Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школьная система не подходит нашим мальчикам. Эмоциональная пропасть между учителями и мальчиками

 

Способ выйти из этого затруднительного положения, разумеется, не перестать заниматься девочками, а начать в то же время больше думать и о мальчиках. Это будет нелегко, потому что я считаю, что сама структура большинства смешанных школ невольно благоволит девочкам: учителя более восприимчивы к мнениям девочек, порой ценой их восприимчивости к мнениям мальчиков, и многие педагоги не понимают особенностей обучения мальчиков. Многие смешанные школы, на мой взгляд, превратились, под действием разнообразных социальных, культурных, исторических факторов, в организации, которые гораздо лучше удовлетворяют нужды девочек, чем мальчиков. Или эти школы стали пространством, которое в высшей степени слепо к тендерным аспектам. В любом случае, слишком многие школы не учитывают специфические социальные и эмоциональные потребности мальчиков и не обеспечивают мальчиков теми учебными занятиями и методиками, которые могли бы помочь мальчикам преуспевать.

В недавнем исследовании под названием "Влияние школьного климата на половую дифференциацию в успеваемости и видах занятости младших подростков" Валерия Ли и ее коллеги из Мичиганского университета анализировали данные об успеваемости более девяти тысяч восьмиклассников. Они заметили, что влияние пола ученика на академические успехи было непоследовательным - мальчики лучше учились по одним предметам, девочки - по другим. Более важным их открытием стало, однако, то, что девочки-восьмиклассницы уделяли учебе больше внимания, чем мальчики, у них были лучше сформированы учебные привычки, у них была выше посещаемость, они лучше выполняли домашние задания и в целом демонстрировали более позитивное отношение к учебе и академически ориентированное поведение. Таким образом, хотя девочки, как мы уже видели, уступают мальчикам в некоторых сферах (обычно, в математике и естественных науках), они, по всей видимости, лучше приспособлены к школьной жизни, чем мальчики. Стоит задаться вопросом: это девочки лучше приспособились к школе или это школы больше приспособлены для девочек?

Приведу один пример. Недавно меня пригласили за город на консультацию в одну престижную начальную школу, где учителя проходили обязательный тренинг по вопросам равенства полов. Учителя с зоркостью, переходящей в одержимость, следили за тем, чтобы девочки в их классах получали достаточно внимания. Несколько раз я наблюдал за четвертым классом мисс Каллахан. Она была особенно знающа, современна, все ученики любили ее за доброту. У меня были все основания полагать, что мисс Каллахан - это тот учитель, который стремится, чтобы и мальчики, и девочки получали как можно больше пользы от уроков.

На одном уроке мальчики и девочки были объединены в группы для создания проекта о дружбе. Взрослые волонтеры были консультантами команды и помогали им с компьютерами. Я с удивлением увидел, что вместо того, чтобы сосредоточиться на проекте, мисс Каллахан все свое внимание направила на поддержание дисциплины у мальчиков. Несколько резвых мальчишек устроили возню в углу рядом с компьютером. Мисс Каллахан сделала замечание, что они слишком шумят, и велела им вернуться к своим столам и ждать своей очереди.

С унылыми лицами мальчики поплелись на свои места и сели. Через минуту один из мальчиков не смог сдержаться и выкрикнул что-то. Мисс Каллахан жестко осадила его: "Я не хочу делать вам еще одно предупреждение,- сказала она. - Еще одно предупреждение - и вы отправитесь к директору".

Я уже бывал прежде в этом классе, и поэтому заметил, что двух самых сообразительных мальчиков - Роберта и Свона - не видно. Я спросил мисс Каллахан, не заболели ли они.

- Нет,- ответила она. - Роберт слишком непоседливый, чтобы участвовать в командной работе. Он занимается совсем другим делом,- Она показала на него: он одиноко сидел на полу, незаметный, отлученный от общих занятий.

- А где Свон? - спросил я.

- Он отпускал неприличные шуточки об Альберте Эйнштейне сегодня утром и мешал всему классу. Поэтому он сейчас в коридоре работает над произношением,- миссис Каллахан вздохнула,- Некоторые дети совершенно не вписываются в с покойные командные методы обучения.

Я хотел было спросить ее, что это за шутки об Альберте Эйнштейне, но был слишком озабочен ее отношением к этим мальчикам. Она была уверена, что эти мальчики "не вписываются" и что они "не могут" нормально участвовать в общей деятельности, в то время как я знал (и она знала), что это замечательные мальчики, которым есть что сказать. Хотя я сомневался, что мисс Каллахан согласится с этим, я подумал, что превалирующие методы обучения в этот день в классе соответствовали тому, как предпочитают заниматься девочки, и что мальчики находились в невыгодной позиции.

Этот непреднамеренный разрыв между учителями и мальчиками растет по мере приближения подросткового возраста. В начальной школе учителям еще несложно увидеть в учениках мужского пола тех, кем они являются на самом деле - маленьких мальчиков, слабых и уязвимых. Но когда внешне мальчик превращается в мужчину - появляется щетина над верхней губой, он становится выше ростом - учителю очень трудно помнить все время о том, что в этом зрелом мужском теле живет маленький мальчик. Свои собственные чувства и представления о мужчинах и мужественности выходят на первый план, и учитель с трудом может сфокусироваться на том, чему мальчику необходимо от него научиться. Учитель может не знать о Мальчишеском кодексе или маске, он может не осознавать, насколько сильно то давление, под воздействием которого мальчики считают, что должны действовать сильно, твердо, агрессивно, и поэтому учитель оказывается не в состоянии увидеть истинную уязвимость мальчиков, а порой он даже физически их боится.

Такое отношение к мальчикам как к ученикам не ограничивается учителями. Сами девочки, копируя учителей, могут невольно усугублять трудности мальчиков. Как объяснила мне одна одиннадцатилетняя девочка: "Мальчишки все портят. Они бестолковые, и мы не хотим, чтобы они были в нашей группе".

Естественно, мальчики чувствуют враждебное отношение к себе. Четырнадцатилетний Кевин рассказал мне о том, что многие мальчики в их школе боятся себя проявить: "Я знаю, что во многих классах считается, что мальчики запугивают девочек. Но я думаю, что все совсем наоборот. Девочкам легче поднять руку и отвечать, чем мальчикам... Многие мальчики боятся говорить, чтобы не показаться глупыми".

Восьмиклассник Джейкоб рассказывает, как учеба в школе для мальчиков отличается от пребывания в смешанном классе: "Когда рядом девочки, ты неизбежно ведешь себя иначе. Что здесь хорошо, так это то, что в классе ты можешь сказать, что ты думаешь, и не чувствовать себя глупо. Мы говорим друг другу то, что думаем. Это очень важно. Еще здорово не переживать о том, как ты выглядишь в школе. Весело встречаться с девочками вне школы и по выходным, но я не думаю, что мне бы понравилось, если бы в моей школе появились девочки".

И хотя маленькие мальчики вряд ли способны ясно сформулировать, какое влияние оказывает на них такое отношение девочек, разумеется, они не могут на него не реагировать. Вот, например, история Рэнди. В первом классе Рэнди уже очень хорошо умел читать. Но когда учительница мисс Коэн делила класс на шесть групп по чтению, она решила, что Рэнди недостаточно хорошо читает, чтобы войти в группу лидеров, состоящую из трех девочек. Через шесть недель занятий, тем не менее, Рэнди так продвинулся в своих умениях, что учительница подумала, что он мог бы перейти в эту группу. Рэнди был очень рад, в отличие от девочек. Они не хотели принимать Рэнди. Лаура, по всеобщему мнению, лучший чтец в классе и лидер группы, была откровенно враждебна. Если он ошибался, когда читал вслух, она хихикала или закатывала глаза. Если надо было выбрать книгу для чтения в группе, мнение Лауры главенствовало, и она отвергала предложения Рэнди, пользуясь поддержкой других девочек.

Рэнди было трудно справляться с требованиями по чтению в группе для сильных учеников, а еще труднее ему было быть единственным мальчиком среди трех девочек, и самое трудное - выдерживать насмешки и враждебность Лауры. Но я считаю, что большинство его трудностей можно было бы облегчить, если бы учительница, мисс Коэн, вмешалась. Но она сама воспринимала участие Рэнди в группе для лучших как привилегию: он занимал место, которое, по ее мнению, естественно предназначалось девочкам. И действительно, статистические показатели по чтению и письму подкрепляли ее убежденность. Отношение к Рэнди было очень похоже на то отношение, с которым столкнулась бы девочка, если бы она вошла в спортивную команду "только для мальчиков". Он был отвергнут и чувствовал свою нежеланность. По моему мнению, с такой враждебностью по половому признаку нельзя мириться.

 

 

Гендерные стереотипы в классе

 

Гендерные стереотипы, которые приводят к таким ситуациям, в какой оказался Рэнди, рождаются еще в детском саду, а к тому времени, когда дети переходят в среднюю школу часто становятся общепризнанными. Под влиянием мифов о мальчиках, которые мы обсуждали, особенно мифа о том, что мальчики ведут себя всегда одинаково ("мальчишки есть мальчишки") и что мальчики каким-то образом обречены быть непослушными, асоциальными буянами ("мальчики опасны") у многих учителей возникают косные и неверные представления о том, как обращаться с мальчиками в классе.

Как и другие члены общества, учителя стараются поместить мальчиков в некий тендерный шаблон и затем ограничить, если они попытаются вырваться из него. Посмотрите, что произошло, когда Линда Бэккен, психолог и специалист по обучению из Государственного университета Уичито, посетила детский сад. Когда маленький мальчик надел женское платье, бусы и взял в руки сумочку, учительница сердито прикрикнула на него: "Мальчики не играют с бусами",- сказала она и вытолкнула его из зоны ддя девочек.

Друг одного моего коллеги недавно рассказал мне, как начинающаяся между дочерью моего коллеги и сыном нашего общего друга дружба чуть не расстроилась в первом классе, когда учительница в школе саркастически усмехнулась: "Адам, кажется, твоя подружка Сара хочет сидеть с тобой".

Воспринимая мальчиков так узко и не замечая нежной, творческой, чувствительной стороны мальчиков, некоторые учителя, сами того не желая, могут значительно затормозить эмоциональное и учебное развитие мальчиков, которые вовсе не обязаны соответствовать устаревшим общественным тендерным стереотипам, предписывающим, как им вести себя, учиться и расти. Бессознательно многие учителя жестко навязывают Мальчишеский Кодекс и подавляют любые попытки мальчиков восстать против него.

В дополнение к этому, многие педагога отводят мальчикам роль "плохих парней", указывая на них как на источник многих серьезных проблем, с которыми недавно девочки столкнулись в школе. И вместо того, чтобы предпринимать усилия для того, чтобы учесть специфические модели поведения, тревоги и мечты мальчиков, в образовательной системе наблюдается тенденция просто игнорировать их нужды. Мальчиков, по сути, бросают в воду: плыви или тони, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Когда у них возникают конфликты с учителями, администрацией или другими учениками, в них часто видят зачинщиков и провокаторов. В соответствии с мифом об "опасности", в школе мальчиков часто воспринимают как "маленьких тестостероновых монстров", чью "агрессию" надо держать в узде и контролировать, а не как уязвимых маленьких мальчиков, которым требуется забота и поддержка. Все это усложняет нашу задачу: найти новый, эффективный, творческий подход к их обучению.

И хотя это правда, что многие мальчики причиняют серьезные беспокойства в плане безопасности и дисциплины, я убежден, что большинство из них просто не получает достаточно нужного им внимания и руководства в нужном количестве. Вот что рассказала Джулия Уинслоу, учительница, которая преподавала социальные науки в средней школе ее родного города в течение восьми лет. "Когда я начала преподавать, я решила, что буду не такой, как те учителя, у которых я училась. Я хотела на самом деле слушать детей, искренне уважать их, никогда не говорить с ними свысока, не быть слишком строгой".

Реальность, жалуется Джулия, не оправдала ее надежд. "Бывают дни, когда мне самой очень нравится то, как проходят занятия. Дети построили замок, чтобы представить себе средневековье, или у нас получилось хорошее обсуждение каких-то текущих событий. Но часто я просто судья или дрессировщик в цирке для двадцати восьми тюленей. Я отдаю команды, бросаю рыбу, выношу приговоры. Никто не получает того, в чем на самом деле нуждается".

Джулия чувствует, что на мальчиков в классе обрушивается часто главный удар:

- Я постоянно ору на мальчиков. Неважно, насколько хорошо они умеют притворяться, я знаю, что их травмируют мои Срывы. Часто я уверена в том, что у их плохого поведения есть скрытые причины, но у меня просто нет времени и сил, чтобы разгадать их.

- А что с девочками? - спросил я.

- Девочки лучше умеют заботиться о себе. Мальчикам обычно требуется больше помощи в работе, но я не могу быть в десяти местах одновременно. Поэтому я обычно пытаюсь пережить как-то день, раздавая указания одному подождать, другому сидеть тихо, третьему прекратить делать то-то с тем-то.

- Вам тяжело приходится,- предположил я.

- Да, в прошлом году у меня был мальчик, с которым я никак не могла справиться. Он никогда не мог выдержать темп класса. Каждый раз, когда я смотрела на него, он тянул кого-нибудь из девочек за волосы или толкал кого-то из мальчишек. Я посоветовала перевести его в коррекционный класс. После того, как он ушел, я чувствовала себя ужасно. Он не был особенно талантлив, но он, скорее всего, мог бы тянуться за другими, если бы я больше помогала ему и была более терпеливой. Мое решение отправить его в класс для отстающих может изменить его навсегда. Мне тяжело это осознавать.

Но если Джулия жалуется на трудности, с которыми она столкнулась, пытаясь учитывать потребности мальчиков, некоторые педагоги считают мальчиков источником всех своих проблем и обвиняют их в трудностях, которые переживают девочки. Например, недавно я получил копию школьной газеты для родителей из одной престижной смешанной средней школы, которая начиналась статьей, озаглавленной "Девочки за откровенность, мальчики - за Звездные войны". В газете поясняли, что этот выпуск будет посвящен двум темам, потому что мальчики и девочки не смогли договориться: мальчики хотели писать о "Звездных войнах", в то время как девочки настаивали на теме женского равноправия. Поэтому половина газеты будет о "Звездных войнах", а другая - о том, что такое быть молодой женщиной. "Девочки этой школы,- сообщала газета,- это лучшая часть будущего". Из этого следовал неизбежный вывод, что мальчики, разумеется, это худшая часть будущего, что доказывает их увлечение глупыми фильмами вроде "Звездных войн". Одна из статей в разделе девочек имела заголовок "Почему здорово быть женщиной". В этом нет ничего плохо, если это просто отражает позитивное отношение девочек к себе. Но в этой статье перечислялись особенности девочек в противовес особенностям мальчиков. Вот таким образом:

- Женщины превосходны в невербальной коммуникации

- Мужчины кажутся более активными и спортивными... но женщины на самом деле более активные спортсмены.

- За исключением мышц и скелета, женское тело сильнее мужского во всех отношениях.

И так далее. Безобидное развлечение, скажете вы. Но если бы мальчики подобным образом поставили девочек ниже себя, вы бы тоже смеялись? Вы бы спокойно читали школьную газету, которая гласила бы "мальчики - лучшая часть нашего школьного будущего"?

Реальность такова, что своими серьезными стараниями помочь девочкам обрести свой голос в школьном классе, мы нечаянно позволили могущественным "антимужским" настроениям проникнуть в наши школы. В результате многие наши образовательные учреждения ужасающе не успевают за подлинными эмоциональными и академическими потребностями наших сыновей.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...