Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политическое развитие России в начале 1990-х гг.

После распада СССР в конце 1991 г. Россия вступи­ла в новый исторический период. Ей предстояло перей­ти на новый путь общественного развития и для этого требовалось провести реформы во всех сферах - в по­литической системе, экономике, культуре, общественной жизни. За образец было взято общественное устройство передовых стран Запада. России в очередной раз пред­стояло совершить модернизационный рывок, и, как и прежде, он инициировался государством. Иного вари­анта не могло быть из-за отсутствия в стране развитых гражданских институтов. Поэтому успех российской модернизации целиком зависел от успеха решения воп­роса о государственной власти.

Процесс формирования современной российской го­сударственности начался еще в рамках СССР. Ко вре­мени его распада в Российской Федерации (РФ) уже сложились органы высшей власти в лице Съезда народ­ных депутатов РФ и двухпалатного Верховного Совета, избираемого из числа депутатов, президента и прави­тельства, создан Конституционный суд, высший орган в системе судебной власти. 12 июня 1990 г. была приня­та Декларация о суверенитете России. После августа 1991 г. началось укрепление исполнительной власти на мес­тах - был введен институт глав администраций, которых поначалу назначал президент. В субъектах Федерации появились также представители президента России. Од­нако становление подлинно суверенной российской государственности началось только после ликвидации Со­ветского Союза.

Первой проблемой российского руководства стало недопущение распада России подобно СССР. Эта угро­за была реальной, поскольку все российские автоном­ные республики и области объявили себя суверенными. Некоторые из них (Татария, Башкирия, Якутия) взяли курс на выход из России, а Чечня заявила о выходе и о готовности защищать свою независимость вооружен­ным путем. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Фе­деративный Договор, который определил характер от­ношений между 89-ю субъектами РФ (республики, края, области, округа) и федеральным центром. Договор не подписала Чечня, а Татарстан, согласившись присоеди­ниться к нему на особых условиях, начал затяжные переговоры с центральной властью.

Несмотря на подписание Договора большинством субъектов Федерации, межнациональные отношения остались сложнейшей проблемой внутриполитической жизни в посткоммунистической России. В 1992 г. нача­лись вооруженные конфликты на национальной основе на Северном Кавказе. Единая Чечено-Ингушская рес­публика разделилась на две - Чечню и Ингушетию. За­тем начался северо-осетино-ингушский кровавый кон­фликт, для ликвидации которого федеральный центр использовал вооруженные силы. Сепаратизм и антирус­ские настроения охватили Туву. Обострилась пробле­ма беженцев и вынужденных переселенцев. В Россию шел их поток из Средней Азии, Казахстана, Закавказья. Усилилась миграция из России в ближнее и дальнее за­рубежье. Стремительно назревал кризис в Чечне.

С исчезновением осенью 1991 г. КПСС как общего врага прежде единый российский демократический ла­герь раскололся на либерал-демократов западного толка (были представлены преимущественно в исполни­тельной власти) и очень неоднородную по идейным и политическим воззрениями категорию политиков, в конечном итоге тяготевших к коммунистическим либо социал-демократическим идеалам (преобладали в сове­тах всех уровней). В основе этого раскола лежали разные взгляды на две фундаментальные проблемы - госу­дарственное строительство и социально-экономическое развитие страны. По обеим проблемам шла многолет­няя напряженная война.

В процессе становления российской государствен­ности важное место заняла подготовка новой Консти­туции, поскольку действовавшая тогда Конституция РСФСР со всеми внесенными в нее поправками не со­ответствовала существовавшей в стране общественно-политической ситуации, функции и компетенции раз­ных ветвей новой российской власти в ней не были оп­ределены. Работа над проектом новой Конституции началась с середины 1990 г. Конституционная комис­сия под председательством президента Ельцина не­сколько раз представляла различные проекты, но Съезды народных депутатов отклоняли их. Единой точки зрения по вопросу о форме государственного устройства страны не было. Две ветви власти - испол­нительная и законодательная - боролись за верховен­ство, пытаясь усилиться за счет другой стороны. По вопросу о том, чем должна быть Россия - президентс­кой или парламентской республикой, не было единства и в обществе.

Политическая жизнь в России в начале 90-х гг. характеризовалась острым противостоянием исполни­тельной и законодательной властей по всем важным вопросам. К весне 1992 г. также оформилась внешняя по отношению к власти оппозиция в лице левых движений коммунистической ориентации, объединившихся в "Трудовую Россию" (лидер В.И. Анпилов). Вскоре по­явился Фронт национального спасения. В него вошли не­сколько национал-патриотических и прокоммунистических организаций, среди которых основной была вос­становленная в феврале 1993 г. Компартия РФ (Г. А. Зю­ганов).

Главным, но не единственным, предметом проти­востояния исполнительной и законодательной ветвей власти стала начатая в стране в 1992 г. экономическая ре­форма. Конфронтация достигала наивысшей степени на Съездах народных депутатов. На VII съезде в декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар, глава правительства, под руковод­ством которого в России начали проводиться рыночные реформы, был вынужден уступить свой пост В.С. Чер­номырдину, а Ельцин обратился к народу с просьбой ответить на вопрос, какую власть народ поддерживает -исполнительную или законодательную.

В 1993 г. противостояние властей продолжалось. В марте президент попытался ввести особое управление страной. Депутаты расценили это как нарушение Кон­ституции и на срочно созванном IX съезде предприня­ли попытку импичмента (отстранения от власти) прези­дента, которая сорвалась. Проведенный в апреле рефе­рендум о доверии президенту и Съезду народных депу­татов не дал четкого ответа. Каждая из сторон тракто­вала его результаты в свою пользу.

Летом 1993 г. работало Конституционное совещание с участием представителей государственных и обще­ственных органов. Оно подготовило проект новой рос­сийской Конституции. Верховный Совет был категори­чески против его. Противостояние двух ветвей власти еще больше обострилось. Главным "орудием" борьбы стали взаимные обвинения в коррупции.

Осенью 1993 г. политический кризис достиг высшей точки. 21 сентября президент объявил о роспуске Съез­да народных депутатов и Верховного Совета РФ, о пос­ледующем проведении референдума по проекту новой Конституции и выборов в новый высший законодатель­ный орган (Федеральное Собрание) в декабре 1993 г. В ответ Верховный Совет низложил президента Ельцина, возложив его обязанности на вице-президента А.В. Руц­кого, и приступил к формированию другого правитель­ства. Конфронтация в высшем руководстве страны дос­тигла апогея. Народные депутаты, собравшиеся на вне­очередной X съезд, решили не покидать здание Верхов­ного Совета и организовали его оборону. В свою оче­редь, здание блокировали подчиненные президенту силы правопорядка. 2 октября в Москве начались вооружен­ные столкновения сторонников исполнительной и зако­нодательной властей, которые завершились гибелью более сотни простых людей, обстрелом по приказу Ель­цина "Белого Дома" (здания Верховного Совета), рос­пуском Верховного Совета и арестом его руководите­лей. Конституционный кризис в России был разрешен силовым путем.

Серией указов президента были распущены местные органы советской власти. Вместо них в 1994 г. были избраны законодательные собрания, думы и т.п. Таким образом, была ликвидирована вторая (после КПСС) политическая опора унаследованной от СССР государ­ственности. Теперь в России предстояло создать совер­шенно новую структуру государственной власти.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...