Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Корреляционная зависимость отличается по форме, направлению и силе связи.Форма связи может быть прямолинейной и криволинейной. Когда равномерным изменениям одного признака соответствуют равномерные изменения второго (при незначительных отклонениях), говорят о прямолинейной связи. Например, с возрастанием загрязнения окружающей среды заболеваемость увеличивается. Когда равномерным изменениям одного признака соответствуют неравномерные изменения второго признака, причем неравномерность имеет определенную закономерность, говорят о криволинейной связи. Направление связи может быть двух видов: - прямое (положительное) т. е с увеличением одного признака второй тоже увеличивается или с уменьшением одного другой тоже уменьшается (например, с увеличением роста человека увеличивается масса его тела; с уменьшением концентрации вредных веществ в воздухе уменьшается заболеваемость) - обратное (отрицательное): с увеличением одного признака второй уменьшается или с уменьшением одного признака второй увеличивается (например, с увеличением количества фтора в воде до оптимальных величин уменьшается заболеваемость флюорозом; с увеличением санитарной грамотности матерей уменьшается заболеваемость детей) Сила связи измеряется степенью корреляции. Под силой связи понимается сопряженность связанных признаков, широта варьирования значений. Связь может быть сильной, средней, слабой.
При определении коэффициента корреляции наиболее часто применяется метод квадратов (Пирсона) и метод рангов (Спирмена).
Вычисление корреляционной зависимости методом квадратов
Коэффициент корреляции методом квадратов (Пирсона) вычисляется по формуле:
г - коэффициент корреляции х и у - признаки, между которыми определяется связь dx и dy— отклонения каждой варианты от средней арифметической, вычисленной в ряду признака х и в ряду признака у. Для определения достоверности коэффициента корреляции вычисляют:
Его ошибку по формуле
2. Критерий достоверности (t):
При t равном или больше 3 - коэффициент корреляции достоверен.
Вычисление корреляционной зависимости методом рангов Коэффициент корреляции методом рангов (Спирмена) вычисляется по формуле:
ρ – коэффициент корреляции, х и у - признаки, между которыми определяется связь, 6 - постоянный коэффициент, n - число наблюдений Для определения достоверности коэффициента корреляции вычисляют его ошибку по формуле:
Критерий достоверности (t)
Для вычисления коэффициента ранговой корреляции определяем порядковый номер (ранг), который занимает каждое значение систолического и диастолического давления. При обозначении ранга начинают с меньшего (или большего) значения признака в обоих рядах. Так, например, значение систолического давления 105 мм рт. ст. является наименьшим и мы ставим ранг равный 1. Если значение признака встречается несколько раз ранги проставляются следующим образом: систолическое давление 110 мм рт. ст. встречается 3 раза, занимая по величине 2, 3, 4 места, поэтому порядковый номер в данном случае будет равен (2 + 3 + 4):3 = 3, т.е. против каждого значения систолического давления, равное 110 мм рт. ст., будет поставлен ранг равный 3, систолическое давление 115 мм рт. ст. встречается 2 раза и против каждого значения будет поставлен ранг (5 + 6):2 = 5,5и т.д. Аналогично проставляются ранги и для значений диастолического давления. Затем определяем разность между рангами в каждой строке, обозначив эту разность буквой d, возводим ее в квадрат. Измерение корреляции между систолическим и диастолическим давлением
∑=51,5 Коэффициент ранговой корреляции определяется по формуле
В нашем примере:
Коэффициент корреляции, равный +0,82, свидетельствует о наличии прямой, сильной связи между систолическим и диастолическим давлением. Для определения достоверности коэффициента корреляции вычисляем: а) его ошибку:
б) критерий достоверности:
Поскольку критерий t больше 3, коэффициент корреляции достоверен. Таким образом, между систолическим и диастолическим давлением существует прямая сильная корреляционная зависимость статистически достоверная 9.3 Контрольные вопросы 1. Что такое корреляционная связь? 2. Чем отличается корреляционная зависимость от функциональной? 3. Какие существуют методы вычисления коэффициента корреляции? 4. Какова оценка силы связи? 5. Как понимать термин «прямая» и «обратная» корреляционная зависимость? 9.4 Задачи для самостоятельного решения Задача 1 Определите характер и силу связи между загрязненностью воздуха рабочей зоны и частотой возникновения заболеваний органов дыхания, основываясь на данных таблицы, (методом квадратов)
Задача 2 Определите, существует ли зависимость между количеством детей в группах дошкольных учреждений и заболеваемостью ОРВИ среди них (см данные таблицы) (методом рангов)
Задача 3 Определить коэффициент корреляции методом рангов. Длина и масса тела у 7 мальчиков в возрасте 5 лет
ЛИТЕРАТУРА 1. Буштуева К.А., Случанко И.С. Методы и критерии оценки 2. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная 3. Кучеренко В.З. Применение методов статистического анализа для 4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 5. Медик В.А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью 6. Миняев В.А., Вишнякова Н.И. Общественное здоровье и 7. Серенко Л.Ф., Ермакова В.В. Социальная гигиена и организация 8.Юрьев В.К. Куценко Г.И. Общественное здоровье и
Методы статистического анализа в медицине Методы статистического анализа в медицине Учебное пособие для студентов медицинских вузов
Отпечатано в типографии КГМА. г. Киров, ул. К. Маркса, 112 Тираж 500. Заказ 225.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |