Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественно-политическое развитие России в начале 1990-х гг.После распада СССР в конце 1991 г. Россия вступила в новый исторический период. Ей предстояло перейти на новый путь общественного развития и для этого требовалось провести реформы во всех сферах - в политической системе, экономике, культуре, общественной жизни. За образец было взято общественное устройство передовых стран Запада. России в очередной раз предстояло совершить модернизационный рывок, и, как и прежде, он инициировался государством. Иного варианта не могло быть из-за отсутствия в стране развитых гражданских институтов. Поэтому успех российской модернизации целиком зависел от успеха решения вопроса о государственной власти. Процесс формирования современной российской государственности начался еще в рамках СССР. Ко времени его распада в Российской Федерации (РФ) уже сложились органы высшей власти в лице Съезда народных депутатов РФ и двухпалатного Верховного Совета, избираемого из числа депутатов, президента и правительства, создан Конституционный суд, высший орган в системе судебной власти. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о суверенитете России. После августа 1991 г. началось укрепление исполнительной власти на местах - был введен институт глав администраций, которых поначалу назначал президент. В субъектах Федерации появились также представители президента России. Однако становление подлинно суверенной российской государственности началось только после ликвидации Советского Союза. Первой проблемой российского руководства стало недопущение распада России подобно СССР. Эта угроза была реальной, поскольку все российские автономные республики и области объявили себя суверенными. Некоторые из них (Татария, Башкирия, Якутия) взяли курс на выход из России, а Чечня заявила о выходе и о готовности защищать свою независимость вооруженным путем. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный Договор, который определил характер отношений между 89-ю субъектами РФ (республики, края, области, округа) и федеральным центром. Договор не подписала Чечня, а Татарстан, согласившись присоединиться к нему на особых условиях, начал затяжные переговоры с центральной властью. Несмотря на подписание Договора большинством субъектов Федерации, межнациональные отношения остались сложнейшей проблемой внутриполитической жизни в посткоммунистической России. В 1992 г. начались вооруженные конфликты на национальной основе на Северном Кавказе. Единая Чечено-Ингушская республика разделилась на две - Чечню и Ингушетию. Затем начался северо-осетино-ингушский кровавый конфликт, для ликвидации которого федеральный центр использовал вооруженные силы. Сепаратизм и антирусские настроения охватили Туву. Обострилась проблема беженцев и вынужденных переселенцев. В Россию шел их поток из Средней Азии, Казахстана, Закавказья. Усилилась миграция из России в ближнее и дальнее зарубежье. Стремительно назревал кризис в Чечне. С исчезновением осенью 1991 г. КПСС как общего врага прежде единый российский демократический лагерь раскололся на либерал-демократов западного толка (были представлены преимущественно в исполнительной власти) и очень неоднородную по идейным и политическим воззрениями категорию политиков, в конечном итоге тяготевших к коммунистическим либо социал-демократическим идеалам (преобладали в советах всех уровней). В основе этого раскола лежали разные взгляды на две фундаментальные проблемы - государственное строительство и социально-экономическое развитие страны. По обеим проблемам шла многолетняя напряженная война. В процессе становления российской государственности важное место заняла подготовка новой Конституции, поскольку действовавшая тогда Конституция РСФСР со всеми внесенными в нее поправками не соответствовала существовавшей в стране общественно-политической ситуации, функции и компетенции разных ветвей новой российской власти в ней не были определены. Работа над проектом новой Конституции началась с середины 1990 г. Конституционная комиссия под председательством президента Ельцина несколько раз представляла различные проекты, но Съезды народных депутатов отклоняли их. Единой точки зрения по вопросу о форме государственного устройства страны не было. Две ветви власти - исполнительная и законодательная - боролись за верховенство, пытаясь усилиться за счет другой стороны. По вопросу о том, чем должна быть Россия - президентской или парламентской республикой, не было единства и в обществе. Политическая жизнь в России в начале 90-х гг. характеризовалась острым противостоянием исполнительной и законодательной властей по всем важным вопросам. К весне 1992 г. также оформилась внешняя по отношению к власти оппозиция в лице левых движений коммунистической ориентации, объединившихся в "Трудовую Россию" (лидер В.И. Анпилов). Вскоре появился Фронт национального спасения. В него вошли несколько национал-патриотических и прокоммунистических организаций, среди которых основной была восстановленная в феврале 1993 г. Компартия РФ (Г. А. Зюганов). Главным, но не единственным, предметом противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти стала начатая в стране в 1992 г. экономическая реформа. Конфронтация достигала наивысшей степени на Съездах народных депутатов. На VII съезде в декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар, глава правительства, под руководством которого в России начали проводиться рыночные реформы, был вынужден уступить свой пост В.С. Черномырдину, а Ельцин обратился к народу с просьбой ответить на вопрос, какую власть народ поддерживает -исполнительную или законодательную. В 1993 г. противостояние властей продолжалось. В марте президент попытался ввести особое управление страной. Депутаты расценили это как нарушение Конституции и на срочно созванном IX съезде предприняли попытку импичмента (отстранения от власти) президента, которая сорвалась. Проведенный в апреле референдум о доверии президенту и Съезду народных депутатов не дал четкого ответа. Каждая из сторон трактовала его результаты в свою пользу. Летом 1993 г. работало Конституционное совещание с участием представителей государственных и общественных органов. Оно подготовило проект новой российской Конституции. Верховный Совет был категорически против его. Противостояние двух ветвей власти еще больше обострилось. Главным "орудием" борьбы стали взаимные обвинения в коррупции. Осенью 1993 г. политический кризис достиг высшей точки. 21 сентября президент объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, о последующем проведении референдума по проекту новой Конституции и выборов в новый высший законодательный орган (Федеральное Собрание) в декабре 1993 г. В ответ Верховный Совет низложил президента Ельцина, возложив его обязанности на вице-президента А.В. Руцкого, и приступил к формированию другого правительства. Конфронтация в высшем руководстве страны достигла апогея. Народные депутаты, собравшиеся на внеочередной X съезд, решили не покидать здание Верховного Совета и организовали его оборону. В свою очередь, здание блокировали подчиненные президенту силы правопорядка. 2 октября в Москве начались вооруженные столкновения сторонников исполнительной и законодательной властей, которые завершились гибелью более сотни простых людей, обстрелом по приказу Ельцина "Белого Дома" (здания Верховного Совета), роспуском Верховного Совета и арестом его руководителей. Конституционный кризис в России был разрешен силовым путем. Серией указов президента были распущены местные органы советской власти. Вместо них в 1994 г. были избраны законодательные собрания, думы и т.п. Таким образом, была ликвидирована вторая (после КПСС) политическая опора унаследованной от СССР государственности. Теперь в России предстояло создать совершенно новую структуру государственной власти.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |