Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Врачебная деонтология как традиционная этическая модель в медицине..

4. Биомедицинская этика. …………………………………………………………..

5. Биомедицинская этика как социальный институт. …………………………..

6. Развитие биомедицинской этики в России. …………………………………….

7. Технология разрешения этических проблем. …………………………………..

Глава 3. Принципы биоэтики. ………………………………………………………

1. Принцип «не навреди». ……………………………………………………………

2. Принцип «делай добро». ………………………………………………………….

3. Принцип уважения автономии пациента. ………………………………………

4. Принцип справедливости. ………………………………………………………..

Глава 4. История медицинской этики. …………………………………………….

1. Медицина и медицинская этика древнего мира. ………………………………

2. Врачевание в Древней Греции. Врачебная этика Гиппократа. ……………..

3. Ибн Сина. ……………………………………………………………………………

4. Парацельс……………………………………………………………………………

5. Этика врачевания в новейший период России (врачебная деонтология). …

Глава 4. Модели врачевания. ……………………………………………………….

1. Социологические и психологические аспекты деятельности современного врача. …………………………………………………………………………………..

2. Модель технического типа. ……………………………………………………….

3. Модель сакрального типа или «врачебный патернализм». ………………….

4. Модель коллегиального типа. ……………………………………………………

5. Модель контрактного типа. ……………………………………………………..

Глава 5. Этика современной клиники – правила поведения врача и пациента и способы разрешения межличностных проблем. …………………………………

1. Правило конфиденциальности. ……………………………………………………

2. Правило правдивости. ………………………………………………………………

3. Информация и согласие. ……………………………………………………………

4. Взаимоотношения с коллегами. ……………………………………………………

5. Организационные приемы разрешения психологических проблем современного здравоохранения. Балинтовское движение на Западе. …………..

Глава 6. Этика пренатального периода, акушерской практики, гинекологии. .

1.Биологический и моральный статус человеческого плода. ……………………

2. Искусственное прерывание беременности: история вопроса. ………………

3. Аргументы противников абортов. ………………………………………………..

4. Аргументы «за» разрешение абортов. ……………………………………………

5. Отношение к аборту в современном мире – проблема морали и права. …….

История абортов в России - столкновение интересов религии и общества. ..

Глава 7. Этика новых репродуктивных технологий и послеродового периода развития ребенка. ………………………………………………………………………

1. Этика медицинской генетики. ……………………………………………………

2. Исследования на эмбрионах. ……………………………………………………

3. Суррогатное материнство и новые репродуктивные технологии. …………..

4. Перспектива клонирования человека. ……………………………………………

5. Этика реанимации в неонатологии и педиатрии. ………………………………

Глава 8. Смерть и эвтаназия как моральные проблемы. ………………………..

1. Психология умирания. ………………………………………………………………

2. Терминальный больной. ……………………………………………………………

3. Эвтаназия. ……………………………………………………………………………

4. Основные этические аргументы в пользу эвтаназии. …………………………

5. Основные этические аргументы против эвтаназии. …………………………..

6. Этика в критической медицине и реабилитологии. …………………………….

7. Этические проблемы суицида. …………………………………………………….

Глава 9. Этические проблемы психиатрии. …………………………………………

1. Отношение к психически больным в разные периоды истории. …………….

2. Права психически больных, их этическое и законодательное обеспечение. …

3. Этические проблемы при работе с наркологическими пациентами. …………

Глава 10. Этические проблемы клинической психологии и психотерапии. ……

1. Этика психологического исследования. …………………………………………

2. Этика психологической диагностики. …………………………………………..

3. Этические проблемы психологического консультирования. …………………

4. Этические аспекты психотерапии. ……………………………………………….

5. Присутствие этических стандартов при лечении нетрадиционными методами: иллюзия или реальность. ………………………………………………..

Глава 11. Морально-этические проблемы СПИДа. ……………………………….

1. СПИД и его общественный резонанс. …………………………………………….

2. «Спидофобия» и требования медицинской этики. Психологические аспекты СПИДа. …………………………………………………………………………………..

3. Тестирование на ВИЧ и уважение автономии пациента. ……………………..

4. СПИД как ятрогения. ……………………………………………………………….

5. СПИД и профессиональный риск медицинских работников. …………………

6. Профилактика ВИЧ-инфицирования: этические проблемы. ………………………….

Глава 12. Этика биомедицинских исследований. …………………………………..

1. Использование животных в медицинских исследованиях. …………………….

2. Эксперименты на человеке – история и современность. ……………………….

3. Основные принципы исследовательской этики. ………………………………..

Заключение. ……………………………………………………………………………..

Литература. ………………………………………………………………………………

Приложения. …………………………………………………………………………….

 

 

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

Евангелие от Луки (6:31)

«Врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах»

Гиппократ

«Юноша – неподходящий слушатель для лекций по этике»

Аристотель

«Знание не есть добро. По самой сути своей знание нравственно нейтрально»

Пол Фейерабенд

 

Введение

Длительный курс обучения, пройденный практикующим врачом, готовит его к профессиональной деятельности со стороны теоретических знаний, многих специальных дисциплин, современных диагностических и терапевтических подходов. Однако, увы, этот курс практически не научает врача решать многочисленные этические, правовые, социальные вопросы, которые составляют значительную часть его практики, о чем не принято думать. Конечно, помогает общение с коллегами, но если ты – единственный врач на приеме, если вопрос настолько деликатен, что его нельзя обсуждать с другими, если пациент спрашивает именно твое мнение и ориентируется на него, а то и исключает возможность вынесения обсуждения за стены кабинета? Кроме того, пригодны ли для тебя советы коллег, каждый из которых имеет собственный житейский опыт, отличный от твоего, опыт, формирующий не только этические, но нередко и аэтические, предвзятые или просто недопустимые взгляды, тем более, что формирование этических по сути воззрений требует значительной внутренней работы и постоянной рефлексии. А до нее ли многим из нас в суете повседневных забот?

Как область науки, современная биоэтика, родившись не более века назад, вполне утвердила себя. Но как социальный институт, тем более в нашей стране, она только начинает неуверенно входить в нашу жизнь. Реальные проблемы, затрагивающие этические аспекты, в ежедневной медицинской практике всего лишь слегка очерчены или вовсе не упомянуты. Термин «этическое» вызы­вает в нашем представлении совокупность нравственных принци­пов, определяющих наше профессиональное поведение. Однако многие годы в отечественной традиции доминировал деонтологический подход, который никак не проистекает из личной нравственности, фактически не оставляет для нее места. Деонтологию определяет совокупность заданных правил, которыми жестко руководствуются в профессиональной деятельности, причем эти правила не принято обсуждать или пересматривать. Хорошо если все возможные ситуации предусмотрены правилами. Но реально ли это? Кроме того, деонтологическая этика всегда корпоративна, а значит, определяется интересами группы людей, что также создает определенные ограничения. В современном мире, где гражданское общество не остается равнодушным к происходящему внутри корпорации, фирмы, любого социального института, тем более такого распространенного и общественного значимого, как медицина, не может быть замкнутой этики для внутреннего пользования, этика будет отражать интересы не только клана или ограниченного сообщества. Не следует также забывать, что этика врачебной корпорации имеет традиции, но готова ли она отвечать на вопросы сегодняшнего дня, вопросы, связанные с новыми медицинскими технологиями?

И еще одно важнейшее обстоятельство требует необходимости формирования индивидуальных способов выработки решений по этическим вопросам. Это знакомое многим практическим врачам чувство изолированности, испытываемое перед лицом проблем, с которыми они сталкиваются ежедневно, тяжкий груз ответствен­ности. На первом рубеже, наедине со сво­ей совестью, находится именно врач-терапевт или специалист, ра­ботающий в амбулатории, и именно он должен отвечать сразу и без длительных раздумий на многочисленные вопросы. Нередко врач единолично прини­мает очень важные решения, которым предстоит сыграть основную роль в жизни пациентов.

И здесь есть два пути, помогающих в данной ситуации и идущих навстречу друг другу. Первый путь – развитие у каждого профессионала соответствующей этической рефлексии, обучение алгоритму анализа неоднозначных с моральной точки зрения ситуаций и принятия ответственных решений. Второй путь, возможно более долгий и сложный, с учетом наших отечественных реалий и отсутствия соответствующих традиций, - путь постепенного создания этических институтов, условий для открытого и полного обсуждения этических проблем, дискуссии, идущей в рамках взаимного уважения позиций. Необходимость второго пути очевидна, но требует большой перестройки общественного сознания, с повышением в первую очередь толерантности к противоречиям, к иной позиции собеседника. Последнее особенно сложно для нашей страны, исторически привыкшей к режиму единообразия взглядов и засилья единой идеологии, даже если не безупречной, то так облегчающей существование в сложном мире готовыми ответами на все вопросы. Переход к полифонии мнений, дискурсу требует, пожалуй, наиболее выраженной ломки сознания. Потому своевременно обучение этическому анализу именно студентов, сознание которых еще не отягощено жесткими схемами стереотипов, оценок и запретов. Надеемся, что предлагаемое читателю учебное пособие внесет свой посильный вклад в данную работу.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...