Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый этап государственного строительства в России

(конец 1993 -1995 гг.).

12 декабря 1993 г. состоялись всероссийский референ­дум по предложенной президентом новой Конституции, которая была одобрена, и выборы нового высшего за­конодательного органа власти - Федерального Собра­ния, состоящего из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Среди партий и блоков, принимавших участие в выборах в Думу, по­бедили 10, в том числе проправительственный "Выбор России" (Е.Т. Гайдар), противостоявшая ему КПРФ (Г.А. Зюганов), национал-партиотически настроенная ЛДПР (В.В. Жириновский), а также Аграрная партия, "Яблоко", ПРЕС, "Женщины России". Сравнительно небольшое число мест в Думе, полученных партиями либерально-демократической ориентации, свидетель­ствовало об ослаблении их влияния в обществе.

В верхнюю палату Собрания - Совет Федерации - вошли в основном руководители местных органов вла­сти, т.е. региональная элита, что создало предпосылки усиления ее "политического веса".

Федеральное Собрание получило по новой Консти­туции более скромные, чем Съезд народных депутатов, полномочия. Основная часть властных функций была закреплена за исполнительной властью - президентом, который еще к тому же наделялся рядом законодатель­ных полномочий. В России была создана модель госу­дарственной власти, в которой президент пользовался самыми большими полномочиями по сравнению с пре­зидентами других развитых стран. Разграничение сфер ведения между ветвями власти отчасти стабилизирова­ло политическую ситуацию в стране. Свидетельством этого факта стало подписание в 1994 г. Договора об об­щественном согласии между представителями федераль­ных органов власти (исполнительной и законодатель­ной - обеими палатами Федерального Собрания), субъектами Федерации, руководителями политических партий, общественных движений и других организаций. Но это, однако, не означало установления полного со­гласия всех политических сил. КПРФ (Коммунистичес­кая партия РФ) и некоторые близкие ей по духу другие организации Договор не подписали. Коммунисты де­монстрировали по отношению к президентскому курсу непримиримость и находились в жесткой оппозиции.

Для разрешения противоречий между интересами федеральных властей и местных элит началось подпи­сание двусторонних договоров о разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и субъектами Федера­ции. В процесс подписания договоров, растянувшийся на несколько лет, включились все субъекты Федера­ции, кроме Чечни. Ее руководство во главе с генера­лом Д. Дудаевым не признавало российского законо­дательства и неоднократно заявляло о своем полити­ческом суверенитете. Двухлетние переговоры феде­ральной власти с Чечней не дали результатов. Тогда 10 декабря 1994 г. туда были введены федеральные войска "для разоружения незаконных вооруженных формирований и восстановления конституционного строя и правопорядка". Однако эта военная акция не принесла результатов и растянулась на годы. После уничтожения армейских подразделений Чеченской республики федеральные силы были вынуждены на­чать вооруженную борьбу с чеченскими партизански­ми формированиями. Первая чеченская война (1994-1996 гг.) стала тра­гедией России, привела к огромным человеческим жертвам и материальным потерям, углубила раскол в обществе. Она обнажила многие пороки в организа­ции российских вооруженных сил, в политических структурах власти. В августе 1996 г. было достигну­то соглашение о прекращении войны ("Хасавюртовские соглашения") и выводе федеральных войск из Чечни. Решение вопроса о политическом статусе Чечни было отложено до 2000 года. В начале 1997 г. пре­зидентом Ичкерии (Чечни) был избран генерал А. Масхадов. Новое чеченское руководство пришло к власти под лозунгом завоевания политической само­стоятельности республики и активно стало прово­дить его в жизнь.

В 1994-1995 гг. в России в целом сформировалась политическая система, характерная для демократий за­падного толка: с широкой сетью средств массовой ин­формации, плюрализмом мнений и идеологий, свобод­ными выборами, многопартийной системой, разделени­ем властей, представительством различных партий и организаций в парламенте, наличием политической оппозиции. Оформилась новая политическая элита. Ос­новным стержнем внутриполитической жизни стали выборы - региональные, парламентские и президентс­кие, которые позволяли официально зарегистрирован­ным 56 политическим партиям претендовать на места во властные органы. Однако сложившийся в России по­литический режим нельзя считать демократическим. По мнению большинства исследователей, он был гибрид­ным авторитарно-демократическим, с явным преобладанием авторитарного начала. При этом крайне нераз­витыми оставались гражданское общество и демокра­тические институты.

Развитие политической жизни осложнялось тяжелой экономической ситуацией в стране и во многом опреде­лялось ею. Продолжалась политическая поляризация общества, активизировались противники официально­го курса во главе с КПРФ, рассчитывавшие на опору в массах, недовольных своим социально-экономическим положением.

Важнейшим событием в общественно-политичес­кой жизни в России стало формирование олигархии. Олигархи были "рождены" процессом приватизации госсобственности и в большинстве являлись "своими" для власти людьми, которым она отдала в собствен­ность самые прибыльные сферы бизнеса. Быстро ок­репнув, олигархи проявили себя публично в 1994-1995 гг., а через пару лет уже все население знало поимен­но этих новых "хозяев жизни". Среди бизнес-элиты особенно выделялись глава "Газпрома" Р. Вяхирев, "Менатепа" - М. Ходорковский, "СБС-Агро" - А. Смоленский, "Моста" - В. Гусинский, "Лукойла" - В. Алекперов, "Логоваза" - Б.Березовский, "ОНЭК­СИМбанка" - В. Потанин.

Получив собственность из рук власти, олигархи вынуждены были платить тем, кто позволил им стать богатыми. Оплачивая свои экономические привиле­гии, олигархия фактически стала содержать государ­ство в лице его чиновников. И положение каждого олигарха определялось тем, кого во власти он содер­жал. Олигархи регулярно оплачивали лоббирование нужных им законов в Думе лидерам думских фракций, "подбрасывали деньжат" профсоюзам, "помогали" губернаторам и "не забывали" о своих людях в ФСБ, милиции, суде и прокуратуре. Под их контролем ока­зались самые влиятельные СМИ, через которые они манипулировали общественным мнением и воздей­ствовали на политическую элиту. Для этой же цели на них работали различные экспертные институты, публиковавшие результаты различных опросов и рейтин­ги политиков. Олигархи делегировали в руководство страны В.Потанина и Б.Березовского. Все эти факты позволяли некоторым аналитикам делать вывод, что в России складывается олигархический капитализм, представляющий большую угрозу для общества и де­мократии.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...