Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы статистического анализа в медицинеМедицинская статистика рассматривает человека как социально обусловленное существо, занимается изучением не только показателей здоровья, но и факторов ею определяющих. Статистический метод позволяет - познать действительность, выявить закономерности, установить связь между явлениями - дать объективную оценку существующего положения - составить прогноз, предвидеть развитие здравоохранения и показателей здоровья людей Медицинская статистика делится на два основных раздела: - статистика здоровья населения - статистика здравоохранения Статистика здоровья населения изучает - санитарное состояние населения, т е здоровье населения с помощью показателей заболеваемость и травматизм, инвалидность, физическое развитие, естественное движение населения (рождаемость, смертность, - причины, которые приводят к отклонениям в состоянии здоровья людей (санитарная этиология) - необходимость проведения лечебно-профилактических и социально-оздоровительных мероприятий - санитарное состояние населения — это комплексная характеристика здоровья Статистика здравоохранения изучает - сеть медицинских учреждений: их достаточность, профилизацию по отдельным специальностям, качество работы, - кадры медицинских работников, качество их деятельности, - вопросы планирования, финансирования и экономики здравоохранения. В медицине статистические приемы используют при клинико-гигиеническом нормировании факторов производственной среды, оценке эффективности примененных методов профилактики или лечения тех или иных заболеваний, при расчете доз лекарственных препаратов, определении стандартов физического развития и т. д. Статистический анализ позволяет обосновать ту или иную тактику врача в предупреждении или лечении заболеваний Таким образом, каждый врач должен хорошо знать теоретические основы статистики, уметь правильно использовать статистические методы и оценивать информацию, накопленную в различных областях его деятельности
Методы статистического анализа в медицине
2.2 Единица наблюдения и учетные признаки Единица наблюдения — каждый первичный элемент, составляющий статистическую совокупность. Например, перед нами поставлена задача — изучить исходы лечения больных с гипертонической болезнью за год. За единицу наблюдения будет взят больной гипертонической болезнью, прошедший курс лечения в этом году. Каждая единица наблюдения имеет много признаков, однако учитываются только те из них, которые необходимы для достижения поставленной цели и решения конкретных задач исследования. Учетные признаки - признаки, подлежащие регистрации в ходе статистического исследования (пол, возраст, профессия, стаж работы и т.п.)
Классификация учетных признаков
Атрибутивные (качественные) учетные признаки выражены словесно (имеют описательный характер). К атрибутивным признакам относятся пол, профессии, нозологические формы, исходы лечения, место жительства и др. Количественные учетные признаки выражены числом. К количественным признакам относят рост, массу тела, число дней лечения, количество белка в крови, количество гемоглобина и др. Врачом должно быть выявлено влияние отдельных признаков на изучаемое явление, поэтому по роли признаков в совокупности различают факторные и результативные. Факторные признаки — признаки, под влиянием которых изменяются другие, зависящие от них результативные признаки Результативные признаки — признаки, зависящие от факторных.
Приняты определенные обозначения этих признаков: X — факторный признак У — результативный признак В зависимости от полноты охвата факторных и результативных признаков можно выделить четыре типа исследований: 1 тип — изучение влияния одного фактора на один результативный показатель (например, влияние курения на развитие рака легких) Х→У 2 тип — изучение влияния комплекса факторов на один результативный показатель (например, влияние социально-гигиенических факторов на развитие рака легких) ∑ Х→У 3 тип — изучение влияния одного фактора на комплекс результативных показателей (например, влияние курения на здоровье населения) Х→∑ У 4 тип — изучение влияния комплексных факторов на комплекс результативных показателей (например, влияние социально-гигиенических факторов на здоровье населения) ∑Х→∑У
Понятие о репрезентативности РАЗДЕЛ 3 Цель и задачи исследования Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения. Цель должна быть сформулирована четко и недвусмысленно. В программе указывают не только цель, но и задачи исследования. Задача исследования — это конкретизированное и уточненное определение цели. Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов: Составление программы сбора материалов; Составление программы разработки материала; Программа сбора материала
Программа сбора материала представляет документ с перечнем вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования, это может быть как специально составленный исследователем опросной лист, анкета, карта, так и официальный документ (история болезни, карта выбывшего из стационара, листок нетрудоспособности и др.) При составлении учетного документа необходимо соблюдать следующие правила: - документ должен иметь четкое заглавие, в котором сформулирована единица наблюдения, - вопросы должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования, - на каждый вопрос (если это возможно) следует предусмотреть варианты ответов в соответствии с принятой группировкой изучаемых признаков.
Виды статистических таблиц
К статистической таблице предъявляют определенные требования, а именно: таблица должна иметь четкое заглавие, которое должно полностью отражать содержание таблицы; таблицы не должны быть очень громоздкими, наличие итоговых данных как по горизонтали, так и по вертикали и т. д. В таблицах различают подлежащее и сказуемое. Статистическое подлежащее это то, о чем говорится в таблице, это основной признак изучаемого явления. Статистическое сказуемое — то, что характеризует подлежащее с помощью различных признаков.
Простая статистическая таблица — таблица, позволяющая анализировать данные по сказуемому, имеющему лишь один признак.
Число больных, признанных инвалидами, работающие на химическом комбинате по классам болезней в данном году
Групповая таблица — таблица, позволяющая анализировать данные по сказуемому, имеющему два и более признаков, не связанных между собой.
Распределение больных, признанных инвалидами, работающие химическом комбинате по классам болезней, полу, возрасту в данном году
Комбинационная таблица — таблица, позволяющая анализировать данные по сказуемому, имеющему два и более признаков, связанных между собой. Распределение больных, признанных инвалидами, работающие на химическом комбинате по классам болезней, полу, возрасту в данном году
Проведение социально-гигиенических исследований и получение объективных результатов в значительной степени зависит от качества организационного плана. Организационный план — документ, в котором представлены вопросы организации и проведения статистического исследования с указанием конкретных сроков. В организационном плане указываются этапы статистического исследования, детали каждого этапа, сроки выполнения и условия при которых каждая конкретная задача может быть выполнена. В организационном плане должны найти свое отражение такие вопросы, как обеспечение информационными материалами, финансовыми и техническими средствами, кадрами. Текущее (или постоянное) Столбиковые диаграммы Диаграммы, построенные по такому же принципу, как и линейные, но в которых вертикально или горизонтально проводимым линиям соответствуют прямоугольники, являются простейшим примером столбиковых диаграмм. Число жителей
2000 2001 2002 2003 2004 Число жителей (наличное, в тыс. на 1 января текущего года) Эти диаграммы особенно удобны при изображении не динамики явлений, а сравнительной величины их в какой-либо определенный промежуток времени. Секторные диаграммы Секторные диаграммы могут быть круговыми или полосовыми. Секторные диаграммы круговые представляют собой круг, отдельные секторы которого соответствуют частям изображаемого явления. Такие круги удобно применять для изображения распределения явления на составные части, т. е. для графического отражения совокупности экстенсивных коэффициентов.
20% до 5 лет 50% 5-10 лет 25% 11-15 пет 5% 16 и более лет
Распределение врачей по стажу работы в ЦРБ В круговых секторных диаграммах секторы, изображающие отдельные части изучаемого явления, располагаются в порядке их возрастания или уменьшения по движению часовой стрелки и покрываются красками различного цвета или различно заштриховываются. При пользовании одновременно 2-3 секторными диаграммами, на которых изображено одно и то же явление, но за различное время или у различных групп населения, порядок чередования секторов может быть неодинаков, но необходимо, чтобы секторы различных кругов, отображающие относительные размеры одной и той же части явления за различные промежутки времени, имели одинаковый цвет или штриховку прямоугольниками, деля их на части, соответствующие по значению частям явления. Кругами и прямоугольниками различной величины можно также изображать сравнительную величину двух или нескольких явлений. Следует только помнить, что площади прямоугольников при равных основаниях пропорциональны их высотам и прямоугольник, имеющий вдвое большую высоту, ограничивает и вдвое большую площадь; площади кругов пропорциональны не радиусам, а квадратам радиусов, и, следовательно, круг, имеющий вдвое больший радиус, будет иметь площадь, большую не в два, а в четыре раза. Картограммы Картограммами называются диаграммы, в которых изображено распределение какого-либо явления по территории. Например, если нужно распределить области Российской Федерации по величине коэффициентов рождаемости в 2004 г., то, определив коэффициенты рождаемости для каждой республики, края и области, покрывают на карте РФ эти регионы соответствующей раскраской или штриховкой, обозначающей различные размеры коэффициентов. Картодиаграммы Картодиаграммы также рисуются на карте (или схеме карты). В каждой части территории помещается диаграмма (столбиковая или секторная диаграмма), показывающая динамику или состав изображенного на картодиаграмме явления в различных частях данной территории. Каждая диаграмма, к какому бы типу графических изображений она ни относилась, должна иметь четкую и ясную, по возможности краткую надпись, поясняющую изображение. Шкалы на диаграмме должны быть снабжены указателями размеров. Числа рекомендуется надписывать на самой диаграмме или в прилагаемой к ней таблице. Все условные обозначения должны быть объяснены. 3.5 Пятый этап— внедрение результатов исследования в практику и оценка эффективности. Социально-гигиеническое исследование должно заканчиваться внедрением их результатов в практику. В зависимости от целей и задач исследования возможны различные варианты практического использования результатов работы. Полученные данные могут быть использованы в докладах и лекциях, по материалам исследования можно подготовить приказ, методические рекомендации, инструкцию, положение и т. д. На основе результатов исследования может быть проведена реорганизация деятельности медицинского учреждения, результаты работы могут быть оформлены как рационализаторские предложения, изобретения, открытия, могут быть опубликованы в печати. Внедрение результатов исследования в практику здравоохранения является нередко трудным и многоэтапным процессом. 3.6 Контрольные вопросы к разделам 1, 2, 3 1. Определение статистики 2. Медицинская статистика её разделы и задачи 3. Понятие статистической совокупности 4. Дайте понятие единицы наблюдения 5. Генеральная и выборочная совокупность, ее свойства 6. Учетные признаки, их классификация по характеру и роли в совокупности 7. Понятие репрезентативности 8. Способы формирования выборочной совокупности 9. Как рассчитывается необходимая численность выборки 11.Содержание программы и плана исследования 12.Виды статистического наблюдения (сплошное, несплошное, текущее, единовременное) 13.Виды статистических таблиц. Правила составления, и заполнения статистических таблиц 14.Виды графического изображения 15.Пути внедрения полученных результатов в практику здравоохранения
РАЗДЕЛ 4 ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ Относительные величины весьма распространены и постоянно применяются в медицине и здравоохранении. С помощью относительных величин производится сравнение уровней заболеваемости, рождаемости, смертности, сопоставляются показатели деятельности лечебных учреждений. Однако, в результате сводки материала в разработочных таблицах получаются абсолютные числа, которые характеризуют объем, размер явления. Абсолютные числа не нашли такого широкого применения в медицине и здравоохранении, как другие статистические величины — относительные и средние. Абсолютные величины без преобразования их в относительные показатели имеют ограниченное познавательное значение. Чаше всего, оперируя абсолютными величинами, нельзя проводить сравнение и сопоставление одной совокупности с другой. Логическая структура темы «Относительные величины»
Абсолютные числа для анализа можно использовать в двух случаях: - это, во-первых, при малых числах наблюдения, в том случае, когда не требуется определение закономерности и, - во-вторых, когда абсолютные цифры исчерпали факт, например, при сравнении численности населения по всеобщей переписи населения. Относительные величины применяют главным образом для характеристики распределения признаков в совокупности, а также для сравнения в ходе анализа разных совокупностей. Различают следующие виды относительных величин: экстенсивные, интенсивные показатели, показатели соотношения и наглядности. Экстенсивные показатели
Экстенсивные показатели — показатели удельного веса, части в целом, которые характеризуют распределение всего изучаемого явления на составляющие его части. На основании этого показателя обычно рассматриваются всевозможные структуры: заболеваний, причин смерти, распределение коечного фонда по специальностям, состав операций в больнице и т. п. Выражается экстенсивный показатель обычно в процентах. Способ вычисления: вся совокупность принимается за 100%, а искомая часть за х%.
Интенсивные показатели — показатели, которые характеризуют распространенность, частоту явления в среде, которая его продуцирует. Обычно в социально-гигиенических исследованиях такой средой является население. В зависимости от частоты изучаемого явления интенсивные показатели рассчитываются на 100, 1000, 10.000, 100.000 населения. Множитель зависит от распространенности явления в среде, чем реже оно встречается, тем больше множитель. Для вычисления некоторых интенсивных показателей множители общеприняты. Так все демографические показатели рассчитываются на 1000 населения, заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 100 работающих, показатели летальности на 100 заболевших и т. д.
Показатели соотношения
Показатели соотношения — показатели, которые характеризуют отношение между двумя самостоятельными совокупностями (в этом его сходство с интенсивным показателем), причем независимые совокупности не только связаны друг с другом, но и не продуцируют одна другую (в этом отличие показателя соотношения от интенсивного показателя).
Показателями соотношения являются показатели обеспеченности населения врачами, медсестрами, больничными койками, рассчитанные на 10000 населения. Их широко используют при планировании здравоохранения.
Показатели наглядности Показатели наглядности — наглядно представляют соотношения показателей, характеризующих один и тот же признак в различных совокупностях или одно и то же явление в динамике. В основу вычисления показателя наглядности положен принцип принятия одной из величин за 100%, а остальные рассчитываются в процентном отношении к ней. Показатели наглядности можно вычислять на основе интенсивных показателей, показателей соотношения и средних величин. Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин.
В применении относительных величин наиболее часто встречаются следующие ошибок: Интенсивные показатели сравниваются за различные по протяженности периоды наблюдения (помесячные показатели сравниваются с годовыми) Подмена интенсивного показателя экстенсивным для характеристики уровня, частоты явления, особенно для выявления изменения этого уровня в динамике или по территориям. При сравнительной оценке экстенсивных показателей в динамике или по территориям надо анализировать всю структуру совокупности, а не сравнивать удельные веса только отдельных его частей Динамические ряды
Для анализа изменения явления во времени (динамика явления) используются динамические ряды. Динамическим рядом называется совокупность однородных статистических величин, показывающих изменения какого-либо явления на протяжении определенного промежутка времен./ Динамический ряд может состоять из абсолютных или производных величин — относительных чисел и средних.
Числа динамического ряда принято называть уровнями ряда. Различают два основных типа динамических рядов в зависимости от того, из какого рода чисел состоит ряд.
Типы динамических рядов Ряды могут быть простыми (состоят из абсолютных величин) и сложными(состоят из относительных или средних величин). Простой динамический ряд может быть двух видов: моментный и интервальный Моментный, состоит из величин, характеризующих размеры явления на определенное время (например, численность населения РФ на конец соответствующего года). Интервальным, состоит из чисел, характеризующих величину явления не на какой-либо момент, а за определенный интервал времени (количество родившихся в РФ за год, количество умерших за год и т. п.).
Укрупнение интервалов Укрупнение интервалов — применяется, когда явление в интегральном ряду выражено в абсолютных величинах, уровни которых суммируются по более крупным периодам. Применение возможно при кратном числе периодов. Например, зная помесячное число обращений по поводу того или иного заболевания, можно укрупнить период и анализировать поквартально. Укрупнение периодов может выявить сезонные колебания, определенные закономерности. Пример: Сезонные колебания заболевания ангиной в населенном пункте Н.
Как видно из таблицы, помесячные числа заболеваний ангиной то увеличиваются, то уменьшаются. После укрупнения интервалов по кварталам года выявляется определенная закономерность: наибольшее число заболеваний приходится на летне-осенний период. Вычисление групповой средней Вычисление групповой средней — применяется, когда уровни ряда выражены в абсолютных, средних или относительных величинах. При вычислении групповой средней смежные величины суммируются, а затем делятся на число слагаемых. Этот метод позволяет сгладить волнообразные изменения и получить более четкую картину изменений. Пример: Динамика процента расхождений клинических и патолого-анатомических диагнозов в областной больнице города Н. за 1997-2004 гг.
Уровни динамического ряда, представленных в таблице имеют волнообразные колебания. Выравнивание ряда путем вычисления групповой средней выявило четкую тенденцию к постепенному снижению процента расхождений диагнозов в областной больнице. Расчет скользящей средней Расчет скользящей средней — применяется, когда явление выражено в абсолютных, средних или относительных величинах. Каждый уровень заменяется на среднюю из данного уровня и двух соседних с ним. Данный метод применяется, когда не требуется особой точности и когда имеется достаточно длинный ряд и можно пренебречь потерей двух значений ряда. Скользящая средняя вычисляется как средняя величина из данного уровня и двух соседних с ним. При вычислении скользящей средней каждый уровень ряда заменяется на среднюю величину из данного уровня и двух соседних с ним.
Пример: Скользящая средняя
Пример расчета для 1998 г.: (12,0+10,8+9,0):3=10,6; для 1999 г.: (10,8+9,0+10,2):3=10,0. Частота расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов в областной больнице ежегодно колебалась. Ряд, выровненный с помощью скользящей средней, выявляет постепенное уменьшение частоты расхождения диагнозов. Для углубленного изучения процессов во времени рассчитывают показатели динамического ряда. Показатели динамического ряда К показателям динамического ряда относятся: - Абсолютный прирост - Темп прироста - Значение 1 % прироста - Темп роста Методики расчета показателей Абсолютный прирост — разность между последующим и предыдущим уровнями. Абсолютный прирост = последующий уровень - предыдущий уровень
Темп прироста — процентное отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню.
Значение 1% прироста — отношение абсолютного прироста к темпу прироста.
Темп роста— процентное отношение последующего уровня к предыдущему
Все показатели выражаются знаком «+» — прирост или «-» — убыль.
4.7 Контрольные вопросы 1. Что такое абсолютные числа? 2. Можно ли на основании абсолютных данных провести статистический анализ того или иного явления? 3. Что такое относительные величины, общая методика их расчета? 4. Применение относительных величин в практике здравоохранения. 5. Какие различают виды относительных величин? 6. Что такое экстенсивный показатель и какова методика его расчета? 7. Что такое интенсивный показатель и какова методика расчета этого показателя? 8. Что такое показатель соотношения, как рассчитать показатель соотношения, его отличие от интенсивного показателя? 9. Что такое показатель наглядности и как его рассчитать? 10.Динамические ряды: определение и виды. 11.Какие показатели используются при анализе динамических рядов, их определение и методика расчета?
РАЗДЕЛ 5 СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ Значительная вариабельность медико-биологических, социально-гигиенических явлений определяет необходимость проведения тщательного, статистически достоверного анализа при оценке состояния здоровья населения, характеристики социально-гигиенических условий, обобщении результатов деятельности различных лечебно-профилактических учреждений. Особое место в статистическом анализе принадлежит определению среднего уровня изучаемого признака или явления. Средние величины широко используются в медицинской научной и практической деятельности для оценки состояния здоровья населения (характеристика физического развития, выявление распространенности и длительности различных заболеваний, анализ демографических показателей), для изучения деятельности лечебно-профилактических учреждений, медицинских кадров и оценки качества их работы, планирования и определения потребности населения в различных видах медицинской помощи. Средние величины используются также для определения медико-физиологических показателей в норме и патологии, при обработке лабораторных данных, клинических и экспериментальных исследованиях. Средняя величина — это типичная величина, которая характеризует среднее значение показателей, нивелируя максимальные и минимальные значения этих показателей. При работе со средними величинами необходимо соблюдать определенные условия.
Требования к средним величинам - качественная однородность совокупности для которой вычисляется средняя величина - средняя величина должна быть рассчитана на массовых материалах, на достаточно большом числе наблюдений. - средняя арифметическая величина обладает тремя свойствами: - занимает срединное положение в вариационном ряду; - имеет абстрактный характер; - сумма отклонений всех вариант от средней равна 0.
Расчет коэффициента вариации Оценка степени рассеяния вариант около средней может быть произведена с помощью коэффициента вариации, вычисляемого по формуле:
РАЗДЕЛ 6 При среднеарифметической (М)
| При относительной величине (P)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое применение Позволяет определить вероятность с которой возможно перенести результаты изучения с выборочной совокупности на генеральную совокупность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы оценки достоверности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доверительные границы параметра | Достоверность разницы параметра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(При М) M ± tm | (При P) P ± tm | При средних арифметических
| При относительных величинах
|