Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и общественное сознание в годы перестройки

Перестройка в духовной жизни общества и культуры началась с гласности. Она была разрешена сверху, вводилась с целью критики недостатков для укрепления социализма и ограничивалась вполне определенными рамками. Однако сохранить в заданных пределах раскрепощение сознания народа не удалось. Открытие ранее недоступных сфер информации стимулировало общество к самопознанию. Резко возрос интерес к истории особенно советского периода. Начавшееся осмысление сути сталинского режима вывело общественное сознание на поиск его корней и постановку вопроса о сущности марксизма-ленинизма. Значительный вклад в "революцию умов" сделали экономисты и публицисты (Н. Шмелев, О. Лацис, И. Клямкин и др.). Благодаря и усилиям от критики отдельных "деформаций социализма" общество перешло к осознанию необходимости демонтажа всей общественно-политической систем СССР.

Радикальная критика действительности вызвала резкое размежевание в обществе и противостояние сторон. Свидетельством консолидации консервативных коммунистических сил стала публикация статьи Н. Андреевой “Не могу поступиться принципами” в марте 1988 г. Эта статья и официальный ответ на неё в “Правде” вызвали новую волну критики и дальнейшее размежевание общественных сил. Возродился идеологический плюра­лизм,началась столкновения западников и русофилов, либералов-демократов и коммунистов-ортодоксов.Не­довольство общества ходом перестройки к концу 80-х гг. вылилось в недовольство системой. Таким образом, гласность во многом определила необратимость пере­мен в стране.

Замечательным событием перестройки стали публи­кации литературных произведений и научных исследований, ранее запрещенных российских и зарубежных авторов - Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, Д. Оруэлла, О. Шпенглера, М. Вебера, Р. Такера, М. Джиласа и др.

С конца 1986 г. начали издаваться художественные произведения, не пропущенные брежневской цензурой - "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Жизнь и судьба" В. Гроссмана и др. Были опубликованы запрещенные работы литераторов 20-30-х гг. - Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Платонова и др. Наконец был издан "Доктор Живаго" Б. Пастернака.

Важным событием духовной жизни стала реабилитация деятелей культуры (эмигрантов) и возвращение их произведений на родину. Стали широко известны В. Набоков, Н. Берберова и др. эмигранты первой волны.Печатались произведения выехавших на Запад в 70-80-гг. И. Бродского, В. Войновича, В. Аксенова, В. Некрасова и др. Событием общественной жизни стала публикация "Архипелага ГУЛАГ" и других сочинений А. Солженицына.

Новые общественно-политические условия стимулировали развитие всех жанров и видов искусства. В творческих союзах сменилось прежнее руководство, было суждено подавление творчества новаторов в предшествующие годы. Событием перестройки стал фильм "Покаяние" Т. Абуладзе, а также документальные фильмы "Легко ли быть молодым" Ю. Подниекса, "Так жить нельзя" С. Говорухина и др. Появились полочные фильмыА. Германа, Э. Климова и других режиссеров. В театрах шли пьесы “Брестский мир”, ”Дальше, дальше, дальше” М. Шатрова особый успехимели публицистические драматургические произведения, созданные на доку­ментальной основе.

Оживилось изобразительное искусство. Широко стали известны имена художников, знаменитых на За­паде, но не признанных на родине, - А. Зверева, пред­ставителей Лианозовской группы и др. Были организо­ваны выставки скульпторов и художников-эмигрантов: Э. Неизвестного, М. Шемякина и др. Ошеломляющий успех имела выставка "Русский авангард".

Новые популярные передачи появились на телеви­дении - "Взгляд", "До и после полуночи", "Пятое коле­со" и др. Благодаря им резко возросла роль телевиде­ния в жизни советских людей. Необычным явлением стали прямые трансляции заседаний XIX партконферен­ции, Съездов народных депутатов, ставшие школой по­литического воспитания масс.

Потепление международной обстановки способство­вало активизации научных и культурных связей с заг­раницей. Участился обмен выставками, кино- и теат­ральными постановками, исполнителями. К концу 80-х гг. отчетливо проявилась тенденция вестернизациисоветской культуры и общественного сознания, в пер­вую очередь молодежного. Стандарты западной жизни стали активно вторгаться в повседневность.

В 1988 г. в СССР отмечалось 1000-летие крещения Руси. С этого времени религия стала важным фактором духовной жизни страны.

На годы перестройки пришлась реализация рефор­мы народного образования, провозглашенной в 1984 г. Она вызвала всплеск общественной активности, поиск форм демократизации школы. Однако реальных дости­жений не было.

Снятие идеологических запретов открыло дорогу творчеству. Но перестройка не ознаменовалась появле­нием выдающихся произведений искусства. Нарастав­ший экономический кризис отрицательно повлиял на и без того бедную материальную базу культуры. Прояви­лись отрицательные тенденции коммерциализации ее. Однако, не смотря на все, преобразования в культуре и духовной сфере были самыми радикальными по сравнению со всеми сторонами общественной жизни и, в конечном итоге, обеспечило крах советской общественно-политической системы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...