виде. Предполагалось, что эта шуточная угроза снимет напряжение и оптимизирует атмосферу в группе. Был расчет и на то, что петь никому не захочется и опоздания с перерывов прекратятся. Ожидания оправдались частично. Опоздания были, опоздавшие пели. Все получили огромное удовольствие и разрядку. Казалось бы, все в порядке, но после тренинга группа на вопрос «Что было на тренинге?» отвечала «песни пели». По известной закономерности запоминаются наиболее эмоциональные события, коим в том тренинге явилось пение.

Игнорирование этапа принятия групповых норм, может сделать работу «опасной» для участников (если не принята норма конфиденциальности), хаотичной и неорганизованной (если не принята норма говорить по одному), а иногда и невозможной, в силу бесконечных опозданий и уходов-приходов (если не приняты нормы дисциплины и участия).

 

Обязательный и важнейший этап вступительного блока - снятие запроса с группы и заключение контракта.

 

Участников тренинга обычно волнует вопрос, оправдаются ли их ожидания от занятий; насколько их профессиональные и личные интересы согласуются с желаниями других участников обучения, а также с возможностями тренера.

 

Ожидания участников важны как тренеру - чтобы органично строить учебный процесс, так и самим членам группы - для осознания своих желаний и постановки учебной задачи самому себе. К тому же, участники обучения не всегда знают предполагаемую программу. На этапе заключения контракта нужно ее огласить и обсудить.

 

Как правило, более глубокий и обширный запрос на обучение у участников «открытых» тренингов. Они, как правило, обучаются если уж не за свой счет, то по собственной инициативе, что существенно повышает их мотивированность, требовательность и активность.

 

Коллега недавно делилась, как она провела крайне неудачный тренинг. Несмотря на свою многоопытность и многолетний стаж,онаполенилась прояснить ожидания группы (зачем участники пришли на тренинг, что хотели бы обсудить) и заключила контракт «в облегченном варианте»: «Есть такой план, сойдет?», а в итоге получила недовольство участников из-за их неоправдавшихся ожиданий.

 

Таким образом, заключение контракта в группе позволяет участникам тренинга четче осознать свои собственные цели, понять, насколько они согласуются с ожиданиями и опытом других и обсудить, что объединяет членов группы, решить, куда можно двигаться, т.е. интегрировав ожидания всей группы с программой тренера, выработать цели и план совместной работы.

Отдельная составляющая работы тренера - управление групповой энергетикой.

Для управления энергетикой мало проводить тонизирующие разминки в начале группы и, по мере наступления утомления - упражнения для отдыха и для разрядки.

Варьировать энергетику группы позволяет сочетание разнообразных форм работы:

§ индивидуальной,

§ в подгруппах

§ общегрупповой.

.

Их желательно чередовать, чтобы не вызвать у участников ощущения однообразия и монотонности.

 

Известно, что на определенном этапе развития группы в ней нарастает напряжение и возникают сопротивление и агрессия. Их проработка - отдельная составляющая работы тренера.

 

Сопротивление защищает личность от переживаний, связанных с ситуацией неопределенности, напряжения, возникающих в тренинге.

Основные проявления сопротивления в тренинге – непродуктивные споры, отказ от выполнения упражнений, демонстрация скуки.

 

Сопротивление усиливается при нарушении психологической безопасности, когда существует угроза самооценке и при высокой степени новизны информации.Новая информация - это всегда вызов привычной точке зрения и вначале она часто отторгается.

Внешним фактором, усиливающим недовольство, бывает столь популярное сейчас проведение тренингов в выходные дни.

Нельзя не отметить, что сопротивление может быть и защитой группы от непрофессиональной работы тренера.

 

Агрессия группы - штука, прямо скажем, малоприятная, но при правильном подходе к ней - позитивная, приводящая группу к преодолению сопротивления и сплочению. Неправильный подход к агрессии приводит к тому, что большая часть тренингового времени будет потрачена на бесплодные споры и конфронтацию.

 

К проявлениям и проработке групповой агрессии опытный тренер должен быть всегда готов. Негативных высказываний участников не следует бояться, они зачастую вовсе не означают, что тренер что-то сделал не так или тренинг плохо подготовлен (хотя бывают, конечно, исключения).

 

Есть различные способы работы с групповой агрессией:

 

1. Наращивание агрессии.

Для этого используются:

§ запланированный неуспех группы или отдельных участников при выполнении упражнения

§ малопонятное или бессмысленное задание

§ нечеткая инструкция к упражнению

§ проведение одного упражнения за другим без обсуждения

§ недостаточное обсуждение упражнения

§ некоторая умышленная «бестолковость» ведущего

§ неструктурированный тренинг.

Естественно, мы говорим о ситуации, в которой тренер совершает все вышеперечисленные действия осознанно, понимая, что и зачем он делает. Будучи незапланированным, неумышленным все то же самое является ошибкой тренера.

 

В результате использования этих приемов участники недовольны и, к тому же, лишены возможности высказаться. Копится эмоциональное напряжение, происходит нарастание агрессии в группе.

В этот момент ведущий «приоткрывает клапан», проводя обсуждение процесса тренинга и позволяя выплеснуться негативным эмоциям («отрабатывает агрессию»).

После такой «разрядки» в группе возникает эмоциональный контакт, лучшее понимание и сплочение, становится возможна высокоэффективная работа.

 

2. Ненакапливание, постоянное «вымывание», агрессии, с помощью специальных приемов.

Это - энерговыпускающие упражнения и обсуждение всех упражнений, включая разминки. Обсуждение подразумевает объяснение реальных или оглашаемых целей, придание происходящему осмысленности и понимания.

 

 

«Хеппи энд», удовольствие и эмоциональный подъем группы, возникающий в конце занятий при умелом ведении тренинга - важная составляющая групповой динамики.

Эта групповая эйфория способствует не только положительной оценке тренинга участниками, но и, что еще более важно, влечет за собой большее желание использовать результаты и применять полученные знания на практике.

 

Кроме понимания особенностей протекания групповой динамики и умения работать с ней, тренеру такжеважно обладатьследующими навыками:

 

§ Умение вести себя уверенно (ассертивно).

§ Умение говорить публично.

§ Умение использовать приемы активного слушания

§ Умение чувствовать состояние другого человека и группы

§ Умение креативно, то есть гибко и не стандартно подходить к решению задач

§ Методические навыки.

 

Уверенность в себе необходима для руководства группой, и эффективного взаимодействия с участниками на всех этапах группового развития, особенно для взаимодействия с сопротивлением и агрессией участников.

Элементы тренинга ассертивности, обучающие уверенно (но не агрессивно) держаться, повышающие толерантность к агрессии желательно включать в обучение тренеров.

 

Еще один базовый навык тренера, необходимый для четкого формулирования инструкций группе, транслирования теории и фасилитации упражнений - умение говорить перед аудиторией. Поэтому будущим тренерам нужно учиться искусству публичного выступления.

 

Работа тренера - это всегда работа в условиях неопределенности. Непредсказуемо развивающийся тренинговый процесс, живая, постоянно меняющаяся ситуация взаимодействия участников, заставляют ведущего искусно и гибко плести тренинговую нить. Поэтому тренеру необходимо умение быстро и творчески реагировать в неожиданных, а порой и критических ситуациях, находить верные и красивые шаги

Органичной и обязательной составляющей тренинга для тренеров мы считаем тренировку креативности.

 

Для того чтобы во время изменить стратегию, дать нужное упражнение или отложить (модифицировать) запланированное, тренеру нужна также эмпатия – навык, позволяющий, отслеживая эмоциональное состояние участников, чувствовать ситуацию и групповой процесс.

 

Активное слушание - еще одна важная составляющая обучения тренеров. Без него невозможно нормальное взаимодействие даже в обыденной жизни, не говоря уже об обучении.

 

Для грамотного составления программы и ее реализации, для составления хороших методических материалов, для повышения преподавательского потенциала тренера и соответственно эффективности обучения необходимо формировать у тренеров методические навыки. Если тренинг ведется методически грамотно, то он будет иметь долгосрочный эффект.

 

Тренерская работа - работа творческая, сложная, она требует не только интеллекта, но и хорошей базовой подготовки и натренированности навыков. Поэтому тренинг для тренеров – это особые требования и ответственность.

У меня есть ответ, нет ли у вас вопроса?

 



Упражнения:

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...