Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение уровней смертности от убийств и(на 100 тыс человек населения) самоубийствв некоторых странах
Источник: World Health Statistics. Annual. Ceneva. Динамика рассматриваемого показателя в России представлен^ в табл. 12.18.
Нам кажется весьма примечательным, что обнаруживается некая печальная преемственность высокого (и все увеличивающегося) показателя «социальности» (нецивилизованности) в России последних лет (см. табл. 12.18) и удивительного для тогдашней Европы превышения количества и уровня самоубийств над самоубийствами в России еще в 1825-1831 гг., а также в славянских землях Австрии (Далмации, Иллирии, Семиградской области)284. Впрочем, это уже предмет специальных исследований. Отметим также, что в Санкт-Петербурге, начиная с 1993 г., рассматриваемый показатель превысил 1,0 и город оказался в числе экстремальных территорий (1985 — 0,32; 1987 — 0,28; 1989 — 0,43; 1990 — 0,45; 1991 — 0,54; 1992 — 0,81; 1993 — 1,15; 1994 — 1,25; 1995 — 1,14; 1996—1,12; 1998— 1,11; 1999— 1,0; 2000— 1,05)285. Рост уровней убийств и самоубийств в России, резкое увеличение и значения интегрального показателя социальной патологии и индикатора цивилизованности/социальности лишний раз свидетельствует о глубочайшем и всестороннем (тотальном) кризисе современной России, заставляя еще и еще раз задуматься о причинах происходящего и путях выхода из кризиса. Нельзя не согласиться с Д. Д. Богоявленским: «Пока политики спорят о том, как россияне реагир\тот на реформы, те все чаще избирают крайние варианты ухода от действительности» . Веселовский К. С, Опыт нравственной статистики в России. С. 35-36. V Ежегодник: Основные показатели демографических процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Богоявленский Д. Д. Российские самоубийства и российские реформы. С. 77. ■; Часть III Некоторые виды девиантиости Глава 13 «ОТКЛОНЕНИЯ» В СФЕРЕ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Уничтожьте проституцию и всюду воцарятся безнравственность! Фома Аквинский § 1. Общая характеристика Человеческая сексуальность всегда была сферой повышенного внимания религиозных и светских властителей дум, полем борьбы представлений о дозволенном и недозволенном, «нормальном» и «девиантном». К XXI в. страсти, казалось бы, утихли, возобладала толерантность к различным проявлениям сексуальности. Занятие проституцией, добровольный гомосексуализм взрослых партнеров в большинстве цивилизованных стран перестали быть предметом уголовного и административного права. Все большее количество стран 287 л и людей выступают за сексуальный плюрализм . Сама сексуальность, стремление к сексуальному удовольствию постепенно освобождается от обязательности чувств (любви), институтов (брака) и функций (репродуктивных)288. Однако, во-первых, еще далеко не все светские и тем более религиозные государства встали на аболиционистский путь. Во-вторых, общественная мораль не всегда толерантна к «разврату», понимаемому подчас очень широко. В-третьих, появляются все новые и новые борцы за «нравственность». Так, с точки зрения некоторых вполне современных феминисток, все сексуальные отношения должны быть строго регламентированы и осуществляться только на договорных началах. Антиохиискии кодекс, разработанный Антиохийским колледжем (штат Огайо), в частности, требует 287 См.: Рэйс А. Сексуальный плюрализм: Покончить с сексуальным кризисом в Америке // Социология сексуальности: Антология / Под ред. С. И. Голода. СПб., 1997. С. 49-63. 238 См.: Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности // Социология сексуальности. Антология. С. 14-19. от мужчин: «Вы должны получать согласие на каждой стадии процесса. Если вы хотите расстегнуть на ней блузку, следует спросить разрешения, если хотите потрогать груди, следует спросить разрешения» и т. д. ... Американская Национальная ассоциация женщин (NFA) — ведущая феминистская организация США хотела ввести Антиохиискии кодекс по всей стране, но большинство американцев высказались против этого. Недалеко ушли отечественные радетели «чистоты нравов» из Государственной Думы, внося все новые проекты о законодательном запрещении занятия проституцией, об уголовной ответственности за добровольный гомосексуализм взрослых партнеров, об «усилении борьбы» с порнографией (правда, никто еще не дал ей научного или легалистского определения), о запрете эротической кино- и телепродукции и т. п. При этом они забывают печальный отечественный и зарубежный опыт массового прогибиционизма («запретительства»), в частности, эпохи гитлеровского и сталинского тоталитаризма. Нетерпимость к любым отклонениям активно насаждается тоталитарными режимами, чье господство возможно лишь при тотальном единстве населения, в условиях подавления всякого инакомыслия и инакодействия. Эталоном нравственности и правильности поведения служит мораль Вождя, Фюрера — человека в действительности ограниченного и нетерпимого к проявлениям неординарности, оригинальности, индивидуальности. И Гитлер, и Сталин были нетерпимы к любым «отклонениям» как в области искусства, духовной жизни, так и во взаимоотношениях между полами, осуществляя вмешательство государства в сферу сугубо личных, сексуальных и семейных отношений. Нацистские законы о «чистоте расы» (арийской крови) и сталинские законы «об укреплении советской семьи» (в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., установивший громоздкую бракоразводную процедуру, запретивший под страхом уголовной ответственности аборты, узаконивший институт «незаконнорожденных» детей и пустивший в оборот кличку «мать-одиночка») при всех различиях еди- nJ^' по: БРшнеР п- Новая война за самоопределение // Иностранная литература ДЮЗ. № 6. С. 240. Часть III ны по сути — они устанавливали государственное регулирование сугубо личных отношений. Но тоталитаризм тоталитаризмом, а идеи «не высовываться», «быть как все», нетерпимость ко всяким «вольностям», «неприличиям» господствуют еще в массовом сознании многих народов, особенно таких, как Россия, которая никогда за всю свою многовековую историю не была демократической страной, чуралась либеральной идеологии. Печально знаменитый ответ российской участницы международного телевизионного шоу: «У нас секса нет!» — результат и тоталитаристской обработки сознания, и глубоко укоренившихся представлений о «низменности», «греховности» сексуальных отношении . Все сказанное имеет непосредственное отношение к нашей теме. Мы уже знаем, что все девиации суть социальные конструкты, творение рук человеческих. От степени терпимости/нетерпимости общества и государства зависит, что именно будет признано «нормальным», а что — «девиантным». Особенно это относится к проявлениям сексуальности, ибо при всей относительности преступности, наркотизма, алкоголизма, круг соответствующих деяний вырисовывается более отчетливо. В сфере же сексуальности «греховность» тех или иных проявлений — полностью продукт религиозной или же общественной морали 91. Таких «грехов» накопилось столь много, что им посвящен отдельный том современной энциклопедии де-виантности292. В этом томе, в частности, рассматриваются: аборт, аутоэротичсская асфиксия, зоофилия, бисексуальность, целибат (безбрачие), детская сексуальная активность, порнография, детская порнография, киберпорнография и компьютерный секс, эксгибиционизм, фетишизм, мужская и женская мастурбация (онанизм), мужской и женский гомосексуализм, сексуальные граффити, групповой секс, инцест (кровосмешение), некрофилия, педофилия, нудизм, мужская и женская проституция, изнасилование, садизм, ма- 260 Подробнее см.: Кон И. С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке- М„ 1997. 391 См.: Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения. М., 1995; Мастере У- Джонсон В., КолодинР, Основы сексологии. М., 1998. Bryant С. (Ed.) Encyclopedia of Criminology and Deviant Behavior. Vol. 111. Sexual Deviance. Brunner-Routledge, Taylor and Francis Group, 2001. См. также: Лее-Старович & Нетипичный секс. М., 1995. Некоторые виды девиантности зохизм, садомазохизм, сексуальный каннибализм, транссексуализм, гиперсексуальность (нимфомания, сатириазис), вуайеризм или визионизм («подглядывание») и др. С другой стороны, еще М. Фуко отмечал «спад» перверсий, ибо «сексуальные проявления, связанные с перверсиями, вовсе не ограничены небольшими категориями анормальных людей, а являются свойствами, присущими сексуальности всех людей» . Мы не сможем сколь-либо подробно остановиться на всех перечисленных и неназванных (можно было бы добавить геронтофилию, трансвестизм, аутоэротизм или нарциссизм и др.) «отклонениях». Часть из них является результатом психических расстройств (перверсии или парафилии) и изучается психиатрией . Другие носят социально-экономический характер (проституция, порнография и т. п.). Третьи рассматриваются как преступление (изнасилование, сексуальные манипуляции с детьми и др.) и служат предметом криминологии и уголовного права. Ниже будут рассмотрены лишь некоторые проявления сексуального поведения, традиционно рассматриваемые как «отклонения», независимо от современной оценки. Следует сразу же оговориться: некоторые виды сексуального поведения действительно можно рассматривать как негативные девиации (некрофилия, изнасилование, педофилия, насилие по отношению к партнеру и т. п.). Другие, строго говоря, являются видами экономической, «трудовой» деятельности (проституция, изготовление и распространение порнографической продукции). Наконец, третьи, хотя традиционно и рассматриваются как «отклонения», представляют собой разновидность сексуального поведения в пределах «нормы» (гомосексуализм, трансвестизм, добровольные для партнеров элементы мазохизма и садизма, мастурбация, добровольный групповой секс и т. п.). Излишний ригоризм, нетерпимость к проявлениям сексуальности — не лучшая социальная реакция на такие формы сексуального поведения, которые носят добровольный характер и исключают насилие. 294 Гидденс Э. Фуко о сексуальности // Социология сексуальности. Антология. С. 33. $~-См., например: Справочник по психиатрии. М., 1985, С. 249-252; Ткаченко А. А. ексуальные извращения — парафилии. М., 1999. ' tv •> Часть III § 2. Проституция Пожалуй, самое краткое определение проституции — возмездное предоставление сексуальных услуг. Однако это определение нуждается в уточнении. Под проституцией (от лат. prostare — продаваться публично) обычно понимается вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влече- 195 нии . В литературе отмечаются такие признаки проституции, как неопределенная множественность партнеров; систематичность сексуальных контактов; «публичность», достоверная известность о ремесле проститутки; доступность лица, занимающегося проституцией, каждому желающему удовлетворить сексуальную потребность за плату; специфический «образ жизни» и др. Однако существенными, принципиальными для проституции остаются два признака: безличный (отчужденный) и возмездный (платный) характер сексуальных отношений. Совокупность этих двух критериев позволяет отграничить проституцию как от корыстных супружеских отношений, брака по расчету, так и от внебрачных сексуальных связей, основанных на личных симпатиях и влечениях, а также от получающих все большее распространение в подростковой и молодежной среде безличных, отчужденных, но бескорыстных контактов. Проституирование возможно как при гетеросексуальных, так и при гомосексуальных отношениях, как со стороны женщины, так и со стороны мужчины (еще в Древней Греции наряду с женскими публичными домами были и мужские, а в Древнем Риме число мужчин, занимающихся проституцией, не уступало числу женщин-проституток). Не имеет значения способ удовлетворения половой потребности. Немного истории296. Является ли проституция действительно древнейшей профессией? Вряд ли, если под профессией понимать ЭЭ5 См.: Аколиньский С. Проблемы социальной патологии. Социальная политика. М., 1977; Блох И. История проституции. СПб., 1913. Т. 1. С. 7, 29-30; Голод С. И. Проституция в контексте изменения половой морали // Социологические исследования 1988, № 2. С. 65; Проституция и преступность/ Под ред. И. В. Шмарова. М., 1990. 296 Подробнее см.: Блох И. Указ. соч. (репринтное издание, М.-СПб., 1994); Голод С. И-XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб., 1996; Дюпуи Е. Прости- Некоторые виды девиантности трудовую специализацию и в доклассовом обществе (охотник, скотовод, землепашец). Ведь проституция как купля-продажа могла появиться лишь при наличии товарно-денежных отношений, то есть в классовом обществе. Думаю, что устойчивый миф о древнейшей профессии связан не собственно с проституцией, а с пережитками группового брака. Ни гетеризм сам по себе, ни обычай (а то и религиозная обязанность, как, например, в Вавилоне) отдаваться незнакомому мужчине в храме (ошибочно именуемый «храмовой проституцией»), ни сохранившийся у некоторых народностей до сих пор обычай предлагать гостю свою жену на ночь не являются проституцией. Проституция налицо там, где женщина, по словам А. Бебеля, «превращает в ремесло продажу своей привлекательности». По тем же причинам не является проституцией свободное сексуальное поведение, в том числе групповое, в современной подростково-молодежной среде (субкультуре). Исследователи связывают обычно институционализацию проституции с дейктерионами (или доктерионами) — первыми публичными домами, основанными Солоном (VI в. до н. э.), установившим и единую плату для всех посетителей — один обол. За это один из современников Солона воспевает его: «Солон, слава тебе, что ты купил публичных женщин для блага города, наполненного крепкими молодыми мужчинами, которые без твоего мудрого учреждения должны бы были предаваться нарушающему покой преследованию женщин из лучшей среды». В этом величании «выдается» одна из социальных функций проституции: служить предохранительным клапаном моногамного брака. Позднее эту функцию проституции понимали (или догадывались о ней?) и отцы церкви. Так, святой Августин восклицает: «Если уничтожить публичных женщин, то сила страстей все разрушит!». Ему вторит Фома Аквинский: «Уничтожьте проституцию, и всюду воцарится безнравственность!» Сущность проституции. При изучении любого природного или же социального явления важнее всего понять их сущность, причины возникновения и существования. Проституция в сфере сексуальных отношений лишь одно из проявлений проституции в широком смысле слова — как продаж- ■»чия в древности и половые болезни. СПб., 1907 (репринтное издание, Кишинев, 991); Девиантностъ и социальный контроль в России (XIX—XX ня ^ г. -iifu^ri S74 Часть III ности. В условиях товарно-денежных отношений, говорил К. Маркс, «всеобщая проституция выступает как необходимая фаза развития общественного характера личных задатков, потенций, способностей, деятельностей. Выражаясь более вежливо: всеобщее от-ношение полезности и годности для употребления» . Денежная (товарно-денежная) сущность проституции обосновывалась известным социологом Г. Зиммелем. В книге «Философия денег» он отмечал, что природа денег и природа проституции аналогичны, что в условиях товарно-денежных, вещных, отчужденных отношений проституция становится символом межчеловеческих отношений. Деньги губят природу вещей одним своим прикосновением298. Но отношения, опосредованные деньгами, безразличные к субъекту, ими владеющему, — отчужденные отношения. Это в полной мере относится и к продаже тела — сексуальным отношениям, превращающимся под влиянием денег, товарности из интимных, личностных в вещные, отчужденные, и к торговле духом, интеллектом. Человеческая личность, индивидуальность превращается в предмет купли-продажи («все на продажу!»). И «разве это не проституция, когда подчиненные лижут ботинки своим начальникам, чтобы получить какие-либо привилегии? Разве это не проституция, когда художники и писатели ставят свой талант на службу угнетателям и власть имущим, получая в награду золото и земные блага? Где проходит граница того, что называется проституцией?.. Если писатель не пишет правду, чтобы иметь возможность вести удобную жизнь безо всяких осложнений, разве это не проституция?»299. При интимных, личностных отношениях, как заметил известный грузинский философ 3. М. Какабадзе, «в сексуальном влечении своеобразно выражается стремление личности к общению с личностью... в сексуальном акте личность обращается к личности и ищет объединения с нею... Одна лишь "доброкачественность" тела никогда не бывает вполне достаточной»300. При отчужденных, безличных сексуальных отношениях, при обращении за услугами к проститутке ш Маркс К. ,ЭнгельсФ. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 106. 293 Simmel G. Philosophie des Geldes. Berlin, 1958. S. 414, 433. 399 Жухоеицкий П., Хесслинб Д. О любви и прочем: Диалог в письмах // Иностра^ литература. 1989. № 2. С. 199. <: 300 Какабадзе 3. М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985. С. 238. Некоторые виды девиантности «доброкачественность» тела вполне достаточна. А при снижении качества понижается и цена... Проституция как детище товарно-денежных отношений имеет и второго «родителя» — моногамную семью. Проституция дополняет моногамию, неразрывно с ней (как и с деньгами) связана. Это прекрасно понимал Ф. Энгельс: «Разве мы не видели, что в современном мире моногамия и проституция хотя и составляют противоположности, но противоположности неразделимые, полюсы одного и того же общественного порядка? Может ли исчезнуть проституция, не увлекая за собой в пропасть и моногамию?»301. Какая бы то ни было форма брака не является ни единственно возможной (здесь плюрализма побольше, чем в политике), ни вечной. С XX в. эмпирически прослеживаются в странах западной ориентации, включая Россию (я имею в виду объективные реалии, а не вечный спор отечественных «западников» и «славянофилов»), такие изменения патриархальных моногамных семейно-брачных отношений, как переход от патриархальной и детоцентристской семьи к нуклеарной (двухпоколенной) и супружеской семье; распространение, наряду с супружеской, «внебрачной» семьи, включая добрачные союзы, конкубината (длительного и достаточно прочного внебрачного союза мужчины и женщины, не намеревающихся формализовать свои отношения), «материнской» семьи (мать — дети) и др. Изменения сексуальных и семейных отношений существенны для масштабов проституции. В частности, «сексуальная революция», либерализация половой морали приводят к сокращению проституции. Так, по данным С. И. Голода, в 60-70-е гг. в Польше, во Франции и ФРГ лишь 1-3% молодых людей имели первый сексуальный опыт с проституткой, в большинстве же случаев партнерши были примерно того же возраста и социального положения, что и юноши. А вот в 1903 г. 42% студентов России начинали сексуальную жизнь с проститутками! Не случайно в странах Западной Европы проституткам приходится объединяться в профсоюзы, бастовать, устраивать митинги протеста в связи с сокращением клиентуры3 . ^3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 74, 78, 79, 167. н- ■ ^ Голод С. И. Проституция в контексте изменения половой морали// Социологическиеисследования. 1988. №2. Но товарно-денежные отношения и моногамная семья — лишь объективные предпосылки, необходимые условия возникновения и существования проституции в сфере сексуальных отношений (как разновидности всеобщей продажности). Вместе с тем должны существовать и причины, в силу которых, во-первых, лишь некоторые индивиды встают на п>ть проституирования, а во-вторых, уровень проституции неодинаков в разных странах, а также в различные периоды истории одного и того же государства. С моей точки зрения, не существует специфических причин проституции и только проституции. Одни и те же причины порождают и проституцию, и преступность, и пьянство, и самоубийства, и социальное творчество, то есть все формы девиантного поведения, о чем уже говорилось выше, в ч. II. Социальная дифференциация и неравенство, будучи стимулом социальной активности и творчества, одновременно порождают и негативные формы девиантного поведения. Особенно «злокачественно» не просто социальное неравенство, а несправедливое неравенство. И если неравенство «по труду» нормально, то сформировавшееся в стране за годы тоталитарного режима неравенство кастовое, «номенклатурное», исходящее из мафиозного принципа личной преданности является для современного цивилизованного мира противоестественным, патологическим. Поэтому сегодня наше общество расплачивается за долготерпение по отношению к тоталитаризму, кликам, находящимся на вершине пирамиды социальной структуры. К сожалению, и в постсоветское время сохраняется резкое несправедливое социально-экономическое неравенство между бюрократической, криминальной, олигархической «элитой» и обездоленными массами. Не следует абсолютизировать какой бы то ни было конкретный набор социальных условий. И если в Англии (особенно в Ирландии) прошлого века такими условиями социального бытия пролетариата, провоцирующими пьянство и проституцию, воровство и самоубийства, были нищета, безграмотность, бесправие, антисанитария и т. п., если в послереволюционной России женщину толкали на путь торговли своим телом голод, нищета, безработица (при обследовании проституток в 20-е гг. в Харькове оказалось, что 38,6% женщин не имели своей жилплощади, удовлетворительно питались тольй 18%, около 48% начали заниматься проституцией вследствие ДЛЩ Некоторые виды девиантности 317 тельной безработицы), то в настоящее время занятие проституцией отнюдь не вынужденное средство заработать на кусок хлеба. Об этом косвенно свидетельствуют сравнительные данные результатов обследований проституток в 20-е гг. в Москве, Харькове и других городах, в 70-е — в Москве (К. К. Горяинов, А. А. Коровин, Э. Ф. Побегайло) и в 80-е — в Грузии (А. А. Габиани и др.). Если в 1926-1927 гг. в Харькове среди проституток оказалось неграмотных 15.8%, малограмотных — 37,8%, с низшим образованием — 33,9% и лишь 12,7% со средним образованием, то в Москве в 70-е гг. среди опрошенных проституток оказалось с высшим и незаконченным высшим образованием 23,2%, со средним— 53,9% (в Грузии в 80-е гг. — соответственно 7,1 и 66,7%)303. Вообще причины девиантного поведения «модифицируются» применительно к отдельным его видам. Попытаемся посмотреть, какие же факторы наиболее значимы в генезисе современной проституции в России. Пожалуй, на первое место я поставил бы экономическую ситуацию. Да, конечно, голодная смерть сегодня никому не угрожает. Но нельзя же ведь при определении нормального уровня жизни руководствоваться критерием многих ленинградцев, переживших блокаду: «В блокаду-то хуже было!». «Среднецивилизационный» жизненный уровень в развитых странах весьма высок. И не вина наших сегодняшних девочек и молодых женщин, что благодаря 70-летнему беспрецедентному в мировой истории эксперименту подавляющее большинство из них лишено возможности одеваться, пользоваться косметикой, наконец, веселиться так, как это может себе позволить большинство их сверстниц в Германии и Японии, Франции и США, Канаде и Австралии, в Скандинавских странах. Да, конечно, это не оправдание, но — одно из объяснений. Далее. Пока на протяжении десятилетий с высоких трибун провозглашались изначальная и недосягаемая нравственность советского человека, его бескорыстие, презрение к богатству и богачам, беззаветное служение высочайшим идеалам и чувство «глубокого Удовлетворения» от всего происходящего, в реальной действительности постепенно формировался культ денег и вещей, беспринцип- Подробнее см.: Гилинский Я. Проституция-как она eenW/ Проституция и преступать. С. 99-122. Часть III ность в средствах их достижения, цинично-корыстное «деньги не пахнут» и «все на продажу». Все важнее и важнее становился критерий «не хуже, чем у людей». И тогда, чтобы быть «не хуже», годится все — мошенничество и воровство, рэкет и проституция. Продажность перестала быть делом постыдным, и предметом насмешек стали не проституирующие политики, писатели, ученые, журналисты («умеют же люди устраиваться!») и «ночные бабочки», а те из сограждан, кто не может, не умеет продаваться, ловчить, одним словом, «живет на зарплату». Иначе говоря, оказались перевернутыми все нравственные представления — закономерный результат многолетнего расхождения слова и дела, шизофренической двойной морали, абсурдного состояния, когда думают одно, говорят другое, а делают подчас нечто третье. Итак, мы от экономики добрались до нравственных (точнее, безнравственных) источников «нашей» проституция. Подчеркнем еще раз, что нравственное одичание само явилось следствием абсурдной экономики и социальной политики, когда люди не могли реализовать свои творческие потенции в общественно-полезной деятельности («не высовываться», «инициатива наказуема», «больше других надо?»...) и вынуждены были в конце концов спиваться, вешаться, эмигрировать или — продаваться. И сегодня, когда витрины магазинов сверкают и манят, телевидение демонстрирует «шикарную жизнь», а 36 млн человек или четверть населения России — бедняки (да еще минимум две четверти еле сводят концы с концами), трудно бросать упрек тем, кто торгует чем попало, включая собственное тело. Разумеется, можно назвать и много других факторов, способствующих «падению» некоторых представительниц прекрасного пола — и отчуждение от семьи, и недостатки семейного и школьного воспитания. Но, во-первых, это уже банальности, а во-вторых, все это вторично по сравнению с социально-экономической деприваци-ей, влекущей деградацию нравственную. Кое-что о мифах. В обыденном сознании, общественном мнении складывается немало мифов по поводу проституции (впрочем: как и в связи с другими не очень хорошо известными, но привле- Цекоторые виды девиантности 304 Римэшевская Н. М. 36 миллионов бедняков-живут в России // Новая газета.2003 16-19 окт. С. 11. '' '■' <v> кающими внимание явлениями). Тут и миф о врожденной гиперсексуальности проституток, и о происках буржуазных спецслужб, специально развращающих чистую российскую молодежь, и др. Один из наиболее распространенных — миф о небывалых доходах и «роскошной жизни» жриц платной любви. В создании этого мифа грешны и средства массовой информации, уделяющие основное внимание валютным проституткам, «интердевочкам». Но ведь они составляют лишь долю (десятую? сотую? тысячную?) процента среди всех проституток, да и то в тех городах, где процветает иностранный туризм. В основной же своей массе проститутки влачат жалкое существование. Да и не преувеличивают ли свои доходы «интердевочки», чтобы оправдать в чужих, да и своих собственных глазах занятие не самым благородным бизнесом? По данным профессора А. А. Габиани, исследовавшего проституцию в Грузии, из общего числа обследованных в 80-е гг. (свыше 500 человек) проживали в общежитии 3,7%, в подвалах или бараках — 7%, снимали жилье — 13,7%, не имели жилья — 8,3%. Материально хорошо обеспеченных оказалось всего 8,8%, свыше 50% нуждались и были постоянно озабочены добыванием средств существования. Из обследованных же в 70-е гг. более 1700 проституток Москвы (данные К. К. Горяинова, А. А. Коровина, Э. Ф. Побегайло) у каждой пятой семейный бюджет составлял менее 50 рублей на человека. Но и эти показатели явно выше средних, поскольку изучались проститутки Москвы и Грузии, включая ее курортные зоны, то есть «привилегированных» районов страны. Кроме того, следует учесть, что многие, если не большинство, из валютных и иных «элитных» проституток по истечении нескольких лет «работы» оказываются в числе уличных, а то и вокзальных — с «гонораром» в один рубль или стакан самогона. Наконец, хорошо известно, что деньги, которые «легко» достаются, столь же легко тратятся. А у проституток много дополнительных расходов, связанных с «профессией»; швейцару, водителю такси, сутенеру, рэкетирам, в случае венерического заболевания — врачам. Неудивительно, что, по данным А. А. Габиани, деньги «на черный день» откладывают лишь 7-8% женщин, у остальных же все Уходит на текущие расходы. Автору, изучавшему образ жизни ленинградских проституток еще в 60-70-е гг., приходилось не раз вы- Часть 1ц слушивать их печальные, а порой и трагические рассказы, хотя на людях они выглядели бодро и весело. Между тем миф о богатстве проституток весьма распространен и не столь уж безобиден. Не случайно при опросе московских школьников и учащихся ПТУ об их отношении к различным профессиям, при ответе на вопрос о наиболее материально обеспеченных профессиях занятие проституцией заняло 9-10-е место из 20, оставив позади дипломата и ученого... Распространенность проституции. Проституция в сфере сексуальных отношений весьма распространена, во всяком случае значительно шире, чем об этом обычно предполагают. Хотя привести какие-либо цифры по понятным причинам невозможно. Помимо организованной уличной и «домашней», гостиничной и ресторанной проституции, существует много «работающих» одиночек, подыскивающих клиентов через доверенных лиц, есть проститутки, обслуживающие определенные корпорации305. Для многих вполне «порядочных», семейных женщин занятие проституцией служит дополнительным заработком «на благо семьи». Мужская проституция развивается наравне с женской, а гомосексуальная — параллельно гетеросексуальной. Страшным злом является детская проституция. Мы уже упоминали о ней. Подробнее результаты современных исследований детской проституции изложены в недавней публикации306. Наконец, нельзя не отметить глобализацию проституции. Выше говорилось о криминальном бизнесе, связанном с организацией и предоставлением сексуальных услуг. Но многие молодые женщины сами эмигрируют в экономически более развитые страны с целью зарабатывать не рубли, или динары, а доллары или евро. Хорошо известно, что девочки из России, Украины, Беларуси нередки на гамбургском Репербане или в амстердамском «квартале розовых фонарей». Девушки из России в Нью-Йорке стали главной темой | одного из номеров журнала «New York» , ■ 305 Подробнее см.: Дьяченко А. П., Синельникова Н. П., Шлык С. В. Эксплуатация проституции в России. М., 1999. 306 Гурвич И. Н„ Русакова М. М- и др. Коммерческая сексуальная эксплуатация несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе России // Санкт-Петербург в зеркале социологии / Под ред. В. В. Козловского. СПб., 2003. С. 412-443. 307 Gross M. From Russia with Sex // New York, 1998, August, 10. P. 24-31, 61, 82. /Некоторые виды девисштности Так что же делать? В человеческой истории известны три основных официальных отношения к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация, медицинское наблюдение и х. п.). аболиционизм (отсутствие запрета и регистрации). Политика запрета бессильна в «борьбе» с проституцией. Запрет и репрессии вообще малоэффективны в попытках искоренить то, что имеет социальные причины, пока последние существуют. Но если в борьбе с некоторыми видами социальной патологии, например, с преступностью, запрет и наказание вынужденно необходимы (пока общество не нашло альтернативных мер защиты), то по отношению к проституции, гомосексуализму, потреблению алкогольных напитков и иных «преступлений без жертв» запрет и репрессии скорее наносят вред, нежели приносят пользу. Пока существуют товарно-денежные отношения (и сексуальность человека!), будет и проституция. И никакие призывы и заклинания (а равно и запреты, которые приведут лишь к тайному, «подпольному» существованию проституции и увеличению размеров оплаты предоставляемых услуг), не смогут ее «ликвидировать». Об этом свидетельствует весь мировой тысячелетний опыт. Только нашим удивительным пренебрежением и к истории, и к разуму, и к науке можно объяснить святую веру в силу запрета, репрессии и морализаторства. Означает ли сказанное, что автор оправдывает проституцию? Отнюдь. Проституция в сфере сексуальных отношений столь же безнравственна и заслуживает морального осуждения, как и любая продажность. Но морального осуждения и презрения женщина-проститутка заслуживает не в большей степени, чем проституирующий писатель, ученый, публицист, политик... Может ли торговля телом преследоваться строже, нежели торговля духом (интеллектом)? И не кажется ли сторонникам репрессий по меньшей мере нелогичным и несправедливым требование уголовной ответственности женщины-проститутки при безответственности партнера (клиента)? Спорна для современного обществ< |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |