Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение уровней смертности от убийств и

(на 100 тыс человек населения) самоубийствв некоторых странах

 

Государство 1988/1989
Уровень убийств Уровень самоубийств Уровень убийств Уровень самоубийств
Австрия 1,1 24,9 0.04
Болгария 2,5 16,4 0,15
Венгрия 2,9 41,5 0,07
Дания 1,2 27.0 0,04
Нидерланды 1,0 10,3 0,09
Польша 2,9 11.4 0,25
Пуэрто-Рико 14,0 7,8 1,79
США 8,5 12.6 0.67
ФРГ 1,0 16,5 0,06
Чили 3,3 5,7 0,54
Эстония 11,0 27,1 0,40
Япония 0,6 17,2 0,03
  1991/1992
Австрия 1,5 22.3 0.07
Болгария   21,1 0.22
Венгрия 4,0 38,8 0,10
Дания 1.3 22,0 0,06
Мексика 18,8 2,5 7,52
Нидерланды 1,3 10,4 0,12
Польша 2,9 14,9 0,19
Пуэрто-Рико 24,3 8.9 2,73
США 9,8 11,9 0,82
ФРГ 1,2 16.7 0,07
Чили 2,9 4,8 0,60
Эстония 19,6 32,3 0,61
Япония 0,6 16,9 0,03
    1993/1994 L
Австрия 1,3 21,3 0,06
Болгария 17,4 0,29
Венгрия 3,5 35.3 0,09 \
Дания 1,2 22,3 0,05 J
Мексика 17,8 2,6 6,85
Нидерланды 1,2 10,2 0,11
Польша 2,9 14,3 0,20 \
ФРГ 1,2 15,6 0,07 А
Эстония 28,2 40,9 0,68 J
Япония 0,6 16,8 0,03 \

Источник: World Health Statistics. Annual. Ceneva.

Динамика рассматриваемого показателя в России представлен^ в табл. 12.18.

Таблица 12.18 Соотношение уровней смертности от убийств и самоубийств в России (1988-1994)
Год Уровень убийств Уровень самоубийств Уровень убийств Уровень самоубийств
"1988 9,7 24,4 0,39
12,6 25,8 0,49
14,3 26,4 0,54
15,2 26,5 0,57
22,8 31,0 0,74
30,6 38,1 0.80
32,3 41,8 0,77

Нам кажется весьма примечательным, что обнаруживается не­кая печальная преемственность высокого (и все увеличивающегося) показателя «социальности» (нецивилизованности) в России послед­них лет (см. табл. 12.18) и удивительного для тогдашней Европы превышения количества и уровня самоубийств над самоубийствами в России еще в 1825-1831 гг., а также в славянских землях Австрии (Далмации, Иллирии, Семиградской области)284. Впрочем, это уже предмет специальных исследований.

Отметим также, что в Санкт-Петербурге, начиная с 1993 г., рас­сматриваемый показатель превысил 1,0 и город оказался в числе экстремальных территорий (1985 — 0,32; 1987 — 0,28; 1989 — 0,43; 1990 — 0,45; 1991 — 0,54; 1992 — 0,81; 1993 — 1,15; 1994 — 1,25; 1995 — 1,14; 1996—1,12; 1998— 1,11; 1999— 1,0; 2000— 1,05)285.

Рост уровней убийств и самоубийств в России, резкое увеличе­ние и значения интегрального показателя социальной патологии и индикатора цивилизованности/социальности лишний раз свидетель­ствует о глубочайшем и всестороннем (тотальном) кризисе совре­менной России, заставляя еще и еще раз задуматься о причинах про­исходящего и путях выхода из кризиса. Нельзя не согласиться с Д. Д. Богоявленским: «Пока политики спорят о том, как россияне реагир\тот на реформы, те все чаще избирают крайние варианты

ухода от действительности» .

Веселовский К. С, Опыт нравственной статистики в России. С. 35-36. V

Ежегодник: Основные показатели демографических процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Богоявленский Д. Д. Российские самоубийства и российские реформы. С. 77. ■;

Часть III

Некоторые виды девиантиости

Глава 13

«ОТКЛОНЕНИЯ» В СФЕРЕ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Уничтожьте проституцию и всюду воцарятся безнравственность! Фома Аквинский

§ 1. Общая характеристика

Человеческая сексуальность всегда была сферой повышенного внимания религиозных и светских властителей дум, полем борьбы представлений о дозволенном и недозволенном, «нормальном» и «девиантном». К XXI в. страсти, казалось бы, утихли, возобладала толерантность к различным проявлениям сексуальности. Занятие проституцией, добровольный гомосексуализм взрослых партнеров в большинстве цивилизованных стран перестали быть предметом уго­ловного и административного права. Все большее количество стран

287 л

и людей выступают за сексуальный плюрализм . Сама сексуаль­ность, стремление к сексуальному удовольствию постепенно осво­бождается от обязательности чувств (любви), институтов (брака) и функций (репродуктивных)288.

Однако, во-первых, еще далеко не все светские и тем более ре­лигиозные государства встали на аболиционистский путь. Во-вторых, общественная мораль не всегда толерантна к «разврату», понимаемому подчас очень широко. В-третьих, появляются все но­вые и новые борцы за «нравственность». Так, с точки зрения неко­торых вполне современных феминисток, все сексуальные отноше­ния должны быть строго регламентированы и осуществляться только на договорных началах. Антиохиискии кодекс, разработан­ный Антиохийским колледжем (штат Огайо), в частности, требует

287 См.: Рэйс А. Сексуальный плюрализм: Покончить с сексуальным кризисом в Аме­рике // Социология сексуальности: Антология / Под ред. С. И. Голода. СПб., 1997.

С. 49-63.

238 См.: Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности // Социология

сексуальности. Антология. С. 14-19.

от мужчин: «Вы должны получать согласие на каждой стадии про­цесса. Если вы хотите расстегнуть на ней блузку, следует спросить разрешения, если хотите потрогать груди, следует спросить разре­шения» и т. д. ... Американская Национальная ассоциация женщин (NFA) — ведущая феминистская организация США хотела ввести Антиохиискии кодекс по всей стране, но большинство американцев высказались против этого.

Недалеко ушли отечественные радетели «чистоты нравов» из Государственной Думы, внося все новые проекты о законодатель­ном запрещении занятия проституцией, об уголовной ответственно­сти за добровольный гомосексуализм взрослых партнеров, об «уси­лении борьбы» с порнографией (правда, никто еще не дал ей научного или легалистского определения), о запрете эротической кино- и телепродукции и т. п. При этом они забывают печальный отечественный и зарубежный опыт массового прогибиционизма («запретительства»), в частности, эпохи гитлеровского и сталинско­го тоталитаризма.

Нетерпимость к любым отклонениям активно насаждается тота­литарными режимами, чье господство возможно лишь при тоталь­ном единстве населения, в условиях подавления всякого инакомыс­лия и инакодействия. Эталоном нравственности и правильности поведения служит мораль Вождя, Фюрера — человека в действи­тельности ограниченного и нетерпимого к проявлениям неординар­ности, оригинальности, индивидуальности. И Гитлер, и Сталин бы­ли нетерпимы к любым «отклонениям» как в области искусства, духовной жизни, так и во взаимоотношениях между полами, осуще­ствляя вмешательство государства в сферу сугубо личных, сексу­альных и семейных отношений. Нацистские законы о «чистоте ра­сы» (арийской крови) и сталинские законы «об укреплении советской семьи» (в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., установивший громоздкую бракоразводную процедуру, запретивший под страхом уголовной ответственности аборты, узаконивший институт «незаконнорожденных» детей и пус­тивший в оборот кличку «мать-одиночка») при всех различиях еди-

nJ^' по: БРшнеР п- Новая война за самоопределение // Иностранная литература ДЮЗ. № 6. С. 240.

Часть III

ны по сути — они устанавливали государственное регулирование

сугубо личных отношений.

Но тоталитаризм тоталитаризмом, а идеи «не высовываться», «быть как все», нетерпимость ко всяким «вольностям», «неприличи­ям» господствуют еще в массовом сознании многих народов, осо­бенно таких, как Россия, которая никогда за всю свою многовеко­вую историю не была демократической страной, чуралась либеральной идеологии. Печально знаменитый ответ российской участницы международного телевизионного шоу: «У нас секса нет!» — результат и тоталитаристской обработки сознания, и глубо­ко укоренившихся представлений о «низменности», «греховности» сексуальных отношении .

Все сказанное имеет непосредственное отношение к нашей те­ме. Мы уже знаем, что все девиации суть социальные конструкты, творение рук человеческих. От степени терпимости/нетерпимости общества и государства зависит, что именно будет признано «нор­мальным», а что — «девиантным». Особенно это относится к прояв­лениям сексуальности, ибо при всей относительности преступности, наркотизма, алкоголизма, круг соответствующих деяний вырисовы­вается более отчетливо. В сфере же сексуальности «греховность» тех или иных проявлений — полностью продукт религиозной или же общественной морали 91. Таких «грехов» накопилось столь мно­го, что им посвящен отдельный том современной энциклопедии де-виантности292. В этом томе, в частности, рассматриваются: аборт, аутоэротичсская асфиксия, зоофилия, бисексуальность, целибат (безбрачие), детская сексуальная активность, порнография, детская порнография, киберпорнография и компьютерный секс, эксгиби­ционизм, фетишизм, мужская и женская мастурбация (онанизм), мужской и женский гомосексуализм, сексуальные граффити, груп­повой секс, инцест (кровосмешение), некрофилия, педофилия, ну­дизм, мужская и женская проституция, изнасилование, садизм, ма-

260 Подробнее см.: Кон И. С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке-

М„ 1997.

391 См.: Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения. М., 1995; Мастере У-

Джонсон В., КолодинР, Основы сексологии. М., 1998.

Bryant С. (Ed.) Encyclopedia of Criminology and Deviant Behavior. Vol. 111. Sexual Devi­ance. Brunner-Routledge, Taylor and Francis Group, 2001. См. также: Лее-Старович & Нетипичный секс. М., 1995.

Некоторые виды девиантности

зохизм, садомазохизм, сексуальный каннибализм, транссексуализм, гиперсексуальность (нимфомания, сатириазис), вуайеризм или ви­зионизм («подглядывание») и др.

С другой стороны, еще М. Фуко отмечал «спад» перверсий, ибо «сексуальные проявления, связанные с перверсиями, вовсе не огра­ничены небольшими категориями анормальных людей, а являются свойствами, присущими сексуальности всех людей» .

Мы не сможем сколь-либо подробно остановиться на всех пере­численных и неназванных (можно было бы добавить геронтофилию, трансвестизм, аутоэротизм или нарциссизм и др.) «отклонениях». Часть из них является результатом психических расстройств (пер­версии или парафилии) и изучается психиатрией . Другие носят социально-экономический характер (проституция, порнография и т. п.). Третьи рассматриваются как преступление (изнасилование, сексуальные манипуляции с детьми и др.) и служат предметом кри­минологии и уголовного права.

Ниже будут рассмотрены лишь некоторые проявления сексу­ального поведения, традиционно рассматриваемые как «отклоне­ния», независимо от современной оценки. Следует сразу же огово­риться: некоторые виды сексуального поведения действительно можно рассматривать как негативные девиации (некрофилия, изна­силование, педофилия, насилие по отношению к партнеру и т. п.). Другие, строго говоря, являются видами экономической, «трудовой» деятельности (проституция, изготовление и распространение порно­графической продукции). Наконец, третьи, хотя традиционно и рас­сматриваются как «отклонения», представляют собой разновидность сексуального поведения в пределах «нормы» (гомосексуализм, трансвестизм, добровольные для партнеров элементы мазохизма и садизма, мастурбация, добровольный групповой секс и т. п.). Из­лишний ригоризм, нетерпимость к проявлениям сексуальности — не лучшая социальная реакция на такие формы сексуального поведе­ния, которые носят добровольный характер и исключают насилие.

294 Гидденс Э. Фуко о сексуальности // Социология сексуальности. Антология. С. 33. $~-См., например: Справочник по психиатрии. М., 1985, С. 249-252; Ткаченко А. А. ексуальные извращения — парафилии. М., 1999. '

tv •> Часть III

§ 2. Проституция

Пожалуй, самое краткое определение проституции — возмезд­ное предоставление сексуальных услуг. Однако это определение ну­ждается в уточнении.

Под проституцией (от лат. prostare — продаваться публично) обычно понимается вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влече-

195

нии .

В литературе отмечаются такие признаки проституции, как не­определенная множественность партнеров; систематичность сексу­альных контактов; «публичность», достоверная известность о ре­месле проститутки; доступность лица, занимающегося проститу­цией, каждому желающему удовлетворить сексуальную потребность за плату; специфический «образ жизни» и др. Однако существенны­ми, принципиальными для проституции остаются два признака: без­личный (отчужденный) и возмездный (платный) характер сексуаль­ных отношений. Совокупность этих двух критериев позволяет отграничить проституцию как от корыстных супружеских отноше­ний, брака по расчету, так и от внебрачных сексуальных связей, ос­нованных на личных симпатиях и влечениях, а также от получаю­щих все большее распространение в подростковой и молодежной среде безличных, отчужденных, но бескорыстных контактов.

Проституирование возможно как при гетеросексуальных, так и при гомосексуальных отношениях, как со стороны женщины, так и со стороны мужчины (еще в Древней Греции наряду с женскими публичными домами были и мужские, а в Древнем Риме число муж­чин, занимающихся проституцией, не уступало числу женщин-проституток). Не имеет значения способ удовлетворения половой потребности.

Немного истории296. Является ли проституция действительно древнейшей профессией? Вряд ли, если под профессией понимать

ЭЭ5 См.: Аколиньский С. Проблемы социальной патологии. Социальная политика. М., 1977; Блох И. История проституции. СПб., 1913. Т. 1. С. 7, 29-30; Голод С. И. Прости­туция в контексте изменения половой морали // Социологические исследования 1988, № 2. С. 65; Проституция и преступность/ Под ред. И. В. Шмарова. М., 1990. 296 Подробнее см.: Блох И. Указ. соч. (репринтное издание, М.-СПб., 1994); Голод С. И-XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб., 1996; Дюпуи Е. Прости-

Некоторые виды девиантности

трудовую специализацию и в доклассовом обществе (охотник, ско­товод, землепашец). Ведь проституция как купля-продажа могла появиться лишь при наличии товарно-денежных отношений, то есть в классовом обществе. Думаю, что устойчивый миф о древнейшей профессии связан не собственно с проституцией, а с пережитками группового брака. Ни гетеризм сам по себе, ни обычай (а то и рели­гиозная обязанность, как, например, в Вавилоне) отдаваться незна­комому мужчине в храме (ошибочно именуемый «храмовой прости­туцией»), ни сохранившийся у некоторых народностей до сих пор обычай предлагать гостю свою жену на ночь не являются проститу­цией. Проституция налицо там, где женщина, по словам А. Бебеля, «превращает в ремесло продажу своей привлекательности». По тем же причинам не является проституцией свободное сексуальное по­ведение, в том числе групповое, в современной подростково-молодежной среде (субкультуре).

Исследователи связывают обычно институционализацию про­ституции с дейктерионами (или доктерионами) — первыми публич­ными домами, основанными Солоном (VI в. до н. э.), установившим и единую плату для всех посетителей — один обол. За это один из современников Солона воспевает его: «Солон, слава тебе, что ты купил публичных женщин для блага города, наполненного крепкими молодыми мужчинами, которые без твоего мудрого учреждения должны бы были предаваться нарушающему покой преследованию женщин из лучшей среды». В этом величании «выдается» одна из социальных функций проституции: служить предохранительным клапаном моногамного брака. Позднее эту функцию проституции понимали (или догадывались о ней?) и отцы церкви. Так, святой Ав­густин восклицает: «Если уничтожить публичных женщин, то сила страстей все разрушит!». Ему вторит Фома Аквинский: «Уничтожь­те проституцию, и всюду воцарится безнравственность!»

Сущность проституции. При изучении любого природного или же социального явления важнее всего понять их сущность, при­чины возникновения и существования.

Проституция в сфере сексуальных отношений лишь одно из проявлений проституции в широком смысле слова — как продаж-

■»чия в древности и половые болезни. СПб., 1907 (репринтное издание, Кишинев, 991); Девиантностъ и социальный контроль в России (XIX—XX ня ^ г. -iifu^ri

S74

Часть III

ности. В условиях товарно-денежных отношений, говорил К. Маркс, «всеобщая проституция выступает как необходимая фаза развития общественного характера личных задатков, потенций, спо­собностей, деятельностей. Выражаясь более вежливо: всеобщее от-ношение полезности и годности для употребления» .

Денежная (товарно-денежная) сущность проституции обос­новывалась известным социологом Г. Зиммелем. В книге «Филосо­фия денег» он отмечал, что природа денег и природа проституции аналогичны, что в условиях товарно-денежных, вещных, отчужден­ных отношений проституция становится символом межчеловече­ских отношений. Деньги губят природу вещей одним своим прикос­новением298. Но отношения, опосредованные деньгами, безраз­личные к субъекту, ими владеющему, — отчужденные отношения. Это в полной мере относится и к продаже тела — сексуальным от­ношениям, превращающимся под влиянием денег, товарности из интимных, личностных в вещные, отчужденные, и к торговле духом, интеллектом. Человеческая личность, индивидуальность превраща­ется в предмет купли-продажи («все на продажу!»). И «разве это не проституция, когда подчиненные лижут ботинки своим начальни­кам, чтобы получить какие-либо привилегии? Разве это не прости­туция, когда художники и писатели ставят свой талант на службу угнетателям и власть имущим, получая в награду золото и земные блага? Где проходит граница того, что называется проституцией?.. Если писатель не пишет правду, чтобы иметь возможность вести удобную жизнь безо всяких осложнений, разве это не проститу­ция?»299.

При интимных, личностных отношениях, как заметил известный грузинский философ 3. М. Какабадзе, «в сексуальном влечении своеобразно выражается стремление личности к общению с лично­стью... в сексуальном акте личность обращается к личности и ищет объединения с нею... Одна лишь "доброкачественность" тела нико­гда не бывает вполне достаточной»300. При отчужденных, безличных сексуальных отношениях, при обращении за услугами к проститутке

ш Маркс К. ,ЭнгельсФ. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 106.

293 Simmel G. Philosophie des Geldes. Berlin, 1958. S. 414, 433.

399 Жухоеицкий П., Хесслинб Д. О любви и прочем: Диалог в письмах // Иностра^

литература. 1989. № 2. С. 199. <:

300 Какабадзе 3. М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985. С. 238.

Некоторые виды девиантности

«доброкачественность» тела вполне достаточна. А при снижении качества понижается и цена...

Проституция как детище товарно-денежных отношений имеет и второго «родителя» — моногамную семью. Проституция дополня­ет моногамию, неразрывно с ней (как и с деньгами) связана. Это прекрасно понимал Ф. Энгельс: «Разве мы не видели, что в совре­менном мире моногамия и проституция хотя и составляют противо­положности, но противоположности неразделимые, полюсы одного и того же общественного порядка? Может ли исчезнуть проститу­ция, не увлекая за собой в пропасть и моногамию?»301.

Какая бы то ни было форма брака не является ни единственно возможной (здесь плюрализма побольше, чем в политике), ни веч­ной. С XX в. эмпирически прослеживаются в странах западной ори­ентации, включая Россию (я имею в виду объективные реалии, а не вечный спор отечественных «западников» и «славянофилов»), такие изменения патриархальных моногамных семейно-брачных отноше­ний, как переход от патриархальной и детоцентристской семьи к нуклеарной (двухпоколенной) и супружеской семье; распростране­ние, наряду с супружеской, «внебрачной» семьи, включая добрач­ные союзы, конкубината (длительного и достаточно прочного вне­брачного союза мужчины и женщины, не намеревающихся формализовать свои отношения), «материнской» семьи (мать — де­ти) и др. Изменения сексуальных и семейных отношений сущест­венны для масштабов проституции. В частности, «сексуальная рево­люция», либерализация половой морали приводят к сокращению проституции. Так, по данным С. И. Голода, в 60-70-е гг. в Польше, во Франции и ФРГ лишь 1-3% молодых людей имели первый сексу­альный опыт с проституткой, в большинстве же случаев партнерши были примерно того же возраста и социального положения, что и юноши. А вот в 1903 г. 42% студентов России начинали сексуаль­ную жизнь с проститутками! Не случайно в странах Западной Евро­пы проституткам приходится объединяться в профсоюзы, бастовать, устраивать митинги протеста в связи с сокращением клиентуры3 .

^3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 74, 78, 79, 167. н- ■ ^

Голод С. И. Проституция в контексте изменения половой морали// Социологиче­скиеисследования. 1988. №2.

Но товарно-денежные отношения и моногамная семья — лишь объективные предпосылки, необходимые условия возникновения и существования проституции в сфере сексуальных отношений (как разновидности всеобщей продажности). Вместе с тем должны суще­ствовать и причины, в силу которых, во-первых, лишь некоторые индивиды встают на п>ть проституирования, а во-вторых, уровень проституции неодинаков в разных странах, а также в различные пе­риоды истории одного и того же государства.

С моей точки зрения, не существует специфических причин проституции и только проституции. Одни и те же причины порож­дают и проституцию, и преступность, и пьянство, и самоубийства, и социальное творчество, то есть все формы девиантного поведения, о чем уже говорилось выше, в ч. II.

Социальная дифференциация и неравенство, будучи стимулом социальной активности и творчества, одновременно порождают и негативные формы девиантного поведения. Особенно «злокачест­венно» не просто социальное неравенство, а несправедливое нера­венство. И если неравенство «по труду» нормально, то сформиро­вавшееся в стране за годы тоталитарного режима неравенство кастовое, «номенклатурное», исходящее из мафиозного принципа личной преданности является для современного цивилизованного мира противоестественным, патологическим. Поэтому сегодня наше общество расплачивается за долготерпение по отношению к тотали­таризму, кликам, находящимся на вершине пирамиды социальной структуры. К сожалению, и в постсоветское время сохраняется рез­кое несправедливое социально-экономическое неравенство между бюрократической, криминальной, олигархической «элитой» и обез­доленными массами.

Не следует абсолютизировать какой бы то ни было конкретный набор социальных условий. И если в Англии (особенно в Ирландии) прошлого века такими условиями социального бытия пролетариата, провоцирующими пьянство и проституцию, воровство и самоубий­ства, были нищета, безграмотность, бесправие, антисанитария и т. п., если в послереволюционной России женщину толкали на путь торговли своим телом голод, нищета, безработица (при обследова­нии проституток в 20-е гг. в Харькове оказалось, что 38,6% женщин не имели своей жилплощади, удовлетворительно питались тольй 18%, около 48% начали заниматься проституцией вследствие ДЛЩ

Некоторые виды девиантности

317

тельной безработицы), то в настоящее время занятие проституцией отнюдь не вынужденное средство заработать на кусок хлеба.

Об этом косвенно свидетельствуют сравнительные данные ре­зультатов обследований проституток в 20-е гг. в Москве, Харькове и других городах, в 70-е — в Москве (К. К. Горяинов, А. А. Коровин, Э. Ф. Побегайло) и в 80-е — в Грузии (А. А. Габиани и др.). Если в 1926-1927 гг. в Харькове среди проституток оказалось неграмотных 15.8%, малограмотных — 37,8%, с низшим образованием — 33,9% и лишь 12,7% со средним образованием, то в Москве в 70-е гг. среди опрошенных проституток оказалось с высшим и незакон­ченным высшим образованием 23,2%, со средним— 53,9% (в Гру­зии в 80-е гг. — соответственно 7,1 и 66,7%)303.

Вообще причины девиантного поведения «модифицируются» применительно к отдельным его видам. Попытаемся посмотреть, какие же факторы наиболее значимы в генезисе современной про­ституции в России.

Пожалуй, на первое место я поставил бы экономическую ситуа­цию. Да, конечно, голодная смерть сегодня никому не угрожает. Но нельзя же ведь при определении нормального уровня жизни руково­дствоваться критерием многих ленинградцев, переживших блокаду: «В блокаду-то хуже было!». «Среднецивилизационный» жизненный уровень в развитых странах весьма высок. И не вина наших сего­дняшних девочек и молодых женщин, что благодаря 70-летнему беспрецедентному в мировой истории эксперименту подавляющее большинство из них лишено возможности одеваться, пользоваться косметикой, наконец, веселиться так, как это может себе позволить большинство их сверстниц в Германии и Японии, Франции и США, Канаде и Австралии, в Скандинавских странах. Да, конечно, это не оправдание, но — одно из объяснений.

Далее. Пока на протяжении десятилетий с высоких трибун про­возглашались изначальная и недосягаемая нравственность советско­го человека, его бескорыстие, презрение к богатству и богачам, без­заветное служение высочайшим идеалам и чувство «глубокого Удовлетворения» от всего происходящего, в реальной действитель­ности постепенно формировался культ денег и вещей, беспринцип-

Подробнее см.: Гилинский Я. Проституция-как она eenW/ Проституция и преступ­ать. С. 99-122.

Часть III

ность в средствах их достижения, цинично-корыстное «деньги не пахнут» и «все на продажу». Все важнее и важнее становился крите­рий «не хуже, чем у людей». И тогда, чтобы быть «не хуже», годится все — мошенничество и воровство, рэкет и проституция. Продаж­ность перестала быть делом постыдным, и предметом насмешек ста­ли не проституирующие политики, писатели, ученые, журналисты («умеют же люди устраиваться!») и «ночные бабочки», а те из со­граждан, кто не может, не умеет продаваться, ловчить, одним сло­вом, «живет на зарплату». Иначе говоря, оказались перевернутыми все нравственные представления — закономерный результат много­летнего расхождения слова и дела, шизофренической двойной мора­ли, абсурдного состояния, когда думают одно, говорят другое, а де­лают подчас нечто третье.

Итак, мы от экономики добрались до нравственных (точнее, безнравственных) источников «нашей» проституция. Подчеркнем еще раз, что нравственное одичание само явилось следствием аб­сурдной экономики и социальной политики, когда люди не могли реализовать свои творческие потенции в общественно-полезной дея­тельности («не высовываться», «инициатива наказуема», «больше других надо?»...) и вынуждены были в конце концов спиваться, ве­шаться, эмигрировать или — продаваться. И сегодня, когда витрины магазинов сверкают и манят, телевидение демонстрирует «шикар­ную жизнь», а 36 млн человек или четверть населения России — бедняки (да еще минимум две четверти еле сводят концы с конца­ми), трудно бросать упрек тем, кто торгует чем попало, включая

собственное тело.

Разумеется, можно назвать и много других факторов, способст­вующих «падению» некоторых представительниц прекрасного по­ла — и отчуждение от семьи, и недостатки семейного и школьного воспитания. Но, во-первых, это уже банальности, а во-вторых, все это вторично по сравнению с социально-экономической деприваци-ей, влекущей деградацию нравственную.

Кое-что о мифах. В обыденном сознании, общественном мне­нии складывается немало мифов по поводу проституции (впрочем: как и в связи с другими не очень хорошо известными, но привле-

Цекоторые виды девиантности

304 Римэшевская Н. М. 36 миллионов бедняков-живут в России // Новая газета.2003 16-19 окт. С. 11. '' '■' <v>

кающими внимание явлениями). Тут и миф о врожденной гиперсек­суальности проституток, и о происках буржуазных спецслужб, спе­циально развращающих чистую российскую молодежь, и др.

Один из наиболее распространенных — миф о небывалых дохо­дах и «роскошной жизни» жриц платной любви. В создании этого мифа грешны и средства массовой информации, уделяющие основ­ное внимание валютным проституткам, «интердевочкам». Но ведь они составляют лишь долю (десятую? сотую? тысячную?) процента среди всех проституток, да и то в тех городах, где процветает ино­странный туризм. В основной же своей массе проститутки влачат жалкое существование. Да и не преувеличивают ли свои доходы «интердевочки», чтобы оправдать в чужих, да и своих собственных глазах занятие не самым благородным бизнесом?

По данным профессора А. А. Габиани, исследовавшего прости­туцию в Грузии, из общего числа обследованных в 80-е гг. (свыше 500 человек) проживали в общежитии 3,7%, в подвалах или бара­ках — 7%, снимали жилье — 13,7%, не имели жилья — 8,3%. Мате­риально хорошо обеспеченных оказалось всего 8,8%, свыше 50% нуждались и были постоянно озабочены добыванием средств суще­ствования. Из обследованных же в 70-е гг. более 1700 проституток Москвы (данные К. К. Горяинова, А. А. Коровина, Э. Ф. Побегайло) у каждой пятой семейный бюджет составлял менее 50 рублей на че­ловека. Но и эти показатели явно выше средних, поскольку изуча­лись проститутки Москвы и Грузии, включая ее курортные зоны, то есть «привилегированных» районов страны.

Кроме того, следует учесть, что многие, если не большинство, из валютных и иных «элитных» проституток по истечении несколь­ких лет «работы» оказываются в числе уличных, а то и вокзаль­ных — с «гонораром» в один рубль или стакан самогона.

Наконец, хорошо известно, что деньги, которые «легко» доста­ются, столь же легко тратятся. А у проституток много дополнитель­ных расходов, связанных с «профессией»; швейцару, водителю так­си, сутенеру, рэкетирам, в случае венерического заболевания — врачам. Неудивительно, что, по данным А. А. Габиани, деньги «на черный день» откладывают лишь 7-8% женщин, у остальных же все Уходит на текущие расходы. Автору, изучавшему образ жизни ле­нинградских проституток еще в 60-70-е гг., приходилось не раз вы-

Часть 1ц

слушивать их печальные, а порой и трагические рассказы, хотя на людях они выглядели бодро и весело.

Между тем миф о богатстве проституток весьма распространен и не столь уж безобиден. Не случайно при опросе московских школьников и учащихся ПТУ об их отношении к различным про­фессиям, при ответе на вопрос о наиболее материально обеспечен­ных профессиях занятие проституцией заняло 9-10-е место из 20, оставив позади дипломата и ученого...

Распространенность проституции. Проституция в сфере сек­суальных отношений весьма распространена, во всяком случае зна­чительно шире, чем об этом обычно предполагают. Хотя привести какие-либо цифры по понятным причинам невозможно. Помимо ор­ганизованной уличной и «домашней», гостиничной и ресторанной проституции, существует много «работающих» одиночек, подыски­вающих клиентов через доверенных лиц, есть проститутки, обслу­живающие определенные корпорации305. Для многих вполне «поря­дочных», семейных женщин занятие проституцией служит дополнительным заработком «на благо семьи». Мужская проститу­ция развивается наравне с женской, а гомосексуальная — парал­лельно гетеросексуальной.

Страшным злом является детская проституция. Мы уже упоми­нали о ней. Подробнее результаты современных исследований дет­ской проституции изложены в недавней публикации306.

Наконец, нельзя не отметить глобализацию проституции. Выше говорилось о криминальном бизнесе, связанном с организацией и предоставлением сексуальных услуг. Но многие молодые женщины сами эмигрируют в экономически более развитые страны с целью зарабатывать не рубли, или динары, а доллары или евро. Хорошо известно, что девочки из России, Украины, Беларуси нередки на гамбургском Репербане или в амстердамском «квартале розовых фонарей». Девушки из России в Нью-Йорке стали главной темой | одного из номеров журнала «New York» , ■

305 Подробнее см.: Дьяченко А. П., Синельникова Н. П., Шлык С. В. Эксплуатация про­ституции в России. М., 1999.

306 Гурвич И. Н„ Русакова М. М- и др. Коммерческая сексуальная эксплуатация несо­вершеннолетних в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе России // Санкт-Петербург в зеркале социологии / Под ред. В. В. Козловского. СПб., 2003. С. 412-443.

307 Gross M. From Russia with Sex // New York, 1998, August, 10. P. 24-31, 61, 82.

/Некоторые виды девисштности

Так что же делать? В человеческой истории известны три ос­новных официальных отношения к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация, медицинское наблюдение и х. п.). аболиционизм (отсутствие запрета и регистрации).

Политика запрета бессильна в «борьбе» с проституцией. Запрет и репрессии вообще малоэффективны в попытках искоренить то, что имеет социальные причины, пока последние существуют. Но если в борьбе с некоторыми видами социальной патологии, например, с преступностью, запрет и наказание вынужденно необходимы (пока общество не нашло альтернативных мер защиты), то по отношению к проституции, гомосексуализму, потреблению алкогольных напит­ков и иных «преступлений без жертв» запрет и репрессии скорее наносят вред, нежели приносят пользу.

Пока существуют товарно-денежные отношения (и сексуаль­ность человека!), будет и проституция. И никакие призывы и закли­нания (а равно и запреты, которые приведут лишь к тайному, «под­польному» существованию проституции и увеличению размеров оплаты предоставляемых услуг), не смогут ее «ликвидировать». Об этом свидетельствует весь мировой тысячелетний опыт. Только на­шим удивительным пренебрежением и к истории, и к разуму, и к науке можно объяснить святую веру в силу запрета, репрессии и мо­рализаторства.

Означает ли сказанное, что автор оправдывает проституцию? Отнюдь. Проституция в сфере сексуальных отношений столь же безнравственна и заслуживает морального осуждения, как и любая продажность. Но морального осуждения и презрения женщина-проститутка заслуживает не в большей степени, чем проституирую­щий писатель, ученый, публицист, политик... Может ли торговля телом преследоваться строже, нежели торговля духом (интеллек­том)? И не кажется ли сторонникам репрессий по меньшей мере не­логичным и несправедливым требование уголовной ответственности женщины-проститутки при безответственности партнера (клиента)?

Спорна для современного обществ<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...