Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы статистического анализа в медицине

Медицинская статистика рассматривает человека как социально обусловленное существо, занимается изучением не только показателей здоровья, но и факторов ею определяющих.

Статистический метод позволяет

- познать действительность, выявить закономерности, установить связь между явлениями

- дать объективную оценку существующего положения

- составить прогноз, предвидеть развитие здравоохранения и показателей здоровья людей

Медицинская статистика делится на два основных раздела:

- статистика здоровья населения

- статистика здравоохранения

Статистика здоровья населения изучает

- санитарное состояние населения, т е здоровье населения с помощью показателей заболеваемость и травматизм, инвалидность, физическое развитие, естественное движение населения (рождаемость, смертность,
естественный прирост населения, средняя продолжительность пред­стоящей жизни, брачность и др.)

- причины, которые приводят к отклонениям в состоянии здоровья людей (санитарная этиология)

- необходимость проведения лечебно-профилактических и социально-оздоровительных мероприятий

- санитарное состояние населения — это комплексная характеристика здоровья

Статистика здравоохранения изучает

- сеть медицинских учреждений: их достаточность, профилизацию по отдельным специальностям, качество работы,

- кадры медицинских работников, качество их деятельности,

- вопросы планирования, финансирования и экономики здравоохранения.

В медицине статистические приемы используют при клинико-гигиеническом нормировании факторов производственной среды, оценке эффективности примененных методов профилактики или лечения тех или иных заболеваний, при расчете доз лекарственных препаратов, определе­нии стандартов физического развития и т. д. Статистический анализ позво­ляет обосновать ту или иную тактику врача в предупреждении или лече­нии заболеваний

Таким образом, каждый врач должен хорошо знать теоретические ос­новы статистики, уметь правильно использовать статистические методы и оценивать информацию, накопленную в различных областях его деятель­ности

 

 

 

Методы статистического анализа в медицине

 

2.2 Единица наблюдения и учетные признаки

Единица наблюдения — каждый первичный элемент, составляющий статистическую совокупность.

Например, перед нами поставлена задача — изучить исходы лечения больных с гипертонической болезнью за год. За единицу наблюдения бу­дет взят больной гипертонической болезнью, прошедший курс лечения в этом году.

Каждая единица наблюдения имеет много признаков, однако учиты­ваются только те из них, которые необходимы для достижения поставлен­ной цели и решения конкретных задач исследования.

Учетные признаки - признаки, подлежащие регистрации в ходе ста­тистического исследования (пол, возраст, профессия, стаж работы и т.п.)

 

Классификация учетных признаков

 

Учетные признаки
     
атрибутивные (описательные)     Количественные (выражены числом)
пол, профессия, нозологические формы, исходы лечения, вредные привычки, место жительства и т.д.     рост, масса тела, число дней ле­чения, количество гемоглобина, количество белка в моче и т.д.
                 
факторные     результативные     факторные     результативные
методы профилак­тики лече­ния, про­фессия и т.д.     исход заболевания (выздоровление инвалидность, смерть)     возраст     рост, масса тела, количество белка в моче и т.д.
                             

 

 

Атрибутивные (качественные) учетные признаки выражены словес­но (имеют описательный характер). К атрибутивным признакам относятся пол, профессии, нозологические формы, исходы лечения, место жительст­ва и др.

Количественные учетные признаки выражены числом. К количест­венным признакам относят рост, массу тела, число дней лечения, количе­ство белка в крови, количество гемоглобина и др.

Врачом должно быть выявлено влияние отдельных признаков на изу­чаемое явление, поэтому по роли признаков в совокупности различают факторные и результативные.

Факторные признаки — признаки, под влиянием которых изменя­ются другие, зависящие от них результативные признаки

Результативные признаки — признаки, зависящие от факторных.

 

Приняты определенные обозначения этих признаков:

X — факторный признак

У — результативный признак

В зависимости от полноты охвата факторных и результативных при­знаков можно выделить четыре типа исследований:

1 тип — изучение влияния одного фактора на один результативный показатель (например, влияние курения на развитие рака легких)

Х→У

2 тип — изучение влияния комплекса факторов на один результативный показатель (например, влияние социально-гигиенических факторов на развитие рака легких)

∑ Х→У

3 тип — изучение влияния одного фактора на комплекс результатив­ных показателей (например, влияние курения на здоровье населения)

Х→∑ У

4 тип — изучение влияния комплексных факторов на комплекс результативных показателей (например, влияние социально-гигиенических факторов на здоровье населения)

∑Х→∑У

 

Понятие о репрезентативности

РАЗДЕЛ 3

Цель и задачи исследования

Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения. Цель должна быть сформулирована четко и недвусмысленно. В программе указывают не только цель, но и задачи ис­следования.

Задача исследования — это конкретизированное и уточненное опре­деление цели.

Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов:

Составление программы сбора материалов;

Составление программы разработки материала;

Программа сбора материала

 

Программа сбора материала представляет документ с перечнем вопро­сов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного ис­следования, это может быть как специально составленный исследователем опросной лист, анкета, карта, так и официальный документ (история бо­лезни, карта выбывшего из стационара, листок нетрудоспособности и др.)

При составлении учетного документа необходимо соблюдать сле­дующие правила:

- документ должен иметь четкое заглавие, в котором сформулирована единица наблюдения,

- вопросы должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования,

- на каждый вопрос (если это возможно) следует предусмотреть ва­рианты ответов в соответствии с принятой группировкой изучаемых признаков.

 

Виды статистических таблиц

 

К статистической таблице предъявляют определенные требования, а именно: таблица должна иметь четкое заглавие, которое должно полно­стью отражать содержание таблицы; таблицы не должны быть очень гро­моздкими, наличие итоговых данных как по горизонтали, так и по верти­кали и т. д. В таблицах различают подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее это то, о чем говорится в таблице, это основной признак изучаемого явления.

Статистическое сказуемое — то, что характеризует подлежащее с помощью различных признаков.

 

Простая статистическая таблицатаблица, позволяющая ана­лизировать данные по сказуемому, имеющему лишь один признак.

 

Число больных, признанных инвалидами, работающие на химическом комбинате по классам болезней в данном году

 

Класс болезней Количество больных
1. Болезни нервной системы
 
2. Злокачественные новообразования  
3. Психические расстройства  
4. Болезни системы кровообращения  
5. Болезни органов дыхания  
Итого:  
     

 

Групповая таблица — таблица, позволяющая анализировать данные по сказуемому, имеющему два и более признаков, не связанных между собой.

 

Распределение больных, признанных инвалидами, работающие химическом комбинате по классам болезней, полу, возрасту в данном году

 

Класс болезней     пол Возраст
М Ж до 20 21-29   30-39   40-49 50 и старше итого
1. Болезни нервной системы                
2. Злокачественные новообразования                
3. Психические расстройства                
4. Болезни системы кровообращения                
5 Болезни органов дыхания                
Итого:                

Комбинационная таблица — таблица, позволяющая анализировать данные по сказуемому, имеющему два и более признаков, связанных меж­ду собой.

Распределение больных, признанных инвалидами, работающие на химическом комбинате по классам болезней, полу, возрасту в данном году

 

 

 

Класс болезней Возраст
До 20   21-29 30-39 40-49 50 и старше итого
м ж М Ж М Ж М ж М ж  
1. Болезни нервной системы                          
2. Злокачественные новообразования                      
3. Психические расстройства                      
4. Болезни системы кровообращения                      
5. болезни органов дыхания                      
Итого                      

 

Проведение социально-гигиенических исследований и получение объ­ективных результатов в значительной степени зависит от качества органи­зационного плана. Организационный план — документ, в котором пред­ставлены вопросы организации и проведения статистического исследова­ния с указанием конкретных сроков. В организационном плане указывают­ся этапы статистического исследования, детали каждого этапа, сроки вы­полнения и условия при которых каждая конкретная задача может быть выполнена. В организационном плане должны найти свое отражение такие вопросы, как обеспечение информационными материалами, финансовыми и техническими средствами, кадрами.

Текущее (или постоянное)

Столбиковые диаграммы

Диаграммы, построенные по такому же принципу, как и линейные, но в которых вертикально или горизонтально проводимым линиям соответст­вуют прямоугольники, являются простейшим примером столбиковых диа­грамм.

Число жителей

 

2000 2001 2002 2003 2004

Число жителей

(наличное, в тыс. на 1 января текущего года)

Эти диаграммы особенно удобны при изображении не динамики яв­лений, а сравнительной величины их в какой-либо определенный проме­жуток времени.

Секторные диаграммы

Секторные диаграммы могут быть круговыми или полосовыми.

Секторные диаграммы круговые представляют собой круг, отдельные секторы которого соответствуют частям изображаемого явления. Такие круги удобно применять для изображения распределения явления на со­ставные части, т. е. для графического отражения совокупности экстенсив­ных коэффициентов.

 

20% до 5 лет

50% 5-10 лет

25% 11-15 пет

5% 16 и более лет

 

 

Распределение врачей по стажу работы в ЦРБ

В круговых секторных диаграммах секторы, изображающие отдель­ные части изучаемого явления, располагаются в порядке их возрастания или уменьшения по движению часовой стрелки и покрываются красками различного цвета или различно заштриховываются.

При пользовании одновременно 2-3 секторными диаграммами, на ко­торых изображено одно и то же явление, но за различное время или у раз­личных групп населения, порядок чередования секторов может быть не­одинаков, но необходимо, чтобы секторы различных кругов, отображаю­щие относительные размеры одной и той же части явления за различные промежутки времени, имели одинаковый цвет или штриховку прямоуголь­никами, деля их на части, соответствующие по значению частям явления.

Кругами и прямоугольниками различной величины можно также изо­бражать сравнительную величину двух или нескольких явлений. Следует только помнить, что площади прямоугольников при равных основаниях пропорциональны их высотам и прямоугольник, имеющий вдвое большую высоту, ограничивает и вдвое большую площадь; площади кругов пропор­циональны не радиусам, а квадратам радиусов, и, следовательно, круг, имеющий вдвое больший радиус, будет иметь площадь, большую не в два, а в четыре раза.

Картограммы

Картограммами называются диаграммы, в которых изображено рас­пределение какого-либо явления по территории. Например, если нужно распределить области Российской Федерации по величине коэффициентов рождаемости в 2004 г., то, определив коэффициенты рождаемости для ка­ждой республики, края и области, покрывают на карте РФ эти регионы со­ответствующей раскраской или штриховкой, обозначающей различные размеры коэффициентов.

Картодиаграммы

Картодиаграммы также рисуются на карте (или схеме карты). В каж­дой части территории помещается диаграмма (столбиковая или секторная диаграмма), показывающая динамику или состав изображенного на карто­диаграмме явления в различных частях данной территории.

Каждая диаграмма, к какому бы типу графических изображений она ни относилась, должна иметь четкую и ясную, по возможности краткую надпись, поясняющую изображение. Шкалы на диаграмме должны быть снабжены указателями размеров. Числа рекомендуется надписывать на самой диаграмме или в прилагаемой к ней таблице. Все условные обозначе­ния должны быть объяснены.

3.5 Пятый этап— внедрение результатов исследования в практику и оценка эффективности.

Социально-гигиеническое исследование должно заканчиваться вне­дрением их результатов в практику. В зависимости от целей и задач иссле­дования возможны различные варианты практического использования ре­зультатов работы.

Полученные данные могут быть использованы в докладах и лекциях, по материалам исследования можно подготовить приказ, методические ре­комендации, инструкцию, положение и т. д. На основе результатов иссле­дования может быть проведена реорганизация деятельности медицинского учреждения, результаты работы могут быть оформлены как рационализа­торские предложения, изобретения, открытия, могут быть опубликованы в печати.

Внедрение результатов исследования в практику здравоохранения яв­ляется нередко трудным и многоэтапным процессом.

3.6 Контрольные вопросы к разделам 1, 2, 3

1. Определение статистики

2. Медицинская статистика её разделы и задачи

3. Понятие статистической совокупности

4. Дайте понятие единицы наблюдения

5. Генеральная и выборочная совокупность, ее свойства

6. Учетные признаки, их классификация по характеру и роли в совокупности

7. Понятие репрезентативности

8. Способы формирования выборочной совокупности

9. Как рассчитывается необходимая численность выборки
10.Этапы статистического исследования

11.Содержание программы и плана исследования

12.Виды статистического наблюдения (сплошное, несплошное, текущее, единовременное)

13.Виды статистических таблиц. Правила составления, и заполнения ста­тистических таблиц

14.Виды графического изображения

15.Пути внедрения полученных результатов в практику здравоохранения

 

РАЗДЕЛ 4

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

Относительные величины весьма распространены и постоянно приме­няются в медицине и здравоохранении. С помощью относительных вели­чин производится сравнение уровней заболеваемости, рождаемости, смертности, сопоставляются показатели деятельности лечебных учрежде­ний.

Однако, в результате сводки материала в разработочных таблицах по­лучаются абсолютные числа, которые характеризуют объем, размер явле­ния. Абсолютные числа не нашли такого широкого применения в медици­не и здравоохранении, как другие статистические величины — относи­тельные и средние.

Абсолютные величины без преобразования их в отно­сительные показатели имеют ограниченное познавательное значение. Ча­ше всего, оперируя абсолютными величинами, нельзя проводить сравнение и сопоставление одной совокупности с другой.

Логическая структура темы «Относительные величины»

  Относительные величины
             
I Область применения Для характеристики статистических совокупностей   Для сравнения уровня явлений    
             
               
II Классификация Экстен­сивные   Интенсив­ные   Соотношения   Нагляд­ности
                       
III Назначение относительных величин Показывает отношение части к целому   Выражают частоту явлений в непосредственно связанной с ними средами   Характеризуют степени развития явлений в среде, непосредственно с ними не связанной     Дают на­глядные представления о ве­личинах
                       
IV Применение в здравоохранении Анализ структуры заболе­ваемости   Анализ уровней рождаемо­сти, смерт­ности, заболеваемости   Анализ обеспеченности населения мед. кадра­ми, больнич­ными койками   Анализ показателей здоровья населения
                                         

Абсолютные числа для анализа можно использовать в двух случаях:

- это, во-первых, при малых числах наблюдения, в том случае, когда не тре­буется определение закономерности и,

- во-вторых, когда абсолютные циф­ры исчерпали факт, например, при сравнении численности населения по всеобщей переписи населения.

Относительные величины применяют главным образом для характе­ристики распределения признаков в совокупности, а также для сравнения в ходе анализа разных совокупностей.

Различают следующие виды относительных величин: экстенсивные, интенсивные показатели, показатели соотношения и наглядности.

Экстенсивные показатели

 

Экстенсивные показатели — показатели удельного веса, части в целом, которые характеризуют распределение всего изучаемого явления на со­ставляющие его части.

На основании этого показателя обычно рассматриваются всевозмож­ные структуры: заболеваний, причин смерти, распределение коечного фонда по специальностям, состав операций в больнице и т. п. Выражается экстенсивный показатель обычно в процентах. Способ вычисления: вся со­вокупность принимается за 100%, а искомая часть за х%.

 

Экстенсивный показатель = Абсолютный размер части явления Х 100%
Абсолютный размер явления в целом


4.2 Интенсивные показатели

Интенсивные показатели — показатели, которые характеризуют распространенность, частоту явления в среде, которая его продуцирует. Обычно в социально-гигиенических исследованиях такой средой является население.

В зависимости от частоты изучаемого явления интенсивные показате­ли рассчитываются на 100, 1000, 10.000, 100.000 населения. Множитель за­висит от распространенности явления в среде, чем реже оно встречается, тем больше множитель. Для вычисления некоторых интенсивных показа­телей множители общеприняты. Так все демографические показатели рас­считываются на 1000 населения, заболеваемость с временной утратой тру­доспособности на 100 работающих, показатели летальности на 100 забо­левших и т. д.

 

Интенсивный показатель = Абсолютный размер явления х 100 (1000, 10000, 100000)
Абсолютный размер среды, продуцирующей данное явление

 

Показатели соотношения

 

Показатели соотношения — показатели, которые характеризуют отношение между двумя самостоятельными совокупностями (в этом его сходство с интенсивным показателем), причем независимые совокупности не только связаны друг с другом, но и не продуцируют одна другую (в этом отличие показателя соотношения от интенсивного показателя).

 

Показатель соотношения = Абсолютный размер явления х 100 (1000, 10000, 100000)
Абсолютный размер среды, не продуцирующей данное явление

 

Показателями соотношения являются показатели обеспеченности на­селения врачами, медсестрами, больничными койками, рассчитанные на 10000 населения. Их широко используют при планировании здравоохранения.

 

Показатели наглядности

Показатели наглядности — наглядно представляют соотношения показателей, характеризующих один и тот же признак в различных сово­купностях или одно и то же явление в динамике.

В основу вычисления показателя наглядности положен принцип при­нятия одной из величин за 100%, а остальные рассчитываются в процент­ном отношении к ней.

Показатели наглядности можно вычислять на основе интенсивных по­казателей, показателей соотношения и средних величин.

Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколь­ко раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин.

 

Показатель наглядности = явление х 100
Такое же явление из ряда сравниваемых, принятых за 100%

 

В применении относительных величин наиболее часто встречаются сле­дующие ошибок:

Интенсивные показатели сравниваются за различные по протяженности периоды наблюдения (помесячные показатели сравниваются с годовыми)

Подмена интенсивного показателя экстенсивным для характеристики уровня, частоты явления, особенно для выявления изменения этого уровня в динамике или по территориям.

При сравнительной оценке экстенсивных показателей в динамике или по территориям надо анализировать всю структуру совокупности, а не сравнивать удельные веса только отдельных его частей

Динамические ряды

 

Для анализа изменения явления во времени (динамика явления) ис­пользуются динамические ряды.

Динамическим рядом называется совокупность однородных стати­стических величин, показывающих изменения какого-либо явления на протяжении определенного промежутка времен./

Динамический ряд мо­жет состоять из абсолютных или производных величин — относительных чисел и средних.

 

  Динамические ряды
I. Виды динамических рядов Простой Сложный Моментный Интервальный

 

  Динамические ряды
II. Способы выравнивания динамических рядов Укрупнение интервалов Вычисление групповой средней Вычисление скользящей средней  

 

  Динамические ряды
III. Показатели динамического ряда Абсолютный прирост Темп прироста Значение 1% прироста Темп роста

 

Числа динамического ряда принято называть уровнями ряда. Разли­чают два основных типа динамических рядов в зависимости от того, из ка­кого рода чисел состоит ряд.

 

Типы динамических рядов

Ряды могут быть простыми (состоят из абсолютных величин) и сложными(состоят из относительных или средних величин).

Простой динамический ряд может быть двух видов: моментный и ин­тервальный

Моментный, состоит из величин, характеризующих размеры явления на определенное время (например, численность населения РФ на ко­нец соответствующего года).

Интервальным, состоит из чисел, характеризующих величину явле­ния не на какой-либо момент, а за определенный интервал времени (количество родившихся в РФ за год, количество умерших за год и т. п.).

 

Укрупнение интервалов

Укрупнение интервалов — применяется, когда явление в интеграль­ном ряду выражено в абсолютных величинах, уровни которых суммируют­ся по более крупным периодам. Применение возможно при кратном числе периодов. Например, зная помесячное число обращений по поводу того или иного заболевания, можно укрупнить период и анализировать поквар­тально. Укрупнение периодов может выявить сезонные колебания, опреде­ленные закономерности.

Пример: Сезонные колебания заболевания ангиной в населенном пункте Н.

 

Месяцы
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Всего

Как видно из таблицы, помесячные числа заболеваний ангиной то увеличиваются, то уменьшаются. После укрупнения интервалов по кварта­лам года выявляется определенная закономерность: наибольшее число за­болеваний приходится на летне-осенний период.

Вычисление групповой средней

Вычисление групповой средней — применяется, когда уровни ряда выражены в абсолютных, средних или относительных величинах. При вы­числении групповой средней смежные величины суммируются, а затем де­лятся на число слагаемых. Этот метод позволяет сгладить волнообразные изменения и получить более четкую картину изменений.

Пример: Динамика процента расхождений клинических и патолого-анатомических диагнозов в областной больнице города Н. за 1997-2004 гг.

 

Годы
Процент расхождения диагнозов 12,0 10,8 9,0 10,2 9,2 9,6 9,5 8,9
Групповая средняя 11,4 9,6 9,4 9,2

 

Уровни динамического ряда, представленных в таблице имеют волно­образные колебания. Выравнивание ряда путем вычисления групповой средней выявило четкую тенденцию к постепенному снижению процента расхождений диагнозов в областной больнице.

Расчет скользящей средней

Расчет скользящей средней — применяется, когда явление выражено в абсолютных, средних или относительных величинах. Каждый уровень заменяется на среднюю из данного уровня и двух соседних с ним. Данный метод применяется, когда не требуется особой точности и когда имеется достаточно длинный ряд и можно пренебречь потерей двух значений ряда.

Скользящая средняя вычисляется как средняя величина из данного уровня и двух соседних с ним. При вычислении скользящей средней каж­дый уровень ряда заменяется на среднюю величину из данного уровня и двух соседних с ним.

 

Пример: Скользящая средняя

 

Годы
Процент расхождения диагнозов 12,0 10,8 9,0 10,2 9,2 9,6 9,5 8,9
Скользящая средняя - 10,6 10,0 9,5 9,5 9,4 9,3 -

 

Пример расчета для 1998 г.: (12,0+10,8+9,0):3=10,6;

для 1999 г.: (10,8+9,0+10,2):3=10,0.

Частота расхождения клинических и патологоанатомических диагно­зов в областной больнице ежегодно колебалась. Ряд, выровненный с по­мощью скользящей средней, выявляет постепенное уменьшение частоты расхождения диагнозов.

Для углубленного изучения процессов во времени рассчитывают по­казатели динамического ряда.

Показатели динамического ряда

К показателям динамического ряда относятся:

- Абсолютный прирост

- Темп прироста

- Значение 1 % прироста

- Темп роста

Методики расчета показателей

Абсолютный прирост — разность между последующим и предыду­щим уровнями.

Абсолютный прирост = последующий уровень - предыдущий уровень

 

Темп прироста — процентное отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню.

 

Темп прироста = Абсолютный прирост х100%
предыдущий уровень

 

Значение 1% прироста — отношение абсолютного прироста к темпу прироста.

 

Значение 1 % прироста = Абсолютный прирост
Темп прироста

 

Темп роста— процентное отношение последующего уровня к пре­дыдущему

 

Темп роста = последующий уровень х100%
предыдущий уровень

 

Все показатели выражаются знаком «+» — прирост или «-» — убыль.

 

 

4.7 Контрольные вопросы

1. Что такое абсолютные числа?

2. Можно ли на основании абсолютных данных провести статистический анализ того или иного явления?

3. Что такое относительные величины, общая методика их расчета?

4. Применение относительных величин в практике здравоохранения.

5. Какие различают виды относительных величин?

6. Что такое экстенсивный показатель и какова методика его расчета?

7. Что такое интенсивный показатель и какова методика расчета этого по­казателя?

8. Что такое показатель соотношения, как рассчитать показатель соотношения, его отличие от интенсивного показателя?

9. Что такое показатель наглядности и как его рассчитать?

10.Динамические ряды: определение и виды.

11.Какие показатели используются при анализе динамических рядов, их определение и методика расчета?

 

РАЗДЕЛ 5

СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Значительная вариабельность медико-биологических, социально-гигиенических явлений определяет необходимость проведения тщательно­го, статистически достоверного анализа при оценке состояния здоровья на­селения, характеристики социально-гигиенических условий, обобщении результатов деятельности различных лечебно-профилактических учреждений.

Особое место в статистическом анализе принадлежит определению среднего уровня изучаемого признака или явления. Средние величины ши­роко используются в медицинской научной и практической деятельности для оценки состояния здоровья населения (характеристика физического развития, выявление распространенности и длительности различных забо­леваний, анализ демографических показателей), для изучения деятельно­сти лечебно-профилактических учреждений, медицинских кадров и оценки качества их работы, планирования и определения потребности населения в различных видах медицинской помощи. Средние величины используются также для определения медико-физиологических показателей в норме и патологии, при обработке лабораторных данных, клинических и экспери­ментальных исследованиях.

Средняя величина — это типичная величина, которая характеризует среднее значение показателей, нивелируя максимальные и минимальные значения этих показателей. При работе со средними величинами необхо­димо соблюдать определенные условия.

 

Требования к средним величинам

- качественная однородность совокупности для которой вычисляется средняя величина

- средняя величина должна быть рассчитана на массовых материалах, на достаточно большом числе наблюдений.

- средняя арифметическая величина обладает тремя свойствами:

- занимает срединное положение в вариационном ряду;

- имеет абстрактный характер;

- сумма отклонений всех вариант от средней равна 0.

 

Расчет коэффициента вариации

Оценка степени рассеяния вариант около средней может быть произ­ведена с помощью коэффициента вариации, вычисляемого по формуле:

 

Cv = s х 100%
M

 

РАЗДЕЛ 6

При среднеарифметической (М)

 

  При относительной величине (P)  
m = √ Pq
n

 

     
   
Практическое применение Позволяет определить вероятность с которой воз­можно перенести результаты изучения с выборочной совокупности на генеральную совокупность  
   
Способы оценки достоверности
     
Доверительные границы параметра   Достоверность разницы параметра
         
             
(При М) M ± tm   (При P) P ± tm   При средних арифметических  
t = M1 – M2
√m12 + m22

 

  При относительных величинах  
t = P1

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...