Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тетрадь для практических занятий

Институт туризма

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин в туризме

И гостеприимстве

 

Тетрадь для практических занятий

по учебной дисциплине

«Основы психологии и педагогики»

 

Студента 2 курса

дневной/заочной формы получения образования

факультета туризма и гостеприимства

 

___________________________________________________________________

ф.и.о.

 

 

 

Минск, 2015


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Исследование доминанты

Название пробы Материал Для правшей
Переплетение пальцев Образец: сцепленные пальцы рук без фиксации на больших пальцах Большой палец левой руки сверху
Розенбаха Вертикально в вытянутой руке – карандаш, на котором сосредотачивается взор и закрывается попеременно то один, то другой глаз При закрытии левого глаза – карандаш "смещается" влево
«Наполеон» Перекрещивание рук на груди Правая кисть на левом предплечье
«апплодирование» Положение рук при апплодировании Сверху правая рука
«вертикаль» Проведение линии на листе Смещение линии влево
«фигуры» Рисование треугольника и квадрата на листе Лучше нарисовано правой рукой
«круглая стрелка»" Рисование круга, завершенного стрелкой Рисование – против часовой стрелки
Проба ноги Положение "нога за ногу" Правая нога сверху
Кружение Движение по образцу Против часовой стрелки
Моргание Моргание по команде Быстрее моргает левый глаз

ПРОТОКОЛ:

Название пробы Результат
Переплетение пальцев  
Розенбаха  
«Наполеон»  
«апплодирование»  
«вертикаль»  
«фигуры»  
«круглая стрелка»  
Проба ноги  
Кружение  
Моргание  

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________


Тест «QUM»

Инструкцияк тесту «QUM»:

1) закройте глаза, сосредоточьте внимание на ощущениях в ладони – экспериментатор рисует на ладони испытуемого знаки: цифры, буквы, геометрические фигуры, предварительно записав их в протокол;

2) закройте глаза, сосредоточьте внимание на ощущениях поверхности спины – экспериментатор рисует на спине испытуемого знаки: цифры, буквы, геометрические фигуры, предварительно записав их в протокол;

3) чистый лист бумаги наложите на лоб и напишите слова: КОТ, ЛУГ, СЕЗАМ – проанализируйте (зеркальное письмо говорит о недостаточности координации и тонкой организации кинестетического и двигательного анализаторов);

4) на листе бумаги требуется рисовать поочередно и очень быстро следующий рапорт (узор): три кружка, минус, плюс, минус;

5) «частота» – от руки требуется нарисовать окружность диаметром 5-7 см, за 30 сек нанести максимальное количество точек внутри окружности;

6) проба «кулак – ребро – ладонь» (камень – ножницы – бумага). Фиксируем на каком моменте происходит сбой программы при условии учащения движений.

«QUM» ПРОТОКОЛ:

Результат
нарисовано выполнение
1.    
2.    
3.    
4.  
5.  
6.  

Вывод:______________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Резюме по теме «Изучение особенностей двигательной сферы»:
 
 
 
 
 
 
 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ

Изучение угловых размеров зрительного восприятия

 

цель изучение широты поля зрения
проводится индивидуально или коллективно
время 5 мин
инструкция Держа голову прямо, зафиксировать взор на какой-нибудь точке прямо перед собой. Затем, подняв палец (карандаш, ручку) над макушкой головы и не меняя точки фиксации взора, начать медленно опускать палец (карандаш, ручку) вниз и вперед до тех пор, пока он не появится в поле зрения. Момент появления пальца (карандаша, ручки) в зрительном поле укажет на верхнюю границу этого эллипса. То же самое проделать снизу и с боков.
обработка результатов Зафиксировать на рисунке на каком расстоянии, относительно глаз находится палец (карандаш, ручка)

 

 

 
 

 


Вывод:
 
 

Изучение особенностей ощущений собственного тела

 

цель изучение феномена двойственности
проводится индивидуально или коллективно
время 2 мин
инструкция Скрестить указательный и средний пальцы одной руки так, чтобы между их «макушками» образовался достаточно большой промежуток. После этого закрыть глаза, поднести пальцы к носу, поместить нос в этот промежуток и, сосредоточив внимание на ощущениях, исходящих от пальцев, легкими прикосновениями поводить ими по носу.
обработка результатов Возникшее ощущение не относится к разряду ложных, а относится к феномену двойственности.
Вывод:
 
 

Изучение особенностей репрезентативной системы

 

У каждого из нас есть свой сенсорный канал восприятия информации:

1. визуальный (зрительный)

2. аудиальный (слуховой)

3. кинестетический (моторно-двигательный)

4. осмический (обонятельный)

5. вкусовой

Репрезентативную систему можно определить с помощью вербальных и невербальных ключей.

Вербальные ключи (система упражнений)

1) мысленно произнесите слово МОРЕ. Какие ассоциации вызывает у Вас это слово? Что возникло в сознании в первую очередь: картина, ощущение, запах вкус? (запишите свой сенсорный канал)

2) кратко, не задумываясь, быстро опишите какой-нибудь эпизод (первое свидание, смешной случай, памятное событие). Проанализируйте рассказ и по таблице установите Ваш тип репрезентативной системы

Вербальные ключи определения репрезентативной системы

Визуальная Аудиальная Кинестетическая
Видеть Слышать Чувствовать
Казалось Звучать Ощущаю
С точки зрения Я вас слушаю Схватываю
Смутно Шумный Скованно
Ярко Громкий Удобно
В перспективе Мелодичный Щелкнуть
Оглядываясь Беседа Хмурить брови
Вывод:
 
 

Ключ к методике

Ведущий сенсорный канал Выбор  
1. Визуальный 4б, 10б, 13а  
2. Аудиальный 3б, 9б, 14в  
3. Кинестетический 1в, 6б, 15в  
4. Осмический 5а, 8б, 11а  
5. Вкусовой 2а, 7в, 12а  
Вывод:
 
 
 

Задание для исследования

Провести подобный опыт со знакомым человеком, отследить и зафиксировать его реакции:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Резюме по теме «Изучение особенностей восприятия»:

 
 
 
 
 
 
 

Для партнера

 

Вывод:
 
 

Бланк теста

бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментрочягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршрофшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптслхэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкнесласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвтьлижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнаптйфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваыэзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюнхтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдтнтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфя

Бланк обработки результатов

 

Время (в с.) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более I низкий
240-249 I низкий
230-239 I низкий
220-229 I низкий
210-119 I низкий
200-209 I низкий
190-199 I низкий
180-189 II средний
170-179 II средний
160-169 II средний
150-159 II средний
140-149 II средний
130-139 II средний
120-129 II средний
110-119 III высокий
100-109 III высокий
90-99 III высокий
80-89 III высокий
70-79 III высокий
60-69 III высокий
Менее 60 IV очень высокий
Вывод:
 

 

Процедура исследования

Тестирование проводится в условиях группы или индивидуально (как самостоятельная работа) на основе презентации. На выполнение каждого задания отведено 30 секунд.

Инструкция. Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо – пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста отвечать на Ваши вопросы я не буду. После команды переверните страницу и начинайте работать. Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение интегрального показателя общих умственных способностей (Ип). Его подсчитывают по количеству правильно решенных задач. Верные ответы представлены в таблице презентации.

№ Задания ответ № Задания ответ № Задания ответ № Задания ответ
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
         
         

Анализ результатов

 

Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.

Величина показателя Ип Уровень общих умственных способностей
13 и меньше низкий
14-18 ниже среднего
19-24 средний
25-29 выше среднего
30 и больше высокий

 

Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей.

Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам.

Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как № 11).

Инертность мышления и переключаемость – это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте.

Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (№№ 24, 27, 31 и др.). Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями № 8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.

Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).

Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие – только те, которые для них легки и решаются ими быстро.

Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.

 


Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Исследование типа темперамента

Цель исследования: определить уровни экстраверсии эмоциональной устойчивости и тип темперамента.

Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.

Инструкция испытуемому: "Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш ответ, который может быть либо "Да" либо "Нет". Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ без долгих раздумий. Помните, здесь нет "хороших" и "плохих" ответов. Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа".

Опросник

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

7. Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумывания?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который симпатичен Вам?

12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало?

15. Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все "горит" в руках, а иногда совсем вялы?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих .знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на Вас кричат. Вы отвечаете тем же?

23. Вас часто беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю-повеселиться в компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели спросить об этом у других людей?

33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

43. Вам часто снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостатков Вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Обработка результатов

показатель + -
Индекс искренности ("И") 6, 24, 36; 12, 18, 30, 42, 48, 54
Показатель экстраверсии ("Э") 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Показатель невротизма № 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.

Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.

Темперамент и его основные свойства можно представить в виде точки проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученной путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим значениям осей (рис. 3).

Анализ результатов

Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса "И" не превышает 4 балла. По мнению Г.Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип. Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость.

Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии "Э" 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.

0_________6__________12__________18__________24

интроверсия экстраверсия

Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы.

Индекс экстраверсии "Э" Уровень экстраверсии-интроверсии
0-6 7-12 13-18 19-24 высокая интроверсия средняя интроверсия средняя экстраверсия высокая экстраверсия

 

Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровня экстраверсии-интроверсии.

В общем смысле экстраверсия – это направленности личности на окружающих людей и события, интроверсия направленность личности на ее внутренний мир, а невротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.

Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, быстрее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, не сдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

Интроверта можно узнать по ряду особенностей поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью; неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.

Вывод:
 
 
 

 

Тест

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда "гну" свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в "хорошей форме".

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11. Я считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда "перед носом" захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчивость" (Н) и "самообладание" (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале "В" должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале "настойчивость" – от О до 16 и по субшкале "самообладание" – от 0 до 13:

 

Анализ результатов

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы "В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" – 8, для шкалы "С" – 6.

Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение.

В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. В отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

 

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 


Исследование свойств личности

Тест руки Э.Вагнера

Инструкция: в стандартной последовательности предъявляют 10 карточек и просят ответить на вопрос: «Что, по вашему мнению, делает эта рука?». Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежит рука? Назовите все варианты, которые можете себе представить». 10-ая карточка пустая, необходимо самостоятельно придумать положение руки и сказать, что делает эта рука.

Ответы (4 на каждую карточку) и положение, в котором держится карточка, фиксируются в протоколе.

Обратить внимание:

- если ответ типа «указывает на что-то», выяснить, что имеется в виду (м.б. категория «Директивность»;

- если подчиненная позиция, то категория «Зависимость», если равные позиции (приятель - приятелю), то «Коммуникативность»;

- в случаях, когда принадлежность к категории «Агрессивность не очевидна, необходимо уточнение. Например, ответ «схватил что-то» м. б. отнесен как к категории «Агрессивность» (если схватил оружие), так и к «Активной безличности» (схватил бутерброд);

- во всех подобных случаях следует снимать неопределенность.


ПРОТОКОЛ т. Вагнера

№ карта Ответ на вопрос: Что делает эта рука? Категория ответов
1. 1. 2. 3. 4.  
2. 1. 2. 3. 4.  
3. 1. 2. 3. 4.  
4. 1. 2. 3. 4.  
5. 1. 2. 3. 4.  
6. 1. 2. 3. 4.  
7. 1. 2. 3. 4.  
8. 1. 2. 3. 4.  
9. 1. 2. 3. 4.  
10. 1. 2. 3. 4.  

Категории для анализа

Агрессивность. Рука – доминирующая, оскорбляющая, активно хватающая другой организм или объект:

- рука, дающая пощечину

- захватывающая

- щиплющая

- давящая насекомое

- готовая нанести удар

- вор залез в чужой карман

- дразнит кого-то

- угрожает

Директивность (Указания). Рука – ведущая, руководящая, активно влияющая на другое лицо, находящаяся в отношении превосходства к нему:

- дирижирует оркестром

- дает указания

- читает лекцию

- учитель говорит ученику: «Выйди вон!»

- милиционер останавливает машину

- судья показывает игроку желтую карточку

- приказывает «Идите сюда»

Страх. Рука – жертва чьей-либо агрессии. Также ответы, содержащие тенденцию к отрицанию агрессии:

- не злая рука

- кулак сжат, но не для удара

- поднятая в страхе рука

- отвращающая удар

- человек стиснул руки, чтобы не выдать себя

- защищает лицо от летящего предмета

- поднял руки: «Сдаюсь, не стреляйте!»

- зажал в кулаке что-то, чтобы не отняли

Эмоциональность (Привязанность). Ответы, выражающие привязанность, положительное отношение, благожелательность:

- дружеское рукопожатие

- похлопывание по плечу

- рука, гладящая животное

- рука, дарящая цветы

- обнимающая рука

- благословляющая рука

- рука поддерживает больного, помогает встать

- мать щупает лоб ребенка

- аплодирует

Коммуникация. Рука пытается общаться с кем-то. Общающееся лицо находится с партнером в состоянии равенства:

- жестикуляция в разговоре

- язык жестов

- показывает дорогу

- вышел с экзаменов и показывает – «5»

Зависимость. Ответы, в которых выполнение действия зависит от благожелательного отношения другой стороны. В эту категорию входят ответы, связанные с подчинением другому лицу:

- просьба

- солдат отдает честь офицеру

- ученик поднял руку для вопроса

- рука, протянутая за милостыней

- человек останавливает машину

- протянута врачу для осмотра

- протягивает руку гад

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...