Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура и общественное сознание в годы перестройкиПерестройка в духовной жизни общества и культуры началась с гласности. Она была разрешена сверху, вводилась с целью критики недостатков для укрепления социализма и ограничивалась вполне определенными рамками. Однако сохранить в заданных пределах раскрепощение сознания народа не удалось. Открытие ранее недоступных сфер информации стимулировало общество к самопознанию. Резко возрос интерес к истории особенно советского периода. Начавшееся осмысление сути сталинского режима вывело общественное сознание на поиск его корней и постановку вопроса о сущности марксизма-ленинизма. Значительный вклад в "революцию умов" сделали экономисты и публицисты (Н. Шмелев, О. Лацис, И. Клямкин и др.). Благодаря и усилиям от критики отдельных "деформаций социализма" общество перешло к осознанию необходимости демонтажа всей общественно-политической систем СССР. Радикальная критика действительности вызвала резкое размежевание в обществе и противостояние сторон. Свидетельством консолидации консервативных коммунистических сил стала публикация статьи Н. Андреевой “Не могу поступиться принципами” в марте 1988 г. Эта статья и официальный ответ на неё в “Правде” вызвали новую волну критики и дальнейшее размежевание общественных сил. Возродился идеологический плюрализм,началась столкновения западников и русофилов, либералов-демократов и коммунистов-ортодоксов.Недовольство общества ходом перестройки к концу 80-х гг. вылилось в недовольство системой. Таким образом, гласность во многом определила необратимость перемен в стране. Замечательным событием перестройки стали публикации литературных произведений и научных исследований, ранее запрещенных российских и зарубежных авторов - Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, Д. Оруэлла, О. Шпенглера, М. Вебера, Р. Такера, М. Джиласа и др. С конца 1986 г. начали издаваться художественные произведения, не пропущенные брежневской цензурой - "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Жизнь и судьба" В. Гроссмана и др. Были опубликованы запрещенные работы литераторов 20-30-х гг. - Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Платонова и др. Наконец был издан "Доктор Живаго" Б. Пастернака. Важным событием духовной жизни стала реабилитация деятелей культуры (эмигрантов) и возвращение их произведений на родину. Стали широко известны В. Набоков, Н. Берберова и др. эмигранты первой волны.Печатались произведения выехавших на Запад в 70-80-гг. И. Бродского, В. Войновича, В. Аксенова, В. Некрасова и др. Событием общественной жизни стала публикация "Архипелага ГУЛАГ" и других сочинений А. Солженицына. Новые общественно-политические условия стимулировали развитие всех жанров и видов искусства. В творческих союзах сменилось прежнее руководство, было суждено подавление творчества новаторов в предшествующие годы. Событием перестройки стал фильм "Покаяние" Т. Абуладзе, а также документальные фильмы "Легко ли быть молодым" Ю. Подниекса, "Так жить нельзя" С. Говорухина и др. Появились полочные фильмыА. Германа, Э. Климова и других режиссеров. В театрах шли пьесы “Брестский мир”, ”Дальше, дальше, дальше” М. Шатрова особый успехимели публицистические драматургические произведения, созданные на документальной основе. Оживилось изобразительное искусство. Широко стали известны имена художников, знаменитых на Западе, но не признанных на родине, - А. Зверева, представителей Лианозовской группы и др. Были организованы выставки скульпторов и художников-эмигрантов: Э. Неизвестного, М. Шемякина и др. Ошеломляющий успех имела выставка "Русский авангард". Новые популярные передачи появились на телевидении - "Взгляд", "До и после полуночи", "Пятое колесо" и др. Благодаря им резко возросла роль телевидения в жизни советских людей. Необычным явлением стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции, Съездов народных депутатов, ставшие школой политического воспитания масс. Потепление международной обстановки способствовало активизации научных и культурных связей с заграницей. Участился обмен выставками, кино- и театральными постановками, исполнителями. К концу 80-х гг. отчетливо проявилась тенденция вестернизациисоветской культуры и общественного сознания, в первую очередь молодежного. Стандарты западной жизни стали активно вторгаться в повседневность. В 1988 г. в СССР отмечалось 1000-летие крещения Руси. С этого времени религия стала важным фактором духовной жизни страны. На годы перестройки пришлась реализация реформы народного образования, провозглашенной в 1984 г. Она вызвала всплеск общественной активности, поиск форм демократизации школы. Однако реальных достижений не было. Снятие идеологических запретов открыло дорогу творчеству. Но перестройка не ознаменовалась появлением выдающихся произведений искусства. Нараставший экономический кризис отрицательно повлиял на и без того бедную материальную базу культуры. Проявились отрицательные тенденции коммерциализации ее. Однако, не смотря на все, преобразования в культуре и духовной сфере были самыми радикальными по сравнению со всеми сторонами общественной жизни и, в конечном итоге, обеспечило крах советской общественно-политической системы. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |