Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В соотношении 50 на 50. Расширение полномочий невозможно без расширения ответственности

Из выступления Мэра Москвы С. Собянина

на VI съезде муниципальных образований города Москвы.

У Правительства Москвы, особенно на начальном этапе реформы, сохранятся, серьезные инструменты контроля. Новые функции МСУ предлагается передать в форме отдельных государственных полномочий. В целях реализации этого положения Правительством Москвы 11 июля 2012 года был принят закон № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными государственными полномочиями города Москвы». Такая форма передачи полномочий, с одной стороны, не ограничивает свободу МСУ, но, в то же время, позволяет Правительству Москвы контролировать, как они исполняются, и позволяет избежать злоупотребления властью и нарушения прав граждан.

Сами же муниципальные депутаты называют предложенную Мэром Москвы реформу правильной, но недостаточной. Они получили только функции контроля – реального аппарата принятия решений нет. Сохраняется разделение на избираемые населением органы МСУ и управы, которые все равно будут назначаться в рамках исполнительной вертикали. При этом согласование актов благоустройства с муниципальным образованием, о котором заявил Мэр в рамках расширения полномочий МСУ, было введено еще с 2011 года. Исполнение остальных процедур сильно затруднено. Чтобы инициировать отзыв главы управы, депутатам-оппозиционерам будет крайне сложно собрать две трети голосов. На согласование муниципальным властям отдаются объекты социальной инфраструктуры, религиозные сооружения, аптеки и пункты общепита, то есть то, что конфликтов не вызывает. А точечная застройка, строительство офисно-деловых центров остаются в ведении управ и префектур, а это самая коррупционная часть градостроительного согласования.

Мэр дал понять, что данный этап – это только начало крупномасштабной реформы МСУ в Москве и что постепенно, шаг за шагом, полномочия муниципальных образований будут расширятся. Все это вопрос времени.

Москва – это город, специфика которого складывается из нескольких характеристик.

Во-первых, Москва – город федерального значения, то есть субъект Российской Федерации. Во-вторых, Москва – столица государства, центр размещения федеральных властей (сегодня – за исключением Конституционного Суда Российской Федерации) и представительств всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, Москва – не только административный, но и деловой центр страны.

Такая многоликость статуса города Москвы обуславливает многообразие задач, стоящих перед городскими властями, решение которых требует концентрации усилий в интересах единого и комплексного развития города. В большом городе в первую очередь требует решения вопрос соотношения возможностей общегородских властей и властей нижнего (с точки зрения территориальной организации) уровня в управлении единым городским хозяйством. Специфика организации МСУ в городах федерального значения предопределяется необходимостью сохранения единства городского хозяйства.

Развитие МСУ в городе Москве возможно только при наличии конструктивного взаимодействия между органами гос. власти города и органами МСУ. Совершенствование организации МСУ в городе Москве является тем направлением работы, на котором должны быть сосредоточены совместные усилия органов гос. власти и представителей муниципального сообщества.

К вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, исходя из сочетания интересов жителей города Москвы и жителей конкретного муниципального образования, исторических и иных местных традиций. В новой редакции Устава и в Законе Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» заложен принцип, по которому за органами МСУ закрепляются лишь те вопросы, которые без ущерба для целостности городского хозяйства могут успешно ими решаться. Все остальные хозяйственные вопросы в районе (жилищные, коммунального хозяйства и благоустройства, потребительского рынка и бытового обслуживания, здравоохранения и образования) решаются управами районов.

В результате проведения реформы управления в г. Москве в 2002–2003 гг. была создана система, которая включает три уровня органов гос. власти и сеть органов МСУ на уровне районов. Однако ситуацию с МСУ в Москве нельзя признать удовлетворительной. Как и предусмотрено законодательством Российской Федерации, муниципальная власть на территории города существует, однако ее роль в решении вопросов городского управления незначительна.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите об организации и особенностях местного самоуправления в городе Москве в период 1991-2003 годы.

2. Расскажите об организации и особенностях местного самоуправления в городе Москве после 2003 года.

3. Расскажите об изменениях в организации местного самоуправления в городе Москве после 2012 года.

4. Раскройте основные изменения в полномочиях органов местного самоуправления в связи с принятием новых законодательных актов в городе Москве в 2012-2013 годах.

5. Самостоятельно сформулируйте 5-6 причин фактического «недоверия» представительным органам власти в городе Москве (в связи с не передачей им «серьезных» полномочий органов государственной власти).

 

3.2. Особенности организации местного самоуправления в Москве
с учетом изменения границ в 2012 году

В предыдущем разделе мы указали, что фактически закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве» закрепил двойственность муниципального (муниципальные образования) и территориального (районы) деления в Москве и разграничил полномочия органов МСУ. На одной и той же территории действует муниципальная власть (Совет депутатов и администрация муниципального округа) и государственная исполнительная власть (управа района) (рис.3.6).

Рис. 3.6. Организация власти в «старой» Москве

В декабре 2011 года столичные парламентарии вместе со своими коллегами из Подмосковья утвердили соглашение об изменении границ между двумя субъектами РФ: Москвой и Московской областью. В соответствии с данным соглашением с 1 июля 2012 года к столице перешли 148 тысяч гектаров новых территорий, что увеличило площадь города в 2,4 раза. Стоит напомнить, что инициатива о расширении границ Москвы принадлежала тогдашнему президенту России Д.А. Медведеву, который выдвинул соответствующее предложение в июне 2011 года.

Надо заметить, что объединение территорий являлось отнюдь не одномоментным процессом. Для того чтобы де-юре и де-факто состоялось изменение границ, нужно было провести вдумчивую и кропотливую работу: собственно, поэтому начало исполнения соглашения было определено вторым полугодием 2012 года. В конце марта 2012 года в Московской городской Думе прошло совместное заседание комиссий по гос. строительству и МСУ, по безопасности и по законодательству, которое было посвящено рассмотрению четырех законопроектов, имеющих важное значение для упомянутого вопроса. Столичные депутаты обсудили и внесли необходимые поправки и изменения в Устав города Москвы, в законы «О территориальном делении города Москвы», «Об организации местного самоуправления в городе Москве» и «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве». В дискуссии приняли участие и представители исполнительной власти столицы: так, общий доклад по теме встречи представила заместитель мэра Москвы, полномочный представитель мэра в МГД А. Ракова.

Прежде всего, следует отметить, что в состав Москвы в связи с расширением границ с июля 2012 года вошло 21 новое муниципальное образование, ранее принадлежащее Московской области. При этом данную задачу было решено осуществить наиболее мягким способом, как для жителей означенных территорий, так и жителей Москвы – с сохранением статуса, наименования и границ муниципальных образований. Но в связи с тем, что на присоединенных территориях существовало иное распределение полномочий между структурами исполнительной власти и органами МСУ, было предложено ввести новый термин для наименования некоторых административно территориальных единиц – «поселение».

Под поселением понимаются объединенные общей территорией населенные пункты, совпадающие по своим наименованиям и границам с внутригородскими муниципальными образованиями (ВМО); таким образом, поселения существуют наряду с районами Москвы – и так же, как и районы, входят в состав крупного административного округа (на присоединенных территориях образованы два новых административных округа, в настоящее время в качестве управляющего органа реально сформирована одна префектура Троицкого и Новомосковского административных округов).

Из 21 муниципального образования, которые присоединялись к существующим в городе 125 ВМО, как раз 19 являлись поселениями, а два других – это так называемые городские округа (г.о. Троицк и г.о. Щербинка).

 

Рис. 3.7. Организация власти на территории «новой» Москвы

Больше всего нюансов и аспектов содержал как раз процесс унификации старых и новообретенных внутригородских муниципальных образований города. С 1 июля 2012 года в Москве все ВМО поделились на три вида: муниципальные округа, а также городские округа и поселения. И для каждого вида ВМО был установлен свой перечень вопросов местного значения. Дело в том, что список гос. полномочий органов МСУ в Московской области отличаются от аналогичного списка в нашей столице. Кроме того, бюджеты органов МСУ в двух соседствующих регионах также формируются по-разному. В Москве состоялись выборы депутатов муниципальных Собраний внутригородских муниципальных образований (ВМО), в то время как в Подмосковье депутатский корпус на местах продолжал свою работу. Эти отличия и определяют разный порядок организации местной власти. Присоединенные муниципальные образования сохраняют свой текущий статус, структуру органов МСУ, а также муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов, при этом доходы городских округов и поселений есть не ниже тех, которые ониполучали до присоединения к Москве.

Еще одно важное нововведение касается наименований органов МСУ в столице – их тоже сделали едиными. Как известно, в городе на местах работали муниципалитеты и муниципальные Собрания. С июля 2012 года данные структуры стали называть соответственно «администрацией муниципального округа (городского округа, поселения)» и «Советом депутатов муниципального округа (городского округа, поселения)». По-иному стали именоваться и руководители органов МСУ – теперь это главы администраций, главы Советов депутатов, главы муниципальных округов, городских округов и поселений. Данное предложение было единогласно одобрено членами Совета муниципальных образований города Москвы.[8]

Надо сказать, что при обсуждении проектов депутаты большую часть внимания уделили терминологическим вопросам. Так, некоторым показалось важным выяснить, насколько удобным является сохранение таких понятий, свойственных присоединяемым территориям, как «хутор», «поселок», «деревня». Не секрет, что в Московской области данные термины имеют большое распространение. Высказывались предложения обозначить их более привычными для московских жителей наименованиями – ввести, например, единое понятие «населенный пункт». Но, по словам заместителя мэра Москвы, полномочного представителя мэра в МГД А. Раковой, ничего менять не следует, дабы не причинять дополнительные неудобства местным жителям.

Вообще, главным для столичных властей при подготовке проектов было как раз стремление осуществить процесс объединения таким образом, чтобы жители не чувствовали лишнего дискомфорта от преобразований. Именно поэтому многое из того, что было характерно для нынешнего устройства присоединенных территорий, осталось и после оформления всех фактических и юридических формальностей. Например, те же полномочия органов МСУ – в отличие от своих московских коллег представители подмосковной муниципальной власти могут заниматься такими вопросами, как организация в границах городского округа электроснабжения, водоснабжения, снабжения населения топливом или обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищными помещениями в соответствующем муниципальном фонде. Такое право определено Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и оно осталось закрепленным за органами МСУ на новых территориях.

В ходе обсуждения соглашения об изменении границ города Москвы в выступлении первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по городу Москве Ю. Беседина было посвящено теме безопасности. Он подчеркнул, что на присоединяемых территориях, как правило, отсутствуют привычные для Москвы аварийно-спасательные формирования. Между тем для поддержания столичного стандарта безопасности этот вопрос необходимо было проработать очень тщательно.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите об изменениях в организации МСУ в городе Москве после 2012 года.

2. Раскройте основные изменения в полномочиях органов МСУ в связи с принятием новых законодательных актов в городе Москве в 2012-2013 годах.

3. С какими проблемами в организации МСУ на присоединяемых к Москве территориях столкнулось руководство нашей столицы?

4. Самостоятельно сформулируйте проблемы руководства Московской области в период передачи присоединяемых к Москве территорий.

5. Самостоятельно сформулируйте общее и различное в организации власти в «старой» и в «новой» Москве.

 

Глава 4. Общая характеристика внутригородского муниципального образования – муниципальный округ (на примере муниципального округа Куркино)

Внутригородское муниципальное образование Куркино – часть территории города Москвы в границах, установленных Законом города Москвы «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»[9]. Правовую основу деятельности муниципального образования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав города Москвы, законы города Москвы, Устав муниципального образования Куркино[10], решения, принятые на муниципальном собрании, муниципальные правовые акты.

Куркино входит в Северо-Западный административный округ. Создан в 1992 году. Построен департаментом инвестиционных программ строительства правительства Москвы в 1999-2006 годах. Район расположен за МКАД на северо-западе Москвы, между городом Химки и московскими районами Митино и Северное Тушино с внешней стороны МКАД. Является экспериментальным жилым районом, что выражается в низкой плотности застройки. Общая площадь территории района составляет 790 га, застройка осуществлялась на 290 га. Кроме того, в Куркино на 1 жителя приходится 102 кв.м зеленых насаждений с учетом лесопарковой зоны (показатель по Москве – 34, 6 кв.м). Состоит из 18 микрорайонов. Жилые дома разной этажности – от коттеджей и таунхаусов до 17-этажных многоквартирных, построены по индивидуальным проектам[11]. Инфраструктура района ориентирована на удовлетворение социально-бытовых потребностей населения, на территории отсутствуют крупные промышленные предприятия, преобладают школы, центры образования, дома культуры (МУ ЦТД «Ростки», Дом культуры «Куркино», Центр образования, 8 детских садов). Площадь района – 790 га, на его территории расположено 585 домов, из которых 362 жилых. Население Куркинского района, зарегистрированное по месту жительства, составляет около 26 тыс. человек (фактически проживает свыше 36 тыс. человек).

Куркино – экологически чистый район с сохранившимся естественным холмистым ландшафтом и растительным покровом. Еще до возникновения Москвы как города по реке Всходне проходил водный путь из Прибалтийских стран на Волгу, по берегам реки располагались селения, до наших дней сохранились с XVII века – Куркино, Юрово.

Инфраструктура района ориентирована на удовлетворение социально-бытовых потребностей населения, на территории отсутствуют крупные промышленные предприятия, преобладают школы, центры образования, дома культуры (МУ ЦТД «Ростки», Дом культуры «Куркино», Центр образования). В Куркино построены и продолжают строиться объекты социальной инфраструктуры, которые должны в полной мере удовлетворять потребности жителей района. Уже работают, почтовое отделение, пожарное депо, отделение внутренних дел. В нежилых помещениях на первых этажах многоэтажных домов открываются магазины, кафе, аптеки, предприятия бытового обслуживания, объекты здравоохранения.

Таким образом, можно выделить следующие особенности района Куркино города Москвы:

· наличие памятников истории и культуры местного значения;

· отсутствие промышленных предприятий;

· общественные организации и объединения;

· развитая система учреждений образования;

· низкая плотность застройки

· наличие большого числа лесопарковых зон

Экономическую основу муниципального образования составляют дотации и субвенции, находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципального образования.

Значительную часть доходов бюджета внутригородского муниципального образования Куркино, представленного в таблице 4.1, составляют безвозмездные поступления, а именно доля субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий города Москвы и финансовая помощь. На рисунке 4.1 представлена структура доходов местного бюджета в виде диаграммы, кольца которой отображают долевое соотношение видов доходов в 2009–2011 гг. (круг с наименьшим радиусом – 2009 год, с наибольшим – 2011 год).

Рис. 4.1. Структура доходов местного бюджета внутригородского муниципального образования Куркино

 

Увеличение предоставляемых местному бюджету субвенций связано, прежде всего, с передачей на уровень МСУ государственных полномочий, финансовое обеспечение которых должно осуществляться только за счет субвенций соответствующего бюджета. В составе расходов (табл. 4.1) на протяжении периода с 2009 по 2011 год преобладают расходы на общегосударственные вопросы, в которых в свою очередь значительная часть приходится на функционирование местных администраций. Так же возрастают расходы в области здравоохранения спорта и физической культуры.

Табл. 4.1.

Показатели бюджета внутригородского муниципального
образования Куркино (тыс. руб.)

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Доходы местного бюджета – всего 13946,0 17188.3 20430,1
Налоговые доходы 1064,0 1642.0 2040,0
Безвозмездные поступления 12882,0 15546.3 18390,1
в том числе субвенции 4573,0   8740.3 10069,1
финансовая помощь бюджетам внутригородских муниципальных образований 8309,0 6806.0 8321,0
Расходы местного бюджета – всего 13946,0 17188.3 20430,1
их них на: общегосударственные вопросы   11660,0   13043.2   16272,0
из них: функционирование высшего должностного лица 599,0   938.0   1246,0
функционирование представительных органов местного самоуправления 1549,0 1487.0 1912,6
функционирование местных администраций 9464,0 10442.0 13113,4
обеспечение проведения выборов и референдумов - 129.0 -
Резервные фонды 31.0 31.0 61,0
Другие общегосударственные вопросы 17.0 16.2 18.3
образование (досуговая и социально-воспитательная работа с населением) 684,0 2019.5 1929,3
культуру, кинематографию и средства массовой информации 168,0 408.8 310,7
Национальная экономика 3,0 20.0 46,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2.0 1.0 2.0
мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры 1429,0 1695.8 1790,8

 

Исполнение местного бюджета осуществляется через органы казначейства в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы. Глава Администрации муниципального округа несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение местного бюджета в порядке, предусмотренном федеральными законами и законами города Москвы.

Структуру органов МСУ внутригородского муниципального образования – муниципальный округ Куркино составляют:

§ представительный орган МСУ – Совет депутатов муниципального округа Куркино;

§ высшее должностное лицо муниципального образования – глава муниципального округа Куркино;

§ исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрация муниципального округа Куркино.

Модель организации местной власти во внутригородском муниципальном образовании – муниципальный округ Куркино приведена на рисунке 4.2.

 

Рис. 4.2. Модель организации местной власти в муниципальном округе Куркино

 

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов МСУ, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального округа Куркино, утвержденным решением муниципального Собрания от 10 октября 2006 года № 9-1 с внесенными изменениями. Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают на территории муниципального образования высшей юридической силой.

Устав муниципального образования – своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. В уставе находят отражение следующие положения:

§ наименование муниципального образования;

§ перечень вопросов местного значения;

§ формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

§ структура и порядок формирования органов МСУ;

§ наименование и полномочия выборных и иных органов МСУ, должностных лиц МСУ;

§ виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

§ срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

§ виды ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ;

§ порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля его исполнения в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

§ порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Муниципальное образование разрабатывает устав самостоятельно. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, устав принимается представительным органом тайным голосованием не менее 2/3 установленного числа депутатов. Для привлечения населения целесообразно в обязательном порядке проводиться публичные слушания по проекту устава и внесению изменений в него, также возможно предварительное вынесение некоторых основных положений устава на местный референдум.

Представительным органом внутригородского муниципального образования является Совет депутатов муниципального округа Куркино, которое состоит из десяти депутатов, избираемых сроком на четыре года на муниципальных выборах. Возглавляет Совет депутатов председатель, избираемый из числа его членов. Полномочия Совета представлены на рисунке 4.3.

Принятие Устава и внесение в него изменений. Принятие правовых актов по вопросам местного значения.

Рис. 4.3. Полномочия Совета депутатов муниципального округа Куркино

 

Основной формой деятельности Совета депутатов являются заседания, которые признаются правомочными, если на них присутствуют более половины от установленной численности депутатов. Правовое положение депутата Совета депутатов муниципального округа Куркино определено в Законе города Москвы «О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве»[12]. Депутаты муниципального Собрания осуществляют свою деятельность на непостоянной основе, за исключением главы муниципального образования.

Проведем сравнительный анализ возрастного состава депутатов муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Куркино. Как видно из таблицы 4.2., вновь избранный состав муниципального Собрания характеризуется дифференцированной возрастной структурой, с включением более молодых слоев общественности в осуществление местного самоуправления.

Табл. 4.2.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...