Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА: ОТ РЕВОЛЮЦИЙ К СТАБИЛИЗАЦИИ (1918—1929)

103(03)— 94

 

ISBN 5-09-004867-3

© Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В.П., Посконин В. С., Строганов А. И. 1994

 

Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава 1. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА: ОТ РЕВОЛЮЦИЙ К СТАБИЛИЗАЦИИ (1918—1929) 5

§ 1. ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ.. 5

Социально-политические последствия первой мировой войны.. 5

Революция в Германии. 7

Революция в Австрии. 8

Революция в Венгрии. 8

Распад Австро-Венгрии и образование новых государств. 9

Образование Югославии. 9

Восстановление независимости Польши. 9

Провозглашение независимости Финляндии. 9

§ 2. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА.. 10

Парижская мирная конференция. 10

Создание Лиги Наций. Мандатная система. 11

Версальский мирный договор. 11

Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. 12

§ 3—4. СТАБИЛИЗАЦИЯ И «ПРОЦВЕТАНИЕ». СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 20-е гг. 13

Особенности стабилизации 20-х гг. 13

Особенности экономической стабилизации 20-х гг. 13

Особенности политической стабилизации 20-х гг. 14

«Процветание» по-американски. 15

Германия. 16

Великобритания. 17

Франция. 19

Италия. 20

Глава 2. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 30-е гг. 23

§ 5. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929—1933 гг. 23

Особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. 23

Пути выхода из кризиса. 23

Кейнсианство и реформы.. 24

Тоталитаризм.. 25

§ 6. США: «НОВЫЙ КУРС» Ф.РУЗВЕЛЬТА.. 26

Особенность экономического кризиса в США. 26

Президент Франклин Д. Рузвельт.. 27

Реформы «нового курса». Новые функции государства. 27

Социальные реформы «нового курса». 29

Роль США в мире. Панамериканизм и изоляционизм.. 29

§ 7. ГЕРМАНИЯ: ТОТАЛИТАРНАЯ ДИКТАТУРА.. 30

Особенности экономического кризиса в Германии. 30

Кризис Веймарской республики и поляризация политических сил. 30

Установление тоталитарной диктатуры.. 31

Экономическая система германского тоталитаризма. 32

Внешняя политика нацистской Германии. 33

§ 8. ФРАНЦИЯ В ГОДЫ КРИЗИСА. НАРОДНЫЙ ФРОНТ. 33

Особенности экономического кризиса во Франции. 33

Особенности французского фашизма. 34

Формирование Народного фронта. 35

Правительство Народного фронта. 36

Глава 3. СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ 37

§ 9. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ЯПОНИЯ В 20—30-е гг. 37

Влияние войны и революции в России на страны Азии и Африки. 37

Ближний и Средний Восток. 38

Послевоенная Япония. 38

Агрессия против Китая. 39

Особенности авторитарно-монархического режима в Японии. 39

§ 10. КИТАЙ.. 40

Национальная «великая» революция 20-х гг. 41

Упрочение гоминьдановского режима (1927—1937 гг.) 42

Поражение революционного движения под лозунгом советов (1927—1937 гг.) 43

Формирование единого национального антияпонского фронта. 44

§ 11. ИНДИЯ.. 44

Индия после войны.. 44

М. Ганди и гандизм.. 45

Глава 4. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД.. 47

§ 12. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ.. 47

Обстановка в регионе в 20-е гг. 47

Латинская Америка в 30-е гг. Усиление роли государства в экономике. 48

США и Латинская Америка. 50

§ 13. МЕКСИКА.. 50

«Революционный каудильизм» (20-е гг.). 50

Кризис режима «революционного каудильизма». 50

Преобразования правительства Карденаса (1934—1940). 51

Глава 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ 52

§ 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 20-е гг. 52

«Рурский кризис» и проблема германских репараций. 53

Лига Наций и проблема разоружения. 54

Советская Россия и Запад. 54

§ 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КАНУН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.. 55

Международные отношения в годы кризиса (1929—1933). 55

Фашизм у власти в Германии и международные отношения. 56

Захват Италией Эфиопии. 56

Образование агрессивного германо-итальяно-японского блока. 56

Коллективная безопасность или «умиротворение» агрессоров?. 57

Политика «умиротворения». Мюнхенское соглашение 1938 г. 57

Аигло-франко-советские переговоры. Советско-Германский пакт. 58

Глава 6. НАУКА И ИСКУССТВО.. 59

§ 16. НАУКА И ТЕХНИКА.. 59

Естественные науки. 59

Техника. 60

§ 17. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО.. 62

Особенности развития литературы и искусства в 20—30-е гг. 62

Литература. 62

Изобразительное искусство. 63

Глава 7 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.. 65

§ 18. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.. 65

Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». 65

Присоединение Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу. 67

Военные действия Германии и Италии против Англии. 67

Военные действия на Балканах. 68

Фашистский «новый порядок». Зарождение движения Сопротивления. 68

§ 19. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГИХ ТЕАТРАХ МИРОВОЙ ВОИНЫ.. 69

Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. 69

Вступление в войну США и Восточной Азии. 70

Антифашистская коалиция. Объединенные Нации. 71

§ 20. КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВОЙНЕ. 72

Развитие военной экономики. 72

Поворот в ходе войны. 73

Второй фронт в Европе. 75

§ 21. ОКОНЧАНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ИТОГИ ВОЙНЫ.. 76

Освобождение от фашизма стран Юго-Восточной Европы. 76

Ялтинская конференция. 77

Капитуляция Германии. 77

Потсдамская конференция. 78

Капитуляция Японии. Освобождение стран Юго-Восточной Азии. 78

Итоги второй мировой войны. Военные потери. 79

Разгром фашизма. Победа демократии. 79

Изменение соотношения сил на международной арене. 80

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА.. 80

ВВЕДЕНИЕ

Второй выпуск материалов по зарубежной истории посвящен периоду между двумя мировыми войнами (1918—1945). Возможно, это один из самых трудных для изучения разделов всемирной истории. В короткий исторический период, охватывающий четверть века, спрессовалось множество событий мирового значения, центром которых стала Европа. Именно здесь с интервалом в два десятилетия произошли две мировые войны. Резко обнажился новый идейно-политический раскол в Европе — либеральная демократия встретилась с агрессивным вызовом тоталитаризма и фашизма. Эти годы оказались переломными и в судьбах России. Октябрьская революция 1917 г. в России вырвала огромную страну из единого мира, уведя ее народы на путь неизведанного социального эксперимента. 20-е и 30-е гг., вторая мировая война еще живы в сознании людей, в семейной памяти, живы и участники этих событий, что определяет нередко личностный, субъективный подход к ним. Узловые проблемы развития мировой истории тех лет продолжают оставаться объектом идейно-политической борьбы.

В настоящем пособии авторы постарались избежать нарочитой идеологизации и методологического догматизма, которые укладывали многообразие человеческой истории в прокрустово ложе однолинейного исторического движения к утопическому идеалу. События рассматриваются в рамках трех крупных цивилизационных блоков — Европа и Северная Америка, Азия, Латинская Америка. В то же время учитывается асинхронность развития стран и континентов, что было следствием различия исторических условий — социальных, экономических, исторических, различных культурных традиций, этнических и религиозных особенностей. Это обусловило разные уровни развития и пути модернизации общества. Изначальная борьба человека за свободу, достоинство, за свою индивидуальность перед лицом государственного деспотизма приобрела особое значение и смысл в XX в. Народы на разных континентах вырабатывали общезначимые ценности, которые становились достоянием всего человечества. Но именно в «передовой» Европе европейская цивилизация оказалась в первой половине XX в. перед угрозой утраты культурных, нравственных и политических достижений, обретенных в ходе многовековой истории. Эта угроза исходила от европейских тоталитарных теорий и режимов, которые, отвергая пути демократического и эволюционного преобразования общества, стали насильственно создавать структуры в соответствии с умозрительными проектами, принудительно унифицировать человека согласно своим идеям.

По-иному развивались события в странах Азии и Африки, где большинство стран находились либо в колониальной или полуколониальной зависимости от европейских центров. Хотя в первой половине XX в. колониальным державам удавалось сохранить в основном целостность своих империй, в Азии, за кажущейся застойностью, происходили важные сдвиги.

Вдали от европейских потрясений и мировых войн своим путем шло развитие в странах Латинской Америки. Их капиталистическое развитие ускорилось. Но сохранение традиционных социально-экономических структур тормозило модернизацию общества. Частая смена авторитарных диктатур относительно демократическими национал-реформистскими режимами (и наоборот, демократических режимов диктатурами «вождей» или военных) отражала переходность эпохи, слабость демократических устоев.

Вторая мировая война 1939—1945 гг. стала кульминацией борьбы между демократией и фашизмом. Поражение фашизма в войне означало закат тоталитарного варианта решения проблемы модернизации общества. Если в межвоенный период имело место наступление тоталитаризма, то после второй мировой войны процесс демократизации становится определяющим. Предлагаемая брошюра носит экспериментальный характер и не претендует на законченность выводов. Авторы будут благодарны за критические замечания и советы.

 

ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ

Социально-политические последствия первой мировой войны. 11 ноября 1918 г. в 11 часов утра в Компьенском лесу на французской станции Ретонд в штабном вагоне маршала Фоша германская делегация подписала продиктованные ей условия перемирия. Окончилась самая кровопролитная за всю предшествующую историю война. В ней погибло более 10 млн. человек, калеками осталось вдвое больше. Неисчислимы были материальные и моральные утраты.

Переход от войны к миру в Европе проходил сложно и болезненно как для стран побежденных, так и для стран-победительниц.

Война, разрыв хозяйственных связей, экономическая разруха породили революции, политические кризисы и революционные процессы. Начало европейским революциям еще в ходе войны положили Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России, которые оказали огромное влияние на ситуацию в Европе и в мире. Они вызвали в различных слоях западного общества и в странах Востока противоречивые, а нередко полярные отклики и реакции.

В странах-победителях — Великобритании, Франции, Италии, Японии, США и др. не было революций (за исключением Китая, который лишь условно можно относить к победителям в войне), но и они не избежали социально-политических потрясений.

Революции произошли в России и побежденных странах — Германии, бывшей Австро-Венгрии, Турции, в которых к тому же сохранялся комплекс нерешенных задач общественного развития. Власти этих стран не могли найти решения насущных проблем. Поднявшиеся массы стремились покончить с войной, освободиться от правящих режимов, на которые возлагалась вина за бедствия и разруху. Европейские революции возникли как революции демократические, сродни тем, что были в Западной Европе в XVIII—XIX вв. Их запоздалость в странах Юго-Восточной и Восточной Европы связана с тем, что условия для свободного развития капитализма и национально-государственного строительства там в прошлом не были обеспечены. Революции произошли в странах, которые были империями и многонациональными государствами. Таково было уникальное сочетание взрывоопасных социальных и политических условий. Под тяжестью противоречий Австро-Венгерская, Российская, Османская империи стали распадаться. Образование новых национальных государств на развалинах империй явилось необходимой предпосылкой для преодоления их отсталости от западноевропейских стран.

Важной особенностью этого периода европейской истории (и не только европейской) явилось широкое вовлечение в политическую жизнь громадных масс населения. Начался, как впоследствии оценили новые процессы, «век масс». Участие масс в организованных политических и общественных движениях было большим прогрессом. Однако была и большая опасность их вовлечения в реакционные движения, ибо «власть толпы», ее стихийно-уравнительный коллективизм, эмоциональная возбудимость в условиях общественных и экономических потрясений могли быть использованы в разрушительных целях фанатиками идей и авантюристами-политиканами. Новейшая история убедительно показала, что массовые движения могут иметь разную направленность: они могут стать созидательной, но могут стать и разрушительной силой. Идея разрушения всего существующего обретает популярность особенно среди тех обездоленных слоев, которым «нечего терять, кроме своих цепей». Этот фактор играл немалую роль в поляризации политических сил, особенно в тех странах, где тяготы войны разрушили нормальные жизненные устои миллионов людей. На жизнь европейских обществ наложили печать не только национальные, общедемократические движения, но и классовые и социальные требования рабочих и иных слоев общества. К этому времени значительная часть рабочего класса испытала влияние социалистических идей, в том числе марксизма, идей русской революции. Тяготы и лишения военного времени выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, разорили и довели до нищеты прежде всего жителей городов — рабочих, служащих, торговцев, ремесленников и другие социальные группы населения. В обществе сформировался значительный деклассированный и люмпенизированный слой. Эти группы населения оказывались легко возбудимыми для спонтанных бунтарских действий и становились нередко социальной базой леворадикальных и праворадикальных оппозиционных движений и партий. Они были особенно чувствительны к восприятию социальной демагогии, утопических идей уравнительности, национализма и шовинизма. Во многих капиталистических странах в послевоенное время значительно расширился спектр идейно-политических сил. Если до войны в европейских странах господствовали три ведущих течения — либерализм, консерватизм и социал-демократия, то теперь к ним добавились другие течения.

В годы войны произошел раскол социалистического движения, распался Второй Интернационал, социал-демократы разбрелись по национальным «квартирам». Раскол еще более углубился в связи с оформлением леворадикального крыла этого движения — коммунистических партий. Последние под руководством Коммунистической партии России создали в 1919 г. Коммунистический Интернационал.

Коминтерн опирался на материальную и организационную поддержку Советской России и действовал как единая международная организация объединяющая национальные партии на основе общих целей мировой социалистической революции и достижения социальной справедливости. К 1929 г. численность членов коммунистических партий в капиталистическом мире составляла около 0,8 млн. человек. В свою очередь социал-демократические и социалистические партии воссоздали Рабочий Социалистический Интернационал. Эти партии заняли важное место в политической жизни европейского общества. В их рядах насчитывалось более 6 млн. членов. Они придерживались иных взглядов на путь достижения социалистического идеала, отвергая теорию революционной ломки парламентского и либерально-демократического строя и считая возможным переход к социализму посредством реформ и последовательных преобразований отношений собственности и институтов власти. Противоборство коммунистов и социалистов в 20-е и 30-е гг. оказывало существенное влияние на социально-политическую обстановку в отдельных странах. Следует учитывать и общее влияние на международную обстановку Советской России, политика которой и руководство ВКП(б) международным коммунистическим движением вызывали беспокойство у правящих кругов капиталистических стран.

Одновременно в 1918—1919 гг. в ряде капиталистических стран Запада зародилось праворадикальное, экстремистское1 движение, получившее общее название — фашизм, хотя этот термин имеет чисто итальянское происхождение (фаши — ячейка, союз). Лидеры фашистского движения широко использовали социальную демагогию, взывали к националистическим чувствам, обещали социальную справедливость для своей нации, свой вариант «нового общества». Социальную базу фашизма составляли маргинальные, люмпенизированные слои общества, неустроенное офицерство, а также вырванные из привычной колеи разоряющиеся мелкие собственники. И леворадикальные, и праворадикальные политические движения и их тоталитарные партии того времени противопоставляли свои проекты утопических «новых социальных систем» и государственного устройства либерально-демократическим идеям, парламентаризму. Для них были характерны стремления к установлению диктаторских форм власти. Столкновение двух идейно-политических тенденций и систем — либерально-демократической и тоталитарной2 (в лево- и праворадикальном вариантах) стало стержнем европейской политической истории 1918—1945 гг. и международной конфронтации. Это столкновение двух тенденций уже проявило себя в годы первой мировой войны в начавшихся революциях и социальных движениях.

___________________________

1 Экстремист — сторонник крайних взглядов.

2Тоталитаризм (от лат. «totalis» — весь, всеобщий) — явление XX в., подразумевает огосударствление всей политической системы и контроль государства над всей жизнью общества.

Революция в Германии. Революция в Германии началась 3 ноября 1918 г. восстанием матросов в Киле и к 9 ноября докатилась до Берлина. Кайзер бежал из страны, монархия пала. Революционное правительство — Совет народных уполномоченных (СНУ) во главе с социал-демократом Ф. Эбертом — объявило Германию республикой. Следующая мера правительства — прекращение войны. 11 ноября было подписано перемирие. 12 ноября правительство опубликовало программу действий: отменялось осадное положение военного времени, провозглашались свобода слова, собраний, ассоциаций, объявлена амнистия политическим заключенным, вводилось впервые всеобщее, равное избирательное право при прямом и тайном голосовании.

Важной стороной деятельности СНУ стала социальная политика. Правительство приступило к трудоустройству демобилизованных солдат и безработных, решению проблем социального обеспечения, регулирования экономических и социальных отношений. Уже 15 ноября в результате переговоров между предпринимателями и профсоюзами было подписано соглашение о трудовом сотрудничестве. Соглашение признавало профсоюзы, их право на заключение коллективных договоров, право на создание комитетов рабочего контроля на предприятиях. Предполагалось принять закон о 8 часовом рабочем дне. Кроме того, была учреждена специальная комиссия по социализации, которую возглавили известные социал-демократические деятели К. Каутский и Р. Гильфердинг. Комиссия должна была заниматься огосударствлением предприятий и фирм, достигших особо крупных масштабов (монополии). Это свидетельствовало о серьезном расширении роли государства в социальной политике. Правительство СНУ использовало прежний чиновничий аппарат государственного управления. Оно заключило с Верховным командованием армии соглашение о совместном поддержании общественного порядка, запретило стихийно создаваемым советам вмешиваться в командование армейскими подразделениями, в деятельность судебных органов. К середине декабря 1918 г. в германской революции определились левые группы (в том числе группа «Спартак»), выступавшие за социалистическую революцию, за передачу власти советам. Они вдохновлялись примером Советской России. Напротив, возглавлявшая правительство социал-демократическая партия Германии занимала умеренно-реформистскую позицию и считала первостепенно важным созвать Учредительное собрание для выработки и принятия конституции. Это требование находило широкую поддержку, в том числе и со стороны возродившихся либеральных и консервативных партий, которые теперь выступали под вывесками «народных», «демократических», «национальных».

Левые не согласились с таким курсом. Под руководством лидеров «Спартака» К. Либкнехта и Р. Люксембург и при участии групп радикалов Мюнхена, Бремена и Гамбурга 30 декабря 1918 г. была создана коммунистическая партия Германии. В ее программных документах содержались призывы к социалистической революции, хотя в повестке дня германского общества стояли общедемократические задачи. 5 января 1919 г. в Берлине произошло вооруженное выступление рабочих с требованием свержения правительства, возглавляемого социал-демократом Ф. Эбертом. Восстание возникло стихийно, лишено было единого руководства и не приобрело широкой поддержки в стране. Восстание в Берлине было подавлено. Лидеры КПГ К. Либкнехт и Р. Люксембург были выслежены, схвачены 15 января и убиты.

Последним крупным событием в революционных выступлениях, объединяемых общим термином «Ноябрьская революция в Германии», стало провозглашение 13 апреля 1919 г. Баварской советской республики. Копируя русский опыт диктатуры пролетариата, правительство Советской Баварии ввело рабочий контроль, национализировало банки, конфисковало запасы продовольствия для распределения среди неимущих, начало создавать Красную армию и Чрезвычайную комиссию для борьбы с контрреволюцией. Советская власть в Баварии просуществовала три недели. Правительственные войска, стянутые к Мюнхену, подавили восстание и республику.

На выборах в Учредительное собрание большинство мандатов получили либеральные, консервативные партии. Важное место в парламенте завоевали социал-демократы. Разработка конституции проходила в условиях сохраняющейся социальной напряженности в обществе, что оказывало влияние на ее содержание. 31 июня 1919 г. в г. Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию, закреплявшую многие демократические требования революционных масс. В германской истории начался новый период — Веймарская республика. С подписанием 28 июня 1919 г. Версальского мирного договора республика получила международное признание.

Революция в Австрии. Вслед за Германией начались революционные выступления в многонациональной Австро-Венгрии, что привело к распаду этой империи. Австрийская революция 1918—1919 гг. имела много общего с революцией в Германии. Свержение монархии произошло без вооруженной борьбы. Австрийская республика была провозглашена 12 ноября 1918 г. Здесь также были проведены выборы в Учредительное собрание для разработки и принятия конституции. Выборы состоялись 19 февраля. В итоге выборов было сформировано коалиционное правительство либеральных и консервативных партий и социал-демократов. Чтобы ослабить социальное недовольство экономической разрухой, коалиционное правительство провело ряд мер по повышению норм выдачи продовольствия по карточкам. Были приняты законы об отмене дворянских титулов и привилегий, о конфискации имущества императорской семьи в пользу жертв войны, о 8 часовом рабочем дне, о рабочих комитетах на предприятиях и ряд других законов, превращавших Австрию в передовое государство в области социального законодательства. Конституция 1920 г. закрепила в стране республиканский строй, буржуазно-демократические права и свободы.

Революция в Венгрии. Более драматический характер приобрели события в Венгрии. Первоначально венгерская революция развивалась как германская и австрийская. Было свергнуто монархическое правительство, и власть в стране перешла к коалиционному правительству с участием различных партий. 16 ноября 1918 г. Венгрия объявлена республикой, признающей за своими гражданами общедемократические права и свободы. Трудящимся, обещана «социализация» промышленности и сельского хозяйства, а также другие реформы. Однако правительство, возглавляемое графом Каройи, с проведением реформ не спешило. Между тем экономическое положение в стране ухудшалось. Войска Антанты оккупировали часть ее территории. Это обострило обстановку в стране. Каройи подал в отставку, предложив социал-демократам сформировать правительство. Те в свою очередь обратились за поддержкой к только что созданной коммунистической партии Венгрии. Она возникла в ноябре по инициативе большевистских групп военнопленных, вернувшихся из Советской России. Многие из них (около 100 тыс. человек) принимали участие в русских революциях на стороне большевиков и горели желанием на своей родине «сделать так, как в России».

В новое правительство вошли социал-демократы и коммунисты. 21 марта 1919 г. Венгрия была провозглашена Советской республикой, а ее правительство стало называться, как и в России, Совет народных комиссаров. Социал-демократы и коммунисты» объединились в одну партию.

Правительство Венгерской советской республики для защиты страны от иностранной интервенции создало Красную армию и, опираясь на советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, наметило программу проведения радикальных преобразований. Сочетание национальных задач (защита отечества от интервенции) и социальной программы правительства по изменению социально-экономического строя придавали венгерской революции иной, более радикальный характер, нежели австрийской революции. Правительство объявило о национализации промышленных предприятий, банков, транспорта, оптовой торговли. На предприятиях устанавливался рабочий контроль. Помещичьи имения размером свыше 100 хольдов (57 га) подлежали экспроприации и передаче государственным хозяйствам. Вводились 8-часовой рабочий день и меры по социальному страхованию, бесплатному медицинскому обслуживанию, повышалась зарплата всем категориям трудящихся. Ускоряя «введение» социализма, революционная власть допустила ряд просчетов, сузивших ее социальную опору. Безземельные и малоземельные крестьяне не получили в собственность экспроприированные помещичьи угодья, а попытки широкой национализации промышленности и торговли вызвали недовольство опасающихся за свое будущее средних и мелких предпринимателей и торговцев. Обострились разногласия между коммунистами и социалистами как в правительстве, так и в объединенной партии. Внутри страны активизировались противники экспроприации, получившие военную поддержку Антанты. С середины апреля венгерской Красной армии пришлось сдерживать натиск румынских и чехословацких интервентов, претендовавших на часть венгерской территории. Советская Россия, охваченная гражданской войной, не могла ответить на призыв о помощи. Военная интервенция во многом определила исход борьбы — 1 августа 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась авторитарная диктатура адмирала М. Хорти1. Венгрия вновь провозглашалась монархическим государством во главе с регентом Хорти, закрепившим за собой всю полноту власти.

_______________________________

1 В отличие от тоталитарной диктатуры, перестраивающей общество по умозрительной модели, авторитарная диктатура опирается на сохраняющиеся традиционные общественные и социально-экономические структуры.

Распад Австро-Венгрии и образование новых государств. На заключительном этапе первой мировой войны на борьбу за национальное освобождение и создание собственной государственности поднялись народы «лоскутной» империи. Очагами демократических и национальных движений стали не только Вена и Будапешт, но также Прага и национальные окраины империи. В Чехии и Словакии образовались национальные комитеты, которые выступили за независимость. 28 октября Национальный комитет в Праге провозгласил создание Чехословацкого государства. Одновременно Национальный комитет Словакии заявил (30 октября) об отделении Словакии от Венгрии. Эти два комитета достигли договоренности о создании двунациональной Чехословацкой республики. Чехословакия в рамках своих границ включала также земли с немецким, украинским и другим славянским населением.

Образование Югославии. Антиавстрийские выступления в югославянских землях Австро-Венгрии начались также осенью 1918 г. Созданное в ходе этих выступлений Народное вече (совет) словенцев, хорватов и сербов объявило о разрыве отношений с Габсбургской монархией и о создании Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). В это время итальянские войска продолжали военные действия, намереваясь захватить часть земель на Адриатическом побережье. Перед лицом этой угрозы Королевство Сербия, давно вынашивавшее идею объединения под знаменем правящей в стране династии Карагеоргиевичей всех югославянских территорий, предложило ГСХС объединиться. В результате переговоров Государство СХС и Королевство Сербия объединились. Было принято решение о создании Королевства сербов, хорватов и словенцев. Позднее в него вошла Черногория. Это пестрое по своему национальному и религиозному составу государство приняло название Югославия.

Восстановление независимости Польши. Первое независимое польское правительство образовалось 6 ноября 1918 г. в Люблине. 11 ноября Ю. Пилсудский сформировал правительство на более широкой основе. В него вошли главным образом социалисты, представители крестьянской партии и др. Однако правительство контролировало не всю территорию Польши. В декабре 1918 г. от Германии была освобождена часть западных польских земель. Поэтому формирование Польши как республики завершилось лишь в марте 1919 г. с принятием конституции. Во главе польского государства встал Ю. Пилсудский, придавший правлению страны авторитарные черты.

Провозглашение независимости Финляндии. Под влиянием Октябрьской революции в Финляндии было создано демократическое правительство, которое в декабре 1917 г. было признано Советской Россией. Однако в стране началась гражданская война, развязанная в ее южных приграничных районах сторонниками социалистической революции. Там была создана Красная гвардия, которая получила поддержку со стороны Советской России. На помощь правительству Финляндии прибыла в апреле 1918 г. немецкая дивизия. К июлю 1919 г. революционное движение было подавлено. После этого некоторое время правительство Финляндии формировалось на основе широкой коалиции социал-демократической партии и либерально-консервативных партий.

Столкновение националистических и пролетарско-революционных сил имело место также в прибалтийских странах. В 1919—1920 гг. в Латвии, Литве и Эстонии утвердились буржуазно-демократические республики.

Таким образом, в первые послевоенные годы в Европе существенно изменилась ее политическая карта, создалась новая идейно-политическая и социально-психологическая ситуация.

Вопросы и задания:1. Каковы причины распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй и образования новых государств в Европе после первой мировой войны? 2. Какие новые государства появились на политической карте Европы? 3. В чем состояло своеобразие европейских революций 1918—1919 гг.? 4. Сравните Ноябрьскую революцию в Германии с Февральской и Октябрьской революциями в России. Найдите общие черты и особенности. 5. Чем было вызвано возникновение большего количества коммунистических и левосоциалистических партий и усиление их влияния? 6. Как вы оцениваете действия леворадикальных политических движений в условиях революций 1918—1919 гг.?

США: «НОВЫЙ КУРС» Ф.РУЗВЕЛЬТА

Особенность экономического кризиса в США. К началу 30-х гг. США стали признанным экономическим центром капиталистического мира, олицетворением технического прогресса. Зрелость капитализма именно здесь объясняет наибольшую силу экономического кризиса. Традиционный тип хозяйства себя исчерпал. С 1929 по 1932 г. объем промышленного производства сократился почти на 50%, работы лишились около 13 млн. человек. Большую остроту приобрели социальные проблемы. Система страхования по безработице, организация социального вспомоществования, кроме церковной благотворительности, в стране отсутствовали. Идеология «твердого индивидуализма» исходила из признания того, что каждый за свои беды несет ответственность сам. Ответственность государства за судьбы людей фактически не признавалась. Считалось, что социальная помощь государства подрывает основы «американизма». Идеология индивидуализма определяла политику бездействия центральных и местных властей в годы кризиса, отсутствие общегосударственного социального законодательства.

Кризис в США, в капиталистическом мире означал конец эпохи старого капитализма. Глубина кризиса, его всемирный масштаб требовали принятия чрезвычайных и масштабных мер. Требования к государству «Что-то надо делать!» исходили не только от широких масс бедствующего населения, но и из среды даже самого крупного американского бизнеса, напуганного масштабами экономического краха и угрозой развала самой системы.

В эти годы в США у власти находилась республиканская партия. Президент Герберт Гувер, преуспевающий в прошлом горный инженер и предприниматель, оказался на посту главы государства в 1928 г. благодаря своим деловым качествам, склонности к филантропии, верному служению бизнесу на предшествующей должности министра торговли. Гувер отстаивал принципы индивидуализма и либерализма ХIХ в. о невмешательстве государства в дела бизнеса. В 1931 г. в условиях массовой безработицы он отказался даже рассматривать предложения об организации общественных работ. Единственной крупной мерой, с которой согласился Гувер, было создание Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Эта правительственная организация занималась предоставлением банкам, железным дорогам, страховым компаниям займов. Гувер продолжал утверждать, что «процветание» вот-вот вернется, оно за углом. Но американцы перестали верить и понимать своего президента.

Летом 1932 г. ветераны войны начали поход на Вашингтон, требуя повышения пенсий. Войска под командованием генерала Д. Макартура разрушили палаточный городок ветеранов на берегу Потомака и разогнали их. Такая реакция властей вполне соответствовала общему курсу правительственной политики. В такой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г.

Президент Франклин Д. Рузвельт. На выборах президента в ноябре 1932 г. против Гувера выступал кандидат от демократической партии Франклин Делано Рузвельт.

Франклин Рузвельт родился в 1882 г. Получил домашнее воспитание. Знал в совершенстве немецкий и французский языки. Окончил Гарвардский университет. Человек огромного честолюбия, он посвятил свою жизнь политической деятельности. В 1910 г. был избран в сенат штата Нью-Йорк. В правительстве В. Вильсона был заместителем морского министра, членом американской делегации на Парижской мирной конференции. В 1921 г. заболел детским параличом и остался на всю жизнь инвалидом с парализованными ногами. В 1928 г. Рузвельт был избран губернатором штата Нью-Йорк, что обычно считалось преддверием в Белый дом. Имел значительное наследственное состояние, в том числе крупное имение Гайд-парк. Рузвельт, оказался единственным американским президентом, который избирался на этот пост 4 раза подряд (1932, 1936, 1940, 1944). Уже это означало его исключительную роль в истории США.

В ходе избирательной кампании Гувер не выдвинул новой программы. Рузвельт напротив, внял общему требованию перемен и в одной из речей произнес фразу: «Я обещаю американскому народу новый курс». Это броское слово «новый курс» («нью дил») стало популярным лозунгом и названием политики, которая наполнилась реальным содержанием только в так называемый период «ста дней» реформ в марте-июне 1933 г., когда новый президент провел через конгресс целый пакет законов. Президент правильно понял свою миссию — чрезвычайное положение требует чрезвычайных мер.

Реформы «нового курса». Новые функции государства. В марте начала работу первая сессия конгресса. В те

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...