Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое развитие в 1993-1997 гг.

Итоги первого года реформы в России подводились на VII Съезде народных депутатов РФ в декабре 1992 г. Он признал работу правительства неудовлетворитель­ной и отправил Е.Т. Гайдара в отставку. Новый каби­нет возглавил В.С. Черномырдин. Прежний курс на создание в стране рыночной экономики был сохранен, преобразования продолжались в заданном направлении. Своими приоритетами новое правительство объя­вило финансовую стабилизацию, укрепление рубля, борьбу с инфляцией, т.е. налицо был прежний монетаристкий подход.

В течение 1993 г. завершилась либерализация цен - были отпущены цены на энергоносители и сельхозпродукты, над которыми до этого сохранялся контроль. И хотя элементы их регулирования в ряде случаев оста­лись, к концу года государство практически перестало вмешиваться в процесс торговли и ценообразования.

Либерализация экономической деятельности спо­собствовала появлению в России иностранного капитала. Западные компании попытались проникнуть в са­мые доходные отрасли - нефтяную промышленность, металлургию, лесное хозяйство. Однако их быстро вы­теснили оттуда российские предприниматели. Деятельность иностранцев оказалась более успешной в пище­вой, парфюмерной, косметической и т.п. промышлен­ности. Там они, как правило, сразу занимали ведущие места в отрасли и начинали теснить российских конкурентов. Собственностью иностранцев стали пивной за­вод 'Балтика", кондитерская фабрика "Покров" и дру­гие хорошо известные потребителю предприятия. За­падный капитал давал российской промышленности инвестиции (так, Nestle, купив кондитерскую фабрику "Россия", вложила в нее 80 млн. долл.), предоставил возможность российским предприятиям делать займы в западных банках под гарантии иностранных акционе­ров, принес опыт управления и организации производ­ства, приучал отечественного потребителя к новому качеству продукции, а получал то, за чем пришел в Россию - большие доходы.

Активно шла приватизация госсобственности. На ее первом этапе было разгосударствлено около 14 из 25 тыс. крупных и средних государственных предприятии и свыше 106 тыс. муниципальных. Магазины, кафе, рес­тораны предприятия бытового обслуживания к концу 1994 г стали в основном частными. Было также прива­тизировано около 40% дорожно-транспортных предприятии. Интенсивно формировалась финансовая инф­раструктура, включавшая в себя банки, валютно-финансовые биржи, страховые компании, кредитные орга­низации. В сфере финансовых услуг тоже стали преоб­ладать частные фирмы. За первые три года реформ око­ло 60% работников страны переместились в частный сектор.

С июля 1994 г. начался второй, денежный, этап при­ватизации государственной собственности. Предприя­тия стали продаваться через аукционы, на которые го­сударство выставило "по смешным ценам" локомоти­вы российской индустрии - нефтяные, металлургические и т.п. компании. Борьба за раздел собственности про­должилась, но теперь олигархи проявили себя публич­но. После недолгой подковерной борьбы лучшие пред­приятия с богатым экспортным потенциалом также ока­зались в их руках.

Олигархи, первоначально обосновавшиеся преиму­щественно в банковской сфере, интенсивно концентри­ровали капитал, поглощая другие крупные и средние банки, вели агрессивную экспансию в регионы. "Мате­ринские" банки быстро рождали целые семейства раз­личных компаний из посреднических фирм, торговых домов, промышленных предприятий, и таким образом в России появились холдинги, или финансово-промыш­ленные группы (ФПГ). В других случаях ФПГ создава­лись промышленными гигантами (Газпром, ВАЗ, ЛУ­Койл), учреждавшими для своих нужд финансовые структуры. К началу 1996 г. в России было официально зарегистрировано 28 ФПГ. Крупнейшие из них называ­лись "империями": империя Менатепа (включавшая около 60 юридических лиц), Моста (42 юр. лица), ОНЭКСИМ банка (более 30 юр. лиц), Инкомбанка (бо­лее 30 юр. лиц) и т. д.

Олигархический характер политики российских вла­стей еще отчетливее обозначился, когда с осени 1995 г. начались залоговые аукционы. Государство, нуждавше­еся в средствах, стало передавать в залог по символичес­ким ценам государственные пакеты акций крупнейших промышленных объектов частным компаниям, как пра­вило, банкам, на короткий срок (передача "в доверительное управление"). Если государство не возвращало в срок долг, что стало правилом, банки становились вла­дельцами предприятий. Самыми "громкими" события­ми в этом ряду, вызвавшими скандалы, в том числе политические, стали передача РАО "Норильский никель" фи­нансово-промышленной группе "ОНЭКСИМ" за 170 млн. долл. и продажа ей же "по дешевке" государственного пакета акций компании "Связьинвест".

Получив огромное богатство, олигархи стали круп­ными работодателями. Они привлекали лучших специа­листов, платя им непривычно высокие зарплаты. В круп­ных компаниях появились новые стандарты работы - точность, дисциплинированность, безукоризненный внешний вид, знание не только своей профессии, но и компьютера, иностранного языка. Богатели фирмы, об­служивавшие эти компании. Олигархи способствовали развитию невиданной в советские времена службы сер­виса. Быстро менялась среда обитания богатых, а попут­но хорошели и крупные города. Именно олигархи, а не государство формировало российский средний класс.

Самой сложной проблемой в ходе проведения рефор­мы оказалось достижение финансовой стабилизации -установление контроля за инфляцией и снижение ее до минимума, а также формирование бюджета, в котором расходы государства лишь в незначительной степени (не более чем на 6% от ВВП) превышали бы доходы.

Снижению инфляции правительство уделяло перво­степенное внимание, поскольку она была главным ог­раничителем развития экономики в первые годы ре­форм. На этом пути были достигнуты некоторые успе­хи. Проделав несколько скачков, инфляция, ежегодно снижаясь, уменьшилась до 12,5% в 1997 г. Но это про­изошло на искусственной основе - благодаря завыше­нию курса рубля с помощью установленного прави­тельством в 1995 г. фиксированного обменного курса, т.н. "валютного коридора", а также хронической задер­жке зарплаты бюджетникам и спаду вследствие этого платежеспособного спроса населения.

Большие трудности у правительства вызывало фор­мирование сбалансированного (бездефицитного) бюд­жета. Проблема наполнения его доходной части казалась неразрешимой. Неупорядоченность налоговой си­стемы (очень высокие налоговые ставки и в то же вре­мя наличие сотен налоговых льгот, самовластие регио­нальных бюджетов и т. п.) привела к тому, что предпри­ятия и физические лица в массовом масштабе стали ук­лоняться от уплаты налогов - в 1994-1996 гг. налоговые поступления составляли лишь 70% от запланированной суммы. Не смогла навести порядок даже созданная в октябре 1996 г. ВЧК - Временная чрезвычайная комис­сия по укреплению налоговой и бюджетной дисципли­ны при президенте России. Бюджет недополучал также большую часть экспортной выручки и средств от начав­шейся массовой продажи госпредприятий в частные руки. В то же время в возрастающих масштабах шла утечка капиталов из России за границу.

Недоборы в доходную часть бюджета и, соответ­ственно, недостаток средств вызвали рост задолженнос­ти государства населению по зарплате, пенсиям и соци­альным выплатам. Власти пытались уменьшить дефи­цит бюджета с помощью сокращения военных расхо­дов, ассигнований на здравоохранение, образование и культуру. Но при этом не сокращали, а увеличивали расходы на содержание выросшего в несколько раз го­сударственного аппарата, сохраняли всевозможные льготы в нефтяной и газовой промышленности, в сель­ском хозяйстве, внешней торговле. В результате бюд­жетный дефицит так и не был преодолен и составлял 12-15% в 1994-1996 гг.

Несмотря на постепенное замедление инфляции, со­кращение темпов спада производства, признаков эконо­мического роста в стране не возникало. Более того, ВВП снизился за 1993-1996 гг. на 28%. Шел устойчивый спад промышленного производства, достигавший в отдель­ных отраслях 50-70%. "Шоковая терапия" вызвала раз­вал целых отраслей промышленности, в первую оче­редь ВПК. В особо тяжелом положении оказались нау­коемкие отрасли (электроника, точное машиностроение и др.), которые являются основой современного эконо­мического роста. "Коридорная" валютная политика (удержание цены доллара на низком уровне) провоци­ровала рост импорта, что создавало иллюзию изобилия на прилавках и губительно сказывалось на отечествен­ных производителях. Не выдерживали конкуренции легкая, пищевая и другие отрасли промышленности, ориентированные на внутренний рынок. Устойчиво развивались только работавшие на экспорт топливно-энергетические и сырьевые отрасли. С 1990 по 1996 гг. доля ТЭК в общем объеме промышленного производ­ства выросла с 11 до 36%, металлургии - с 11 до 16, а доля машиностроения за тот же срок сократилась с 30 до 17%, легкой промышленности - с 12 до 2%. Таким образом, Россия фактически превращалась в сырьевой придаток мировой экономической системы.

Обозначились очень тревожные процессы - преступ­ность, коррупция, уродливые формы бизнеса, особен­но малого, в значительной мере оказавшегося под кон­тролем криминальных структур. Самыми криминаль­ными сферами оказались внешняя торговля и финансы. В 1992-1993 гг. из государственных кредитов, проходив­ших через коммерческие банки, было похищено не­сколько триллионов рублей. Летом 1994 г. начались финансовые скандалы, связанные с деятельностью т.н. "пирамидальных" частных компаний (АО "МММ", "Властелина", Русский Дом "Селенга", "Хопер-инвест", "Тибет" и др.), которые выплачивали дивиденды своим акционерам за счет следующих вкладчиков. Обещани­ем огромных прибылей они выманили у людей и при­своили огромные суммы. Только в Москве от них пострадали 2 млн. чел.

Падение производства вызвало массовую безработи­цу. Снизился жизненный уровень населения. За пять лет с начала преобразований реальная зарплата уменьши­лась на 40%. Сократился объем потребляемых населени­ем благ. Ухудшилась структура расходов из-за роста зат­рат на продукты питания. До невиданных размеров до­шла дифференциация в уровне денежных доходов и потребления населения разных социальных групп и разных регионов. Обострились старые социальные проблемы, появились новые. Стремительно стала расти смертность и падать рождаемость. Обобщенным выражением со­циального неблагополучия России стала начавшаяся в 1992 г. депопуляция - естественная убыль населения. Характерной чертой российской экономики в пер­вой половине - середине 90-х гг. были, с одной сторо­ны, утечка российских капиталов за рубеж, а с другой, крупномасштабные государственные внешние займы, с помощью которых правительству удавалось поддер­живать бюджет. Россия вступила в Парижский клуб стран-кредиторов, размещала на Западе еврооблига­ции. Займы усиливали зависимость России от МВФ и развитых стран Запада. Российский внешний долг (вме­сте с полученным по наследству долгом СССР) вырос с 1992 по 1995 с 69 до 130 млрд. долл.

Испытывая хроническую нехватку финансов, прави­тельство широко использовало для пополнения госу­дарственной казны внутренние источники, занимая деньги, где только можно. С 1994 г. оно, подобно частным фирмам, начало строить пирамиду заимствований из го­сударственных долговых бумаг ГКО и ОФЗ под неви­данно высокие в мире "доходы". Поначалу они дохо­дили до 200%, что позволило хозяевам банков, в том числе и российских, покупателям этих бумаг, присво­ить значительные средства. Созданная финансовая пи­рамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО) позволила российскому правительству в течение ряда лет привлекать огромные средства и затыкать бюд­жетные дыры, но в итоге сыграла роковую роль. Если в первые несколько лет реформы основной угрозой для развития экономики была инфляция и борьба с ней яв­лялась первоочередной задачей правительств, то в сере­дине 90-х гг. (1996-1997 гг.) место инфляции заняла дру­гая "угроза" - стремительно увеличивающийся внут­ренний государственный долг, образовавшийся в ре­зультате выпуска ГКО. Пирамидальная архитектура российской экономики стала главным, хотя и не един­ственным, препятствием для ее развития.

В 1997 г. формирование сбалансированного госбюд­жета стало приоритетной задачей для властей и отодви­нуло все другие экономические проблемы. Основной упор был сделан на соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение расходов. Был произведен секвестр госбюджета в социальной части. В результате повсеместным явлением стала невыплата зарплаты разным категориям работников. Выросло социальное на­пряжение в стране, начались забастовки. Шахтеры в знак протеста стали перекрывать железные дороги, подрывая и без того слабую российскую экономику. Выплачивая по внутренним долгам держателям ГКО высокие про­центы, правительство "скармливало" финансовым спе­кулянтам огромные суммы, а наемные работники, пен­сионеры, больные и дети лишались средств к существо­ванию: им не выдавались их мизерные зарплаты, пен­сии, детские пособия, медицинские страховки. За гранью бедности или у ее черты оказалось около половины на­селения страны.

Августовский кризис 1998 г.

По официальным оценкам российского руководства, положение экономики России в 1997 г. улучшилось, о чем свидетельствовали большинство макроэкономичес­ких показателей. В 1997 г. впервые за годы реформ ВВП не сократился, а вырос на 0,4%. Инфляция уменьшилась до 12,5% за год против 80% в 1996-м и 150% в 1995 г. Стали сравнительно устойчивыми, хотя и высокими по мировым меркам, цены. Стабилизировалась российская валюта, подтверждением чего являлось решение руко­водства страны провести с 1 января 1998 г. деноминацию рубля в соотношении 1000:1.

В действительности стабилизация экономики страны оказалась неустойчивой, поскольку была достигнута на основе, которая не могла обеспечить ее дальнейший рост. Главной причиной улучшения ситуации стала временная финансовая стабилизация, достигнутая с по­мощью жесткой социальной политики, увеличения ино­странных займов, искусственного завышения курса руб­ля. Но в результате правительственных "игр в пирами­ду" с ГКО стремительно рос внутренний государствен­ный долг. Усиливалось давление на экономику страны внешних долгов. Расходы по обслуживанию долга в 1996 г. составили 13% всех федеральных расходов, в 1997-м-24, в 1998 г. - 30%.

Весной 1998 г. правительство В.С. Черномырдина было отправлено в отставку за глубокие провалы в экономической деятельности и серьезные проблемы в фи­нансовой сфере. Новое правительство во главе с С.В. Кириенко выработало антикризисную (стабилиза­ционную) программу развития экономики, призванную предотвратить финансовый крах. Она основывалась на ужесточении методов пополнения госбюджета - увели­чении сбора налогов, усилении контроля над проведе­нием экспортно-импортных операций, повышении та­рифов на транспортные перевозки и т.п. Для выхода из сложной финансовой ситуации правительство считало необходимым получить новый заем в МВФ и начало с ним переговоры. Однако антикризисная программа не получила поддержки ни в парламенте, ни у российских промышленников и финансовых олигархов, а прави­тельство не сумело найти других способов, чтобы пре­дотвратить обвал бюджета России.

17 августа 1998 г. Центральный банк РФ объявил о девальвации рубля (верхняя граница "валютного кори­дора" было поднята до 9,5 руб. за 1 долл. США) и о "замораживании" долговых обязательств государства (о введении моратория на выплаты по ГКО и объявле­нии дефолта по внешним долгам).

События быстро вышли из-под контроля властей. Новые границы "валютного коридора" оказались ис­кусственно заниженными, доллар "вырвался" из них, произошел резкий скачок его цены и обесценивание рубля. Рухнули все валютные рынки. Подавляющее большинство российских частных банков прекратили операции и объявили о невозможности возвращения вкладов гражданам. Произошел неконтролируемый рост цен на все товары в несколько раз. Замерла деятель­ность коммерческих фирм. Глубокий шок поразил про­мышленность. Иностранные инвесторы срочно покида­ли Россию.

Девальвация рубля вызвала массовое разорение всех категорий населения - работников наемного труда, рос­сийских предпринимателей разного уровня и даже оли­гархов, которые потеряли не только финансы и матери­альные ценности, но и политическое влияние. Стал раз­рушаться формировавшийся средний класс, среди пред­ставителей которого появилась массовая безработица. Вновь резко упал жизненный уровень в стране. Средне­месячный доход россиян сократился с 162 до 46 долл., соответственно уменьшилась их покупательная способ­ность. Многие восприняли происходящие события как свидетельство полного краха идеи экономического ли­берализма, лежавшей в основе российских реформ.

Новое правительство во главе с Е.М. Примаковым осенью 1998 г. сумело прекратить стремительное паде­ние курса рубля, не допустив его полного обвала, и ре­шило важную социальную задачу - успокоило взбудо­раженную, потерявшую ориентиры страну. Начались длительные переговоры правительства с "Лондонским клубом", основных внешних кредиторов России о возможности реструктуризации ее гигантского внешнего долга. Благодаря чрезвычайным усилиям правительства краха российской экономики удалось избежать. Но все ее основные показатели за 1998 г. значительно ухудши­лись по сравнению с предыдущим годом: ВВП сокра­тился на 4,6%, объем промышленного производства - на 5,2% и т.д.

Первые годы после августа 1998 г., по мнению экс­пертов, оказались потерянными для реформы и для эко­номики. Правительство Е.М. Примакова, как и два пос­ледующих кабинета во главе со С.В. Степашиным и. В.В. Путиным, не смогли предложить стратегическую про­грамму развития страны. Их политика была инерцион­ной, а экономика развивалась в естественном режиме выживания, эксплуатируя в основном природные богат­ства, жила тем, "что Бог послал".

 

 

Раздел 2.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...